Анализ развития систем электронной коммерции Узбекистана в секторе В2С

uchastnik Интернет-магазин охватывает все основные бизнес-процессы торгового предприятия: выбор товаров, оформление заказов, проведение взаиморасчетов, отслеживание исполнения заказов, а в случае продажи информационных товаров или оказания информационных услуг (цифровых товаров) – доставка посредством сети Интернет. Поэтому считается наиболее сложной в реализации системой электронной коммерции.

an_19_12_2009

Рис. 1: Интернет-витрины Yarmarka.uz и Korzinka.uz

Развитие электронной коммерции в Узбекистане находится на начальном этапе. Статье включает в себя анализ ресурсов розничной торговли товарами (сектора В2С электронной коммерции), интернет-магазинов и интернет-витрин.

Провести всесторонний анализ всех существующих и реально работающих интернет-магазинов невозможно. Но отдельные участники на рынке заслуживают внимания, на их деятельности хотелось бы остановиться.

an_19_12_2009_1

Рис. 2: Интернет-ресурсы системы eKarmon

Магазины

Способ оплаты

Доставка

Бонусы, скидки

Электроника и бытовая техника

torg.ek.uz

наличными курьеру, эл. платежи: eKarmon

7 у.е., возможен самовывоз

 

holodilnik.ek.uz

наличными курьеру, эл. платежи: eKarmon

при заказе на сумму 50000 сум, доставка по г. Ташкенту и Таш. области 5000 сум, возможен самовывоз

rostel.ek.uz

наличными курьеру, эл. платежи: eKarmon

по Ташкенту и Таш. области 7000 сум, возможен самовывоз.

Автозапчасти и прочее

www.fors.uz

электронные платежи: WebMoney (кошельки: Y, Z, R, E ); наличными или банковской карточкой (доставке товара курьером). Принимаются любые карточки банков РУз, включая ВИЗА-карт, перечисление на расчетный счет

по Ташкенту (в пределах ТКАД), минимальная сумма заказа с бесплатной доставкой 15 у.е.1

, доставка почтой по Узбекистану.2

Акции и бонусы: При достижении уровня покупок равного 500у.е., каждый розничный покупатель получает постоянную скидку в размере 10%.

Строительные материалы

daye.ek.uz

наличными курьеру, эл. платежи: eKarmon

по г. Ташкенту бесплатно, по Таш. области 8000 сум, возможен самовывоз.

Книги и журналы

www.kitoblar.com

банковский перевод (филиалы Халк банка), эл. платежи: eKarmon

доставка по почте

www.kniga.uz

наличными курьеру; эл. платежи: eKarmon, Webmoney ; банковский перевод или с помощью пластиковых карт (для юр. лиц), предоплата, наложенный платеж.

доставка курьером по г. Ташкенту бесплатна, доставка одной книги до магазина 500 сум, по Узбекистану доставка осуществляется почтой Узбекистана, за пределы республики авиапочтой.

review.ek.uz

наличными курьеру, эл. платежи: eKarmon

Самовывоз, по почте «Узбекистон Почтаси»

www.ixlos.uz

наличными курьеру; эл. платежи: eKarmon, Webmoney ; банковский перевод

по Ташкенту бесплатно, мин. сумма заказа 40000 сум

Канцтовары

 

 

diamondpaper.ek.uz

наличными курьеру, эл. платежи: eKarmon

Если сумма заказа не менее 20000 сум, то доставка по г. Ташкенту и Таш. области бесплатна, если менее 20000 сум, доставка по Таш. области 10000сум

Продовольственные товары

chayka.ek.uz

наличными курьеру, эл. платежи: eKarmon

на сумму свыше 50000 сум, в пределах г. Ташкента и прилегающих к Ташкенту районах доставка бесплатна, на сумму менее 50000 сум, зависит от местоположения 3.

www.wmbay.uz

электронные платежи: WebMoney

доставка курьером по г. Ташкенту, возможен самовывоз.

При каждых последующих покупках на суммы:
Start — 15 $, скидка — 0,5%, Еconom — 50 $, скидка — 1%, Bussines — 100 $, скидка — 3%,
Vip — 500 $, скидка — 5%.

Доставка еды

ilperfetto.ek.uz

электронные платежи: eKarmon

по г. Ташкенту бесплатно (мин. Сумма заказа 15000 сум)

delishop.ek.uz

электронные платежи: eKarmon

по г. Ташкенту бесплатно (мин. Сумма заказа 15000 сум)

www.foods.uz

Кредитные карты: Visa, MasterCard, электронные платежи: Webmoney.

по Ташкенту — 10 $, по Ташкентской области от 20 $ до 50 $.

Подарки, сувениры и цветы

flowers.ek.uz

наличными курьеру, эл. платежи: eKarmon

Международная доставка; доставка курьером; возможен самовывоз.

www.service.uz

Кредитные карты: Visa, MasterCard ; электронные платежи: Webmoney

 

по Ташкенту $10, по Ташкентской области — $25.

www.podarki.uz

Кредитные карты : Visa, MasterCard; электронные платежи : WebMoney, PayPal; Денежные переводы : Western Union, MoneyGram, Migom, Анелик, Быстрая Почта, наличными курьеру ; наличными в цветочном салоне Fashion flowers; по безналичному расчету для организаций.

Если заказ не превышает 100 у.е. — 4 у.е., более 100 у.е., 2 у.е. Сокращения интервала доставки 1000 сум за каждый час4.

www.marakand.uz

электронные платежи: WebMoney (кошельки: Y, Z, R), Яндекс.Деньги, E-GOLD, наличными курьеру, Перечисление на расчетный счет.

курьером, само вывоз из офиса, услугами экспресс-почты, доставка товара курьером осуществляется бесплатно независимо от количества заказа.

При каждых последующих покупках на суммы:
Start — 15 $, скидка — 0,5%, Еconom — 50 $, скидка — 1%, Bussines — 100 $, скидка — 3%, Vip — 500 $, скидка — 5%.

Цифровые товары

www.pin.uz

 

мгновенная доставка на кипер, доступ получаете сразу же после оплаты.

www.wmbuy.uz

электронные платежи: WebMoney (кошельки Z, R, Y), RoboXchange, E — Gold, Moneybookers.com,
Z-payment.ru,
Liberty Reserve,
Siteheart.com

мгновенная доставка на кипер, доступ получаете сразу же после оплаты.

www.moymir.uz

электронные платежи: WebMoney

мгновенная доставка на кипер, доступ получаете сразу же после оплаты.

www.plati.uz

электронные платежи : WebMoney ( кошельки : Y, Z, R), Яндекс. Деньги, Money.mail, Единый кошелёк, RBK Money, CONTACT, EasyPay, QIWI

мгновенная доставка на кипер, доступ получаете сразу же после оплаты.

Номера ( SIM -карты)

nomer.ek.uz

наличными курьеру, эл. платежи: eKarmon

доставка по г. Ташкенту ~ 3000 сум6.

Кино

indigo.ek.uz

наличными курьеру, эл. платежи: eKarmon

доставка по г. Ташкенту бесплатна

www.kinoman.uz

эл. платежи: eKarmon

доступ к загрузке после оплаты

Интернет-витрины

www.yarmarka.uz

наличными курьеру, безналичная (для юр.лиц); пластиковые карты: VISA, Euro с ard / MasterCard /, UzKART (временно не принимается)

крупная бытовая техника 5 у.е., портативная техника курьерской службой магазина составляет 2.5 у.е. Стоимость сокращения интервала доставки 1 у.е. за каждый час7.

www.korzinka.uz

наличными; пластиковые карты банков РУз; безналичный расчет для корпоративных клиентов (юр. лиц)

на сумму свыше 30000 сум бесплатно; менее 30000 сум — 3000 сум; Мин. сумма заказа – 10000 сум

Программа лояльности ”Корзинка Плюсов”

www.elektronika.uz

наличными курьеру, банковский перевод

Малогабаритный товар – 2.5 у.е, крупногабаритный – 5 у.е. по Ташкенту 8

Различные акции и подарки при покупке техники

www.allsoft.uz

банковский перевод 9

электронная и физическая; по г. Ташкенту доставка коробочных версий бесплатно

Уже после первой покупки скидка 2% 10

www.bookstore.uz

наличными курьеру

В пределах г. Ташкента – 2000 сум

распродажи

Таблица 1: Структура интернет-магазинов по группам товаров, способам оплаты, доставки и по программам лояльности

В процессе работы с покупателем постоянно собирается и анализируется маркетинговая информация. Владелец интернет-магазина, имея полную информацию о посетителях web-сайта, может строить в соответствии с ней свою маркетинговую политику, так как после заказа и взаиморасчетов данные о покупательской активности сохраняются в системе.

an_19_12_2009_2

Рис. 3: Интернет-магазины foods.uz и podarki.uz

Согласно обзору ecommerce.ru11, основными требованиями покупателей и ожиданиями от Web-сайта интернет-магазина, являются:
– «легко найти» — понятный интерфейс и удобная навигация;
– «хорошо предложить» — система перекрестных ссылок и предоставление дополнительной информации, объем которой не превышает разумных пределов;
– «быстро купить» — чем меньше кликов мышкой нужно сделать для совершения покупки, тем лучше.

Кроме того, некоторые покупатели предпочитают, чтобы их «запоминали» на сайте и при следующем вхождении приветствовали по имени или предложили продолжить работу с последней точки.

В Узбекистане инфраструктура электронной коммерции находится на стадии формирования. Проблемы с доступом к Интернету ограничивают возможности электронной коммерции, например, низкая степень распространения Интернета среди населения:

an_19_12_2009_3

Диаграмма 1: Оценочное количество пользователей сети Интернет по республике12

По состоянию на 1 октября 2009 года количество пользователей сети Интернет составило 2,6 млн., то есть на каждые 1000 граждан — 93,5 пользователь. При этом наиболее высокий уровень охвата населения доступом к сети Интернет в процентах от общей численности населения наблюдается в Ташкенте (51,09% населения), Бухарской, Самаркандской, Сырдарьинской и Кашкадарьинской областях.

Согласно данным Обзора по развитию ИКТ в Узбекистане за 2006-2008 годы, существуют следующие причины, по которым опрошенные не заказывали товары или услуги по сети Интернет:

an_19_12_2009_4

Таблица 2: Причины, по которым опрошенные не заказывали товары или услуги по сети Интернет13

Также имеют место такие проблемы как низкие доходы, неразвитость электронных платежных систем, психологическая и социальная неподготовленность населения совершать покупки в интернет-магазине. Практическим минусом является отсутствие существенной рекламы интернет-магазинов как в Сети, так и в других средствах массовой информации (наружная реклама, реклама на телевидении).

В основном магазины зоны «UZ» предлагают способ оплаты – наличными курьеру, это объясняется тем, что в Узбекистане практически не развита система кредитных и дебетовых карт, также покупатели не доверяют к онлайновым способам оплаты. Последнее в первую очередь связано тем, что организационные и правовые вопросы электронных платежей не совершенны. В свою очередь, покупатели не уверены в безопасности совершаемых транзакций через Сеть. Далеко не все интернет-магазины предлагают онлайновые способы оплаты.

В связи с вышеперечисленными проблемами интернет-магазинов приоритетными являются вопросы эффективного ведения бизнеса, рекомендуется привлекать больше профессионалов в области электронной коммерции, маркетинга, логистики, консалтинга. Основной задачей должно стать — удовлетворение потребностей покупателя.

Для этого необходимо повысить уровень обслуживания: уделить больше внимания контенту сайта интернет-магазина (подробная характеристика товаров и услуг, советы специалистов), снизить цены за услуги доставки, предоставлять покупателям широкий выбор способов оплаты. Также предлагать различные бонусы, скидки и акции. Так, например, Korzinka.uz предлагает программу лояльности ”Корзинка Плюсов”.

Посредством кобрендинговой суммовой карточки лояльности можно расплачиваться за любые покупки и услуги по всей стране14. Ее выгода заключается в возможности получении скидок и специальных предложений при оплате в сети супермаркетов Korzinka.uz. Владелец карточки получает следующие привилегии:
– автоматически становится участником программы лояльности Korzinka.uz;
– 1% от суммы каждой покупки на сумму свыше 25 000 сум korzinka.uz возвращается владельцу карты в виде зачислений на карту лояльности;
– возможность принять участие в специальных маркетинговых программах сети Korzinka.uz. Помимо вышеперечисленных привилегий, пользователь получает дополнительно все возможности суммовой карты КСБ15.

Кроме вышеперечисленных также нужно расширять ассортимент предлагаемых товаров и услуг, искать наиболее оптимальную политику ценообразования.

Качество работы службы доставки – один из важных факторов успеха интернет-магазина. Чем больше способов оплаты и доставки предлагает Интернет-магазин покупа-телям, тем большую потенциальную аудиторию он может охватить.

1 При заказе на сумму до 15 у.е. — доставка 3900 сум, на сумму от 15 у.е. и выше – доставка бесплатна, 50 у.е. и более – доставка бесплатна + подарок. Доставка по прилегающему к Ташкенту региону: От 200у.е. — бесплатна, до 200у.е. — 6у.е.
2 Доставка почтой по Узбекистану: Минимальная сумма заказа — 20у.е. С помощью почтовой службы товар отправляется в любой город Узбекистана. Стоимость зависит от объема заказа в среднем от 3$ и выше.
3 г. Ташкент: Бектемирский район – 10000 сум, Ибн Сино – 7000 сум, Кара-Камыш – 5000 сум, Мед. Городок – 5000 сум, Мирабадский район – 8000 сум, Мирзо-Улугбекский район – 3500 сум, Собир-Рахимовский район — 4000 сум, Сергелийский район – 10000 сум, Уч–Тепинский район – 8000 сум, Юнус-Ободский район – 2000 сум, Хамзинский район – 6000 сум, Чиланзарский район – 8000 сум, Шайхонтохурский район – 6000 сум, Яккасарайский район – 8000 сум;
прилегающие к г. Ташкенту районы: Янгиюль – 25000 сум, Чирчик – 20000 сум, Кибрай – 15000 сум, В зоны отдыха в районе Чарвака – 30000 сум (оплата за доставку осуществляется посредством eKarmon).
4 Доставка по Ташкенту. Доставка по Узбекистану рассматривается индивидуально. В зависимости от региона доставки, стоимость варьируется от 15 тыс. сум до 25 тыс. сум. Кроме этого еще добавляется внутри регионная надбавка.
5 для сран СНГ и для стран ближнего и дальнего зарубежья. Доставка в страны СНГ и страны ближнего и дальнего зарубежья осуществляется только после 100% предоплаты.
6 г. Ташкент: Бектемирский район – 6000 сум, Ибн Сино – 3000 сум, Кара-Камыш – 3000 сум, Мед. Городок – 3000 сум, Мирабадский район – 3000 сум, Мирзо-Улугбекский район – 3000 сум, Собир-Рахимовский район — 3000 сум, Сергелийский район – 5000 сум, Учтепинский район – 3000 сум, Юнусабадский район – 3000 сум, Хамзинский район – 3000 сум, Чиланзарский район – 3000 сум, Шайхонтохурский район – 3000 сум, Яккасарайский район – 3000 сум, Назарбек — 6000 сум.
7 Города Узбекистана, обслуживаемые курьерской службой, разбиты на группы по стоимости доставки товара, заказанного в Интернет-магазине. В список не входят Москва и города ближнего Подмосковья. Тарифы на курьерскую доставку определены для каждой из зон. Для междугородней доставки форма оплаты — предоплата или оплата на месте. Оплата производится в национальной валюте (в сумах). Доставка в регионы Узбекистана осуществляется для всех видов техники, кроме крупногабаритной, высотой более 85 см. Оплата производиться в момент доставки товара наличными или с помощью пластиковых карт банков Республики Узбекистан. Расходы по доставке заказа оплачивает покупатель.
8 По курсу на сайте.
9 На данный момент осуществить заказ с Интернет-магазина могут только юридические лица.
10 от 1 до 99 у.е. – 2%, от 100 до 199 у.е. – 3%, от 200 до 499 у.е. – 4%, от 500 до 999 у.е. – 5%, от 1000 до 2999 у.е. – 7%, свыше 3000 у.е. – 10%, на сумму более 5000 у.е. – предоставляется индивидуальная скидка.
11 www.e-commerce.ru/analytics/reports — Обзор рынка российских Интернет-магазинов
12 Обзор по развитию ИКТ в Узбекистане за 2006-2008 годы, также использованы данные заседании Коллегии УзАСИ.
13 Обзор по развитию ИКТ в Узбекистане за 2006-2008 годы, Глава 2. ИКТ и население, 2.4. Использование сети Интернет.
14 Карточка выпущена Кредит-Стандарт Банком и сетью супермаркетов Korzinka.uz
15 www.mirit.uz/bank/876.html

Orphus system