Диагностическая и коррекционная работа учителя информатики

school_23_03_2010

В этой статье рассматриваются диагностическая и коррекционная работа учителя информатики, а также процесс коррекции заблуждений в подростковом возрасте и старших школьников.

В системе представлений учащихся особую группу составляют заблуждения. В первом приближении их можно определить как устойчивые, эмоционально окрашенные компоненты мышления, в которых неадекватно отражена реальность или имеется несоответствие принятым смысловым и этическим нормам. В психолого-педагогической литературе рассматриваются ошибочные представления, познавательные затруднения учащихся, предрассудки массового педагогического сознания, педагогические мифы, ошибки, стереотипы, негативные установки участников педагогического процесса, педагогические барьеры и заблуждения. Между тем обращение к ним зачастую носит описательный, а не технологический характер. Целенаправленное использование технологии диагностики и коррекции заблуждений школьников может значительным образом повлиять на организацию учебной деятельности.

Педагогический диагноз — это наглядное отражение комплексного влияния педагогических факторов. Он дает педагогу оперативную и надежную информацию о том, как взаимосвязаны многие причины, какие из них в этот момент достигают критических значений, где наметилась заметная эффективность. Диагностировать необходимо все компоненты учебно-воспитательной системы, без диагноза нельзя оптимально направить развитие педагогических процессов. Как можно провести эффективный урок, не выяснив заранее всех обстоятельств, от которых зависит его продуктивность, надеяться, что все образуется само собой? Диагноз урока — это отпечаток сведенных в систему факторов, обусловливающих течение учебно-воспитательного процесса. Только имея его, можно обоснованно отвечать на вопросы: сколько, чего, когда и как делать на уроке.

school_23_03_2010_1

Как известно, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) активно участвуют в формировании и общем развитии личности, делая упор на развитие логического и алгоритмического мышления. Результативная деятельность в информационной среде возможна только при наличии знаний и навыков работы с компьютером и использования компьютерных технологий. Информатика как наука диктует необходимость ранней общей подготовки будущих пользователей компьютера, компьютерных сетей и информационных технологий. Знания из области информатики носят универсальный характер и применяются практически во всех областях человеческой деятельности.

Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по курсу информатики (как и любого учебного предмета) является совершенствование диагностики результатов обучения школьников. Диагностическая деятельность учителя — неотъемлемая часть всей его педагогической работы, важный фактор улучшения качества обучения. Однако необходимо не только уметь диагностировать уровень качества образования, но и определять условия, при которых оно будет обеспечиваться и совершенствоваться.

Диагностическая процедура (диагностика урока информатики) — это комплексное изучение, прояснение всех обстоятельств развития педагогического процесса на занятии. С ее помощью учитель составляет отчетливые представления о:
• тех условиях и факторах, которые будут помогать или мешать (препятствовать) достижению цели;
• предшествующих данному уроку процессах, особенностях их протекания и результатах, а также о причинах выхода на запланированный уровень;
• достигнутом уровне обучения, воспитанности, развития, если не каждого ученика, то хотя бы наиболее представительных групп в классе;
• своих силах и возможностях справиться с поставленными задачами, обстоятельствами, которые могут этому помочь или помешать.

Современная школа характеризуется многовариантивностью обучения, разнообразными формами перехода к демократизации воспитательных взаимодействий.

Основной целью информатики, как школьного предмета, является формирование и развитие алгоритмического мышления учащегося. Овладение навыками работы на компьютере позволяет учащимся стать более ответственными, целеустремленными, самостоятельными, творчески подходить к решению поставленных задач.

school_23_03_2010_2

Изучение информатики основывается на следующих принципах:
• сочетание процессов обучения/изучения теоретических знаний с практической работой на персональных компьютерах;
• соблюдение возрастных и индивидуальных особенностей учеников в процессе развития алгоритмического мышления;
• связь междисциплинарных знаний и умений;
• сбалансированность информационной нагрузки учащихся;
• преемственность дисциплины на уровне классов и уровней обучения;
• дифференцированный подход в преподавании/обучении.

Таким образом, ИКТ дает процессу образования один из наиболее эффективных инструментов познания, дающий ученикам быстрый и гибкий доступ к огромному количеству информации как в процессе самостоятельного познания, так и в сотрудничестве с другими.

Ученики получают возможность общаться и вести исследования на местном и глобальном уровнях, развивать способность на основе добытых знаний самостоятельно моделировать различные природные, общественные, экономические процессы. ИКТ используется для выработки и представления своих собст-венных идей для сбора, структурирования и анализа информации, для решения проблем.

Специфическая особенность курса информатики — его направленность на подготовку учащихся к последующему использованию компьютера в практической деятельности, выработки у них определенных операциональных умений и навыков. Это накладывает отпечаток и на проверку и оценку, т.е. диагностирование знаний школьников — объектом контроля становится, прежде всего, их готовность к различного вида учебной деятельности, сформированность определенных умений и навыков.

Здесь мы учтем возрастные особенности школьников и рассмотрим поэтапно.

Технология диагностики и коррекции заблуждений подростков
Подростковый возраст характеризуется стремлением к независимости от взрослых. У подростков складывается своя «культура» или система норм и правил, многие из которых не совпадают с нормами и правилами взрослых (общечеловеческой культуры). Эта подростковая культура и является основным «центром» заблуждений. Например, здесь норма — использование компьютера для игр, знакомств, развлечений и т.д., т.е. без поставленных целей. Грубое отношение к сверстникам, может быть, даже к взрослым. Зависимость от мнения учителя у подростков сменяется зависимостью от мнения сверстников. Главное для подростка — завоевать авторитет в среде сверстников. Многие заблуждения обусловлены принятыми в группе неадекватными нормами, ценностями, установками. Например, в группе ценится грубая физическая сила, и мальчик считает, что уступить место девочке для работы на компьютере, поднять упавшую ручку или показать на компьютере какие-нибудь объекты или материалы и т.д. — проявление слабости с его стороны. Или в группе действует норма — не выполнять домашние задания (заблуждения «готовиться к уроку — пустая трата времени и сил», «тот, кто хорошо отвечает, — высовывается, хочет выслужиться перед учителем» и др.): если 5-6 человек подготовились к уроку, их вынуждают не признаваться в этом. Групповыми ценностями обусловлены и принятые в группе представления-заблуждения, например, «не умеешь пользоваться компьютерами — это уже не к тебе», «вежливость — это лицемерие», «грубость — способ завоевать авторитет», «сильный побеждает», «выбирай или проиграешь» и др. Такие заблуждения подросток обязан принимать, чтобы стать «своим» в группе сверстников. Процесс коррекции заблуждений в подростковом возрасте должен быть направлен к тому, чтобы формировать групповые нормы, ценности, установки. В подростковом возрасте также активизируется процесс самовоспитания, желание в чем-то изменить себя. Необходимо использовать мотивы самовоспитания и направлять их на развитие качеств, минимизирующих заблуждения (логическое мышление, рефлексии, критичности и гибкости мышления, юмористического самовосприятия и др.). В этом возрасте представления приобретают более устойчивый характер, и главной задачей становится не только коррекция заблуждений школьников учителем, сколько накопление опыта самоанализа и самокоррекции заблуждений. Основные цели обучения: выявить дидактически значимые представления и сформировать умения их самокоррекции; выявить непродуктивные стратегии учебной деятельности и формировать умения их самокоррекции. Цель развития — выявление исходного уровня и развитие юмористического самовосприятия, рефлексивных способностей, гибкости и критичности мышления (т.е. качеств, минимизирующих заблуждения).

Технология диагностики и коррекции заблуждений старших школьников
Этот возраст характеризуется высокой смыслопоисковой активностью (поиск смысла и целей жизни, выбор профессии), активизацией мотивов саморазвития. Для коррекции многих заблуждений старшего школьного возраста необходимо создать образ отдаленной цели, связав его с конкретными формами активности учащихся. Этим приемом часто пользуются политики, управленцы, педагоги и др. Обучение по информационно-коммуникационным технологиям в старшем школьном возрасте является целью повысить уровень информационной культуры, безопасности и конкурентоспособности государства, а также качества жизни граждан своего народа, овладение профессией (технологические, экономические, спортивные и творческие достижения, вступление в брак, воспитание детей и т.д.). Помощь в постановке адекватных жизненных целей способствует коррекции многих заблуждений старших школьников. Важный момент технологии — выявление исходных и формирование адекватных учебных и жизненных целей, ценностей, перспектив. Процесс диагностики и коррекции заблуждений на этом возрастном этапе должен быть направлен на то, чтобы развить умение самоанализа и самокоррекции заблуждений, самопроектирования развития с учетом коррекции заблуждений.

Цели обучения: самодиагностика и самокоррекция дидактически значимых представлений; формирование умений самопроектирования учебной деятельности с элементами коррекции и опорой на заблуждения.

Цели воспитания: выявление исходных и формирование адекватных жизненных целей, ценностей, перспектив; формирование умений саморегуляции поведения с элементами коррекции и опорой на заблуждения.

Цели развития — выявление исходного уровня и развитие рефлексивных способностей, критичности и гибкости мышления.

Основа диагностики и коррекции заблуждений старших школьников — механизм самоуправления, который связан с формированием у школьников умения вовремя обнаружить несоответствие своих представлений принятой норме и проектировать учебную деятельность и поведение с учетом преодоления заблуждений. Этот механизм включает механизм самоактуализации, механизм саморегуляции и механизм самопроектирования.

Ю. С. Тюнников и М. А. Мазниченко выделяют в диагностике и коррекции заблуждений старших школьников следующие этапы: самодиагностика, самокоррекция и самоуправление.

Этап самодиагностики направлен на самоанализ представлений, выявление заблуждений, на самопознание. Самодиагностика заблуждений может осуществляться с использованием следующих методов: самоанализ представлений; самоанализ поведения; взаимооценка; самотестирование; неоконченные предложения и т.п.

Этап самокоррекции предполагает использование приемов. Учителя информатики могут по результатам обучения базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося корректировать заблуждения. Это мотивирует учащегося анализировать свои индивидуальные возможности, изучать области своих интересов, ставить перед собой конкретные цели и планы для определения профессии и достижения высоких результатов, что, естественно, развивает и учащегося.

Этап самоуправления включает использование следующих приемов:
• «цели ситуации» — предлагается оценить жизненную ситуацию с опорой на заблуждения;
• «задай цель» — необходимо задать цель, поднявшись над ситуацией, с учетом коррекции заблуждений;
• «выбери стратегию» — предлагается выбрать наиболее адекватную в конкретной ситуации стратегию действий;
• «обоснуй систему ценностей» — требуется обосновать систему ценностей, минимизирующих заблуждения в определенной ситуации или фрагменте урока информатики;
• «определи ролевую позицию» — необходимо выбрать адекватную ролевую позицию, соответствующую правильным представлениям или наиболее продуктивную в конкретной ситуации;
• «оцени перспективу» — требуется оценить влияние определенного заблуждения или стратегии действий на ситуацию в дальнейшем;
• «извлеки позитивный смысл» — предлагается найти позитивный смысл в сложной ситуации в действиях другого ученика или учителя, которые вызывают несогласие.

Сегодня мы становимся свидетелями того, что во всем мире активно осуществляется глобальная информатизация общества. В связи с этим, чтобы будущее поколение могло смело войти в мировое информационное пространство и занять свое достойное место среди стран с высоким технологическим развитием, мы, учителя информатики общеобразовательных школ, должны следить за заблуждениями и корректировать их, независимо от форм собственности учебного заведения и личностных особенностей. Так как они направляют к выбору будущей профессии.

В заключение отметим, что педагогу необязательно жестко придерживаться описанной нами технологии. Каждый учитель может внести в нее собственные изменения и дополнения в соответствии с личностными особенностями, особенностями конкретных школьников и имеющихся у них заблуждений. Не нужно думать, что с помощью описанной технологии удастся полностью искоренить заблуждения школьников. Однако взять власть в свои руки (управлять ими) вполне реально.

Использованная литература:
1. Борытко Н. Н. Диагностическая деятельность педагога. — М., 2008. — С. 16.
2. Рахманкулова С., Касымалиев М., Мамбетакунов У., Ибирайым кызы А. Руководство для учителей по куррикулуму «Информационно-коммуникационные технологии» для 10-11 классов. — Б., 2009. — С. 10, 14.
3. Подласый И.П. Педагогический диагноз — средство эффективного влияния на развитие событий // Школьные технологии. 5, — М., 2003. — С. 109.
4. Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А., Диагностика и коррекция заблуждений школьников. // Школьные технологии 5, — М., 2003. -С. 118, 125.

Orphus system