Динамика и основные тенденции рынка розничных продаж сотовых телефонов РФ в 2009 году
20 января 2010
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

19 января 2010 года компания «Евросеть», крупнейшая в России и странах СНГ компания, работающая на рынке сотового ритейла, представила аналитический отчет по итогам работы российского розничного рынка сотового ритейла и портативной техники в 2009 году.

По оценкам специалистов компании «Евросеть», рынок сотовых телефонов в РФ в 2009 году составил 26,2 млн. шт., что на 27% меньше, чем количество продаж сотовых телефонов в 2008 году. В 2009 году в Россию было ввезено порядка 27,4 млн шт. сотовых телефонов. Переходящие остатки сезона 2009 — 2010 г.г. больше переходящих остатков сезона 2008-2009 г.г. на 1,2 млн шт. аппаратов.

Падение рынка произошло с начала года. От значительного провала в январе рынок был спасен активным спросом потребителей импортных товаров в ожидании роста курса доллара и розничных цен. Дальнейшее падение связано с экономическими факторами, снижением уровня реального дохода населения, ростом безработицы и кризисных настроений. Дно рынок нащупал только в мае-июне, провалившись на 40% относительно показателей мая 2008 года.

Падение рынка в 2009 году отразилось на количестве салонов сотовой связи, работающих на территории РФ. В процессе оптимизации розничной сети крупными ритейлерами, банкротства и ухода с рынка средних и мелких игроков было закрыто порядка 5 тысяч салонов связи. Общее количество магазинов, продающих мобильные телефоны, на конец 2009 года составило порядка 15 тысяч точек. Сокращение количества салонов связи позволило нивелировать падение продаж на один работающий магазин до 12% (при падении рынка на 27%).

Средняя цена проданного в рознице сотового телефона составила 157 долларов, что на 24% ниже показателя 2008 года. В рублях показатель средней стоимости превысил цифру 4990 рублей, что всего на 4% ниже показателя 2008 года.

Общий рынок в долларах составил 4,1 млрд. долларов, что на 45% ниже объема рынка 2008 года, в российской валюте — 131 млрд. рублей, что на 30% ниже аналогичного показателя 2008 года.

Структура рынка в течение года менялась как по вендорам, так и по ценовым сегментам. По мере падения реальных доходов населения увеличивался спрос на бюджетный сегмент сотовых телефонов. Производители увеличили поставки недорогих моделей, ритейлеры провели ряд успешных маркетинговых акций для потребителей бюджетных телефонов.
Доля телефонов с розничной стоимостью менее 2000 рублей выросла в штучном измерении с 24% в начале года до 41-42% в 4 квартале.

Доля дорогих моделей, предлагаемых по цене от 10 000 рублей, снизилась в два раза в штучном измерении – с 10% до 5%.

Структура рынка по вендорам так же менялась в течение года.

Компания Nokia, сделав акцент на бюджетном сегменте, увеличила свою долю с 35% в 2008 году до 37-38% в 4 квартале 2009 года, при этом падение рублевого среднего ценника по вендору было максимальным — к концу года -18% от показателя 2008 года.

Компания Samsung так же среагировала на изменение спроса, увеличив предложение недорогих телефонов и снизив среднюю стоимость розничных продаж на 15%. Это позволило компании показать более значительный прирост доли по сравнению с Nokia и к 4 кварталу 2009 года разделить с ней позицию лидера.

Прорывом года можно считать компанию LG, которая сумела в 2 раза увеличить долю в количественных продажах, а так же увеличить средний ценник розничных продаж на 7-8%.

Компания Sony-Ericsson уступила позицию в ТОП-3 вендоров компании LG, потеряв более 10 п.п. рынка. При этом компания, предложив несколько новинок в дорогом сегменте, показала максимальный рост средней стоимости продаж – более чем на 15%.

Доля прочих игроков рынка сократилась почти в 2 раза и составила к концу года не более 9% рынка.

Влияние кризиса на региональные рынки так же было разнонаправленным. Наименьшее падение рынка, по нашим оценкам, произошло в ЦФО и ДФО. Наибольшее – на рынках Урала, Сибири и Поволжья. При этом на рынках центральной части России средняя стоимость проданного в розницу сотового телефона выросла по сравнению с показателем 2008 года на 5-6%.

Рынок сотового ритейла по регионам России выглядит следующим образом:

В 2010 году благодаря постепенному восстановлению экономики и осуществлению отложенных в кризисный период покупок мы прогнозируем рост рынка на 10-11%. Наши оценки объема отложенных покупок за период с 4 квартала 2008 по 4 квартал 2009 год включительно – 13-14 млн. телефонов. Такие оценки позволяют прогнозировать полное восстановление рынка в 2011 году до уровня, превышающего показатель 2008 года.

Выбор потребителей по характеристикам телефонов будет прежде всего продиктован производителями и их предложением. Несомненно, более современные технологии, такие как touch-screen, будут пользоваться большой популярностью у потребителей и, при снижении себестоимости аппаратов спрос будет смещаться в их пользу. Средняя стоимость телефона увеличится на 4-5%. Структура спроса по ценовым сегментам, по нашим оценкам, будет меняться следующим образом:

evroset_20_01_2010_5

Динамика и основные тенденции рынка портативной техники РФ в 2009 году

Рынок цифровых фотоаппаратов подвергся кризисным тенденциям в меньшей степени, нежели рынок сотового ритейла, а сегмент зеркальных фотоаппаратов не потерял свои объемы в денежном выражении и продолжает бурно расти в 2010 году. Для сегмента компактных фотоаппаратов характерно смещение спроса в пользу более современных моделей с большим числом мегапикселей матрицы, что вызвано значительным снижением розничной цены.

По нашим оценкам, рынок фотоаппаратов в РФ в 2009 году составил более 3 млн. шт., что на 18% меньше, чем количество продаж фотоаппаратов в 2008 году.

Средняя цена проданного в рознице фотоаппарата составила 232 доллара, что на 16% ниже показателя 2008 года. В рублях показатель средней стоимости превысил цифру 7400 рублей, что на 7% выше показателя 2008 года.

Таким образом, рынок фотоаппаратов в денежном рублевом эквиваленте снизился всего на 12% по сравнению с падением рынка сотового ритейла на 30%.

В 2010 году спрос будет смещаться в пользу более технологичных современных моделей. Объем продаж фотоаппаратов одним из первых выйдет в положительную зону роста после кризиса и превысит показатель в 25-30% по отношению к показателям 2009 года.

Рынок аудиоплееров в РФ в 2009 году составил почти 2 млн. шт., что на 21% меньше, чем количество проданных в 2008 году аудиоплееров.

Спрос смещается в сторону более функциональных моделей, выходящих на рынок, обладающих большими объемами памяти. Однако с ростом производства такие модели стали более доступными по цене, что вызвало падение среднего ценника розничных продаж аудиоплееров на 24% до показателя 73 долларов. В рублях показатель средней стоимости — 2340 рублей, что на 2% ниже показателя 2008 года.

Таким образом, рынок аудиоплееров в денежном рублевом эквиваленте снизился всего на 23%. В 2010 году превалирующую долю на рынке будут занимать аппараты с объемом памяти в 8 и 16 ГБ и постепенно начнут завоевывать свою долю аудиоплееры с памятью в 32 ГБ. Общий рост рынка аудиоплееров в 2010 году, по нашим оценкам, составит порядка 15-20%.

Рынок беспроводных телефонов DECT в РФ в 2009 году составил почти 2,4 млн. шт., что на 26% меньше, чем количество проданных в 2008 году трубок.

Рынок беспроводных телефонов еще до начала кризиса находился в стадии стагнации спроса. Реплейсмент чаще вызван поломкой старого аппарата, нежели заменой на более современный и функциональный. Несущественно рынок поддерживается заменой проводных телефонов на телефоны DECT.

Средняя цена проданного в рознице телефона DECT составила 61 доллар, что на 15% ниже показателя 2008 года. В рублях показатель средней стоимости превысил цифру 1960 рублей, что на 9% выше показателя 2008 года.

Таким образом, рынок телефонов DECT в денежном рублевом эквиваленте снизился на 19%. В 2010 году мы прогнозируем рост рынка максимум на 4-5%.

Позиции игроков рынка сотового ритейла по итогам 2009 года

По нашим оценкам, распределение долей основных игроков на рынке сотового ритейла по итогам 2009 года следующее:

Таким образом, три лидера рынка занимают 66% рынка сотового ритейла.

Через розничную сеть компании «Евросеть» за 2009 год было реализовано более 430 тысяч фотоаппаратов, более 516 тысяч аудиоплееров и почти 270 тысяч телефонов стандарта DECT.

Таким образом, компания занимает долю на рынках портативной техники:

14,4% — по продажам фотоаппаратов

27,0% — по продажам аудиоплееров

11,3% — про продажам DECT-телефонов

Источник: Отдел маркетинга компании «Евросеть»

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте