Информационно-коммуникационные технологии — в жизнь!
25 декабря 2009
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Людмила Варламова.

uchastnik Один из этапов развития человеческого общества носит название информационного. Период создания информационного общества следует за индустриальным, т.е. когда в обществе происходит накопление механизмов, машин и технологий. Информационное общество, формируемое на базе индустриального делает значительный скачок в своем развитии при переходе к электронному. Электронное общество предполагает не только наличие компьютерных технологий, но качественно новые технологии переработки и добычи информации.

По существу компьютер дает:
— интерактив;
— мультимедиа;
— моделинг;
— коммуникативность;
— производительность.

Предполагается, что интерактив – это взаимодействие или диалог с расширением сектора взаимодействия человек- компьютер. Этот параметр связан с коммуникативностью, а затем и с производительностью [1].

Начиная с 2002 года у нас в стране было принято несколько постановлений1, призванных повсеместно внедрять и развивать информационные технологии (ИТ) во все сферы жизни, начиная от образования, обучения и распространения ИТ, до создания баз данных и электронных библиотек [2].

Рассмотрим этот вопрос. Как видят решение этих важных вопросов нынешние студенты и преподаватели?

Проведенный газетой «Даракчи» опрос2 показал, что подавляющее большинство студентов понимают внедрение и использование ИТ, только как поиск информации в международной сети Интернет, в лучшем случае, или, как большую развлекательную сеть. Немногие понимают более широкий смысл компьютерных сетей, как систему библиотек и баз данных. Второе мнение сводится к наличию компьютеров в учебном заведении.

Такое понимание сужает истинный смысл постановлений и проводимых государством мероприятий, направленных на повсеместное внедрение ИТ во все сферы человеческой жизни. На мой взгляд, здесь есть ряд скрытых причин.

Во – первых, неполная законодательная база по вопросам электронных изданий, Интернет – публикаций. К сожалению, у нас отсутствует закон и стандарты, регламентирующие и определяющие электронные издания. Преподавателями Республики Узбекистан было создано и сейчас создается большое количество электронных учебников и пособий. Пока авторы могут опираться на законы РУз: «Об образовании», «Об авторском праве и смежных правах» и др. Но нужна четкая законодательная база, регламентирующая и определяющая электронные издания, этапы их создания, обязательные разделы и требования [3].

Вторая причина напрямую связана с первой. Это создание электронных библиотек и баз данных. Постановления Кабинета Министров республики Узбекистан очень четко дают ответы на организационные вопросы создания библиотек, но вот сам механизм не отработан до конца. Механизм использования электронных библиотек создается специалистами ИТ, т.е. это они должны четко понимать технологию размещения электронных публикаций на серверах или разрабатывать систему переходов по гиперссылкам. Можно возразить и сказать, что есть сайты и уже созданы электронные библиотеки. Да. Это уже создано, причем на серверах учебных заведений много информации, но нет связи между сайтами и нет возможности прямого перехода к нужной информации. Информация как бы разобщена, а ее поиск занимает очень много времени. Пользователь любого уровня не должен запоминать названия сайтов, он в силу своей заинтересованности должен просматривать предлагаемую информацию и плавно переходить от раздела к разделу, а не открывать сайт за сайтом. Тогда поиск информации не будет утомительным, а станет продуктивным. В данном случае нужно обратить внимание на систему классификации областей знаний и разработку поисковых систем или так, называемых, поисковых машин.

Третья причина замедленного внедрения ИТ связана с низким уровнем использования внутренних ресурсов учебных заведений. Практически во всех учебных заведениях имеются локальные сети, но их достоинства не используются. Невелико использование электронных библиотек в локальных сетях. Очень немногие учебные заведения размещают свои электронные учебники, пособия, программы и методические указания в библиотеках локальных сетей. В этом случае, базу данных можно пополнять практически ежедневно за счет своих ресурсов. Это один из удобных способов обеспечения всех студентов и учащихся литературой, как специальной, так и научной, и научно-популярной. Очевидно, здесь необходимо продумать систему порталов, а портал, как известно, это специализированный вход в глобальную сеть. Специализация позволяет снабдить портал набором функций и сервисов, необходимых в данной предметной области и при данных видах деятельности.

Четвертая причина скрыта в самом отношении человека к компьютеру, как инструменту. Бытует мнение – если есть компьютеры, то учебное заведение или организация хорошо оснащены. Компьютер, как инструмент или как способ обработки информации должен использоваться не только как пишущая машинка, но и как средство обучения, проектирования или в качестве советчика или средства визуализации результатов.

Как же устранить вышеуказанные причины и привить информационную культуру?

Решение, как всегда, лежит на поверхности.
Во-первых, повышение компьютерной грамотности напрямую связано с технической грамотностью. Следовательно, повышая через средства массовой информации общую техническую грамотность можно повысить компьютерную грамотность, сочетая с образовательными и учебными программами.

Во – вторых, необходимо проведение всестороннего, «всеохватывающего» анализа ситуации.

В — третьих, обязательное создание баз данных всех выпускных работ учащихся, студентов и магистрантов, которые в свою очередь зачастую выполнены в виде электронных учебников. Это позволит наполнить библиотеки всех уровней различными учебными пособиями, так сказать, «насытить рынок». Что в свою очередь неизбежно будет требовать в дальнейшем улучшения качества и наличия комплексной экспертизы (технической, содержательной, дизайн — эргономики). Тем самым будут развиваться локальные, муниципальные и городские компьютерные сети (LAN, MAN).

В — четвертых, приравнять электронные публикации к «бумажным». Где наиболее широко могут быть использованы все возможности мультимедиа – технологии.

Однако, может создастся впечатление, что автор, не зная истинного положения дел, пытается увидеть все в темных красках. Нет. Средние специальные и высшие учебные заведения на сегодняшний день выпускают достаточно подготовленных специалистов, способных развивать в дальнейшем информационно- коммуникационные технологии в республике.

Список использованной литературы
1.Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: ООО «РИТМ», 2005. -320 с.
2. Указ Президента РУз от 07.07.2006 г. N УП-3771 «О создании библиотечных центров в республике Узбекистан»
3. Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003.


1 Указ Президента республики Узбекистан 30.05. 2002 г.N УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно- коммуникационных технологий»
Указ Президента Республики Узбекистан от 28.09.2005 г. № ПП-191 «О создании общественной образовательной информационной сети Республики Узбекистан»
2 Газета «Даракчи» № 49 от 03.12.2009.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте