О приемниках: между прошлым и будущим…
13 января 2010
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Вячеслав Картунов.

radio_13_01_2010 Как-то незаметно пришло то время, когда многие вещи, казавшиеся неотъемлемой частью нашего быта безвозвратно ушли в прошлое … Где, казавшиеся непобедимыми «числогрызами», компьютеры «Pentium I»? Ведь сейчас простенький нетбук на порядок мощнее, да и места на столе совсем немного занимает. Прогресс в сфере информационных технологий идет гигантскими темпами – за пару десятилетий изменилось практически все – стандарты шин, форматы носителей, мультимедиа решения. И потому стоит вспомнить, с чего начиналась поступь прогресса в мире ИТ.

В далеком 1897 году итальянский инженер Маркони создал радиопередатчик, к слову сказать, В России изобретателем радио считается А.С. Попов, создавший в 1895 г. чувствительный и надежно работавший приемник, пригодный для радиосвязи. А уже в январе 1898 произошло практическое применение радио: Маркони передал сообщения журналистов из Уэльса. С этого момента было положено начало распространению радиовещания по всему миру. В начале 20х годов XX века радиоприемники стали выпускаться на электронных лампах, что сделало возможным использования вещания привычным — «громкоговорящим», как и сейчас. До тех пор прием осуществлялся на головные телефоны, и радиослушатель был буквально «привязан» к работающему радиоприемнику.

С 30 годов выпускались радиоприемники, работающие по принципу «супергетеродинов», что позволило увеличить чувствительность и избирательность массовых моделей. Эти приемники работали на металлических лампах и обеспечивали параметры, достаточные для уверенного приема мощных радиостанций всего мира на наружную антенну, в сравнении с предыдущим поколением приемников прямого усиления. Среди супергетеродинов назову 6Н1 и СВД различных модификаций, ставшие массовыми радиоприемниками для городских радиослушателей. Для сельских слушателей выпускались батарейные приемники (РПК, БИ-234 и др.). Во время 2-й Мировой войны масштабное производство приемников прекратилось, и было возобновлено в 1945 году.

В послевоенные годы строились новые радиозаводы, и появились модели, олицетворяющие собой эпоху – первая ”Рига –Т689” Рижского завода (1946 г.), первые ”Минск” и “Беларусь” (1946-47 годы), первый “Ленинград” на заводе Козицкого (1946 год) и другие.

1950-е годы стали «золотым веком» лампового радио. Именно тогда приемники стали по-настоящему массовым атрибутом быта, оставаясь истинным украшением интерьера дома. Приемник «Мир-152», собранный на «старых добрых» октальных лампах, остается, по мнению многих, чемпионом по качеству и устойчивости приема среди аппаратов того времени, и эталоном бытового дизайна. Можно без преувеличения сказать, что в бытовой приёмной технике «Мир» является самым ярким и характерным для культуры того времени образцом. Заводы соревновались в разработке разнообразных схем и ящиков, которые радуют глаз красивой отделкой. Но самым массовым и, пожалуй, любимым приемником 50-х во многих семьях стал «Балтика» рижского завода ВЭФ. Его характерный обтекаемый дизайн, хорошее качество звучания и относительно невысокая цена, а приемник стоил в те годы пару зарплат квалифицированного рабочего – сделали его «бестселлером» эпохи. Эта модель была настолько популярной, что общий объем выпуска составил более миллиона экземпляров! Во многих фильмах той эпохи этот приемник был непременным предметом интерьера, как «Солдат Иван Бровкин» или современный фильм – «Водитель для Веры»… Была определенная традиция в послевоенные годы, да и в начале 50-х выставлять радиоприемник в окно и слушать музыку и радиопередачи во дворе. Даже выходя на улицу гулять с детьми, люди не хотели расставаться со звучанием, создающим в их подсознании сильный позитивный отклик. Под музыкальные радиопередачи и грампластинки, используя радиоприемник в качестве усилителя, устраивались танцы во дворах.

Распространение к концу десятилетия «пальчиковых» радиоламп позволило улучшить массогабаритные характеристики, а печатный монтаж – достичь высоких объемов выпуска. 1960-е годы ознаменовались унификацией схемо-конструктивных и дизайнерских решений радиоприемников. Из облика приемников начал исчезать «аромат эпохи», столь характерный для добротных приемников ручной сборки прежних лет. Самой массовой стала схема приемника «ВЭФ Радио» и “Ригонда”, ставшая именем нарицательным для радиолы и растиражированная во многих моделях обезличенного дизайна. Качественные показатели были принесены в жертву удешевлению. Из приемников того времени интересен «Фестиваль», который имел пульт дистанционного управление громкостью, настройкой и диапазонами с проводом в палец толщиной. Эти годы стали временем заката лампового радио – чувствовалось, что наступает время портативных «транзисторов» и нового чуда-телевидения.

Радио осталось таким же неотъемлемым атрибутом современной жизни, как компьютер. Радио слушают по дороге на работу и домой, на отдыхе за городом, и во время бытовых хлопот. На сегодняшний день в нашей стране работают 18 FM- радиостанций, ведущих передачи на узбекском, русском и других языках, для различной аудитории- как молодежной, развлекательного характера, так и информационно-аналитические программы, для зрелых слушателей. Вещание большинства станций охватывает всю территорию Узбекистана.

В 1921 в Ташкенте была построена первая в Центральной Азии радиостанция, проводившая с 1922 пробные передачи. 11 февраля 1927 начала работать первая широковещательная радиостанция. В 1975 среднесуточный объём 3-программного радиовещания составлял 35 ч. Передачи ведутся на узбекском, русском, таджикском, казахском, каракалпакском, татарском, уйгурском языках. С 1947 ведутся радиопередачи из Ташкента для зарубежных слушателей (в 1975 7 ч в сутки на английском, фарси, арабском, хинди, урду, уйгурском, узбекском языках).

И сейчас радио в нашей стране, это не только вещание, но и спорт. Наши соотечественники с радостью восприняли новость, что Узбекский радиолюбитель Федор Петров одержал очередную победу в соревнованиях по спортивной радиосвязи на мировом уровне. 25-кратный чемпион Узбекистана, многократный победитель и призер чемпионатов мира, обладатель 16 международных рекордов, судья международной категории добавил к имеющимся достижениям еще один титул — Чемпионат Мира в подгруппе L7.

Ностальгия и не только…
Сегодня ламповый радиоприемник — это ностальгия поколения 40-летних по беззаботному детству. Прошли годы. Изменилось всё, и магнитофоны, и проигрыватели и телевизоры… И только вещание в диапазонах КВ продолжает оживлять собой ламповое чудо 40-50х годов ХХ века.
Мое увлечение началось на даче — как-то отец подруги вытащил во двор архаичный аппарат и объявил: «буду слушать концерт!». По выходным днем шла передача типа «музыка в подарок». И я, по меньшей мере, скептически смотревший на этого монстра, вдруг понял, что не могу оторваться от музыки… воскрес феномен, «бархатный» звук оставшийся в памяти из детства — старый бабушкин приемник «Баку», завораживающе светя своим магическим глазом, негромко, но как-то особенно проникновенно РАЗГОВАРИВАЛ в углу спальни. Есть нечто в старых вещах, наверное, это тепло прошлого, отблеск той радости, что эти вещи дарили людям. И красота полированного дерева, теплый блеск плавных линий, неяркая
подсветка шкалы…

Уже в течение пяти лет я занимаюсь коллекционированием и восстановлением ламповых аппаратов – свидетелей своего времени. Результатом стала коллекция, спасенных от неминуемой гибели, приемников, являющихся вехами в развитии радиопромышленности за период 30-60-х годов прошлого уже века. Часть аппаратов была подарена друзьями, знающими о моем увлечении, часть – приобретена на «блошиных» рынках или по объявлениям. Каждый приемник реставрируется, максимально близко к его заводской комплектации — корпус заново лакируется, восстанавливается работоспособность электроники, настраиваются ВЧ- контура, возвращаются ручки. Каждый из моих приемников работает по своему назначению! А какое удовольствие покрутить вечером ручку настройки, послушать эфир — весь мир как на ладони!

В моей коллекции довоенные аппараты – Philips, Telefunken, 6н-1, и аппараты расцвета лампового радио – Мир, Рига, Нева. Есть даже «Фестиваль» — самый «фаршированый» ламповый приемник с пультом дистанционного управления и системой «объемного» звучания. Не могу выбрать самый-самый – каждый чем-то примечателен, все они – эпоха… Вся ламповая аппаратура послевоенного периода имеет романтику своего времени. Это ушедшая эпоха со своими кумирами и раритетами. Наверное, это сродни тому, как люди ходят смотреть на архитектуру дворцов, а не восхищаются видом железных ангаров. Сказал «ламповый приемник» и очарование, и теплота накрывает тебя с головой.

Как я знаю, в Ташкенте есть несколько людей, увлекающихся старым радио, но нет постоянной экспозиции, доступной для всех, а ведь это часть нашей истории. И стоит только приветствовать открытие Музея истории связи, происшедшее в 2009. Напомню, что строительство музея началось летом прошлого года по инициативе Узбекского агентства связи и информатизации. Чуть больше чем за год было возведено современное трехэтажное здание, вместившее в себя обширную экспозицию достижений и этапов развития отечественных информационно-коммуникационных технологий. И, листая страницы истории, можно увидеть отражение грядущего…

Небольшая экскурсия по моей коллекции

Telefunken 875

radio_13_01_2010_1

Приемник образца 1938 г, типичный представитель «mainstream» — не дешевый, но и не самый дорогой.

История компании » Telefunken » началась 27 мая 1903 года. Тогда фирма называлась » Telefunken Systemtechnik GmbH» и начинала свой путь как дочерняя компания фирмы «Siemens & Halske AG».

Начав активную деятельность в области беспроволочной телефонии, » Telefunken » вскоре поразила мир революционными изобретениями в сфере электронных ламп. Позже » Telefunken » активизирует свою деятельность в области производства радиоприемников и граммофонных записей. Среди знатоков радиоприемники » Telefunken » времен Второй мировой войны до сих пор считаются лучшими. В этих приемниках использовались разработанные на фирме лампы серии EF, EBH, ECH (специалисты называют их «черепашками»). Эти лампы славились исключительной надежностью (отработав 60 и более лет, они даже сегодня демонстрируют параметры и характеристики, которым должны были соответствовать на момент выпуска).

Об удивительном звучании громкоговорителей » Telefunken » тех времен знают даже специалисты по high end. Специалисты фирм » Telefunken » и «Siemens», не слишком доверяя объективным параметрам проектируемой аппаратуры, главное внимание уделяли исследованиям, связанным с качеством звучания аппаратов. Не знаю, насколько достоверна легенда о создании знаменитого однокамерного прямонакального триода AD1. Рассказывают, что высшие чины СС в 1934 году обратились на фирму » Telefunken » с предложением разработать лампу, аналогичную по параметрам только что созданной в США лампе 2АЗ. Предложение включало необычное требование: «Новая лампа должна передавать гипнотическое действие голоса Фюрера». Говорят, что фирма » Telefunken » с этой задачей успешно справилась. Для того, чтобы достичь такого эффекта, потребовались серьезные психоакустические исследования инженеров фирмы Telefunken. Как это удалось специалистам фирмы, до сих пор неизвестно.

Кстати, примечательно, что изобретенная в 1924 году Уильямом Блейком отрицательная обратная связь не использовалась фирмой » Telefunken » до 1945 года, то есть в течение всего времени, пока были живы окружавшие фюрера тибетцы.

В 1961 году происходит поглощение Telefunken компанией Thomson . К началу шестидесятых годов компания Thomson стала широко известным производителем телевизионной аппаратуры. На долю этой компании приходилась огромная часть рынка — каждый восьмой телевизор в мире выпускался под маркой Thomson.

Балтика

radio_13_01_2010_2

Приемник 1952 года, один из самых популярных приемников 50х. Очень привлекателен округлый дизайн, и насыщенное звучание.

Мир-152

radio_13_01_2010_3

Приемник 1952 года, «царь-приемник»

«Мир» величественно велик — это самый большой советский настольный радиоприёмник. Он поражает наповал сказочной, заоблачной роскошью, этот красавец-циклоп.

Исторически мода на большие радиоприёмники рождена в США в конце 20-х годов, и они всегда занимали нишу сверхдорогих приёмников. В скромной, по сравнению с богатой и размашистой Америкой, Европе этот класс радиоаппаратуры распространения не получил, но был подхвачен и использован в дорогих радиоприёмниках фашистской Германии — этот стиль подчёркивал монументальность и незыблемость «тысячелетнего» третьего рейха.

Мой экземпляр был собственностью одного из известнейших ученых и руководителей Узбекистана, подарен его сыном — моим хорошим другом. Мама товарища рассказывала, что когда она впервые пришла в дом мужа – была поражена великолепием приемника, стоящего в «красном » углу комнаты.

Замечен в фильме «Исправленному верить», 1959г.

Нева-52

radio_13_01_2010_4

Приемник 1952 года выпуска, формально 2го класса по ГОСТУ, но фактически его превосходит. Интересен техническими решениями: УВЧ, отдельный гетеродин, что обеспечивает высокие чувствительность и избирательность радиоприема. Достаточно интересный дизайн – сочетание угловатых линий корпуса и разлапистых ножек, вертикальной шкалы. Выдающийся звук!

Рига-10

radio_13_01_2010_5

Приемник 1952 года выпуска, фактически «ответ» конкурентам – заводу VEF на модель Мир-152. Мой самый любимый приемник: необычный дизайн с вертикальной цилиндрической шкалой, и высочайшее качество приема, обеспеченное 10 ламповой схемой и 30-ти сантиметровым динамиком по технологиям Telefunken. Встроенный усилитель – уровня Hi-Fi тех времен, с регулировками тембра НЧ и ВЧ. Замечен в фильме «Государственный преступник», 1964г

Урал-50

radio_13_01_2010_6

Радиола 1950 года выпуска, «соперник» Балтики по популярности. Особую любовь обеспечивало наличие встроенного проигрывателя пластинок на 78 об\мин. В звукоснимателе еще используются патефонные иглы, которые нужно менять после каждого проигрывания. Интересно, что аппарат выпускался заводом-изготовителем радиооборудования для легендарных танков Т-34, видимо это наложило отпечаток на дизайн :).

Фестиваль

radio_13_01_2010_7

Приемник 1957 года выпуска, первый приемник высшего класса, с системой «объемного » звучания и проводным 6-ти метровым пультом дистанционного управления! Легенда гласит, что он был создан специально к Фестивалю молодежи и студентов в Москве в 1957 году и потому получил такое название.

На Всемирной выставке в Брюсселе Expo-58 радиоприемник Фестиваль отмечен серебряной медалью. Замечен в кинофильмах «Девчата», 1961г и «Девушка с гитарой », 1958г.

6Н-1

radio_13_01_2010_8

Приемник 6Н-1 1938г, 6-ламповые вещательные радиоприемники 6Н-1 выпускались на воронежском заводе «Электросигнал» с 1938 года вплоть до начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.). Именно этот приемник послужил основой массового радиовещания до II мировой войны. Основанием для производства этих приемников послужил Договор на техпомощь с американской фирмой RCA, который еще в 1935 году заключила советская внешнеторговая организация Главэкспром. 6Н-1 был гибридом как минимум двух приемников: американского 6Т2 и советского 9Н-4. От 6Т2 наш 6Н-1 взял внешние формы и раскладку деталей на шасси, а вот прямоугольные экраны фильтров ПЧ у него не от 6Т2 (там экраны были цилиндрической формы), а от 9Н-4, выпуск которого был начат на том же воронежском заводе «Электросигнал» в 1937 году. Мой экземпляр в удивительно хорошем состоянии для своего возраста, а ведь ему 70 лет… мучают сомнения: стоит ли реставрировать корпус?

В статье использованы фотографии автора. С автором статьи можно связаться по адресу oldradios@yandex.ru

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте