Мы рассылаем SMS. Для чего, для чего?

uchastnik «Merry Christmas» – таким было первое в истории сотовой связи текстовое послание, отправленное с помощью службы коротких сообщений (Short Message Service – SMS). Автором этого поздравления, отправленного 3 декабря 1992 г., был Найл Папуорт, инженер британской телекоммуникационной компании Airwide Solutions.

sms_16_12_2009

На свет появилась перспективная технология, без которой трудно представить современную связь. Несмотря на то, что поддержка технологии SMS была предусмотрена в стандарте GSM, молодой, несформированный рынок мобильной связи начала 90-х оставил технологию без должного внимания. И только на стыке тысячелетий служба SMS прочно вошла в нашу жизнь. Кто помнит те времена, подтвердит, что сервис предоставлялся операторами бесплатно и расценивался, как дополнительная «малоперспективная» услуга.

Для чего мы используем SMS? Кто-то отправляет SMS, чтобы поддержать любимый сайт на интернет-фестивале. Кто-то отправляет послания, чтобы скоротать время – ведь на отправку SMS уходит больше времени, чем на живой разговор по телефону. Кто-то строчит буковки для получения доступа к сайтам для взрослых! А кто-то поддерживает и развивает свой бизнес, используя SMS рассылку. О последнем варианте применения SMS, я и хочу рассказать читателю.

sms_16_12_2009_1

Кому это надо?
SMS рассылка – вещь универсальная. Применять её можно для достижения множества целей:
— для поиска новых клиентов
— для уведомления существующих клиентов о проводимых акциях
— для уведомления персонала о возникновении определённых событий
— для анонсов новостей компании
— для поздравлений клиентов, партнёров, сотрудников, друзей
— для приглашения на различные мероприятия
— для организации информационного сервиса (курсы валют, прогнозы погоды и т.д.)

Список можно продолжать долго, учитывая специфику каждого отдельно взятого дела.
Очевидно, такой инструмент как SMS рассылка может быть полезен любому виду бизнеса для поддержки контакта со своими клиентами, партнёрами, коллегами. Приведу далеко неполный список организаций, где уместно применение рассылки:
— банки
— торговые предприятия
— страховые компании
— клубы, рестораны, бары
— турагенства
— автосалоны, автосервисы, автозаправки
— интернет-магазины
— интернет-провайдеры
— коммунальные службы

SMS-рассылка, как инструмент мобильного маркетинга, обладает большими возможностями персонификации сообщений. Решение позволяет осуществить детальную выборку целевой аудитории, отправляя сообщения только той категории получателей, которая действительно способна заинтересоваться сообщением – например, рекламируемым товаром или услугой. Проблемной частью решения является сбор базы потенциальных получателей и достаточных сведений о них для дальнейшего анализа и распределения по целевым группам.

Если на западе мобильный маркетинг считается избитым методом, то в Узбекистане его практически нет. Для нашего народа такой способ получения рекламных сообщений и уведомлений всё ещё непривычен и оригинален. В большинстве случаев SMS сообщение будет прочитано получателем, о чём мечтает каждый рекламодатель!

Судить об эффективности применения SMS рассылки в Узбекистане судить сложно, в виду неразвитости данного вида мобильного маркетинга на просторах нашей республики. За аналитикой советую обратиться к ресурсу http://blog.imobis.ru/, где широко представлен опыт применения мобильных технологий в России и на западе.

sms_16_12_2009_2

Как же это сделать?
Естественный вопрос, из уст тех, кто задумался о включении SMS-рассылки в свой арсенал инструментов ведения бизнеса. К тому же не просто «как», а как это сделать наиболее эффективным способом? Перед обсуждением способов организации SMS рассылки отмечу, что SMS сообщения ограничены по объёму — до 160 символов на латинице и до 70 символов на кириллице и других алфавитах.

Рассмотрим доступные на данный момент способы организации SMS-рассылки.

SMS рассылка через Интернет
Имеется в виду отправка SMS через сайты операторов сотовой связи. Многие операторы предлагают сервис отправки SMS с сайта компании, так называемый Web-SMS. Все 5 сотовых оператора Узбекистана предоставляют такую возможность:
МТС — http://sms.mts.uz/sms.php
UCell — http://websms.ucell.uz/ucell-websms/
Билайн — http://mobile.beeline.uz/sms/sms.php
Perfectum Mobile — http://cdma.uz/index.php?action=sendsms&m_id=250
UzMobile — http://sms.uzcdma.uz/

Основной «плюс» данного способа – это бесплатность. Существуют специальные программы, предоставляющие удобный интерфейс пользователя для отправки SMS и позволяющие вести базу SMS контактов. Ярким примером такой программы, где реализована возможность отправки SMS абонентам сотовых операторов Узбекистана, является «SMS Sender» http://www.sms-sender.uz. Но у способа множество недостатков. Абоненты сотовых компаний могут отключить услугу доставки SMS с сайта компании. И это нормально, ведь никому не хочется получать спам, рассылаемый хулиганами из сети. Практически все операторы используют методы борьбы с SMS спамом и требуют ввод кода подтверждения для отправки SMS с их сайта, а UCell предоставляет доступ к интерфейсу отправки SMS только своим абонентам. Также существуют ограничения на количество сообщений, отправляемых с одного IP адреса. Перечисленные ограничения сводят на нет попытки автоматизации массовой рассылки SMS. Думаю, такой способ пригодится тем, чьи нужды укладываются в 20-30 SMS в день.

Альтернативой Web-SMS, может служить Email-SMS – отправка SMS по электронной почте. В этом случае отправитель пишет обычное электронное письмо на специальный почтовый адрес абонента, предоставляемый сотовым оператором. Абонент в свою очередь получает письмо в виде SMS. Такой способ представляется более удобным, т.к. присутствует возможность отправки одного сообщения сразу нескольким адресатам, но не каждый оператор сотовой связи предоставляет такой сервис и по моим наблюдениям — редкий абонент активирует услугу получения SMS по Email.

SMS рассылка через SMS центры операторов сотовой связи
Данный способ подразумевает заключение договора с оператором сотовой связи на прямое подключение к его SMS центру (Short Message Service Centre или SMSC). При таком подключении скорость передачи SMS будет составлять десятки или даже сотни SMS в секунду. Впечатляет? К тому же, такой способ позволяет задавать имя отправителя (например, наименование компании) — не более 11 символов латиницей. Всегда можно будет получить статистику по доставленным и не доставленным сообщениям. Способ действительно хорош, но требует наличия своей или наёмной IT-службы, которая должна решить технические детали вопроса подключения к SMS центру и заниматься последующим сопровождением сервиса. Так же стоит обратить внимание на «цену вопроса», которая складывается из стоимости подключения к SMS центру, возможной абонентской платы и стоимости объёма, отправляемых сообщений. Вдобавок к сказанному, оператор накладывает ограничения на минимальный объём приобретаемых SMS, который исчисляется сотнями тысяч сообщений. Не каждому по плечу купить такой SMS-трафик, да и далеко не каждому нужны такие объёмы.

Стоит отметить, что наши операторы сотовой связи всё-таки делают небольшие шаги навстречу пользователям, предлагая решения SMS рассылки в виде своих услуг. Например, услуга «SMS-Коллегия» от МТС позволяет самостоятельно проводить SMS-рассылки внутри своей корпоративной группы через любой компьютер с доступом в Интернет. Подробнее с услугой можно ознакомиться на сайте компании, пройдя по ссылке http://corp.mts.uz/ru/services/4359. Хоть услуга доступна только корпоративным клиентам, меня, как рядового абонента, немного разочаровала стоимость услуги:
— абонентская плата за пользование услугой – $1 /месяц
— каждое отправленное сообщение на 1 адресата посредством услуги – $0,03
А ведь мы уже так привыкли к:
— никакой абонентской платы
— минута разговора и SMS по $0,02

SMS рассылка через агрегаторов SMS услуг
Решение похоже на способ с подключением к SMS центру оператора, но в данном случае рассылка будет происходить через SMS шлюз фирмы, предоставляющей услугу отправки SMS. Т.е. договор будет заключен не с оператором связи, а с посредником, которые называются «агрегаторы SMS услуг». Вполне возможно, агрегатор предоставит Вам своё программное обеспечение, адаптирует под Ваши нужды или даже разработает на заказ. Требования к объёму SMS для подключения к агрегатору не столь высоки, некоторые предлагают приобрести объём от 50 SMS, чаще необходимо приобрести 1000 или более SMS. Как правило, чем меньше вы закупаете SMS, тем выше будет стоимость одного сообщения. На рынке Узбекистана мне не известна ни одна компания, предоставляющая услугу рассылки SMS (не считая самих операторов мобильной связи).

В надежде найти отечественный сервис SMS рассылки, я связался с несколькими контент-провайдерами, работающими на рынке Узбекистана:

ООО «NIKITA MOBAYL» http://www.nikita.uz – ответил, что не предоставляет таких услуг.

ООО «MOBILE SOLUTIONS» http://www.content.uz – отказал в предоставлении таких услуг, обосновывая ответ запретом проведения рассылок со стороны операторов мобильной связи. Специалист компании посоветовал обратиться к оператору UCell, который по его словам предоставляет сервис SMS рассылки, но только по абонентам UCell.

ООО «ZAVA MOBILE» http://www.zava.uz – уверил меня в том, что сервис можно реализовать. Для этого необходимо обратиться к местному оператору сотовой связи с просьбой о предоставлении сервиса SMS рассылки и описанием бизнес задач, решаемых с помощью сервиса. После чего оператор примет решение о целесообразности предоставления запрашиваемого сервиса, и в случае положительного ответа направит меня к одному из своих партнёров в лице контент-провайдера.

С остальными компаниями, представленными Бизнес-справочником Узбекистана в рубрике КОНТЕНТ-ПРОВАЙДЕРЫ, связаться не удалось. Телефоны предательски молчали, либо по данным номерам отвечали представители совсем других компаний.

Большое количество зарубежных агрегаторов SMS услуг предоставляют возможность отправки SMS абонентам сотовых операторов Узбекистана, но тут мы сталкивается с проблемой оплаты услуг. Расплачиваться придётся однозначно не в национальной валюте. В среднем, стоимость одного сообщения составит от $0,02 до $0,06, в зависимости от количества приобретённых SMS.

Видно, что способ заслуживает внимания, но как и в случае с подключением к SMS центру оператора, он должен быть экономически оправдан.

SMS рассылка через сотовый телефон
Не спеши, дорогой читатель, разразиться громким смехом или снисходительно улыбнуться, посчитав, что автор предлагает Вам взять в руки телефонный аппарат и заняться традиционной SMS рассылкой. В нашем случае рассылка будет конечно традиционной, но только автоматизированной. Для реализации способа понадобится – компьютер; сотовый телефон или GSM/CDMA модем, подключенный к компьютеру посредством Data-кабеля или Bluetooth-интерфейса; программа, с помощью которой будет задаваться текст SMS сообщения и номера адресатов. Программ для отправки SMS большое множество. Какой-то софт может быть поставлен вместе с сотовым телефоном или модемом, какой-то может быть разработан сторонним разработчиком. Некоторые программы не имеют графического интерфейса, предлагая при этом широкие возможности режимов работы. Другие обладают богатым интерфейсом пользователя, позволяя вести базу абонентов, планировать рассылки, получать различные команды в виде входящих SMS и многое другое. В большинстве своём, программы платные, демо-версии ограничивают количество отправляемых сообщений или вставляют текст с рекламой в отправляемые SMS. Понятно, что функциональность программ различная — достаточно немного «погуглить» и определиться с выбором.

Владея навыками программирования или наняв разработчика ПО, можно разработать собственную программу. Тем более, что в сети Интернет доступны готовые библиотеки для работы с SMS через телефон, при использовании которых не придётся разбираться с наборами AT-команд модемов для отправки коротких текстовых сообщений, а значит существенно сократить срок разработки.

В данном способе отправка осуществляется с того номера, который привязан к SIM-карте, вставленной в сотовый телефон или модем. Из этого следует, что стоимость SMS сообщений будет такой же, как и при «ручной» отправке SMS. Стоимость SMS можно уменьшить следующими способами:

— приобрести SMS пакет от оператора мобильной связи. На данный момент SMS пакеты предлагают купить МТС и Билайн. Доступны также и международные SMS пакеты.
— воспользоваться акцией вроде «SMS нон-стоп» от Билайн, получить SMS бонус, которыми иногда балуют операторы. Главное тут – не упустить момент!
— стать корпоративным клиентом и выбрать тариф с включенным SMS пакетом или возможностью отправки SMS без ограничений и не задумываться о стоимости отправки сообщений. На момент написания статьи, тариф без ограничений предлагает UCell — Тариф «UNLIMITED». Жаль, что нынче недоступны безлимитные VIP тарифы для физических лиц.

В качестве недостатка способа, стоит отметить относительно низкую пропускную способность рассылки – в среднем 10-12 SMS в минуту. Т.е. за сутки можно отправить порядка 17 тысяч SMS. Исключив ночное время суток (примерно 10 часов), во время которого не совсем этично донимать людей SMS сообщениями, получим 10 тысяч SMS в день. Данное ограничение можно обойти, подключив дополнительные телефоны для отправки SMS. Но даже увеличив число дополнительных аппаратов до «разумных» пределов, вряд ли метод уместен для проведения оперативных рассылок многотысячной аудитории. Сообщение может утратить свою актуальность на момент доставки получателю.

Вывод — если Вам требуется отправлять до 300 тысяч SMS в месяц, то это вполне подходящий вариант.

Подведём итоги.
Итак, мы рассмотрели SMS рассылку и несколько способов её реализации. Если пойти дальше, то похожими методами можно организовать службу приёма SMS от своей аудитории. Так сказать — добавить элемент интерактивности, но это уже другая тема для статьи.

sms_16_12_2009_3

Насколько полезно такое явление, как SMS рассылка, каким способом её лучше организовать и для каких целей – это вопрос детального рассмотрения в каждом конкретном случае! Если Вы решили организовать SMS рассылку, обязательно ознакомьтесь с Законом Республики Узбекистан «О РЕКЛАМЕ», и ни в коем случае не занимайтесь спам-рассылкой. Ведь нами движет не жажда наживы, а стремление заполучить лояльных клиентов и партнёров.

Хороших Вам SMS!

Orphus system