Немного мыслей о смысле дата-центров
20 декабря 2009
Рубрика: Связь и телекоммуникации, Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Екатерина Копенкина.

uchastnik Как красота, требует жертв, так и развитие ресурсов требует постоянных расходов связанных с их хранением и обработкой. Во всем мире все большее значение приобретают дата-центры, которые обеспечивают высокий уровень обеспечения бесперебойной работы всех систем, сохранности данных, обработки большого количества информации. Потребность в услугах ЦОД растет постоянно. Узбекский сегмент IT-рынка не является исключением, и в нем просматриваются положительные тенденции на рынке хранения и обработки данных.

Конечно, конкурировать с зарубежными компаниями, предлагающими аналогичные IT-услуги, нашему рынку сложно, но, всё-таки, есть ряд значительных преимуществ и у нашего рынка услуг для местных пользователей.

Попытаемся понять, откуда берутся эти потребности и почему они растут. Для работы любой компании необходимый минимум подразумевает наличие нескольких компьютеров, объединённых между собой локальной сетью, также сервер этой сети, и, конечно, связь с миром, т.е. наличие доступа в Интернет. Уже невозможно представить работу без элементарной электронной почты.

Современные методы ведения бизнеса диктуют свои условия. Сегодня у компаний совсем другие потребности, чем несколько десятилетий назад, и, соответственно, способы их решения. Для поддержания должного уровня на рынке, а также для обеспечения бесперебойной работы всех систем, сохранности данных, обработки большого количества информации требуются высокотехнологичные решения.

К примеру, сайт небольшой компании, расположенный на сервере коммерческого хостера начал «расти». Количество посетителей не превышало в начале 10 посетителей в сутки. Со временем, количество посетителей достигло тысяч и десятков тысяч в день. Обрабатывать такое большое число запросов сервер, на котором хостятся ещё и другие сайты, уже не может. В этом случае уважающая себя компания переносит свой сайт на отдельный сервер – свой, либо взятый в аренду у хост-провайдера. Это дополнительные расходы, но стабильность работы сайта и большое количество посетителей окупят их.

Если сайт не предлагает коммерческие услуги, то всегда есть возможность размещать на нём коммерческую рекламу, что, как известно, даёт хорошую прибыль. Чем больше посетителей, тем выше стоимость рекламы, больше доход и, соответственно, затраты на содержание самого сайта.

Развитие предлагаемых услуг посредством сайта, увеличение контента, а также активная реклама на сайте требует все больший объем занимаемого дискового пространства и аппаратных средств. Так, к примеру, крупные компании Google, Яndex, Mail.ru и др. имеют свои собственные дата-центры. Одними из самых крупных на сегодняшний день являются дата-центры компаний HP, Google, Microsoft, Intel, IBM. Информация о точном количестве дата-центров, серверов этих компаний не разглашается. Но, тем не менее, на сегодняшний день существует более 40 дата-центров Google (1), около 15 дата-центров Microsoft, у компании Hewlett-Packard (3) ранее было 85, а теперь всего 6 дата-центров, что не только не привело к уменьшению мощностей, а позволило сэкономить затраты за счёт консолидации ресурсов. Компания Intel также собирается консолидировать свои вычислительные мощности, разбросанные по всему миру. По словам технического директора Intel (2) Диан Бриант, еще несколько лет назад серверы Intel были расположены в 147 дата-центрах по всему миру, сейчас уже в 70.

Появление датацентров, конечно, является в некоторой степени развитием «хостинг-центров» и «серверных комнат», но главная цель их, в сущности, отличается. Когда оперативность, надёжность, безопасность и удобство доступа из любой точки земного шара к большим объемам данных стали крайне важными, а бизнес стал все более распределённым, потребовалось единое пространство для работы с информацией, тогда и появилось понятие дата-центр (или Центр Обработки Данных – ЦОД).

Предоставление в аренду приложений, хранение и обработка больших объемов критически важной информации в сочетании с предоставлением доступа к такой информации через Интернет, предоставление сложных комплексных услуг, которые могут требоваться заказчику (как правило, корпоративному) – основные функции дата-центров.

Но всё же, на первый план предоставляемых сервисов выходит высокая защищенность – защита территории, технических средств и организационные меры безопасности.

К услугам дата-центра обычно прибегают в следующих случаях:
• когда необходимы большие вычислительные мощности для поддержания сложных бизнес-приложений;
• для хранения важной информации, доступной из разных мест;
• для обработки большого количества запросов (в основном поисковых).

Для информации, объём информации, проходящий и обрабатывающийся в день через Интернет, просто огромен. К примеру, по статистике исследовательской компании comScore за 1 секунду во всём мире совершается около 6 200 поисковых запросов, что в свою очередь генерирует Интернет трафик и выдаёт множество вариантов ответов, которые ведут на сайты, которые, в свою очередь, занимают терабайты места в различных дата-центрах всего мира.

Немного истории
Несмотря на то, что дата-центры появились сравнительно недавно, многое изменилось с момента появления первых ЦОД. Размещать обычное оборудование стало не выгодно, т.к. оно занимало много места, расходовало много электроэнергии и выделяло много тепла. На смену обычным серверам типа Tower (или Башня) пришли сервера Rackmount (для размещения в шкаф), занимающие в разы меньше места. Совсем недавно был создан кардинально новый вид серверов – Blade Server (первые модели появились в 2001г.). Использование блэйд-серверов даёт ряд преимуществ, что ощутимо сказывается на экономии затрат.

Основными преимуществами использования блэйдов по сравнению с обычными серверами при сравнимой производительности Blade-серверы занимают в два раза меньше места, потребляют в три раза меньше энергии и обходятся в четыре раза дешевле (4).

Но наряду с многочисленными преимуществами, описываемыми производителями, существуют и недостатки, как, в принципе, и у всего в этом мире :). Так, например, при реальной экономии электроэнергии, при плотном размещении оборудования и увеличении процессоров на единицу места, общее количество потребляемой электроэнергии значительно увеличивается. Не каждый владелец ЦОД сможет потянуть такие затраты на энергообеспечение.

Помимо этого: блэйд-серверы разных производителей пока не имеют общего стандарта и общей платформы; наличие одной отказоустойчивой точки (шасси) в системе приводит к простою большого количества оборудования, при выходе этой точки из строя; плохие возможности внутренней расширяемости Blade-серверов и другие. Некоторые недостатки блэйд-систем оправдываются тем, что основная их задача – виртуализация, что в свою очередь решает множество современных проблем.

Услуги датацентров
Оказываемые дата-центрами услуги, а также процентное выражение на спрос этих услуг:
• DS-хостинг (Dedicated server) – аренда сервера – 30%
• VPS/VDS-хостинг (Virtual Private or Dedicated Server) – предоставление гарантированной и лимитированной части сервера (части всех ресурсов) – 30%
• Co-location – размещение сервера клиента на площадке дата-центра – 25%
• Виртуальный хостинг – предоставление лимитированной части дискового места, процессорного времени, оперативной памяти – 8%
• Dedicated Area – выделение части технологических площадей для специальных клиентов, имеющих строгие внутренние нормы безопасности – 7%

Какие бывают дата-центры?
Существует 2 типа дата-центров – корпоративные и коммерческие.
Важнейшим критерием дата-центра считается его категория. Согласно американскому стандарту TIA-942 Data Center Standards Overview, дата-центры делятся на 4 основные категории надёжности, называемые Tier (Ряд). Чем больше Tier – тем надежнее ЦОД.

data_20_12_2009

* «N» (сокращение от слова need) – описании требования к количеству ресурсов
**Операция сложения обозначает увеличение потребности на одну условную единицу (например, N+1 означает, что необходимо иметь запас ресурсов в одну единицу), а операция умножения увеличение потребностей в несколько раз (например, N*2 означает полное дублирование потребностей).

Датацентры в Узбекистане.
Очевидно, что в процессе развития Интернет стал необходим практически всем, а особенно в бизнесе, что привело к потребностям компаний не только создавать свои сайты, но и, как говорилось ранее, хранить, обрабатывать и передавать критически важную информацию. Возникает вопрос – каковы потребности в подобных услугах в Узбекистане?

В Узбекистане также существует потребность в услугах дата-центров, и что более приятно, у нас существуют дата-центры.

В первую очередь, в дата-центрах нуждаются операторы услуг связи, банки, обслуживающие клиентские счета и проводящие расчёты по пластиковым карточкам, страховые компании и другие. Такие компании строят свои собственные ДЦ под свои нужды и с учётом своих возможностей. Это и есть корпоративные дата-центры. Сегодня свои ЦОД имеют в Узбекистане такие компании как Билайн, МТС, NBU и многие другие. Но не только компании сотовых операторов и госорганы нуждаются в подобных услугах, потребности в услугах ДЦ присутствуют во всех компаниях, понимающих, что развитие бизнеса по-современному, то есть с использованием современных технологий, в том числе IT, является одним из важных критериев больших успехов.

В Узбекистане присутствуют оба типа ЦОД, как корпоративных, так и коммерческих. При этом развитие корпоративных ЦОД обусловлено необходимостью, которая связана с вопросами безопасности и стабильности работы систем. Тогда как развитие коммерческих ДЦ говорит о росте потребностей в их услугах на местном рынке. Отрадно, что растущее количество поставщиков услуг на нашем рынке, влияет на появление конкурентоспособных цен. Ниже приведены сравнительные тарифы некоторых компаний на услугу co-location, которая становится всё более распространённой в Узбекистане.

data_20_12_2009_1

Но, несмотря на ценовые преимущества, существует ряд проблем связанных с техническими и организационными вопросами, например:
1. Организация бесперебойного доступа к сети Интернет
2. Кондиционирование помещений
3. Бесперебойность электропитания
4. Регламентация доступа посетителей в помещение
5. Наличие квалифицированного персонала

На мой взгляд, необходимыми мерами для поддержки дальнейшего развития ЦОД являются снижение цен на услуги ЦОД, за счёт создания конкуренции, улучшение технических условий ЦОД. А качество предоставляемых услуг повысится, когда на рынке появятся датацентры категории Tier 3 и Tier 4. На самом деле, этого не так просто достичь и быстро это не произойдёт. Сегодня, местный рынок предлагает нам множество услуг, необходимых для решения серьёзных бизнес-задач. Когда спрос на услуги дата-центров ещё больше возрастёт, появятся новые решения, новые конкуренты, что приведёт к развитию данной сферы услуг.

Ссылки на источники:
1 http://www.sc66.ru/docs/180-google-data-center-video.html, http://www.seop.ru/datacenters-2.html
2 http://server-news.ru/hard/770-intel-reshila-obedinit-svoi-datacentry.html
3 http://www.uforum.uz/showthread.php?p=174442#post174442
4 http://www.server-unit.ru/biblioteka/dlya-chego-sluzhat-bleyd-servery/

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте