Современные IT в банковском секторе
23 декабря 2009
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Елена Демченко.

uchastnik Появление телефонной и телеграфной связи, волна компьютеризации 50-70-х годов, ажиотаж вокруг Интернета в середине 90-х. Поистине, сегодня информационные системы развиваются ускоренными темпами.

Информационные технологии стали также основой многих финансовых инноваций, привели к созданию различных прогрессивных IT-решений в банковском секторе, которые помогают не только модернизировать процесс оперативной работы, но и значительно снизить риски, качественно готовить обязательную регулятивную отчетность и проводить эффективное бизнес-моделирование.

Благодатную почву для внедрения автоматизированных интеллектуальных «ноу-хау» создаёт современная банковская деятельность.

Осуществление денежных переводов, депозитних вкладов, безналичные расчеты с использованием пластиковых карт, выдача и погашение кредитов, обмен валюты, удаленное банковское обслуживание клиентов с использованием сети Интернет и мобильного телефона, оказание дополнительных услуг по применению того или иного банковского продукта — вот тот неполный спектр услуг, который предлагает своим клиентам банковский сектор Республики.

По мере роста благосостояния и финансовой грамотности населения эти сервисы набирают популярность: облегчают жизнь, сушественно экономят время. Ведь удобно то, что делается быстро и с минимальным риском.

В современных условиях банки стремятся к удешевлению и ускорению своей рутинной работы, победе в борьбе с широким кругом потенциальных конкурентов, соответствию международным стандартам банковских операций.

Информационные технологии позволяют координировать деятельность подразделений банков, устанавливать межбанковские связи, успешно конкурировать на финансовых рынках ряда стран.

Стремление участников банковского сектора обслуживать максимальное число клиентов в минимальные сроки с наибольшей отдачей и наименьшими рисками также обеспечивается современными информационно-технологическими решениями.

Используя новейшие информационные технологии, системы телекоммуникаций, различные программно-аппаратные средства, банки могут значительно повысить культуру и качество обслуживания клиентов, расширить рынок банковских продуктов и услуг.

Одним из таких видов банковских продуктов являются быстрые денежние переводы. Сегодня это надежный и удобный способ перевести средства в другой регион или страну. Системы денежных переводов созданы с использованием передовых средств связи и обработки информации, потому каждый перевод защищен надежной современной системой безопасности международного уровня, гарантирующей, что деньги будут доставлены только указанному в заявке лицу. Новейшие электронные технологии и всемирная сеть позволяет осуществлять выплаты денежных переводов всего через несколько минут после их отправки. Услуга денежных переводов востребована рабочими, отправляющими заработанные деньги своим семьям, коммерсантами, осуществляющими оплату за товары. Кроме того, данным видом сервиса пользуются при отправке необходимой суммы родственникам для лечения, отдыха или учебы за рубежом, в пределах страны.

На территории Республики успешно адаптированы и реализованы ссистемы Western Union, Азия Экспресс, Anelik, Contact, Migom, Быстрая Почта, Лидер, Unistream и другие. Комиссия и скорость отправки здесь различны, каждая система денежных переводов предлагает свои услуги по различным тарифам.

Сегодня сервис денежных переводов становится все более значимым, способствуя повышению общего уровня капитализации банковского сектора.

Одним из наиболее приоритетных и динамично развивающихся направлений деятельности банков Республики, несомненно, являются пластиковые карточки. Имея карточку, весьма удобно контролировать семейный бюджет, вести домашнюю бухгалтерию. Держателю карточки не надо ломать голову, вспоминая, сколько денег и на что он потратил, т.к. всегда с любого банкомата можно получить распечатку истории счета. В этом плане карточки очень удобны для оплаты всего перечня коммунальных услуг, а также абонентской сотовой и обычной телефонной связи, контрактов на обучение детей. Кроме того, они используются при выплате стипендий и заработной платы, пенсионных проектов и т.д.
Внедрение этого нового продукта позволило финансовым институтам привлечь на банковские счета дополнительные ресурсы, автоматизировать производимые операции, их учет.

Сегодня современные банки предлагают своим клиентам воспользоваться простым, удобным и безопасным комплексом дистанционного сервиса, предоставляющего круглосуточное информационное и финансовое обслуживание счетов без прямого контакта с банком, вне зависимости от места нахождения клиента. К примеру, для автоматизированного совершения операций с пластиковыми картами устанавливаются электронные терминалы, банкоматы, инфокиоски, в управлении работой которых используется специальное прикладное программное обеспечение и телекоммуникационное оборудование для подсоединения к процессинговому центру.

Наличие электронного терминала в местах торговли и сферы услуг, позволяет принимать к оплате сумовые и международные пластиковые карты, что значительно ускоряет проведение платежных операций, сокращает срок возмещения средств по ним, а потребителей освобождает от неудобства ношения при себе крупных наличных сумм.

Следующий немаловажный аспект применения IТ. Известно, что в банках еще существуют проблемы очередей в операционных залах и невысокой скорости обслуживания. В борьбе с этими отрицательными явлениями, реализуются различные решения.

К примеру, в точках обслуживания устанавливаются многофункциональные банкоматы, благодаря которым клиенты могут выполнять самостоятельно (без операциониста) большое количество банковских операций, прежде всего — внесение денежных средств на счет и выполнение коммунальных платежей.

С появлением банкоматов значительно расширились те временные и пространственные рамки, в которых клиент может осуществлять банковские операции. Кроме того, они являются, своего рода, альтернативой финансово-кредитным учреждениям, закрытым в выходные дни.

Также банкам удалось значительно облегчить повседневные операции, а служащим сосредоточиться на оказании более специализированных видов услуг. С финансовой точки зрения, применение автоматов считается выгодным, т.к. в этих условиях отпала необходимость в дополнительных расходах на помещения и обслуживающий персонал.

Как дополнение к традиционному, «of-line», виду сервиса, финансовые институты республики внедряют такие виды дистанционного обслуживания как — Интернет-, SMS- и мобильный банкинг.

Очевидным преимуществом мобильного банкинга является его удобство для пользователя: возможность навигации по сайту банка, наглядное представление и удобный ввод информации.

SMS-банкинг основан на технологии передачи коротких сообщений. На сотовый телефон передается информация из банка — список счетов или выписка по счету, а в банк — данные, введенные клиентом.

Интернет-банкинг, или удаленное обслуживание клиентов является одним из самых перспективных направлений деятельности современных банков. Появилась возможность совершать все стандартные операции, которые могут быть осуществлены клиентом в офисе банка (за исключением операций с наличными), через сеть Интернет. Чаще всего услуга доступна круглосуточно в любой день недели, в отличие от самого банка, работающего по расписанию. Кроме того, клиенту не нужно устанавливать специальное программное обеспечение на своем компьютере, все необходимые операции и платежи он может осуществлять с помощью браузера.

Однако, деятельность банков не ограничивается обслуживанием клиентов и предоставлением ряда услуг, банковский бизнес предполагает работу с отделениями и филиалами в разных точках страны, обработку и хранение огромного количества информации, крайне важны для банков принимаемые меры по обеспечению информационной безопасности, что также опирается на использование IT систем. И в этой области предстоит еще долгая и напряженная работа.

Динамичный рост предлагаемых продуктов и услуг, новые формы кредитования, увеличение числа обслуживаемых клиентов, количества отделений и филиалов, мини-банков, специализированных касс усложняет инфраструктуру современных отечественных банков. Стремительная динамика роста требует сохранения устойчивости и эффективности проводимых в коммерческих банках бизнесс-процессов, повышает уровень требований к программному обеспечению.

Когда банковский бизнес растет быстрыми темпами, использование прежней IT-инфраструктуры, созданной, скажем, лет пять назад, уже не позволяет обеспечивать оперативного обмена данными и поддерживать достаточно высокий уровень безопасности и надежности функционирования автоматизированной банковской системы. Всё сложнее становится управлять быстро растущим объемом финансовых операций, соответствующих документов и используемых систем, требующих постоянной поддержки, модернизации и интеграции с другими внедряемыми системами и финансовыми продуктами.

Потому, политика банковского сообщества сегодня должна быть ориентирована на стремлении предвосхищать потребности клиентов, путём внедрения новых банковских продуктов; собственные потребности, путем внедрения новейших систем зашиты хранения и передачи информации, выявления перспективных направлений работы, используя ИТ-инструменты самого последнего поколения.

Определённо, будушее банковского сектора — за информационными технологиями!

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте