Комплексное решение эксплуатации и технического обслуживания сетей GPON FTTH

huawei_18_03_2010

В связи с большим спросом на услуги широкополосного доступа, операторы фиксированной связи стремятся разнообразить ассортимент дополнительных услуг (VAS) широкополосной сети, чтобы увеличить средний доход с одного пользователя (ARPU), а также стремятся уменьшить свои операционные расходы (OPEX). С ростом популярности широкополосных услуг, таких как VоD (видео по запросу), игры в режиме «online» и IPTV, FTTx становятся основным направлением фиксированных сетей доступа, являясь отличным решением доступа для «последней мили».

Технология пассивных оптических сетей GPON, характеризующаяся масштабируемостью и сверхбольшой пропускной способностью, является оптимальным решением для FTTH. Начиная с 2006 года технологии пассивных оптических сетей (PON) существенно укрепили свои позиции. При этом значительно возросли технические требования к оборудованию, обусловленные увеличением пропускной способности, необходимой для услуг. Тем не менее, в FTTH до сих пор есть несколько нерешенных проблем в эксплуатации и техническом обслуживании. В этих условиях широкомасштабный ввод этой сети в коммерческую эксплуатацию сопряжен со значительными техническими сложностями.

Основная разница между ADSL и FTTH заключается в существенных изменениях сети при использовании технологии GPON, работающей на основе топологии «точка — много точек». Помимо станционного и абонентского оборудования, сети GPON FTTH включают в себя пассивные сплиттеры, оптические кроссы, магистральные и абонентские оптические тракты, распределительные модули и т.д. Построение FTTH на основе технологии GPON требует значительных усилий из-за сложности управления. В настоящее время развитие крупномасштабных сетей FTTH ограничивается сложностью в отношении трех факторов: аутентификацией терминалов, автоматическим предоставлением услуг и обнаружением неисправностей оптоволоконной линии. Чтобы перейти к крупномасштабному развитию FTTH, необходимо устранить эти препятствия.

Определение месторасположения терминалов ONT
В традиционном DSLAM каждый порт соответствует одному пользователю, в то время как в технологии GPON один GPON-порт может поддерживать до 128 пользователей. Но как операторы могут точно идентифицировать пользователя и как они могут активировать разнообразные конфигурации для множества пользователей, относящихся к одному GPON-порту? Чтобы найти ответы на эти вопросы, необходимо обеспечить аутентификацию терминалов. Для этого Huawei предоставляет 2 решения: режим серийного номера (SN) и режим ключа.

Когда абонент подписывается на услуги в режиме SN, серийный номер терминала, предоставляемый пользователю, вводится в систему оперативной поддержки (OSS) и затем передается в оптический линейный терминал (OLT) через систему управления сетью (NMS). После того, как пользовательский оптический сетевой терминал (ONT) включается в оптический тракт, серийный номер автоматически обнаруживается и регистрируется OLT и далее передается в базу данных оператора. Затем OLT сравнивает серийный номер, сообщенный ONT, с серийными номерами, хранящимися в базе данных. После этой аутентификации на ONT доставляются дальнейшие настройки. В этом режиме серийные номера должны быть введены в ОSS до начала предоставления услуг. При замене ONT меняются и его конфигурационные данные. Предоставление услуг и их настройки привязываются к ONT, чтобы обеспечить безопасность пользователей.

В режиме ключа ключ (MAC-адрес пользователя) назначается ONT, и затем доставляется OLT через NMS. После подключения ONT пользователю необходимо ввести ключ на веб-странице. После аутентификации по ключу OLT передает на ONT дальнейшие настройки. Основной разницей между режимом аутентификации по серийному номеру и режимом с использованием ключа является то, что во втором случае терминалы не ассоциированы с пользователем. Это значит, что при замене ONT не требуется модификация данных конфигурации всех устройств центральной станции.

Автоматическое конфигурирование и удаленное управление терминалами ONT
По сравнению с традиционными ТфОП-телефонами и DSL-модемами, терминалы ONT ориентированы на доступ к дополнительным услугам и обладают более широким списком функций.

Однако начальная настройка ONT очень сложна. Рост числа заводов, моделей и версий приводит к быстрому обновлению терминалов ONT и, как следствие, сложности при их настройке и обслуживании.

huawei_18_03_2010_1

Эксплуатация и техническое обслуживание ONT отличаются от традиционных сетевых устройств. При запуске сети FTTH оператор должен решить следующие вопросы: Как упростить эксплуатацию терминала? Как автоматизировать процесс конфигурации услуг без необходимости ручного вмешательства в настройки? Как удаленно обслуживать терминалы и диагностировать неисправности? Чтобы ответить на эти вопросы, оборудование компании Huawei поддерживает полностью автоматическое предоставление услуг и использует решение OAM + FTP для устранения проблем эксплуатации и технического обслуживания FTTH-сети.

Решение SNMP + OAM + FTP компании Huawei позволяет управлять ONT и OLT посредством унифицированной системы NMS, что упрощает внедрение услуг на OSS и позволяет снизить капитальные затраты оператора. Кроме того, ONT компании Huawei благодаря открытому и стандартному порту управления может использоваться вместе с устройствами различных производителей в смешанной сети. ONT поддерживают функцию «plug and play», что позволяет автоматически конфигурировать услуги в автономном режиме. После удаленного обновления программного обеспечения терминалы ONT могут предоставлять новые дополнительные услуги, заказанные пользователем.

Обнаружение неисправностей оптоволоконной линии — обеспечение QoS в сети
Для традиционных технологий доступа по медно-кабельным линиям отработаны методы локализации неисправностей. В то же время GPON-сеть значительно более сложна и включает в себя воздушные, подземные и абонентские кабели, трубы, пассивные сплиттеры, распределительные модули и точки соединения. Таким образом, структура сети «точка — много точек» является сложной, что приводит к необходимости быстрой и точной локализации неисправности в оптической распределительной сети. При широкомасштабном использовании GPON FTTH эти требования являются определяющими для успешной эксплуатации сети. Большинство проблем сети обнаруживается уже после того, как они произошли, и их устранение ведет к временной остановке доступа к услугам. В решении OLS N2510, предоставляемом компанией Huawei, используется экспертная система диагностики отказов для мониторинга и сигнализации пассивной оптической сети.

Пользовательские терминалы ONT периодически сообщают о своем состоянии в OLT, который затем собирает сетевые данные (такие, как количество ошибочных битов, задержки) и передает их в интегрированную экспертную систему OLS. После этого данные анализируются и система генерирует информацию в виде предупреждений и отчетов диагностики. С помощью OLS качественно меняется система эксплуатации и технического обслуживания сети: одноразовая проверка параметров сети заменяется их мониторингом в режиме реального времени, а ручная диагностика заменяется на автоматическую. Эти преобразования ведут к уменьшению необходимого вспомогательного оборудования и снижению общей стоимости решения GPON FTTH. Используя функции мониторинга в режиме реального времени, обнаружения неисправностей в автоматическом режиме и интеллектуального анализа, система OLS N2510 устраняет необходимость ручной проверки. Это значительно сокращает стоимость обслуживания сети, повышает эффективность и обеспечивает возможность своевременного определения и устранения неисправностей.

Заключение
Решение FTTH улучшает аутентификацию пользователей, автоматизирует предоставление услуг и упрощает обнаружение неисправностей оптоволоконных линий, что эффективно устраняет три проблемы развития пассивных оптических сетей.

Как лидер в строительстве сетей доступа, компания Huawei готова предоставить полномасштабные решения в области оптического доступа FTTx. Компании Huawei удалось сформировать глобальную профессиональную техническую команду и наладить партнерские отношения с ведущими компаниями в отрасли по всему миру. Мы готовы предоставить нашим заказчикам профессиональное техническое обслуживание и помочь им решить любые проблемы в ходе реализации проекта. На сегодняшний день компания Huawei уже реализовала планирование, проектирование и строительство сети, а также разработку и реализацию услуг для многих ведущих операторов связи по всему миру.

Orphus system