Системы поддержки эксплуатации и бизнес-процессов операторов связи
28 июня 2010
Рубрика: Обзоры и мнения, Связь и телекоммуникации. Тэги:
Автор: Андрей Крылов.

Системы поддержки эксплуатации и бизнес-процессов оператора
За последние десятилетия телекоммуникационная индустрия преобразилась до неузнаваемости, и темпы изменений продолжают нарастать. Каким должен быть будущий оператор? И какие бизнес-процессы и системы потребуются, чтобы успешно конкурировать в условиях современного рынка?

Современный мир телекоммуникаций — это мир, в котором почти всеми бизнес-процессами управляют автоматизированные системы и сотрудники освобождены от рутинных операций: вместо этого они работают непосредственно с клиентами или разрабатывают новые услуги. Охват ключевых зон технологий и бизнеса системами поддержки эксплуатации и бизнес-процессов (Operations Support System Business Support System, OSS/BSS) позволяют операторам связи существенно улучшить внутреннюю среду компании.

Что же такое системы поддержки эксплуатации и бизнес-процессов оператора связи?
Согласно ETSI TR 188 04 под системой поддержки эксплуатации понимается базовое понятие для обозначения набора функций управления, которые применяются оператором связи для мониторинга, анализа и управления системами, ресурсами и услугами. [8]

Под системой поддержки бизнес-процессов понимается базовое понятие для обозначения концепции систем контроля и управления бизнес-процессами на различных предприятиях.
Система OSS/BSS осуществляет комплексную автоматизацию операционной деятельности оператора связи в рамках бизнес-процессов, услуг и функций управления согласно структурной модели бизнес-процессов оператора связи, определенной в рекомендациях ITU-T серии M.3050. [3-6]

Взявшая свое начало в архитектуре систем управления сетями операторов связи (Telecommunication Management Network, TMN), концепция OSS/BSS постепенно эволюционирует, приспосабливаясь к трансформации технологий связи, особенно по мере конвергенции информационно-технологических и телекоммуникационных систем и внедрения сетей связи последующего поколения (Next Generation Networks, NGN).

Целями построения системы OSS/BSS являются следующие:
• поддержка оперативного внедрения новых услуг для приобретения новых клиентов и получения дополнительных источников доходов;
• сокращение производственных издержек и операционных расходов на предоставление услуг и содержание информационно-технологической инфраструктуры;
• поддержка нормативного качества обслуживания и полноценная техническая поддержка конечных пользователей;
• оптимизация информационно-технологической инфраструктуры по критерию стоимость/производительность (прямая экономическая эффективность).

Таким образом, основной целью внедрения OSS/BSS является оптимизация и усовершенствование бизнеса.
Система OSS/BSS рассматривается как отраслевая автоматизированная система управления информационно-телекоммуникационными сетями, обеспечивающая автоматизацию выполнения функций эксплуатации сетей и услуг связи на протяжении всех стадий их жизненного цикла.

В настоящее время в состав OSS/BSS входят следующие основные функциональные компоненты (для исключения неоднозначности приведены также обозначения на английском языке).

• Согласующее устройство или средство сопряжения/взаимодействия (Mediation Device).
• Управление материально-техническим снабжением (производства) или управление запасами (Inventory/Resource Management).
• Управление эксплуатационными [рабочими] характеристиками или управление производительностью (Performance Management).
• Обнаружение и устранение неисправностей [отказов] или регистрация и управление неисправностями [отказами] (Fault Management).
• Анализ неисправностей [отказов] (Trouble Ticketing).
• Управление уровнем обслуживания [сервиса] (Service Level Agreement Management).
• Управление заказами (Order Management).
• Предупреждение мошенничества (Fraud Management).
• Управление планированием и развитием сети/сервиса (Network/Service Provisioning Management).
• Управление безопасностью (Security Management).
• Управление учетом (Accounting Management).
• Управление производственной деятельностью (Workflow Management).
• Управление взаимоотношениями с клиентами и партнерами (Customer Relationship Management, CRM).
• Биллинг (Billing).

В деле классификации систем OSS/BSS, сравнения их функциональности на какой-то единой аналитической основе менеджерам проектов внедрения приходят на помощь методологии описания бизнеса компании-оператора. В индустрии телекоммуникаций — это в первую очередь программа NGOSS.

Новое поколение операционных систем и программного обеспечения
Программа «Новое поколение систем и приложений для поддержки операционной деятельности» (New Generation Operations Systems and Software, NGOSS) — инициатива международной, независимой некоммерческой организации TeleManagement Forum (TM Forum). Она предоставляет специализированную структуру поддержки эффективного оператора, обеспечивая предприятию инструменты, необходимые для уверенного развертывания проектов автоматизации. В решениях на базе NGOSS используются принятые в отрасли информационно-технологические концепции и технологии, способствующие созданию продуктивной среды развития и более эффективному управлению инфраструктурой.

Программа NGOSS представляет собой набор инструментов, состоящий из структур, спецификаций и руководящих принципов, согласованных в рамках отрасли и охватывающих ключевые зоны бизнеса и технологии. Она предназначена для интеграции бизнес-требований и технических аспектов деятельности оператора телекоммуникаций в единую архитектуру, автоматизации бизнес-процессов в гетерогенных информационно-коммуникационных средах, построения общей информационной инфраструктуры.

В совокупности элементы NGOSS способствуют созданию сквозной структуры разработки, интеграции и эксплуатации систем OSS/BSS; элементы NGOSS могут также использоваться в качестве сквозной структуры как часть универсальной методологии для реализации крупномасштабных проектов развития и интеграции. Наряду с этим, элементы NGOSS применяются по отдельности с целью получения конкретного краткосрочного результата.

unicon_28_06_2010

Если рассматривать NGOSS в обобщенной форме, можно сказать, что она состоит из четырех ключевых, взаимосвязанных между собой структур и методологии поддержки, обеспечивающей использование этих структур. [1]:

• Расширенная структурная модель телекоммуникационных бизнес-процессов (enhanced Telecom Operations Map, eTOM).
• Общекорпоративная унифицированная модель данных/информации (Shared Information and Data Model, SID).
• Технологически нейтральная архитектура (Technology Neutral Architecture, TNA).
• Карта телекоммуникационных приложений [прикладных задач] (Telecom Applications Map, TAM).
• Итеративная методология жизненного цикла разработки (Scope, Analyze, Normalize, Rationalize, Rectify, SANRR).

На рисунке 1 схематично представлены компоненты и их взаимосвязи в рамках всего жизненного цикла NGOSS. Информационная архитектура представлена здесь как унифицированная модель данных/информации, архитектура процесса представлена расширенной структурной моделью телекоммуникационных бизнес-процессов, а архитектура взаимодействия представлена технологически нейтральной архитектурой, которая включает в себя контракты (основные единицы обеспечения функциональной совместимости) и компоненты (которые обеспечивают реализацию контрактов). [1]

Жизненный цикл NGOSS и методология SANRR обеспечивают общую структуру, описывающую порядок использования и развертывания NGOSS в пределах компании. Жизненный цикл NGOSS реализует все артефакты NGOSS, используя структуру бизнес-процессов eTOM, информационную модель SID и структуру TNA, которые вместе позволяют реализовать концепцию разработки, включающую в себя описание бизнес-процессов, разработку систем, реализацию и развертывание решения. Разработка проходит через четыре ракурса NGOSS (бизнес-ракурс, системный ракурс, ракурс реализации и ракурс развертывания) в рамках последовательного итеративного процесса.

Структурные модели NGOSS, в частности eTOM, ценны как системы классификации.

Расширенная структурная модель бизнес-процессов оператора связи
eTOM — это структурная модель бизнес-процессов оператора связи, «проекция» на сферу организации производственных процедур планирования деятельности, эксплуатации систем и оборудования и поддержки взаимоотношений со всеми заинтересованными сторонами.

unicon_28_06_2010_1

На рисунке 2 показан общий вид структурной модели eTOM — процессы на уровне 1.

eTOM представляет собой устоявшуюся структурированную — эталонную, модель деятельности оператора телекоммуникаций, описывающую все ключевые элементы инфраструктуры и их взаимодействие. Целью данной структурной модели является создание общего представления о бизнес-процессах, типичных для сферы телекоммуникаций, и их последующая стандартизация, что в результате должно повысить эффективность как внешнего взаимодействия, так и внутренней деятельности оператора. eTOM позволяет выстроить стратегию, полностью ориентированную на интересы клиента, что соответствует требованиям современного рынка.

Структурная модель eTOM описывает стандартный набор бизнес-процессов, каждый из которых у конкретных операторов по мере детализации может быть настроен для собственных нужд. На основе ключевых параметров определяется структура бизнес-процессов и производится иерархическая декомпозиция. При этом каждому бизнес-процессу или вложенному процессу присвоена метрика (мера) [2], в общем случае тоже стандартизированная, по которой можно судить, в правильном ли направлении развивается/реорганизуется бизнес и как соответствующий показатель соотносится со средним показателем по отрасли. Метрики предназначены, прежде всего, для лиц, принимающих решения в отношении процессов создания, применения и развития систем операционной деятельности. Значения метрик могут быть получены путем проведения измерений или в результате анализа документации оператора связи в соответствии с методикой изучения и оценки стандартов качества компании-оператора.

Структурная модель eTOM — это в первую очередь инструмент (руководителей организации) для проверки того, насколько эффективна компания-оператор, какое положение по своей зрелости она занимает в отрасли. Это инструмент измерения эффективности бизнеса в его декомпозиции по ключевым бизнес-процессам.

Общекорпоративная информационная среда
SID — это унифицированная информационная модель в рамках программы NGOSS, описывающая типовую структуру данных комплексной информационной системы поддержки операционной деятельности и бизнес-процессов оператора связи. Эта информационная модель является объектной моделью и использует унифицированный язык моделирования (Unified Modeling Language, UML).

unicon_28_06_2010_2

На рисунке 3 представлен уровень 1 декомпозиции агрегированных бизнес-сущностей информационной модели SID.

SID является эталонной корпоративной моделью данных/информации, представляющей собой своеобразный словарь данных компании-оператора, включающий определения, иерархическую структуру и взаимосвязи основных логических объектов.

SID обеспечивает общую универсальную информационную модель для полноценной телекоммуникационной деятельности предприятия, предоставляет «общий язык» для разработчиков и компаний-интеграторов, который используется для описания управляемой информации, что, в свою очередь, обеспечивает более легкую и эффективную интеграцию программных приложений OSS/BSS от разных поставщиков. SID предоставляет концепции и принципы, необходимые для определения единой информационной модели, элементы и сущности модели, бизнес-ориентированные модели классов UML, а также концептуально-ориентированные модели классов UML и диаграммы последовательностей.

Единая информационная модель SID оператора связи значительно упрощает процессы управления и улучшает взаимодействие между подразделениями компании. Положительный эффект от использования информационной модели SID как единого языка внутри компании состоит в том, что эта информационная модель позволяет максимально сфокусироваться на работе с клиентами.

Технологически нейтральная модель интеграции систем
TNA — это элемент в рамках программы NGOSS, описывающий общие принципы построения информационной системы оператора связи, позволяющий интегрировать функциональные модули OSS/BSS различных производителей, независимо от используемых ими технологий.

TNA описывает основные принципы разработки решений на базе NGOSS. Структура TNA охватывает различные архитектурные проблемы, включая, в частности, общие интерфейсы между компонентами (называемые контрактными интерфейсами), структуры распределения, общие механизмы коммуникаций и управление стратегией и процессами. Эту архитектуру с полным основанием называют технологически нейтральной, поскольку она описывает не реализацию, а принципы, которые должны использоваться для любой конкретной технологической реализации NGOSS.

Структура телекоммуникационных приложений
TAM — это структурная схема приложений в рамках NGOSS, тесно связанная с eTOM и SID, и фактически являющаяся отражением бизнес-процессов eTOM на бизнес-сущности SID. Структурная схема TAM дополняет архитектуру TNA и позволяет отобразить составные части процессов на конкретные приложения независимых разработчиков. Основная задача TAM заключается в разделении бизнес-логики и компонентов ее реализации для обеспечения возможности повторного использования бизнес-логики и независимости бизнес-процессов от конкретных программных решений.

unicon_28_06_2010_3

На рисунке 4 показан общий вид структурной схемы TAM.
Структурная схема TAM была разработана как рабочее руководство, помогающее операторам связи использовать общую справочную карту и язык для перемещений по сложному системному «ландшафту», в котором обычно функционируют операторы фиксированной, мобильной и кабельной связи. Там, где eTOM обеспечивает представление структуры телекоммуникационных бизнес-процессов, TAM обеспечивает представление структуры программных приложений.

Методология SANRR
В дополнение к основным структурным элементам программа NGOSS определяет также итеративную методологию жизненного цикла разработки, обычно называемую SANRR: Scope (определение границ), Analyze (анализ), Normalize (нормализация), Rationalize (рационализация), Rectify (корректировка). Методология SANRR описывает подход к анализу, спецификации, разработке и реализации решений, выраженных через артефакты NGOSS, такие как структурная модель eTOM, информационная модель SID, сценарии использования и контракты.

Основным продуктом эффективного оператора является качественно предоставленная услуга, удовлетворяющая потребностям конечного пользователя. Все остальное — вторично по сравнению с этой основной задачей.

К сожалению, во многих компаниях операторов связи путают понятия «вторичный» и «несущественный». Нельзя забывать, что для разработки эффективной программы описания бизнеса оператора телекоммуникаций, которая соответствует своему предполагаемому назначению, необходимо использовать, в частности, общеотраслевые структуры eTOM и SID (не ограничиваясь только внедрением системы менеджмента качества), и необходимо также работать с конечными пользователями, чтобы выяснить реальные требования к услугам и уровню обслуживания.

В настоящее время продолжаются исследования и разработки с целью расширения возможностей использования модель-ориентированного (следовательно, более сходного с NGOSS) подхода к разработке приложений систем OSS/BSS. Работы в этом направлении ведутся, в частности, в рамках программы OSS trough Java™ Initiative (OSS/J). Кроме того, разрабатывается способ использования недавно появившихся описаний схем XML SID (XML Schema Definition, XSD) для расширения возможностей структуры интеграции приложений. Исследуется также поколение расширений схем XML в рамках SID для конкретных приложений.

Заключение
Внедрение программы NGOSS открывает перспективу создания информационной инфраструктуры из стандартизованных приложений, которые, в свою очередь, позволяют быстро выводить новые услуги на рынок и также быстро изымать из обращения по мере устаревания и замены новыми. (Все это в согласовании с остальными составляющими технологии — бизнес-процессами, структурой данных, сетью и другими элементами телекоммуникационной инфраструктуры.)

Необходимо отметить, что на современном этапе развития экономики, прежде всего, должна «ставиться задача ускорения реализации принятых отраслевых программ модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий, широкого внедрения современных гибких технологий, перехода на международные стандарты качества», что позволит обеспечить устойчивые позиции компаний-операторов на рынке информационно-коммуникационных услуг.

Отмечается, что в условиях преобладания рынка спроса у операторов отсутствует стимул бороться за каждый процент эффективности.

Установлено, что распространению программы NGOSS косвенно способствует ряд некоторых важных факторов.

Во-первых, тенденция к укрупнению операторов за счет слияний и поглощений.
Во-вторых, выход телекоммуникационных компаний на международный фондовый рынок.
В-третьих, конкуренция или наличие конкурентной среды — лучший мировой опыт, реализованный в пакете спецификаций и рекомендаций NGOSS, позволяет выработать новый подход к операционной деятельности и бизнесу в компаниях, чтобы поглощаемые ими средства не только выливались в экстенсивный рост, но и вели к появлению новых внутренних свойств — повышению качества и культуры бизнеса и, как следствие, к их рыночной устойчивости.

Литература
1. Райли Дж., Кринер М. NGOSS: Построение эффективных систем поддержки и эксплуатации сетей для оператора связи. Пер. с англ. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2007.
2. Брукс П. Метрики для управления ИТ-услугами. Пер. с англ. — М. «Альпина Бизнес Букс», 2008.
3. ITU-T Recommendation M.3050.1 (03/2007) Enhanced Telecom Operations Map (eTOM) — The business process framework.
4. ITU-T Recommendation M.3050.2 (03/2007) Enhanced Telecom Operations Map (eTOM) — Process decompositions and descriptions.
5. ITU-T Recommendation M.3050.3 (03/2007) Enhanced Telecom Operations Map (eTOM) — Representative process flows.
6. ITU-T Recommendation M.3050.4 (03/2007) Enhanced Telecom Operations Map (eTOM) — B2B integration: Using B2B inter-enterprise integration with the eTOM.
7. ITU-T Recommendation M.3190 (07/2008) Shared information and data model (SID).
8. ETSI Technical Report (TR) 188 004 V1.1.1 (2005-05) Telecommunications and Internet converged Services and Protocols for Advanced Networking (TISPAN); NGN Management; OSS vision.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте