Формирование и развитие «электронного правительства» в Республике Казахстан

gov_25_05_2010

Одним из неотъемлемых фрагментов «информационного общества» является «электронное правительство», работающее на базе информационной инфраструктуры органов государственной власти, обеспечивающее эффективную реализацию большинства функций государственного управления и, в первую очередь, ориентированную на взаимодействие государственного аппарата с гражданами и бизнес-структурами на основе информационно-коммуникативных технологий.

В целях расширения данной ИКТ услуги, в Республике Казахстан за последнее время проделана существенная работа.

Так, в Казахстане семь лет назад были заложены законодательные основы создания е-правительства, в частности, был принят Закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

На тот момент Агентство по информатизации и связи Казахстана изучило опыт строительства е-правительств в Южной Корее, Сингапуре, Италии, Германии и Эстонии, после чего в стране с помощью международных экспертов была разработана и в 2004 г. утверждена «Государственная программа формирования электронного правительства на 2005-2007 годы».

Главной целью государственной программы было обеспечение граждан и организаций Казахстана быстрым и качественным доступом к государственным услугам, повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения ИКТ. На реализацию программы были направлены средства в размере 51,9 млрд. тенге.

Обращает на себя внимание тот факт, что по итогам реализации формирования «электронного правительства», были достигнуты следующие результаты:

• реализован пилотный проект мультисервисной спутниковой сети передачи данных, охватывающий все областные центры, а также города Алматы, Астана;
• завершено внедрение Единой системы электронного документооборота (ЕСЭДО) среди центральных государственных органов, в частности, ЕСЭДО внедрена в 38 государственных органах;
• созданы базовые компоненты «электронного правительства», к которым относятся портал и шлюз ЭП, системообразующие базы данных — «Физические лица», «Юридические лица», «Регистр недвижимости», информационная система «Адресный регистр»;
• в целях обеспечения более широкого доступа к электронным услугам государственных органов инсталлировано 1186 пунктов общественного доступа;
• завершена реализация информационного этапа «электронного правительства», обеспечивается постоянная актуализация информационных услуг, предоставляемых через Web-портал ЭП;
• обеспечена реализация 20 интерактивных услуг государственных органов, телефонизировано 6643 сельских населенных пункта из количества 7305 с населением более 50 человек, телефонная плотность доведена до 18,5 телефона на 100 жителей;
• число школ, подключенных к интернету, к концу 2007 года будет доведено до 95%, в рамках повышения уровня образования в сфере ИКТ соотношение обеспеченности компьютерами учеников школ снижено с 54 до 25 на 1 компьютер, увеличено количество школ, подключенных к спутниковому каналу дистанционного обучения, с 8,7% до 21%.

Следующим этапом расширения «электронного правительства» в Казахстане было принятие Программы развития «электронного правительства» Республики Казахстан на 2008-2010 годы. Целью этого документа является повышение качества и эффективности государственного управления и процессов предоставления социально значимых государственных услуг. На реализацию развития «электронного правительства» в 2008-2010 годы будут направлены средства в объеме не менее 17 968 226 тыс. тенге.

По результатам реализации программы запланировано повышение эффективности управления государственными ресурсами до 20%. При оказании автоматизированных государственных услуг ожидается:
• повышение прозрачности процессов управления государственными ресурсами и оказания автоматизированных государственных услуг до 30%;
• сокращение до 50% времени ожидания результата оказания услуги;
• оказание социально значимых электронных услуг по 14 категориям, наиболее востребованных для бизнеса — по 8 категориям;
• повышение на 30% эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на информатизацию государственных органов;
• количество транзакционных услуг будет доведено до 70% от числа автоматизированных интерактивных услуг в 2010 году.

Наряду с этим, созданный в рамках программы формирования, веб-портал «электронного правительства» стал ключевой точкой доступа к информационным и интерактивным услугам госорганов.

В настоящее время на веб-портале «электронного правительства» www.e.gov.kz (рис. 1) предоставляется более 1750 информационных услуг, реализовано 59 интерактивных электронных услуг, которыми воспользовались более 45 тыс. пользователей. В 2009 году на портале «е-правительства» было запущено дополнительно 15 услуг, количество уникальных пользователей портала достигло показателя — свыше 1 550 000 человек.

gov_25_05_2010_1

В декабре 2009 года по городу Астана был запущен в промышленную эксплуатацию инвестиционный проект — Единая нотариальная информационная система «е-нотариат»; реализуется проект по созданию Государственной базы данных «е-лицензирование», к данной системе подключены уже 9 госорганов, осуществляющих выдачу лицензий в электронном виде.

Согласно стратегии внедрения «электронного правительства», формирование и развитие «е-правительства» проводится в четыре этапа (рис. 2).

gov_25_05_2010_2

Первый предусматривает публикацию и распространение информации.
Второй — предоставление интерактивных услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.

Третий — транзакционное взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.

Четвертый — формирование информационного общества.

Результатом успешно проделанной работы в этом направлении является то, что согласно данным рейтинга по глобальной готовности к «электронному правительству», представленного ООН, за последний год Казахстан поднялся в мировом рейтинге с 81 на 46 позицию.

gov_25_05_2010_3

Для мониторинга и обеспечения непрерывности процесса защиты информации ЭП создан Центр поддержки информационной безопасности «электронного правительства».

Таким образом, реализация проекта «электронное правительство» в Казахстане значительно расширила сферу услуг в ИКТ отрасли, а также позволила вывести Казахстан на уровень конкурентоспособных стран мира.

Orphus system