Из опыта использования в учебном процессе интеграции педагогических и информационных технологий
21 декабря 2009
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Рузания Мусина.

uchastnik Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания.

Очевидно, что в условиях информатизации общества и реализации Национальной программы по подготовке кадров невозможно представить себе процесс преподавания без использования педагогических и информационных технологий. А еще лучше, да и гораздо эффективнее, когда на учебном занятии осуществляется их интеграция.

Будет, наверное, нелишним напомнить читателям, что, по определению ЮНЕСКО, «Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования». Как видно из определения, именно системный подход отличает педагогическую технологию от других подходов к обучению. А это влияет на изменение подхода к планированию, а точнее, к проектированию учебного занятия. Как пишет Кларин М.В.: «Общая установка педагогической технологии: решать дидактические проблемы на пути управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению».

Тогда процесс проектирования учебного занятия будет осуществляться в следующей последовательности (см. рис. 1):

teh_21_12_2009

Рис. 1. Схема последовательности проектирования учебного занятия

Как видно из этой схемы, преподаватель сам выбирает методы и средства обучения, исходя из своих знаний, методического опыта и возможностей, с учетом своей аудитории, условий и т.д. А это могут быть и традиционные, и интерактивные стратегии, методы и приемы обучения, и, конечно же, информационные технологии. Информационные технологии обучения можно рассматривать как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

При проведении занятий по дисциплинам «Педагогические технологии» и «Педагогическое мастерство» со студентами третьего курса ТГПУ им. Низами, по моему опыту, наиболее результативно использовать интерактивные методы, мультимедийные презентации и следующие четыре правила педагогической технологии:
1. Создавайте условия обучения и направляйте учебные действия студентов в ходе обучения так, чтобы они в точности соответствовали ожидаемым действиям во время итогового контроля (правило эквивалентной практики).
2. Предоставляйте студентам возможность упражняться в актах поведения, сходных, но не идентичных с конечным поведением (правило аналогичной практики).
3. Сообщайте студентам результат каждого действия незамедлительно (правило “знания результатов”); этот принцип лежит в основе текущей оценки (принцип обратной связи в обучении).
4. Подкрепляйте позитивно желательные действия студента: неправильные действия не порицайте, а комментируйте конструктивным, побуждающим образом, например, “попробуйте сформулировать еще раз” или “Вам надо снова проработать содержание раздела” (правило положительных подкрепляющих реакций).

Разработка мультимедийных презентаций дает педагогу возможность привлекательно, наглядно, красочно, компактно и выгодно представить студентам изучаемые темы.

Как известно, мультимедиа (англ. multimedia, от лат. multum — много и media, medium — средоточие, средства) – это комплексное электронное представление информации, включающее несколько ее видов (текст, изображение, анимацию, аудио- и видеофрагменты). Демонстрация мультимедийной презентации позволяет вызвать интерес у студентов, воздействовать сразу на разные органы чувств, подкрепить доказательствами и усилить то, что было сказано, использовать динамичность, мобильность и интерактивность. Как показывают результаты научных исследований, при использовании демонстрационных средств вероятность убедить слушателей выше на 43 %, при этом времени расходуется меньше на 25-40 %.

Разработка мультимедийной презентации – это творческий процесс, требующий хорошего знания содержания учебной дисциплины, наличия навыков работы с программой для создания и проведения презентаций Microsoft Power Point. Конечно же, еще надо знать и рекомендации, предъявляемые к разработке слайдов.
Вот некоторые из них:

• Соблюдение единого стиля оформления
• Выбор для фона более холодных тонов
• Использование на одном слайде не более трех цветов: один — для фона, один для — заголовков, один — для текста
• Использование для фона и текста контрастных цветов
• Обращение особого внимания на цвет гиперссылок (до и после использования)
• Подбор оптимального для восприятия темпа смены слайдов, анимационных эффектов, гиперссылок
• Использование возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, но не злоупотребление различными анимационными эффектами, так как они не должны отвлекать внимание от содержания информации
• Использование коротких слов и предложений, минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных. Предпочтение горизонтального расположения информации
• Привлечение внимания аудитории с помощью заголовков
• Не смешивание разных наименований шрифтов. Размеры шрифтов для заголовков — не менее 24, для информации — не менее 18
• Использование жирного шрифта, курсива или подчеркивания для выделения информации
• Расположение наиболее важной информации в центре экрана
• Использование рамок, границ, заливки, разных цветов шрифтов, штриховки, стрелок, рисунков, диаграмм, схем и т.д. — для иллюстрации наиболее важных фактов
• Заполнение одного слайда небольшим объемом информации (как правило, не более 8 строк): люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений
• Отражение ключевых пунктов содержания по одному на каждом отдельном слайде и т.д.
Использование этих рекомендаций позволяет отразить в слайдах, в основном, содержание изучаемой темы. Но практика показывает, что в мультимедийную презентацию можно заложить и технологичность процесса обучения, и таким образом интегрировать педагогическую и информационную технологии.

При разработке презентации следует все ее части построить таким образом, чтобы привести к заключению и обосновать его. Для этого надо:
• определить цели и ожидаемые результаты учения,
• сформулировать вступление,
• очертить основную часть,
• выбрать демонстрационные средства,
• подобрать специальные приемы для удержания внимания аудитории и сохранения интереса к изучаемой теме (аналогии, истории, юмор, трюки, вопросы и др.),
• подготовить задания для работы аудитории (индивидуальной, парной или в малых группах) и вопросы для обсуждения результатов этой работы,
• подготовить вопросы или задания для педагогической рефлексии и т.д.
Этот перечень «надо» зависит, конечно, от желания и возможностей педагога.

Цели и ожидаемые результаты учения формулируются с учетом требований стандартов и учебных программ. Они должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ограниченными во времени (методика SMART). Так, например, при изучении темы «Основы педагогической технологии» можно сформулировать ОРУ, отражающие не только результаты усвоения содержания темы, но и освоения некоторых методов, которые используются на занятии. Цели и ОРУ можно увидеть на приложенных ниже слайдах №№ 1-4.

teh_21_12_2009_1

Вступление должно вызвать интерес у студентов. Оно может содержать цитату, удивительные факты, статистические данные, тематический анекдот, провокационный вопрос, притчу, историю, задание и т.д., т.е. все то, что «заинтригует» вашего студента. При изучении темы «Основы педагогической технологии», студентам предлагается прочитать статью Анатолия Гина о противоречиях современного образования и оформить свои мысли в двухчастном дневнике. Обсудив результаты этой работы, студенты смогут и сами назвать основные тенденции развития современного образования, обосновав при этом необходимость освоения и использования педагогами современных технологий. При этом предложения студентов преподаватель может сразу внести в свободный слайд презентации, сопоставив их потом с предлагаемым перечнем. Представляете, как реагируют студенты на учет их мнений (особенно, если они верны, эти мнения) — вот вам и демократизация учебного процесса, и интерактивность! (См. слайды №№ 5-8).

teh_21_12_2009_2

Основная часть презентации наполняется статистикой (цифрами и фактами), причинами, доказательствами, примерами, ссылками, демонстрацией процессов и т.д., т.е. всем тем, что приведет Вашего студента от вступления к заключению. Здорово, если можно студентам показать фильм и дать им до просмотра соответствующее задание, что «заставит» их внимательно смотреть и выделять все детали. Так, при изучении темы «Интерактивное обучение» студентам предлагается 5-минутный фильм о проведении урока по географии в Алмалыкской школе (фильм снят ННО «Современные технологии обучения» после проведения ряда тренингов для учителей этой школы). Перед просмотром дается задание, которое приведено на слайде ниже (см. слайды №№ 9-10). В электронной версии журнала Вы можете просмотреть этот фильм.

teh_21_12_2009_3

Для рефлексии можно подготовить вопросы, тесты с двумя ответами – «да-нет» или «верно-неверно» для устного решения, темы 3-5 минутных эссе, «выходные» карты и т.д. Так, при изучении темы «Личностно-ориентированное обучение» с использованием стратегии «Знаю/Хочу узнать/Узнал» в конце занятия студентам предлагается ответить на ряд вопросов, позволяющих сопоставить имевшиеся у них знания с полученными на занятии, выделить наиболее важные идеи темы. По темам «Обучающая среда в личностно-ориентированном обучении» и «Технология критического мышления» студентам предлагается решить открытые тестовые задания с двумя ответами «верно-неверно» и «да-нет». Ниже приводятся слайды №№ 11-14 с перечисленными заданиями, используемыми в педагогической рефлексии.

teh_21_12_2009_4

Хорошо, когда все это заложено в слайды. Оставляя свободные слайды при составлении презентации, преподавателю можно в ходе учебного занятия вносить в них соответствующие записи с последующим обсуждением. Это позволит сразу же отражать результаты деятельности студентов и взаимодействия с ними.

Особенно приятно, прямо «бальзам на сердце», когда в ответ на твою работу студенты проявляют интерес к использованию в своем процессе учения информационных технологий. И начинают оформлять по дисциплинам свои электронные портфолио, а затем и презентации для защиты выпускных квалификационных работ (см. слайды №№ 15-20).

teh_21_12_2009_5

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте