О подготовке молодых специалистов
26 мая 2010
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Владислав Губенко.

Не открою Америки, если скажу, что качество подготовки молодых специалистов определяет степень развития экономики страны, в которой они живут и в дальнейшем будут работать. На самом высоком уровне идет кропотливая работа по повышению качества «конечного продукта» высших учебных заведений, т.е. их выпускников. Плохой работник никому не нужен, тем более не нужен человек, закончивший вуз, но не обладающий хотя бы минимумом тех знаний, которыми должен обладать современный человек, имеющий, к тому же, диплом о высшем образовании.

Плохой врач вместо исцеления принесет больному вред, плохой инженер не сможет решить даже простую техническую задачу, плохой экономист неправильно рассчитает баланс и работники предприятия останутся без зарплаты. Это только минимальный вред, который могут принести плохо подготовленные в институтах специалисты. Поэтому на первом месте всегда должен стоять вопрос качества образования в вузах, должны решаться быстро и эффективно проблемы, возникающие в ходе образовательного процесса. В противном случае, мы можем отстать от высокоразвитых стран на непреодолимую дистанцию, что, естественно, позволить себе никак не можем. С точки зрения всего сказанного выше, особое внимание следует уделить подготовке специалистов в области информационных технологий и современных средств телекоммуникации.

Информационные технологии, сделавшие в последние годы стремительный рывок, требуют нового подхода к подготовке специалистов, способных уверенно ориентироваться в современном телекоммуникационном оборудовании, разбираться в процессах, происходящих в ходе формирования, передачи, приема и обработки информации. Без фундаментальных технических знаний это сделать невозможно.

podgotovka_26_05_2010

Но кроме этого, современный специалист должен быть всесторонне развитым, уметь не только решать сложные технические задачи, но и правильно формулировать свои мысли, грамотно излагать их устно и письменно. Про умение работать на современной компьютерной технике и говорить нечего — это само собой разумеющееся требование к людям с высшим образованием. Но как же все это воплотить в жизнь?

На мой взгляд, должен проявляться комплексный подход к процессу обучения как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. А еще в образовательном процессе обязательно должна участвовать третья сторона, не менее заинтересованная в хороших специалистах — это работодатели в лице телекоммуникационных компаний, предприятий, фирм, где будут в дальнейшем работать выпускники вузов.

К большому сожалению, в настоящее время их участие минимальное. А ведь работодатели — это, не что иное, как потребители той «продукции», которую выпускают институты и университеты. Но получается так, что их не интересует качество конечного «продукта» в виде новоиспеченных бакалавров и магистров. Впрочем, часто общаясь с некоторыми представителями телекоммуникационных компаний, понимаешь, что это не так — у них есть заинтересованность в технически грамотных, подготовленных специалистах. В чем же тогда проблема?

Наверное, следует уже с третьего (а может, и ранее) курса закреплять те или иные компании за определенными студентами, т.е. большинство студентов должны иметь своеобразного куратора, который будет координировать их учебу, научную деятельность, работу над выпускной квалификационной работой (ВКР). Это приведет к тому, что студенты, еще обучаясь в вузе, будут точно знать, что по его окончании они трудоустроятся, их профессиональные навыки и знания будут соответствовать тем требованиям, которые предъявят к ним их работодатели.

podgotovka_26_05_2010_1

Исходя из этого, в учебный процесс стоит внести корректировки, предлагая студентам работу над теми задачами, которые интересуют будущего работодателя, это можно делать и в рамках дополнительных занятий, типа факультативов.

Уверен, что и преподаватели должны участвовать в этой работе. Причем, очень желательно, чтобы они были материально заинтересованы в такой подготовке будущих специалистов. Т.е. работодатели заключают договор с конкретным преподавателем о подготовке для них специалиста. Речь, конечно, идет о тех преподавателях, которые руководят написанием ВКР и магистерских диссертаций, ведут работу с одаренными студентами. Согласитесь, что хорошо выполненная работа должна вознаграждаться.

Хотелось бы рассказать о методах работы со студентами на кафедре «Антенно-фидерные устройства» Ташкентского университета информационных технологий (кстати, в этом году кафедре «Антенно-фидерные устройства» исполняется сорок пять лет со дня ее основания). Не без гордости скажу, что многие из наших выпускников (из тех студентов, которые писали свои ВКР и магистерские диссертации на нашей кафедре) успешно работают в крупных телекоммуникационных компаниях как в Узбекистане, так и за его пределами. Это, естественно, очень приятно и означает, что труд наших преподавателей не прошел даром.

В настоящее время каждый год за кафедрой закрепляется около двадцати студентов четвертого курса для написания своих ВКР и порядка десяти магистрантов первого и второго курса, ведущих научную работу в соответствии с темами своих магистерских диссертаций. Научными направлениями кафедры «Антенно-фидерные устройства» являются: изучение особенностей распространения сигналов мобильной связи и телевидения в условиях города, электромагнитная совместимость различных радиоисточников, изучение свойств дискретных излучающих систем, компьютерное моделирование их направленных и электрических свойств.

Во время работы над своими ВКР студенты осваивают методы расчета, измерений, анализа и компьютерного моделирования электромагнитных полей, создаваемых различными современными радиосистемами, передающих и приемных антенн мобильной связи, цифрового телевидения, беспроводных систем передачи данных и т.п. Некоторые студенты, к тому же, не только изучают теоретические вопросы, но и занимаются проектированием и изготовлением действующих макетов антенн, определяя на практике их свойства и характеристики. Таким образом, можно говорить о богатом опыте, который приобретают выпускники нашей кафедры.

В последнее время на кафедре «Антенно-фидерные устройства» большое внимание уделяется вопросам компьютерного моделирования антенн различных беспроводных систем связи. В этом направлении были достигнуты весьма серьезные успехи, достаточно сказать, что не менее восьмидесяти процентов выпуск-ников нашей кафедры обладают навыками компьютерного моделирования.

Кроме того, в учебный процесс постепенно внедряется комплекс задач компьютерного моделирования при изучении студентами и магистрантами таких дисциплин, как «Распространение радиоволн и антенно-фидерные устройства» и «Устройства СВЧ и антенны». Следовательно, можно смело говорить о всесторонней подготовке будущих специалистов по дисциплинам, преподаваемым на нашей кафедре.

Наконец, следует сказать и о том, что на кафедре «Антенно-фидерные устройства» ведется серьезная воспитательная работа. Это происходит каждодневно, в процессе общения со студентами обсуждается широчайший круг вопросов, начиная от экономики и заканчивая тенденциями развития науки и техники. Остается время поговорить и о литературе, и об искусстве, о музыке, наконец. Кстати, многие наши студенты — весьма разносторонне развитые люди. Например, лично у меня учились студенты, которые профессионально занимались музыкой, кое-кто даже был театральным актером. Поэтому за массой людей необходимо обязательно разглядеть отдельные личности, со своими увлечениями, талантами, способностями.

Главная задача преподавателя — увлечь студента, показать, насколько интересны те вещи, о которых рассказывается на лекциях и практических занятиях. И здесь мы подходим к важнейшей проблеме образования — преподаватели сами должны быть всесторонне развитыми личностями, способными уметь говорить на любые темы, вызывать интерес у студентов, иметь талант оратора, быть, в конце концов, воспитателем.

А для этого преподаватели должны постоянно работать над собой, повышать не только свои профессиональные навыки, но и расширять свой кругозор, интересоваться событиями в мире, разбираться в литературе и в искусстве. Как нельзя лучше этому способствует интернет, тем более в нашей стране практически все учебные заведения имеют возможность выхода во всемирную сеть.

Итак, резюмируя все сказанное выше, скажу, что задача подготовки высококлассных специалистов для нашей страны должна решаться комплексно. В этом процессе должны участвовать все заинтересованные лица: работодатели, преподаватели и, конечно же, сами студенты. Ведь именно им будет предоставлена возможность сделать нашу жизнь лучше, и они это сделают обязательно. Но это произойдет только при условии, что выпускники наших вузов будут образованными, всесторонне развитыми, культурными гражданами нашей с вами страны.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте