Мы стараемся найти компромисс даже с самыми сложными клиентами!
9 марта 2010
Рубрика: Интервью.
Автор: .

solutions_10_03_2010

Интервью с Фирузой Аскаровой, директором веб-студии Sarkor Solutions.

Каждый год в преддверии 8 марта все журналисты вспоминают про «женский день» и пытаются сделать материалы « о прекрасной половине». Нам не удалось взять интервью у Фирузы Аскаровой, директора известной отечественной веб-студии Sarkor Solutions строго до 8 марта. Она была занята, да и времени мы ей дали маловато :) Чему, честно говоря, мы и рады, потому как интервью получилось не «по случаю», а по существу.

— Фируза, мы знакомы с Вами уже не первый год и я хотел бы поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время и желание дать нашему журналу интервью, а также поздравить с прошедшим праздником Днем 8 марта.

solutions_10_03_2010_1

— Спасибо! В свою очередь, хочу пожелать вашему журналу интересных материалов, успехов, растущей аудитории! У меня только положительные отзывы о нашем с вами сотрудничестве!

— Студия Sarkor Solutions была создана в 2004 году. На сегодняшний день говоря «языком цифр» (привожу цитату с Вашего сайта)- «Разработано 98 сайтов, создано 36 работ по фирменному стилю для 72 клиентов». На мой взгляд, это достаточно трудно создавать для клиентов более одного сайта каждый месяц в течение почти 6 лет. Помните своего первого клиента и Ваш первый заказ? Можете ли вспомнить самый сложный (долгий и т.п.) заказ и самый быстрый и приятный?

solutions_10_03_2010_4

— На самом деле, эта статистика отражает только количество опубликованных работ на нашем сайте. Разработанных сайтов на сегодняшний день больше примерно вдвое. Часть сайтов мы не публикуем из-за их скудного наполнения заказчиком или если сайт находится в тестировании, часть – из-за проблем с хостингом или доменом заказчика и т.д. Есть также работы, которые в портфолио никогда не появятся, поскольку были какие-то соглашения о неразглашении с клиентом или работа была выполнена для другой студии/агентства. С фирменным стилем все вообще сложнее – этих работ много, нужно время, чтобы их все систематизировать и оформлять. На сайте также зреет и третий тип работ – это дизайн интерфейсов. Скоро мы сможем публиковать их в отдельном разделе как полноценное направление нашей деятельности.

Что касается нашего первого заказа – это были, в основном, заказы на внутренние ресурсы от провайдера Sarkor Telecom. Одна из ранних работ также – это Портал Государственной власти, тогда еще статичная версия, ныне нигде не сохранившаяся. Это было очень серьезное испытание в организационном плане, после чего мы уже размашистыми шагами пошли завоевывать рынок.

Сложных и долгих заказов было много, а самый быстрый и приятный я не могу вспомнить. Даже если вспомню, не скажу, а то еще клиент решит, что недостаточно нас помучил. :)

— Работа веб-студии это больше технологический или творческий процесс? Выработался ли с годами некий фирменный стиль от Sarkor Solutions?

— Наши коллеги по цеху любят заверять, что работа студии это творческий процесс. Я категорически против данного подхода. Работа студии, на мой взгляд, должна быть таким же производством, как и любое другое, с небольшой лишь скидкой на специфичность данного направления. Это должен быть и выработанный стиль работы, и рамки, и правила, и поставленный процесс. Творчеству место есть при проектировании и разработке дизайна, но это не творчество ради творчества, а творчество ради достижения целей клиента. Проблема Узнета как раз в том, что разработка сайтов в большинстве случаев воспринимается студиями и небольшими командами людей как творчество, где отсутствует дисциплина, юридическая база и здравый смысл.

— Как подбираете кадры для студии? Как ведется работа над каждым проектом или все поставлено «на поток»?

— Кадры подбираю по своей собственной методике, но скажу лишь, что проблема с кадрами стоит остро. Работу над каждым проектом мы ведем по разработанным в студии правилам и процедуре, немного адаптируя их под конкретного клиента и его заказ.

— Были ли случаи, когда заказчик, после того как вы сделали сайт, отказывался его принимать?

— Я могу вспомнить лишь 2-3 таких случая. Не принять у нас можно какой-то из первоначальных этапов, например, проектирование или дизайн. Не принять у нас работу на последнем этапе чревато для клиента юридическими проблемами, так как это означает, что все 2-3 месяца, которые мы на него работали, он неправильно формулировал задачи, которые перед нами стояли, давал нам неверную информацию или переходил к другому этапу, будучи не удовлетворен предыдущим и т.д.

Если же речь идет о том, что итоговый сайт не соответствует утвержденным документам, макетам и прочему, то мы доработаем его в любом случае и доведем проект до конца. Мы стараемся найти компромисс даже с самыми сложными клиентами.

— В чем главная трудность при работе с заказчиками?

— С заказчиками работать очень интересно. В большинстве своем, это умные, образованные люди, настоящие профессионалы. Столь разные направления нам встречались – от производства пластиковых крышек до авиационного строительства, от фруктового пюре – до олимпийских игр. У каждого клиента свои премудрости, секреты производства и прочее – есть чему поучиться.

Сложно работать с теми клиентами, которые не совсем хорошо отдают себе отчет в том, зачем им сайт, какие задачи он должен решать или, напротив, считают его универсальным решением любых рабочих задач. Сайт ведь должен быть частью существующего бизнеса, а не неким оторванным от него самостоятельным элементом. Если какие-то процессы не поставлены в оффлайне, сайт не в состоянии решить эти задачи. Сайт не излечивает какие-то болезни производства, недоработанной корпоративной системы, но является неплохим вспомогательным средством.

— Я помню, что в первые годы ваша студия использовала собственные программные продукты (CMS, например), а сегодня (начиная с 2007 года) ваша компания использует продукты «1С-Битрикс»? С чем связан такой переход? Насколько сегодня Вы удовлетворены работой с продуктами и решениями от «1С-Битрикс»?

solutions_10_03_2010_2

— Да, мы создали очень неплохой программный продукт Sarkor Content Manager, который был успешно внедрен нами в десятки проектов, и его «лайт-версию». До 2007 года наше решение удовлетворяло практически всем требованиям, которые нам предъявляли клиенты при разработке сайтов. Однако технологии не стоят на месте. Разработка, а главное, постоянное развитие программного продукта требует таких средств и ресурсов, которые в наших реалиях вряд ли когда-нибудь окупятся, по крайней мере, в вебе.

В компании «1С-Битрикс» работает не один десяток специалистов, а сама компания существует около 12 лет. Не отвлекаясь собственно на разработку сайтов, они бросают все силы на свои программные продукты. Они могут собирать отзывы своих клиентов и с учетом этого планировать новую функциональность, могут долго и дотошно ее тестировать, могут писать горы сопроводительной документации и тратить уйму ресурсов на работу службы технической поддержки. Это огромный труд, я хочу сказать. В настоящее время партнерство с этой компанией нас полностью устраивают – у нас появились новые возможности, и мы полностью сосредоточены на качестве разработки сайтов.

— Как часто клиенты обращаются к вам за редизайном сайта и насколько часто уже работающие с вами клиенты рекомендуют вашу студию своим друзьям и знакомым?

— Около 80-85% наших клиентов приходят к нам же за редизайном. Лично я очень ценю повторные запросы и считаю их большим показателем качества работы. В 2008-2009 году мы практически занимались только тем, что обновляли или переделывали полностью сайты наших же старых клиентов.

— Значит, проблем с текучестью заказчиков нет? Есть ли проблемы с текучкой кадров?
— Проблема с текучкой кадров – одна из острейших. Из нашей студии крайне редко уходят работать в другую компанию, но вот уезжает все еще очень много талантливых специалистов.

sarkor_09_03_2010_4

— Привлекаете ли вы сторонних специалистов и/или фрилансеров для выполнения каких-либо этапов работ или работаете строго «своими силами»?

— Привлекаем. С некоторыми фрилансерами мы сотрудничаем довольно давно, уже есть четкое понимание нашего стиля, процесса разработки, внутренних регламентов. Это такой резерв, который подключается на период авралов и крупных проектов как часть команды.

sarkor_09_03_2010_5

— Работы каких веб-студий Узбекистана или Рунета Вам лично больше всего нравятся. Если можно, приведите примеры.

— Из Узнета я могу выделить работы «Afisha Media». Я уважаю команду «Афиши», за то, что она не работает по принципу «Ешьте, что подали» и не считает, что аудитория сайтов по предоставлению бесплатных сервисов должна мириться с любым качеством ресурса. Надеюсь, что подход «Афиши» как-то воспитывает наш рынок и ставит определенные планки качества. Искренне желаю им развития и финансовой отдачи!

— Насколько успешно развивается Узнет. В чем главные проблемы, и если какие успехи?

— Главная проблема Узнета – это отсутствие денежных потоков :) Не нужно думать, что Узнет в состоянии развиваться на энтузиастах и перфекционистах. Как только в эту сферу пойдут нормальные инвестиции, а на проекты будут выделяться адекватные бюджеты, мы обязательно увидим развитие. Все предпосылки для этого есть – у нас очень способные специалисты, не уступающие по уровню, к примеру, московским, и непочатое поле для деятельности.

— Ваши самые любимые сайты, которые Вы рекомендовали бы к посещению (если можно указать). Есть ли такие в Узнете? Приведите примеры.

— У меня нет любимых сайтов. Я посещаю очень много сайтов, все зависит от того, какую задачу нужно решить в настоящее время. Мне нравится куча сайтов из Рунета, которые можно разглядывать часами и дивиться, как все продуманно и удобно для пользователей.

— Ваш самый любимый сайт созданный вашей студией?

— Любимые для меня те сайты, которые работают на своего заказчика и приносят ему пользу. Одним из любимых мной сайтов точно станет новый проект Poletim.uz, который мы заканчиваем в настоящее время. Это сервис по бронированию и заказу авиабилетов. Это уже не первый проект в данном направлении в Узнете, но мы максимально выложились, чтобы сделать его удобным для пользователя и полезным с точки зрения справочного контента.

solutions_10_03_2010_3

— Ваше мнение: Sarkor Solutions развивается «спешно»/стремительно/медленно/не развивается.

— Мы развиваемся «спешно»:) Не так быстро, как лично мне хотелось бы, но мы никогда не останавливаемся на достигнутом.

— Несколько вопросов о Вас лично. Насколько Вам легко или трудно убеждать заказчика подписать договор или акт приемки работ с учетом того, что Вы девушка? Ведь порой вообще трудно объяснить заказчику: что такое сайт, какой он должен быть и как нужно его делать «по всем правилам».

— Подписать договор я уже давно никого не уговариваю. Заказов в студии много, и мы работаем только с теми клиентами, которые сами пришли в студию и выбрали нас среди других. С актом выполненных работ история немного другая. Если клиент отказывается его подписывать, потому что у него какие-то обоснованные к нам претензии, то мы сделаем все возможное и порой невозможное, чтобы довести проект до конца. Если же клиент никаким образом не желает оформить свои замечания и при этом отказывается от подписания акта, то уговаривать его будут уже наши юристы.

— Как Вы решили стать руководителем веб-студии?

— Такие решения не приходят в голову просто так :) Это сложное стечение обстоятельств.

— Ваше хобби и увлечения?

— Мое самое большое увлечение в этой жизни это моя семья. Я посвящаю ей все свободное время, и мне с ними никогда не скучно. Если в сутках выдалось 25 часов вместо 24, то я еще очень люблю почитать – у меня огромная библиотека. Из хобби – я немного собираю монеты разных стран. Уже наклевывается какая-то коллекция.

— В компании Вы больше руководитель-администратор или творческий сотрудник и специалист по веб-мастерингу?

— В нашей компании я всё:) Было бы дорого содержать отдельно административный или технический ресурс, хотя порой мне очень хочется делегировать что-то из всех моих обязанностей.

— Есть у Вас свой личный блог, сайт, ЖЖ ? Если нет, то почему?

— У меня нет блогов, ЖЖ, аккаунтов в твиттере и так далее. Дело вот в чем. Если у меня есть свободное время, то я знаю сто и один способ, как потратить его с гораздо большей пользой, а все люди, с которыми я хотела бы общаться, находятся в пределах досягаемости. Я легка на подъем и с удовольствием лучше съезжу/схожу куда-нибудь с друзьями. Каждая секунда жизни мне очень дорога, так что я предпочитаю проживать ее в оффлайне.

— Среди Ваших сотрудников как много девушек?

— Я четко следую рекомендациям ООН по гендерному соотношению состава компании, не притесняя оба пола. :)

— Что пожелаете своим потенциальным клиентам?

— Всегда весеннего настроения, мира в их семье.

— Спасибо за интервью. Поздравляю еще раз с прошедшим Днем 8 марта и с наступающим Наврузом!

Беседовал: Александр Сучков. Фото из архива журнала InfoCOM.UZ.

О компании Sarkor Solutions
Компания Sarkor Solutions специализируется на разработке средних и крупных Интернет-ресурсов на базе различных программных продуктов.

С самого начала своей деятельности компания ориентирована на три фактора успеха:
– качественный менеджмент проектов;
– внедрение в практически каждый онлайн проект эффективных программных средств по управлению им;
– стабильная техническая поддержка выполненных проектов.

На сегодняшний день эта политика позволила Sarkor Solutions занять место одной из ведущих студий в Узбекистане.

В 2007 году наша компания подписала договор о сотрудничестве с крупнейшим российским разработчиком программных решений по управлению сайтами и интранет системами – компанией «1С-Битрикс», и начала активно внедрять ее программные продукты. Спустя всего год мы стали Золотым Сертифицированным партнером «1С-Битрикс», успешно пройдя сертификацию и завершив множество проектов на платформе Битрикс. Помимо этого, мы оказываем маркетинговую поддержку нашего партнера в регионе.

Компания также оказывает услуги по разработке и поддержке фирменного стиля. Одним из самых успешных примеров проделанных компанией работ в этом направлении является опыт работы с СП ООО «Sarkor Telecom», крупнейшим провайдером Узбекистана.

Компания образована в 2004 году частными лицами. Является членом IT Ассоциации Узбекистана.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте