keetano
26 мая 2010
Рубрика: Интервью.
Автор: pr.uz.

Сегодня на почту info@pr.uz, всегда открытую для ваших писем, пришло письмо от всемирно известного дизайнера Азамата Шамузафарова, в определенных кругах известного как keetano. Нынче Азамат осваивает новые вершины, плавно перемещаясь из веба в наружку, остро нуждается в заказах на билборды (но не только денег ради, а во имя приобретения бесценного опыта).

Честно говоря, интервью keetano немало повеселило редакцию своим юношеским задором и глубокомысленной мудростью, за что ему отдельное спасибо. Также приносим благодарность за ценные советы и самовольные ответы на незаданные вопросы.

PR.uz.: Несколько слов о себе. То, что сами считаете нужным.

Меня зовут Азамат Шамузафаров. Я люблю зеленоглазых девушек и слушать Royksopp. Увлекаюсь плаванием и, немного, банкнотами. I want to believe и у меня нет люстры. Также интересует типографика, и теперь я занялся наружной рекламой. Люблю игры и редактирую Playboys.uz. Фотоаппарат хочу ещё купить.

pr_26_05_2010

PR.uz.: Как давно вы занимаетесь дизайном и чем занимались до этого?
Где-то с 2000-го года, хотя формально начал рисовать в Фотошопе в 1998-м. До этого я ничего не делал. Стенгазеты в школе делал. Айву ещё воровал.

PR.uz.: Основная область работы – полиграфия, веб…

Прежде я занимался только веб-дизайном. Потом попросили освоить печать. Не могу сказать, что я большой специалист по печати, потому что опыт не велик, но свои знания я стараюсь применять и там. Ещё я делал принт для футболок, которые хорошо продались в Москве, но у нас, к сожалению, негде было их продавать. Поэтому футболки Chilonzor, Eski Shakhar Kings и прочие из этой серии носят в Москве, а не у нас. Сейчас я не отказываюсь от работ по веб-сайтам, но намереваюсь переключиться на наружную рекламу (в основном билборды), поэтому я и решил написать на Пиар.уз — это же пиар.

PR.uz.: Как вы можете оценить свой сегодняшний уровень по сравнению с тем моментом, когда вы только начинали работать? Вы можете описать развитие Ваших работ со времени первого проекта?

За столько лет прогресс, конечно, есть. Однако, честно говоря, мог бы и получше. Я считаю, что дизайнер прогрессирует, когда работает с другими профессионалами, которые с него всё время спрашивают всё более сложные решения. Если вы будете работать в крупной дизайнерской компании, то определеннно прогресс у вас будет. Если вы будете работать фрилансером с толковым менеджером, который регулярно будет поставлять вам разные заказы, то и здесь будет прогресс. А когда мы сидим в наших конторах по дизайну визиток всяким парикмахерам, то никакого прогресса у нас не будет. Поэтому, мне нужны заказы на билборды, чтобы у меня был прогресс. Тогда я смогу вам рассказать через год-два, какой у меня прогресс по печати.

PR.uz.: Что вы вкладываете в понятие «дизайн»? Дизайн – это искусство или мастерство? Классический вариант дизайнера – человек, прекрасно умеющий рисовать. Насколько это значимо для вас сейчас, когда основная работа делается на компьютере. Чем дизайнер отличается от художника, по-вашему. И кем вам больше хотелось бы быть – дизайнером или художником?

Я стараюсь не думать, что такое дизайн. Мне это не очень нужно. Я просто выполняю свою работу. С моей точки зрения, дизайн — это точно ремесло. А человек, прекрасно умеющий рисовать — это уже художник.

Дизайнеру не обязательно хорошо рисовать. Умение рисовать нужно только для наглядного представления набросков и идей. У меня нет художественного образования, но барашка я нарисую лучше, чем большинство других людей.

Дизайнер отличается от художника тем, что дизайнер делает жизнь людей лучше и удобнее, а художник, как правило, пишет прекрасное для души человека, а не для того, что его окружает каждый день.

Мне больше хотелось бы быть художником, но дизайнерам больше платят. Во всяком случае, найти клиентов существенно проще, чем художникам. Я искренне завидую художникам и иллюстраторам, потому что сам не обладаю такими талантами.

PR.uz.: Какой проект принес вам наибольшее удовлетворение? – Ваша самая любимая работа.

Наверное, моя любимая работа — это одна из первых. Я говорю о веб-сайте для «Сеторы». Любимая, потому что у меня была большая свобода и я работал с интересными, хотя и занятыми людьми. Ещё тогда трава была зеленее. Как правило, я не думаю о том, какая работа у меня самая лучшая, а какая нет. Для меня все эти работы — просто способ заработать денег или, иногда, выразить свои идеи и мысли.

PR.uz.: Если бы вы не стали дизайнером, кем бы Вы хотели быть?

У меня никогда не было конкретной цели в карьере. Наверное, это плохо. Поэтому, я не знаю, кем бы хотел быть. Директором Victoria’s Secrets. Но государственная служба меня тоже привлекает.

PR.uz.: Ваши коллеги (в широком смысле, не только на работе) – это ваши потенциальные конкуренты и «враги», которые могут «украсть» вашу идею, или вы можете позволить себе обсуждать свою работу с ними, даже когда она только в процессе? Испытываете ли вы зависть по отношению к удачным воплощенным проектам ваших коллег.

На самом деле, у меня мало знакомых дизайнеров, с которыми я постоянно общаюсь, поэтому работу в процессе видят только менеджер и клиент. Меня не смущает, что кто-то позаимствует идею — для меня важно знать, что это я сделал, вот и всё.

Зависть я, конечно, испытываю к тем, кто делает лучше меня. Но это в основном только повод занижать свою самооценку, поэтому я не вижу смысла в том, чтобы заниматься этим долго.

PR.uz.: Всегда ли вы довольны своими работами (для заказчиков), или приходиться иногда идти на поводу у клиента, действуя в соответствии с его желаниями?

На поводу приходиться идти часто. Иногда потому, что клиент считает, что он деньги платит, поэтому он командир. Иногда, потому что ему от тебя нужно только умение работать в Фотошопе, а остальное он и сам знает. Но бывают и исключения. Например, с ComNet было приятно работать. Я смог себе позволить делать то, что обычно у серьезных и занудных корпоративщиков не проходит.

pr_26_05_2010_1

PR.uz.: На какие классы вы разделяете заказчиков?

На тех, кто знает что им надо и на тех, кто понятия не имеет.

Дизайнеры – люди творческие, им трудно справляться с оказываемым на них давлением со стороны заказчика. Как вы решаете этот внутренний конфликт?

Я не такая ранимая творческая личность, чтобы из-за разногласий с клиентом пить валерьянку и плакать лунными ночами. Если клиент настаивает и хочет каку на веревочке, он её получит. В конце концов, не стоит забывать, что к вам пришли не лекции по дизайну послушать, а получить конкретный результат.

PR.uz.: Каким способом повышаете свой профессиональный уровень? Книги или сайты, которые помогли или помогают в Вашей деятельности?

Профессиональный уровень хорошо повышать заграничными поездками на красивые пляжи, где много моря, пальм и полуголых девок в бикини. Это нужно для того, чтобы не забывать, что ты можешь получить за свою работу. Если вы не будете хорошо отдыхать, вы не будете хорошо работать. Понимание того, для чего ты работал, волшебным образом воздействует на желание прочитать больше умных книжек и освоить новые направления в дизайне или освоить профессиональные инструменты.

PR.uz.: Можно ли разделять дизайн на «хороший» или «плохой», или все зависит от вкуса людей? Или любой дизайн найдет потребителя, вне зависимости от качества?

Разделять можно. Плохой дизайн тот, который не решает свою задачу. Если дизайн выглядит как «плохой», но даёт прирост продаж 300%, то какая разница как он выглядит, если он работает?

PR.uz.: Можно ли сказать, что вам присущ определенный индивидуальный стиль, и если да, охарактеризуйте его.

Мне присущ стиль, который можно назвать как «Не разобрался в своей жизни». Я хочу заниматься сёрфингом в Австралии, а сам сижу здесь и рассказываю про дизайн.

PR.uz.: Существует ли для Вас дизайнер, работы которого вам особенно нравятся? Среди наших, среди зарубежных дизайнеров.

Как правило, на этот вопрос принято отвечать расплывчато без конкретных имен. Но я вам не доставлю такого удовольствия. Мне нравятся работы наших дизайнеров и иллюстраторов, среди которых Юлия Дробова, Эльдар Закиров, Азиз Юлдашев и Дмитрий Лигай. Безусловно выносят мозг парни из культового творческого объединения Uzbekistan Design Forces.

И ещё кто-то сделал логотип Sam’s, тоже молодец. Не знаю, кто автор, но проезжаю мимо билборда, и каждый раз приятно смотреть.

Среди заграничных коллег очень интересны Misprinted Type, Pakt Buro, Serial Cut, Poskot, 123klan, Фёдор Сумкин, Hyung-Tae Kim, Цэтис, Дэвид Карсон, САЛо и некоторые другие, о которых сразу и не вспомнишь.

PR.uz.: Где вам комфортней жить и работать? Специфика узбекского дизайна – по воспоминаниям? Считаете ли вы, что легче работать в другой стране?

Комфортнее работать там, где больше платят.

Специфика узбекистанского дизайна заключается в том, что у нас все телодвижения должен утверждать самый главный начальник в компании. Не понятно, зачем нам нужны маркетологи и пиарщики, если без утверждения генеральным директором ничего не проходит. Выходит, что две недели работал с менеджерами, а в итоге генеральный не утвердил и всё нужно начинать сначала. Такой подход очень мешает работе. У нас не терпят разделения по специальностям, каждый начальник уверен, что он знает всё лучше всех остальных, поэтому ему виднее, как должно быть.

Легче работать в той стране, где для работы созданы условия. Я думаю, что в каждой стране найдутся свои тараканы. Например, в России все помешаны на сроках. У них никак нельзя просрочить выполнение заказа. Зато, не дай бог, чтобы работа попадала на праздничные дни или пятницу — в этот разгульный период они совершенно не готовы работать и думают только об отпуске. У нас с праздничными днями не так критично, могут и поработать.

PR.uz.: У вас есть совет и пожелание для начинающих?

Начинающим дизайнерам хочу сказать, что если они хотят достичь хороших результатов, то им нужно много работать. Звучит тупо, примерно как «Не думайте о деньгах и они сами к вам придут», но это ужасная правда. Суть метода заключается в том, что дизайн — это также большой опыт. Когда вы набираетесь опыта, то сможете выполнять заказы быстрее, потому что не будете долго думать, что же вам делать с этим заданием. Я не могу сказать, что я так много работал, но я видел других дизайнеров, которые выстреливали заказы, потому что рука была набита и они знали, что нужно клиенту, и как это сделать в кратчайшие сроки. А с такими быстрыми дизайнерами всегда рады работать менеджеры, потому что это даёт большой оборот заказов.

PR.uz.: Ваши увлечения помимо того, что вы делаете на рабочем месте, в свободное время, для души?

Я люблю играть в видеоигры, пишу обзоры для Афиши.уз, собираю фотографии Мерилин Монро, слушаю аудиокниги, пытаюсь коллекционировать модели парусников, плаваю в бассейне, думаю освоить фотографию. Только времени на все не хватает.

PR.uz.: Чтобы вы хотели добавить от себя?

Я хочу сказать всем, кому нужны услуги по дизайну наружной рекламы, обращаться ко мне по адресу info@billybonka.uz. Больше работ со временем будет публиковаться на сайте www.billybonka.uz. Если вам нужны билборды — спрашивайте Billy Bonka (да, я не люблю американизированнные названия, но это другая история).

pr_26_05_2010_2

pr_26_05_2010_33

pr_26_05_2010_3

pr_26_05_2010_4

PR.uz.: Что вы думаете о вопросах, которые мы вам не задавали, а вы сами дописали в анкету?

Я думаю, что вам следует подумать о том, чтобы интервьюировать наших дизайнеров персонально. Задавать им вопросы, касательно именно их творческой деятельности, а также интересоваться ими как личностями. Сейчас получается, что дизайнеры опрашивают сами себя стандартными для всех вопросами. Будет более интересно, если осуществлять персональный подход к героям рубрики. Кроме того, будет хорошей идеей брать интервью у тех дизайнеров из Узбекистана, о которых упомянули предыдущие гости и не ждать, пока они скачают анкету и заполнят её сами.

PR.uz.: Спасибо за ваше ремя. Обязательно примем к сведению.

Обращайтесь. И вам спасибо.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте