Создание и применение мультимедийных слайд-лекций в преподавании курса общей хирургии
21 декабря 2009
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Эдуард Василевский.

uchastnik Возрастающие требования к качеству обучения в соответствии с «Национальной программой по подготовке кадров», предполагают постоянное совершенствование методов преподавания и внедрение в него новых информационных технологий.

В настоящее время качественное образование невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий. С учётом современного положения высшего образования и требований к подготовке специалистов совершенствуются формы и методы обучения студентов, организации учебной деятельности, внедряются методы, направленные на улучшение восприятия студентами изучаемых предметов. В этой связи в рамках каждого комплекса вышеизложенных задач, наиболее актуальными являются:

1) Совершенствование содержания и технологий образования:
2) Разработка и внедрение комплекса прогрессивных образовательных технологий и методов обучения;
3) Создание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, соответствующего современному мировому уровню

В свою очередь применения информационных технологий имеет и глубокую психологическую основу. В нейрофизиологии доказана функциональная асимметрия полушарий головного мозга. По теории двойного кодирования правое полушарие отвечает за распознавание образов, ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния, левое – специализируется в оперировании словами и мыслительными знаками. Экспериментально подтверждается, что «правополушарным» людям требуется достаточно медленное обобщение и абстрагирование, предельно аккуратное введение знаков. «Левополушарные» быстрее делают логические выводы, лучше абстрагируют и обобщают. Доказано, что преждевременное доминирование одного из полушарий вредно для развития человека, в то время как традиционные системы обучения (особенно математика) стимулируют именно активность левого полушария, что тормозит творческие познавательные способности детей. С этой точки зрения, информационные и мультимедийные технологии дают возможность и «обязаны» использовать доминанту полушарий и обеспечивать процесс обучения с наибольшей эффективностью. Информационные технологии позволяют активизировать деятельность правого полушария, включая его в работу чуть раньше левого. Это приводит к тому, что часть связей начинает функционировать на неосознанном, интуитивном уровне.

Современное образование вступило в сложный и длительный процесс технологизации, учитывающий и данные психологии, который развёртывается по нескольким направлениям. Наиболее активное – насыщение учебных процессов мультимедийными технологиями. Мультимедийные технологии являются наиболее перспективным видом электронного ресурса, поскольку кроме текстовой (символьной) информации могут содержать визуальную и аудиоинформацию. В числе преимуществ современных информационных технологий перед традиционным обучением называют:

1. Возможность сочетания логического образного способов освоения информации;
2. Активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности;
3. Интерактивное взаимодействие, общение в информационно- образовательном пространстве.

Учитывая вышеизложенное мы решили применить в обучение студентов медицинского института на кафедре общей хирургии мультимедийных слайд- лекций. В преподавании общей хирургии студентам большую роль играет закрепление полученных знаний в виде соответствующих практических навыков. Мультимедийная слайд-лекция представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, которые организованы в единую среду. Динамичный визуальный ряд позволяют донести информацию об общей хирургии для студентов в наглядной, легко воспринимаемой форме.

Применение в учебном процессе слайд-лекций способствует тому, что занятия становятся привлекательными и по-настоящему современными, позволяет обеспечить прочное закрепление теоретических и практических знаний. Выполнение данной работы потребовало определение целей и задач работы, а также поэтапного алгоритма их выполнения.

Целью создания мультимедийных слайд-лекций по тематике курса общей хирургии для проведения практических занятий и лекций, является:
• Совершенствование содержания и технологий образования на кафедре общей хирургии.
• Повышения качества образовательной деятельности по подготовке будущих врачей.
• Улучшения наглядности занятий и улучшения восприятия студентами курса общей хирургии.
• Закрепления полученных студентами практических и теоретических навыков.
• Сформировать умения и навыки применения информационных технологий у студентов.
• Создать условия для системного использования информационных технологий в учебном процессе
• Ориентировать студентов на использовании информационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности

Основными задачами создания мультимедийных слайд-лекций по тематике курса общей хирургии для проведения практических занятий и лекций, мы считаем следующее:
• Разработка и реализация учебных занятий по общей хирургии с использованием информационных технологий (мультимедийных слайд-лекций)
• Создание визуального ряда, обеспечивающего познавательный интерес у студентов к общей хирургии.
• Создание на базе разработанных мультимедийных слайд-лекции учебно-методических рекомендаций для преподавания практических занятий по курсу общей хирургии, а также для резидентов магистратуры по хирургии.
• Создание электронной библиотеки мультимедийных слайд-лекции для обеспечения доступа к ним студентов и магистров.

Свою работу мы разбили на несколько этапов, которые позволили определить объем и методы предстоящей работы.
Этап 1
• Определение тематики необходимых мультимедийных слайд-лекции
• Формулировка проблемных вопросов по определенной тематике
• Определение структуры мультимедийных слайд-лекции
• Сбор и сортировка необходимых для создания мультимедийных слайд-лекции материалов

Этап 2
• Создание мультимедийных слайд-лекции на русском языке
• Создание мультимедийных слайд-лекции на узбекском языке

Этап 3
• Создание на базе на базе разработанных мультимедийных слайд-лекции учебно-методических рекомендаций
• Создание электронной библиотеки мультимедийных слайд-лекции
• Пропаганда полученного опыта по внедрению информационных технологий в учебный процесс.

Мультимедийные слайд-лекции выполнялись в программе Microsoft PowerPoint 2003. Слайд-лекции наряду с графической информацией содержат фото и видео информацию, а также алгоритмы выполнения тех или иных диагностических либо врачебных процедур. Для курса общей хирургии, исходя из тематики, необходимо было создать по 36 мультимедийных слайд-лекций на русском и узбекском языках. Каждая мультимедийная слайд-лекция состоит в среднем из 35-50 слайдов.

Для работы над данным проектом мы ознакомились с последними тенденциями в мировой медицине, для отображения их в материалах слайд-лекций. Также, во время работы произвели сбор собственного визуального материала для его дальнейшего использования в материалах проекта. В процессе работы были созданы 2 группы слайдов на узбекском и русских языках, что позволлило более полно отобразить материал курса общей хирургии.

Разработка мультимедийных слайд-лекций по общей хирургии в нашей работе имеет особенность и в том что была создана их библиотека на электронных носителях. Это позволит широко использовать их студентами не только в аудиториях кафедры, но и самостоятельно дома или в общежитие.

Оценка эффективности нашей работы производились на основании изменения результатов тестовых испытаний и ОСКЭ у студентов по предмету общая хирургия, проводимых в конце учебного года. Полученные бальные оценки явились объективной оценкой изменения уровня усвоения студентами предмета общая хирургия по сравнению с предыдущими периодами и показали достоверный рост уровня освоения и понимания студентами предмета общей хирургии.

Выводы.
В результате осуществления нашей работы мы добились и осуществили следующего:
• Реального повышения уровня проведения практических и лекционных занятий по курсу общей хирургии
• Улучшения уровня овладения студентами практическими навыками по курсу общей хирургии
• Создания у преподавателей комплексного методического обеспечения образовательного процесса.
• Создания банка информационных продуктов
• Повышение учебной мотивации студентов
• Создание электронных информационных комплексов по разделам учебного плана курса общей хирургии
• Активизация участия педагогов и студентов в учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, применение новых информационно-коммуникационных технологий позволяет улучшить качество преподавания студентам медицинских вузов клинических дисциплин, связанных с необходимостью развития и закрепления соответствующих практических навыков.

Использованная литература
1. Белинская Е. П. Человек в информационном мире. http://psynet.carfax.ru/texts/bel3.htm
2. Гаман Л.А. Информационное общество и проблемы образования: Учебное пособие / Северск: Изд. СГТИ, 2003.
3. Коротков А.М. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода: / Педагогика. –2004. – № 2.
4. Морозов М.А. Информационные технологи в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник / М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005.
6. Прокудин Д.Е. Влияние информатизации на общекультурную составляющую современного образования. http://conf.infosoc.ru/03-r1f13.html
7. Смыслова О.В. Психологические последствия применения информационных технологий. http://korobka.narod.ru/cv-rus.htm
8. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное Пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К?», 2006.
9. Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – 3-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте