Оптимизация на пальцах рук

Вступление от автора

Основная проблема при написании статей такого рода заключается именно в самом начинании. С чего начать? Стандартные слова, аля: «Здравствуйте, сегодня поговорим об оптимизации» или «Привет, SEO – это то-то…» – уже приелись и читание материала такого вступления заканчивается, как правило, хмурой гримасой и отвращением к автору.

Безусловно, статей на тему оптимизации сайтов в интернете пруд пруди. Люди заводят специальные блоги, сайты, открывают новостные ленты – и все это для того, чтобы рассказывать начинающим о своих опытах в SEO, поэтому, чтобы понять общий вид деятельности, который проводится над сайтом бывалыми «продвигателями», необходимо прочитать массу информации, подписаться и вычитывать массу новостных лент, и что самое главное, чем больше вы читаете, тем больше вас вводят в заблуждение. Оно и понятно, у каждого профессионала свои методы, своя практика и неосведомленному читателю просто невозможно будет понять – где правда, а где ложь.

Мне же хочется сделать некий фундаментальный труд, знакомство с которым даст представление рекламодателю, заказывающему оптимизацию своего сайта, проследить пути расходов его средств, так как не раз замечал удивленные лица при оглашении цен на работу над сайтом. Ну, и, наконец, юные IT’шники могут получить базовое представление работы в SEO.

Большинство моих друзей-оптимизаторов, ведущих свои блоги, в основном рассматривают только теоретическую сторону оптимизации, оно и верно, чтобы теорию хоть как-то приблизить к практике необходимо стоять над каждым читателем и показывать ему куда надо «тыкнуть», чтобы получилось то-то. Согласитесь — это не реально. Не реально не только просто с физической точки зрения, а также в смысле познания вообще. Ведь любой род деятельности – это постоянно учение, учение на пробах и ошибках. Нет стандартной формулы счастья. Это также касается оптимизации и раскрутки сайта в целом. Для каждой тематики – свой специфический подход, инструкция к которому находится лишь у нас в голове.

И пусть данная статья не смутит взор постоянного читателя журнала InfoCOM.UZ, так как аналогичная статья уже проскальзывала ранее в печатной версии журнала, но, несмотря на то, что она имела свое начало, середину и конец и, собственно, суть раскрываемой проблематики – она до крайности сжата в рамках печатного издания. В этой же статье, мне хотелось углубить раскрытие проблематики вопроса, показать читателю некие «кирпичики» фундамента оптимизации, раскрыть и показать хотя бы приближенные к действительности цифры. Получилось ли у меня – судить только вам, с моей же стороны – приложенные усилия и знания. Сразу всех предупрежу, что во благо упрощения понимания материала в некоторых местах я наглым образом вру, либо, если точнее сказать, — не договариваю. Те, кто смыслит в SEO, — найдут эти неточности и неровности, и, я думаю, согласятся, что я не выставлял их на первый план, так как тогда я просто бы ввел неосведомленного читателя в полное заблуждение и не понимание материала вообще, что не является моей целью. Так как, сами согласитесь, в теории одно, а на практике все совершенно по-другому.

Введение
Итак, давайте абстрагируемся и представим, вы — новичок во всех начинаниях сфер интернета. Все, на что вы способны в данный момент, так это создать небольшой сайтик на готовом движке, «натянуть» фришный шаблон и забить свое детище уникальным контентом. Я сделаю акцент именно на «уникальный», так как неуникальный контент, как правило, ни к чему хорошему не приводит.

Итак, все готово, сайт в Интернете, все настроено, налажено и работает как часы, но сайт без посетителей – это то же самое, что и магазин без покупателей. Он должен оправдывать надежды своих создателей. Должен приносить ожидаемое, т.е. деньги и, соответственно, как минимум оправдать средства, которые были затрачены на создание этого детища. Даже если вы тратили только свое время на создание сайта, то не надо считать, что вы не тратили деньги. Время любого человека – деньги, в больших или меньших объемах.

Способов получения трафика достаточно много и, как я уже говорил, нет идеальной стандартной формулы для всех случаев. Можно напрямую покупать трафик на специализированных сервисах, либо скупать рекламные места под баннеры вашего проекта на сайтах рекламодателей, но, как показывает практика, в 80% случаев более оптимальным и пригодным будет поисковый трафик, т.е. посетители, которые будут приходить на ваш сайт с той или иной поисковой машины. Естественно, и за поисковый трафик придется платить. Т.е., можно сказать, что уже в воображениях складывается некая марковская формула юного манимейкера, а именно:

Д -> Т -> Д,
где Д – деньги, а T – не товар, а трафик ;) Т.е. получения трафика с целью обогащения на нем (ни в коем случае не надо думать, что это скупка по- дешевле и продаже подороже, так как вы покупаете посетителей для того, чтобы они платили вам за какой-либо продукт, продаваемый вашей фирмой, или же оказание вам какой-либо услуги).

Вроде все просто, у нас есть сайт, есть поисковые машины и есть пользователи, которые через эти машины заходят на необходимые им сайты. Проблема лишь в том, чтобы нужные нам пользователи заходили именно на наш сайт, а не на сайт конкурирующей компании.

Отступление
Помните, в начале статьи я говорил о приближении этого материала к практической стороне деятельности? Так вот. Давайте отойдем от реального мира и представим себя оптимизатором, который вот только на днях встречался с работодателем и тот попросил вас оптимизировать его сайт. В результате общения с ним в ваши руки попали следующие данные. Работодатель является представителем крупной риелторской организации, которая оказывает все виды услуг, связанные с недвижимостью. Для расширения сферы своего влияние они решили заявить о себе в сети интернет. Ими была успешно заказана разработка сайта фирмы www.rogaikopita.uz (от названия организации, которую он представляет — ООО «Рога и Копыта»), сайт имеет приятное оформление, содержит всю информацию об организации, представлен перечень всевозможных услуг и, конечно, масса контактов для связи с самой организацией при желании воспользоваться предоставляемыми услугами.

Ну что, заказ принят, надо действовать! А как действовать и в каком направлении? Хороший вопрос. По существу, отечественные заказчики сами не знают, чего хотят (я бы рад думать, что это не так, но мое общение показало обратное), то ли это просто пыль в глаза покупателям, что, мол, вот мы и в интернете тоже, и в «поисковиках зарегистрированы» (знали бы вы, как меня убивает эта фраза ;)) и нас оптимизировали (именно весь рабочий коллектив компании, а не просто сайт ;)), то ли реальное желание получения дополнительных клиентов… Так что, вот так обстоят дела на нашем отечественном рынке.

Ликбез наперед
WEB-сайт – совокупность WEB-страниц с разметкой HTML, расположенных в сети Интернет и имеющих свой URL-адрес, тот адрес, который, собственно, все страницы и соединяет. Все страницы сайта имеют свои URL-адреса в пределах одного домена (URL-адреса WEB-сайта). Так вот, когда неосведомленные пользователи говорят – «мой сайт зарегистрирован в поисковых системах», то они имеют в виду, что сайт был проиндексирован поисковыми ботами и страницы сайта находятся в индексной базе поисковой машины (подробнее об это можно прочитать в моей прошлой статье о «Поисковых машинах»). Индексная база постоянно меняется и некоторые страницы сайта то входят, то выходят из индексной базы поисковой машины. Вы можете напрямую добавить URL своего сайта для индексирования поисковой машиной, либо поставить ссылку на каком-нибудь сайте (обязательно проиндексированным и индексирующемся) на свой сайт, и поисковый бот, ходя по страницам, «заметит» ссылку на ваш сайт и начнет его индексировать. Оптимизацию необходимо начать именно с изучения индексации продвигаемого сайта: если сайт «свежий», то «скормить» его поисковому боту, если же он в индексе, то начать продвижение, а если он был в индексе и вылетел – хорошенько подумать – сможете ли вы его вытащить из базы или фильтра, под которые он попал, и вернуть в индекс.

Для проверки количества проиндексированных страниц для популярных поисковых машин советую использовать Site-Aduditor – удобную и легкую программу от гуру оптимизации – Компании Ашманов и Партнеры. Скачать программу можно с сайта www.site-auditor.ru

optimizaciya_25_02_2010

Продолжение статьи
А начать действовать нужно с подсчета предполагаемого количества возможных посетителей, которые будут искать то, что могут найти на сайте нашего работодателя из ООО «Рога и Копыта».

Лирическое отступление № 1
Меня умиляет портфолио одной отечественной компании (имя называть не буду, назовем далее, просто «оптимизатор») по оптимизации, где они гордо заявляют, что продвинули на первое место сайт по запросу «профессиональная фотосъемка в Узбекистане» или «металлопластиковые трубы и комплектующие в Узбекистане». Я не стал долго думать и сразу же решил посмотреть количество просмотров по данным запроса и долго смеялся, никто и никогда, ну, наверно, кроме этой компании-оптимизатора, не искал сайтов по данным запросам. Ну а что, логично, к ним пришли рекламодатели и сказали: «Вот вам сайт – продвигайте», после чего «оптимизатор» заявил: «Ребята, вот смотрите, ваш сайт по такому-то вопросу на первом месте, так что платите» ;) И все рады: рекламодатели с первым местом, оптимизаторы с деньгами. Но вот толку от такого продвижения 0 – только потраченные деньги, так как новой клиентуры от этого не появится – кому в голову придет подбирать такой огромный запрос, чтобы попасть на сайт компании, которая запрашивала продвижение. Легче, я думаю, будет подобрать пароль в админку Яндекса ;))), ну или, наконец, найти путь до этой админки.

Я думаю – мое лирическое отступление заставило задуматься неискушенного пользователя. Надо оптимизировать под те запросы, по которым ищут, и ищут достаточное количество людей. С тем же успехом «оптимизатор» мог заточить сайт этого фотографа под запрос “Jn!U^3hY*_3g”, а что, это короче, чем то количество слов, которое необходимо ввести в строку поиска, чтобы попасть на продвигаемый сайт.

Так вот. Правильно подобранные ключевые слова, по которым и будет продвигаться сайт, – основное действие работы оптимизатора, эта работа называется составлением семантического ядра, и допущение ошибок на данной стадии работы окажется болезненным для всех дальнейших процедур.

Семантическое ядро. Или то, с чего все начинается
Отступление

Перед тем, как двигаться дальше, мне бы хотелось рассказать принцип работы оптимизации, а уже после рассматривать каждую операцию в отдельности. Итак, весь принцип оптимизации заключается в наборе «веса» — веса страницы, веса сайта, веса внутреннего, веса внешнего. Т.е. каждое действие – еще один шаг по увеличению веса, а увеличение веса – увеличение позиций в поисковой системе по тем или иным запросам. Так как именно высокие позиции по правильно подобранным ключевым запросам гарантируют нам прогнозируемый трафик на наш сайт.

А теперь давайте же разберемся, как происходит составление семантического ядра.

Итак, основной запрос сайта – слово «недвижимость». Хочу сразу подметить, что раз мы оптимизируем под Узбекистан, то и, соответственно, в запрос должно входить «в Узбекистане». Все! Теперь можно вздохнуть ;) Предполагаемые суммы на оптимизацию сократились в тысячи раз и сам процесс оптимизации упростился в разы (далее вам будет понятно, с чем связан такой восторг). Но, все же, составляя список ключевых фраз, в большинстве случаев региональность мы будем опускать.

Итак, для начинающего оптимизатора процесс составления семантического ядра заключается в поиске возможных наборов ключевых фраз. Опытным же «продвигальщикам» достаточно просто узнать тематику сайта и у них в голове сразу же формируется список возможных запросов. Но вы –начинающий, и поэтому будем идти по порядку.
Для просмотра ключевых фраз и количества их показов поисковиками воспользуемся открытыми статистиками поисковиков:

Яндекс (http://wordstat.yandex.ru/)
Рамблер (http://adstat.rambler.ru/wrds/)

Начать рекомендую именно со статистики Яндекса, так как он предоставляет такую удобную вещь, как ассоциативность запросов, т.е. вы можете ввести какой-то основной запрос (назовем его высокочастотным) и статистика вам вернет смежные ему запросы (ассоциативные), т.е. близкотематические, те, по которым пользователи искали вместе с основным запросом.

Продвигаемый нами сайт компании ООО «Рога и Копыта» о недвижимости, т.е. и основной запрос (высокочастотный) также будет «недвижимость». Вбиваем его в WordStat Яндекса и смотрим, что нам это даст.

optimizaciya_25_02_2010_1

А дало нам это следующие запросы:
агентство недвижимости;
продажа недвижимости;
загородная недвижимость;
рынок недвижимости;
аренда недвижимости;
куплю недвижимость.

Это список среднечастотных запросов, ассоциативных к высокочастотному «недвижимость».

Также можно получить низкочастотные запросы (смежные к среднечастотным), вводя среднечастотные в WordStat.

Как мы видим из рисунка, слово «недвижимость» запрашивается пользователями в среднем 1 963 541 раз в месяц. Не стоит обольщаться. Во-первых – это сводное число запросов ключевика «недвижимость», вместе со всеми, повторяю, со всеми смежными с ним запросами. Ну, а во-вторых – это запросы из всех регионов мира, кто пользуется Яндексом. Нас же интересует Узбекистан.

Давайте теперь немножко забудем о региональности и посчитаем общее число тех или иных запросов, для этого нам и понадобится статистика Рамблера. Да, да именно Рамблера!

Лирическое отступление № 2
Примерно год тому назад ко мне приходили «великие отечественные оптимизаторы», которые предлагали оптимизировать один из моих региональных сайтов (для узбекских пользователей). Я представил себя как человека, далекого от оптимизации (что самое интересное, они знали про меня и не смогли даже предположить, что и SEO для меня – как минимум знакомая тема). Так вот, все началось с того, что они мне обещали продвинуть сайт в mail.ru, аргументируя это тем, что мол, mail.ru – самый сложный в продвижении поисковик, и если мы займем достойные позиции в нем, то сам Google подстроится под его выдачу, не говоря уже о Яндексе. Я еле сдерживал свой смех ;) Дав понять, что я не полный нуб в SEO и, сказав, что выдача mail.ru (на тот момент) строилась на выдаче Яндекса (посредством сервиса Яндекс.XML), я задал прямой вопрос – сколько пользователей вы нам гарантируете после вашей «оптимизации» (я уже стал играть под их дудку в плане того, что речь о каких-то ключевых словах, составлении семантического ядра вообще не шла, поэтому и задал такой глупо сформированный вопрос). На что они мне ответили: «Сколько покажет WordStat Яндекса – столько и будет». Смешно. Я не стал спорить по этому поводу, сказав лишь то, что WordStat показывает только сводную статистику по всем запросам, входящим в основной, а правильное число точных запросов может дать лишь Рамблер, только придется умножить на специальный коэффициент (надо учесть, что все 100% поисковых запросов пользователя бьются на все используемые поисковые машины, так как кто-то предпочитает Яндекс, кто-то Google, Rambler, Nigma, GoGo и т.д., поэтому, чтобы узнать коэффициент умножения, необходимо разделить процент рынка Яндекса на рынок Рамблера, а потом умножать количество точных запросов Рамблера на этот коэффициент), на что мне ответили, что это абсурд, и если следовать моим словам, то умножать придется на 9. Т.е., по их словам, на рынке 2 поисковика, из которых Яндекс занимаем 90% рынка, а Рамблер — 10% ;)

Итак, вернемся к математике и умножениям. Так, как рассчитывать число точных запросов ключевого слова? Все просто. Чтобы вычислить число точных запросов в Яндексе, необходимо поделить общее число запросов Яндекса на общее число запросов по Рамблеру (это и есть коэффициент) и умножить на число точных запросов по Рамблеру.
Для поиска точных запросов по Рамблеру нам и понадобится http://adstat.rambler.ru/wrds/

Вбив «агентство недвижимости», мы получим следующее:

optimizaciya_25_02_2010_2

Запросим то же самое у Яндекса, получим:

optimizaciya_25_02_2010_3

Все, все необходимые параметры у нас в руках.
Общее число запросов по Яндексу равно 177 765.
Общее число запросов по Рамблеру равно 27 969.
Число точных запросов по Рамблеру равно 1 428.

Посчитаем, (177765/27969)* 1428 ~ 9076 показов запроса «агентство недвижимости» за месяц в Яндексе.

Такие же манипуляции необходимо сделать и с остальными ключевыми словами. После чего мы увидим полную картину точных запросов.

А теперь к интересному. Вспомните мой диалог с «великими отечественными оптимизаторами», где я на мой поставленный вопрос: «Сколько пользователей вы нам гарантируете, после вашей «оптимизации» они ответили следующее: «Сколько покажет WordStat Яндекса – столько и будет». Теперь оценим мой сарказм к данному ответу.
Даже если вы вывели свой сайт на первое место в поисковике по тому или иному вопросу, гарантии 100% переходов на ваш сайт нет. Есть такой параметр, именуемый как CTR (расшифровка аббревиатуры Click-Through-Ratio). Этот параметр равен количеству кликов к количеству показов рекламного объявления (баннера, ссылки и т.д.), умноженного на 100%. Для каждой системы рекламы этот параметр свой. Т.е., допустим, для баннерообменных сетей нормальный CTR равен 0,1% — 1,5%, для контекстной рекламы — 2% — 8% (это среднестатистические данные, все зависит от тематики рекламируемого сайт и качества самого баннера/объявления). CTR также применим и к выдаче поисковой машины. Умные люди проводили различные исследования, опросы и установили, что, мол, для первой половины выдачи CTR равен от 30% до 50%, а для второй половины не превышает 10% — 20%. Также кто-то установил, что CTR первого сайта выдачи эквивалентен третьему и это в разы больше второго сайта выдачи. Может быть, это и так.

Т.е., допустим, если ваш сайт находится на первом месте выдачи Яндекса по запросу «агентство недвижимости», то лишь по этому запросу с Яндекса вы можете ожидать как минимум (9076*50)/100 = 4538 посетителей за месяц.

Цифра хорошая, бесспорно. Но это общая цифра, а нас, если вы вспомните, интересует Узбекистан. Вот тут-то цифры будут поменьше.

Если регионально взять только Узбекистан и запрос «агентство недвижимости», то мы получим следующее:

optimizaciya_25_02_2010_4

Всего 90 показов за месяц. Произведя такие же манипуляции в Рамблере, получим следующее:

optimizaciya_25_02_2010_5

Всего 2 общих показа за целый месяц. Здесь даже как-то проблематично посчитать количество точных запросов ;) А подсчет CTR вообще всех умопомрачит. Но, как говорится, не стоит отчаиваться, это всего лишь один запрос и то среднечастотный, да и всего один рассматриваемый поисковик. Думаю, суммарное количество разночастотных запросов даст вам до 70-100 человек в день с поиска при максимальных оптимизационных работах (прошу учесть, что цифра приблизительная, для ее точного подсчета необходимо проводить полный анализ, который отнимет уйму времени и сил).

Ну что, на этом, я думаю, можно окончить рассказ о составлении семантического ядра. Хотелось бы напомнить, что данная процедура – основополагающая, и соответственно, ошибки, допущенные на этом этапе работы, могут стать крахом всей оптимизации сайта в целом. Главное – подобрать именно те ключевые слова, которые напрямую связаны с продвигаемым сайтом. Если сайт о недвижимости, то и запросы должны быть тематичные недвижимости. Ни в коем случае не надо засовывать в список ключевых слов что-то стороннее, например, «ремонт мебели» или «монтирование антенн». Во-вторых, вы должны продвигать именно то, что ищут люди, вспомните лирическое отступление № 1, где компании типа упоминаемого выше «оптимизатора» гордятся продвижением запроса, который никто и никогда не искал. Ну и, в-третьих, цель должна оправдывать средства. Зачем тратить деньги на продвижение того или иного ключевого слова, если вы не получите пропорциональный потраченным средствам приток пользователей?

Внутренняя оптимизация сайта
Итак, вместе со списком ключевых фраз мы переходим к следующему этапу — внутренней оптимизации сайта. Я думаю, у вас возник логичный вопрос. Раз есть внутренняя, значит, есть и внешняя? Ответ – да, есть. Внутренняя оптимизация – это работа внутри сайта, работа над его контентом, разметкой, перелинковкой и т.д. А внешняя – работа над сайтом с внешней точки зрения (но об этом позже.)

Итак, напомню, вам был дан сайт компании ООО «Рога и Копыта». Сайт довольно-таки приличного оформления, вроде все на нем есть: и список предоставляемых услуг, и информация о компании, и виды связи с отделом по работе с клиентами. На сайте красивых слов: «Добро пожаловать на наш сайт», «Мы рады вас приветствовать», «Мы все организуем и все для вас сделаем». Пользователь, попавший на сайт, будет только рад таким приятным словам. Но не стоит забывать, что не пользователи индексируют сайты, а поисковые боты и ваша лесть безразлична. Все, что их интересует, – контент, контент с необходимым ключевым словом «недвижимость». Ну, можно просто нашпиговать контент главной страницы безграничным вхождением ключевых слов, как идущих подряд, типа «Сайт о недвижимости. Все о недвижимости в Узбекистане. Последние новости недвижимой недвижимости». Во-первых, пользователь, зашедший на такую страничку, просто очумеет от такого количества искомых слов и просто- напросто закроет ее (в большинстве случаев), ну и наконец, этот пользователь вообще не попадет на эту страницу, так как она не будет в индексе поисковой машины, а попадет в фильтры за поисковый спам. Что же делать?

А вот теперь начинается искусство SEO-копирайтинга – умудриться написать такой текст для главной страницы, который будет приятен, как потенциальным клиентам, так и роботам, неся в себе умеренную частоту вхождений ключевых слов, разбросанных по тексту.

Итак, текст главной страницы должен информировать обо всех функциях сайта, но он также должен быть компактным, не надо лить много воды (слишком много). Разделите информацию обо всех предоставляемых услугах на абзацы и озаглавьте их. Заголовок и будет вхождением ключевого слова.

Разметка контента

Теперь о разметке. Ключевые слова необходимо как-то выделить, чтобы и пользователю было понятно, что к чему (есть много потенциальных клиентов, которым просто в лом читать всю информацию, чтобы найти ему необходимую услугу, он просто закроет страницу и пойдет дальше, возможно, попав к вашим конкурентам), а для поисковых ботов выделение какой-либо информации – просто мед. В выделении объектов (разметки HTML-страницы) нам помогут HTML теги. Так, например, выделению ключевой информации в тексте необходимо выделять тегом <b></b>. Для разметки заголовка описания услуг успешно подойдет тег <h2></h2>. Главное в этом деле – не переборщить. Все должно быть в норме. Так, например, для среднестатистической страницы, тег h2 рекомендуется употреблять не более 3-4 раз в тексте, тегом же b можно манипулировать в свободном полете. Также в последнее время стал замечать, что слова, выделенные такими тегами, как <i> — курсив и <u> — подчеркивание, стали приобретать вес выше, чем <b>.

Ну а теперь о заголовке страницы (title). Заголовок – основополагающий элемент оптимизационной работы. Заголовок страницы выводится в выдаче поисковой машины, поэтому он должен быть информативным как для пользователя (т.к. пользователи обычно читают только заголовок найденного сайт, и если он их не устраивает – идут дальше, поэтому правильно составленный заголовок — возможность повысить CTR), так и для роботов, так как информация в нем учитывается в первую очередь. Не надо банально вписывать в заголовок банальный список ключевых слов – составьте какое-то разумное предложение (вставьте в это предложение также глагол). Также не растягивайте заголовок, постарайтесь уложиться в 70 символов. Также, что самое главное — ключевые слова заголовка должны входить в текст самой станицы.

Затронем URL-страницы. Было бы не плохо, чтобы каждая информация о каждой предоставляемой услуге имела свою страницу, попасть на которую можно с главной страницы (например, внутри самого текста, чтобы само ключевое слово ссылалось на эту страницу. Напомню, что текст гиперссылки называется «анкор»). Так вот, помимо оптимизированного контента на этой странице было бы не плохо сделать «говорящую ссылку», т.е. если это информация об «аренде недвижимости», то и страницу необходимо будет сделать site.ru/arenda-nedvijimosti.html, а не что-то вроде site.ru/page_1.html (предпочтительней именно дефис для разделения ключевых слов, нежели подчеркивание). Также получение дополнительного веса можно получить путем вхождения высокочастотного запроса в URL самого сайта. Но не переборщите, не надо раздувать название домена, т.е. из www.rogaikopita.uz предпочтительней было бы получить www.nedvigimost-rik.uz (т.е. РиК = Рога и Копыта).

Хорошим тоном будет размещение иллюстраций, как к производимым товарам, так и тематических картинок предоставляемых услуг. Во-первых, и страница будет казаться какой-то завершенной, и пользователю будет приятно читать такую информацию, разбавляя взор иллюстрациями, ну и в оптимизации это может помочь. В теге IMG языка разметки HTML есть специализированный атрибут alt – это текст, отображаемый вместо рисунка, когда он грузится. Увеличивайте весь, внедряя ключевые слова в атрибут ALT.

Внутренняя навигация
Хотим мы того или нет, но мы чисто на интуитивном уровне разделяем всю информацию сайта по разделам (по отдельным страницам). И, естественно, делаем навигацию, благодаря которой с любой страницы (особенно с главной) можно попасть в любой интересующий пользователя раздел сайта.

Внутренняя навигация – также не должна остаться без внимания. Правильно составленная навигация позволит грамотно и ускоренно (что, впрочем, не всегда) поисковому боту проиндексировать ваш сайт.

Скажу сразу, что каждая страница сайта имеет свой определенный вес, это визуально отражает показатель PR (PageRank) у поисковой системы. Прошу не считать, что PageRank переводится как ранг страницы, на самом деле, Пейдж — это фамилия разработчика этой системы рангов (напомню, что создатели Google – Ларри Пейдж и Сергей Брин). Так вот, обычно самый большой вес у главной страницы сайта, а она же, в свою очередь, передает вес внутренним страницам.

Ликбез
Главная страница сайта в сленге оптимизаторов именуется как «морда» – это страница первого уровня, она одна на этом уровне. Также существуют страницы второго уровня – это те страницы, на которые можно попасть в один клик с морды, т.е. ссылка на которую располагается на морде. Ну и, наконец, страницы третьего уровня – это те страницы, на которые можно попасть в 2 клика от морды, либо в один клик от страницы второго уровня. Эти уровни также имеются как вложенность. 4,5,6… и т.д. уровни обычно даже не рассматривают.

Так вот, если вес распределяется по всем страницам, зачем же раздавать вес на страницы, которые вообще не нужны для оптимизационных работ? Например, страница контактов фирмы, либо страница партнеров фирмы. Есть простое решение – закрыть от индексации ссылки на эти страницы, например, напишите что-то вроде <noindex><a href=”partners.html”>Наши партнеры</noindex> и вес на страницу партнеров передавать не будет, следовательно, другие вложенные страницы получат больше веса, нежели при обычной схеме.

Так вот, при создании навигации по сайту, постарайтесь, чтобы с каждой страницы второго уровня можно было попасть на другие страницы, находящиеся также на втором уровне, и, соответственно, на главную страницу сайта (обычно это логотип компании, который, собственно, и ведет на главную страницу сайта).

Анкоры ссылок должны содержать ключевые слова услуг, которые вы продвигаете.
Среднестатистическая навигация по сайту-визитке компании выглядит следующим образом:

optimizaciya_25_02_2010_6

Т.е. имеем следующий HTML-код:

<a href=”arenda-nedvijimosti.html”> Аренда недвижимости </a>

<a href=”pokupka-nedvijimosti.html”> Покупка недвижимости </a>

<a href=”zagorodnaya-nedvijimost.html”> Загородная недвижимость </a>

<a href=”oformlenie-nedvijimosti.html”> Оформление недвижимости </a>

<a href=”partners.html”>Партнеры </a>

<a href=”contacts.html”>Контакты </a>

Как мы видим из навигации, такие ссылки, как Партнеры, Контакты, не влияют на оптимизационные работы, более того, в своем свободном состоянии они даже могут нанести вред путем передачи на них веса с других страниц сайта, поэтому просто закроем их от индексирования. В результате закрытия от индексирования мы получим следующий HTML-код:

<noindex><a href=”partners.html” Партнеры </a></noindex>

<noindex><a href=”contacts.html”>Контакты </a></noindex>

Robots.txt
Также закрытие от индексирования позволяет специальный файл, располагающийся в корне домена и предназначенный для поисковых систем, – robots.txt.

Об этом волшебном файле написано много литературы, я лишь ограничусь некоторыми базовыми моделями его применения. Для полного ознакомления работы с ним есть замечательный сайт «Robots.txt по-русски» (robotstxt.org.ru).

Итак, robots.txt позволяет преднамеренно закрывать файлы или директории сайта от индексирования путем прописывания в нем определенной команды. Также изюминка этого инструмента заключается в том, что для каждого поискового бота можно прописывать свои условия. Так, закрытие индексации наших ссылок в robots.txt будет выглядеть следующим образом:

User-agent: Yandex

Disallow: partners.html

Disallow: contacts.html

Т.е. команда Disallow позволяет закрывать от индексирования ненужные страницы или директории сайта (также лучше закрывать от индексирования страницы с неуникальным контентом, например, ваш сайт содержит полезные статьи, которые вы взяли с других тематических проектов). Командой User-agent мы указываем, что говорим ниже перечисленные инструкции для бота Yandex.

Карта сайта
Для ускорения индексирования новых страниц сайта советую создать карту сайта, в которой будут публиковаться новые страницы с прямыми ссылками.

Создаются сразу две карты сайта:
— Обычная HTML-страница с перечислением всех страниц сайта, с прямой ссылкой на страницу и виде заголовка в анкоре;
— XML-версия карты сайта.

XML-версия карты сайта имеет следующую архитектуру:

<?xml version=»1.0″ encoding=»UTF-8″?>
<urlset xmlns=»http://www.sitemaps.org/schemas/sitemap/0.9″>
<url>
<loc>http://site.ru/ pokupka-nedvijimosti.html </loc>
<lastmod>2010-02-03</lastmod>
<priority>0.7</priority>
<changefreq> weekly </changefreq>
</url>
</urlset>

Loc – прямой URL-адрес текущей страницы;
Lastmod – дата последнего изменения файла;

Priority – приоритет текущей страницы относительно других страниц сайта (от 0.00 до 1.00, по умолчанию 0.5). Данный параметр «говорит» поисковым ботом о приоритете той или иной страницы и определяет порядок их индексирования;
Changefreq – частота обновления страницы (возможные значения: always, hourly, daily, weekly, monthly, yearly, never).

Полную информацию о формате и работе с SiteMap.Xml можно найти по адресу www.sitemaps.org

Что же касается обычной карты сайта, то она может быть полезна не только поисковым ботам, но и обычным пользователям. Ссылка на карту сайта должна располагаться как минимум на главной странице сайта и открыта для индексирования.

Ну вот, в принципе, базовые аспекты внутренней оптимизации сайта, манипулируя ими можно придумывать что-то новое, то, что поднимет ваши позиции.

Внешняя оптимизация
Помните мое облегчение, в плане упрощения оптимизации из-за выбора региона Узбекистан, в качестве продвигаемой ниши нашего сайта? Так вот, это не просто так и имеет свою основу. Скажем так, оптимизация сайтов под регион Узбекистан может ограничиться лишь грамотной внутренней оптимизацией. Т.е. достаточно просто грамотно сформировать навигацию, написать SEO-контент, подобрать верный заголовок и получить несколько прямых ссылок с тематических проектов о недвижимости с необходимыми ключевыми словами в виде анкоров.

Получение пары этих ссылок достаточно простое дело – необходимо просто связаться с владельцами тематических проектов, не конкурирующих с вами, и обменяться с ними ссылками.

В принципе, на этом можно и закончить повествование о внешней оптимизации.

Но все же хотелось показать, как дела обстоят на зарубежном рынке оптимизации.

Во-первых, начать хотелось бы с того, что вся внутренняя оптимизация строится на наборе ссылочной массы. Ссылочная масса – это прямые ссылки с других сайтов на ваш сайт. Из названия можно предложить, что раз ссылочная масса, а не просто количество ссылок, то каждая ссылка имеет свой вес. Все зависит от уровня вложенности страницы, на которой располагается эта ссылка, тематики проекта, а также веса самого это сайта и страницы, на которой расположена эта ссылка.

Для измерения веса сайта и страницы есть специальные «пузомерки» – показатели поисковых систем. Так, например, у Яндекса этот показатель называется тИЦ (тематический индекс цитирования), у Googl’a PR (PageRank, о рынке страницы я уже упоминал выше).

тИЦ Яндекса колеблется от 0 до бесконечности и идет с шагом в 10, т.е. допустим 10, 20, 30, 570, 1020. Но случается так (за редким исключением), что при каком-то Апе поисковой машины вес сайта не добирается до новой 10, а до 5 добирает, и ему, соответственно, прибавляется индекс 5, т.е. если у него раньше был тИЦ 20, то стал 25. При следующем Апе произойдет уравновешивание, тИЦ либо опустится, либо поднимется до числа, кратного 10.

PR у Google колеблется от 0, до 10. Т.е. 10 – максимальный возможный показатель.

В ранжировании выдачи Google участвует PR, у Яндекса дела обстоят наоборот, тИЦ – лишь показатель ссылочной массы, на выдачу он влияния не оказывает. В выдаче участвует вИЦ – внутренний индекс цитирования. Этот параметр скрыт от обычных смертных и известен лишь поисковой машине. На выдачу Яндекса влияет также и PR Googl’a ;)

Ликбез
У поисковых систем есть так называемые «АПы» (от англ. UP — вверх). Это такая техническая процедура, которая обновляет данные базы поисковой машины. Я уже описывал АП в статье «О поисковых машинах», опубликованной в одном из прошлых номеров журнала InfoCOM.UZ, но все равно повторю эту процедуру.

Итак, существует два вида АПов:
— АП выдачи поисковой машины;
— АП показателей (в нашем случаи тИЦ у Яндекса и PR у Google).

АП выдачи – это такая процедура, при которой поисковые боты, индексируя сайты, набирают предельный лимит данных, при которых необходимо проанализировать полученные данные и включить новые страницы в выдачу, либо убрать старые.

АП показателей – АП, при котором изменяются значения показателей сайта, либо повышаются, либо понижаются из-за прибавления или убавления ссылочной массы.

АП выдачи Яндекса обычно происходит от 2 до 7 дней, но бывают и исключения.
АП тИЦа Яндекса от месяца до 2–3.
АП PR Google от 2 месяцев до 4.

Прошу не ругать меня за такие четкие ограничения, просто это личный анализ, никто не гарантирует точность АПов, они происходят по указам поисковой машины.

Набор ссылочной массы представляет собой набор внешних ссылок на ваш ресурс. История развития такой системы закладывается еще со времен отсутствия поисковых машин, да и интернета в целом. Возьмите любое научное печатное издание, откройте его на последней странице и перед вами окажется список литературы, который был использован для написания текущей книги. Чем чаще одно издание ссылается на другое, тем выше авторитет второго издания. Значит, это издание ценное, интерес этого издания не оспорим, раз на него ссылаются достаточное количество изданий. Более того, если одно научное издание ссылается на художественную литературу – вес художественной литературы не сильно увеличивается, ведь лишь малая часть читателей прочитает это художественное произведение для того, чтобы посмотреть маленький пример, приводимый автором научной литературы из художественного произведения.

В Интернете то же самое. Если один авторитетный сайт ссылается на какой-то другой, то вес сайта акцептора пропорционально увеличивается.

Давайте сразу примем в обиход два термина: донор и акцептор. Донор – сайт, располагающий у себя ссылку на акцептор.

Соответственно, если развлекательный сайт расположит на одной из своих страниц ссылку на какой-то не тематический проект, вес нетематического проекта увеличится, но не на столько, на сколько бы увеличился такой же развлекательный проект.

Итак, способов набора ссылочной массы много. Можно не тратя денег, но тратя время (причем в весомом количестве) предлагать обмениваться ссылками с тематическими проектами, располагая их ссылку с анкором на своих страницах, а они вашу на своих. Но в этом случае вы убьете массу времени для поиска таких проектов, которые готовы будут обменяться с вами ссылками (допустим, готовы ли вы у себя в офисе, где принимаете клиентов, разместить баннер вашего конкурента?), ну и наконец, вы сами будете терять ссылочный вес, отдавая его на страницу акцептора по размещенной у вас ссылке.

Этот метод до сих пор актуален, но не единственен, а тем более и не самый лучший. Чтобы избежать траты времени на поиск сайтов для обмена и траты ссылочного веса, были придуманы биржи ссылок.

Биржа ссылок – место встречи вебмастеров (людей, которые продают ссылки со своего сайта) и оптимизаторов (людей, которые, собственно, эти ссылки и покупают). На данный момент бирж ссылок достаточно. Есть старые, умирающие – prospero.ru, новые, развивающиеся – linkfeed.ru, xap.ru, mainlink.ru, но лидером рынка, бесспорно, считается sape.ru (именуемая в народе, как Сапа), на ней-то и остановимся.

optimizaciya_25_02_2010_7

Сапа претерпевала множество изменений, начиная от функционала до самого дизайна, и постоянно меняется и совершенствуется, идя в ногу со временем.

В базе биржи фигурируют свыше 300 тысяч сайтов и около 2 миллионов страниц, на которых оптимизаторы могут размещать свои ссылки.

К оплате принимаются титульные знаки системы WebMoney Transfer WmZ и WmR, а также все электронные валюты, которые принимает сервис платежей ROBOKassa.

Интерфейс проекта интуитивно понятен и проблем с регистрацией в нем возникнуть не должно.

Попав в интерфейс оптимизатора (http://www.sape.ru/projects.php), вам необходимо создать проект.

optimizaciya_25_02_2010_8

После создания проекта и его настройки нужно будет добавить URL-адрес продвигаемой страницы

optimizaciya_25_02_2010_9

Как я уже ранее говорил – продвигаемой может быть любая страница сайта (она именуется так же, как точка входа), но в большинстве случаев – это главная страница сайта или т.н. морда.

URL успешно добавлен, теперь самое главное – необходимо добавить список ключевых слов – слов анкоров, по которым вы, собственно, и будете продвигать свою точку входа.

Помните, я говорил, что грамотно составленный список ключевых слов – залог успешного продвижения, да это так, но залог успешного продвижения не только их составление, но и грамотное их размещение на других сайтах в виде анкоров.

Хорошим тоном будет размещение так называемого околоссылочного тематического текста, т.е. не просто стандартно использовать модель анкор->ссылка, а немножко разнообразить ссылочные текста, составить несколько грамотно оформленных комбинаций. Когда-то раньше это не учитывалось и этим пользовались только знающие люди, но времена меняются, и теперь даже сама Сапа уведомляет пользователей о возможных составляемых комбинациях, а вот и они:

Продажа #a# металлических тележек #/a# в Узбекистане.

#a# Металлические тележки #/a# со склада в Узбекистане.

Продажа #a# металлических тележек #/a#.

Металлические тележки.

Т.е. возможны вариации с текстом до, после, вокруг и вообще без текста при анкоре.

То же самое проделаем и мы, но для своих ключевых слов:

#a# Аренда недвижимости#/a# в Узбекистане.

Агентство оп #a# аренде недвижимости/a# в Узбекистане.

#a# Аренда недвижимости в Узбекистане#/a#.

Аналогичные шаблоны необходимо сделать для всех ключевых слов.

Главное, что вы должны помнить при составлении всего текста ссылки, это:
— делайте текст читаемым, не перечисляйте банально ключевые слова;
— старайтесь не использовать знаки препинания в тексте;
— не растягивайте анкор, чем меньше слов в анкоре, тем точнее запрос;
— склоняйте слова в анкоре, русский язык могуч и падежи еще никто не отменял.

optimizaciya_25_02_2010_10

Теперь необходимо эти ссылки собственно где-то разместить, а размещать их мы будем на тематических проектах, для этого заходим в «Поиск площадок».

optimizaciya_25_02_2010_11

У каждого своя методика закупки ссылок, идеальной формулы нет. Главное – это не переборщить. Ваша цель — сокрыть искусственность. Вы должны показать поисковику, что все продвижение и набор ссылочной массы – не искусственно. Поэтому, если сайт «свеженький» – постарайтесь закупать партиями, с прогрессией, а не сразу пачкой. Это то же самое, что если бы вы обменивались ссылками. Сегодня один партнер согласился поставить на вас ссылку со своего сайта, завтра — два, послезавтра — три.

Что касается параметров сайтов, с которых вы хотите купить ссылки,

– здесь тоже, по вкусу. Берите ссылки с тИЦ от 30-40 до 60-70, PR — от 1 до 3, внешних ссылок — до 5-7. Купите несколько ссылок с сайтов, располагающихся в Яндекс. Каталоге или DMOZe. Т.е. купите для начала 3-4 дорогие ссылки с авторитетных сайтов, с большими показателями и с главной страницы. И 7-9 ссылок подешевле, со страниц со вторым уровнем вложенности. А потом уже можете докупать ссылки.

Главное – это отфильтровать страницы, с которых вы купили ссылки. У большинства сайтов URL скрыты и открываются лишь после покупки с них места, поэтому после покупки обязательно проделайте следующие инструкции:

— откажитесь от ссылок со страниц, на которых отсутствует контент;
— желательно, чтобы ссылка была ближе к началу страницы, а не где-то внизу;
— сайт донор должен быть человеческим, откажитесь от сателлитов;
— проследите за индексацией страницы, на которой вы размещаете ссылку, а также своей ссылки на ней в целом.

Вот, в принципе, все основные советы, которые можно дать по Сапе, не хотелось бы давать массу информации, тем более своей, возможно, она кому-то поможет, а кому-то нет. У каждого свой опыт.

На самом деле – способов внешней оптимизации много: можно прогнать сайт по тематическим каталогам, но это уже давно устарело и не даст желаемых результатов; можно регистрировать сайт в социальных закладках для ускорения его индексации; заказывать постовые в блогах, ну, и, наконец, размещать тематические статьи ссылками на свой ресурс через биржи статей – самый актуальный на сегодняшний день метод (так сказать SEO 2.0) – но об этом в моих следующих статьях.

Данная статья обсуждается на юфоруме

Orphus system