Субъективные факторы в фотографии

photo_30_06_2010

Как сделать хороший фотоснимок? По-разному, но надо учесть все… Идея, которую я хочу донести
Итак, общая идея, которую надо понять: ориентируйтесь не только на особенности объекта съемки и применяемую фототехнику, но и на особенности человеческого восприятия.

Говоря другими словами, если мы хотим донести до зрителя своей фотографией впечатление от того, что сняли, мы должны максимально приблизить снимок к действительности.

Но что такое действительность? Ведь видим мы глазами, а обрабатываем информацию мозгом. В этом случае это значит, что, чтобы какой-то объект смотрелся правильно на фотографии, необходимо не подгонять фотоснимок к объекту, а добиваться того, чтобы этот объект и его фотография дали максимально близкую информацию в наш мозг. А это далеко не всегда одно и то же.

Для этого надо учитывать как свойства нашего глаза, так и свойства нашего мозга. Конечно, и то и другое у людей очень сильно отличается, но есть и общие закономерности (да если уж на то и пошло, глаз от фотоаппарата отличается не в пример больше).

Сразу хочу сказать, фотоснимок, конечно, подогнан под глаз, но сделано это для определенных условий съемки, и я не буду рассматривать этот случай, потому как литературы на эту тему даже некоторый переизбыток. Цель же этой статьи спровоцировать читателя на поиск. Ну, и очень надеюсь, что у некоторых возникнет желание поделиться со мной тем, что они сами нашли.

А путь этот исследован очень слабо. И наш глаз, и наш мозг имеют массу особенностей, и из них всегда можно найти те, которые есть у всех, ну или почти у всех людей. И пусть даже многие их этих особенностей ошибки и недостатки, но введение этих недостатков в вашу фотографию улучшит ее восприятие. И знание таких вещей объяснит: почему часто, снимая одно, мы иногда получаем совсем другое. Я, конечно, согласен с тем, что бывает иногда и так, что это другое даже интереснее, чем то, что снимали. Но, чтобы на это рассчитывать, а не надеяться, надо все-таки представлять: почему и как это происходит. А для этого надо понять разницу между двумя разными оптическими приборами — «глазом» и «фотоаппаратом» (таблица 1).

photo_30_06_2010_1

Итак, глаз очень плохой оптический прибор, и та информация, что с его помощью получается, очень мощно обрабатывается, и у всех, естественно, по-разному. Но кое-какие закономерности уловить можно.

И еще, я рассчитываю, что вы владеете фотошопом и фотоаппаратом. И, кстати, у меня фотокамера самая обычная.

Если снимаем природу
Для начала, пример того, что о действительности мы же судим не по самой действительности, а по тому, как воспринимаем ее на сетчатке нашего глаза.

Допустим, вы снимаете своего друга на фоне шикарного заката. Закат красно-желтый, одежда синяя, кусты зеленые… В целом получается очень красиво. Но если вы не включите фотовспышку, вы увидите на снимке только друга, а если наведете экспозицию на лицо, то закат будет иметь весьма бледный вид. Почему это происходит? Дело в том, что глаз автоматически ставит маску на яркие объекты, то есть интегрирует несколько изображений в одно Ну, с другом-то понятно, его можно и осветить. А как быть с горным склоном? Да так же, как это делает глаз.

1. Делаете две фотографии с разной экспозицией. Ну, раз так в 12.
2. Потом в фотошоп их на разные слои, совмещаете и даете верхней 50% прозрачности.
3. Ну и работаете стиранием и размытием, цвета еще можно усилить плотностью.

Если у вас одна фотография:
1. Продублировать слои.
2. К верхнему слою применить фильтр «ВЫСОТА».
3. Потом повысить яркость этого слоя и уменьшить прозрачность.

Если кто будет возмущаться, что, мол, нельзя трогать оригинальный снимок… Так вот, объясняю, глаз видит очень и очень оригинально и совершенно неправильно, а фотоаппарат и того хуже. Более того, эта неправильность у них выглядит совершенно по-разному. Подгонка одного под другое, как я уже говорил, делается, но сделана она только для простых условий съемки. А мы поговорим о сложных. Итак.

Снимок под ночь
Почему с этого надо начать. Дело в том, что тот объект, на который мы смотрим, глаз видит совсем по-другому. И это отличие тем больше, чем слабее освещенность. Когда мы делаем фотографию, нам иногда бывает необходимо задержать взгляд зрителя на определенном предмете или человеке. И проведя обработку снимка так, что этот объект был выделен так же, как это делает глаз, мы выделим значащую деталь, заставим смотреть на нее и донесем ту идею, которую хотели донести.

Это верно и для ночных, и для дневных снимков, но, как я уже говорил, на дневные условия глаз и фотоаппарат дают близкие результаты, и без этого можно обойтись. Ночью же без этого никак нельзя.

Итак, ночью:
1. Красного цвета вообще не видно, если это, конечно, не костер.
2. Резко и отчетливо видно только то, на что смотрим. Оно чуть светлее и имеет чуть больше цветов.
3. Движущиеся объекты (листья, вода) размыты по времени с краев больше, чем в центре.

Для начала, разделяем снимок на ту часть, на которую смотрим, и фон. В простейшем случае слоев может быть 2, но, желательно, побольше. Можно, для начала, сделать еще промежуточный фон и вынести в него наиболее заметные детали.

Далее выполняем нижеследующие рекомендации, но с разной степенью для выделяемой детали — минимально, для заметных деталей — сильнее, для фона — еще сильнее.

Работа с цветом:
1. Убираем или ослабляем красный цвет.
2. Переводим цветовую схему из RGB в CMYK, переходим на вкладку каналы и размываем все каналы, кроме черного.
3. Возвращаемся к схеме RGB. Теперь нам надо размыть движущиеся предметы: воду и листья. На фотошопе это сделать практически нереально. Дело не в недостатках программы. Это попросту надо уметь такое нарисовать, ну и нужно еще знать, что нарисовать. Поэтому, если вы не профессиональный художник, оденьте на фотоаппарат очень плотный фильтр и переведите его в режим ночной съемки с большой выдержкой. Ну а если будете пытаться сделать это вручную, то вот так примерно это должно выглядеть.

Исходный снимок:

foto_30_06_2010

С большой выдержкой

Фрагмент

foto_30_06_2010_1

Я пользуюсь поляризационными фильтрами. Если их нет, то их можно добыть из экрана от телефона. Вращая эти фильтры относительно друг друга, можно регулировать степень затемнения.
4. Дальнейшее делаем для всех слоев одинаково. Нам необходимо размыть те детали, которые находятся дальше от значимой детали по оси съемки. Это называется малой глубиной резко изображаемого пространства или глубиной резкости. Это изначальное свойство глаза, но оно сильно зависит от степени расширения зрачка, а в условиях плохой освещенности зрачок расширяется и эта малая глубина становится еще меньше.

Что тут надо знать. Те детали, что ближе к вам, размываются вдвое сильнее. Например, объект, который дальше на 4 метра от выделенной детали, размывается так же, как тот, который на 2 ближе.

Теперь, как узнать, какой дальше, а какой ближе? Ну по одной фотографии никогда не определите, поэтому снимите стереопару. Если совместите ее по значимой детали, то разница по пикселям в горизонтальном направлении укажет вам, на сколько подвинуть указатель размытия.

И потом, не следует забывать про маски, хотя тут их надо применять очень аккуратно.

Вот что мы получили

foto_30_06_2010_2

foto_30_06_2010_3

Сразу хочу сказать, что это достаточно сложная работа и сделана она может быть по-разному. Но, освоив эту технику, ее надо научиться применять в обычной фотографии. Конечно, в этом случае делать это надо на грани. Впрочем, чтобы использовать эти методы в рекламе, например, надо учитывать не только особенности человеческого восприятия, но и особенности рекламируемого продукта, да и психологию потребителя, который не любит, когда ему слишком заметно все навязывают. Но это, как мне кажется, тема для отдельной статьи.

Съемка рефлексов, отсветов, туманов и бликов
Суть проблемы: глаз их видит гораздо лучше, и иногда они создают просто фантастическую картину, которую на фотографии вы не разглядите. Поэтому научимся их усиливать.

Для усиления их в процессе съемки неплохо работает прием: плотный фильтр + ночной режим, но он создает просто дикий шум матрицы и те средства, что используются для его удаления, могут удалить не только шум, но и идею снимка.

В «Фотошопе» это делается так:
1. Войдите во вкладку слои и сделайте копию слоя.
2. Работаем с верхним слоем на этой копии. Выделите то место, на котором находится этот блик, и примените настройку выравнивания отдельно для каждого канала.

foto_30_06_2010_4

3. Усиливаем цвета и уменьшаем прозрачность этого слоя.
4. Для удаления шума немного размываем.
5. Совмещаем слои.

foto_30_06_2010_5

6. Если рефлексы и блики вы снимаете на природе, то на дальние планы добавьте голубого, на ближние — зеленого, а если на человеческом лице — красного.

Впрочем, как мне кажется, тут и сама маска достаточно интересная, посмотрите фрагмент.

foto_30_06_2010_6

Съемка людей — жанр
Большой опыт оперативной киносъемки, проводимой спецслужбами разных стран, выявил один очень неприятный факт: оказывается, человек очень медленно реагирует на ситуации и редко замечает что-то интересное (собственно, оперативная киносъемка для этого и проводится). То есть, большинство ситуаций происходят гораздо быстрее, чем мы успеваем на них реагировать. Есть, конечно, медленные сюжеты и есть достаточно рекомендаций по поводу как их ловить и как на них провоцировать. Но таких сюжетов мало, да и те караулить — работа неэффективная. Поэтому мой совет: просто наведите свою камеру на ситуацию, установите режим постоянной съемки и сделайте хотя бы тысячу кадров, а потом удалите 999 неудавшихся.

Постановочный портрет
Тут надо знать физиологию, а она, увы, такова, что о человеке мы судим по его лицу.
Дело в том, что наши предки — обезьяны, не разговаривают, а строят друг другу рожицы, ну, а точнее, они у них сами получаются в зависимости от настроения. И эта особенность у нас осталась. Но мы впридачу научились еще и обманывать, и не только словами, но и выражением лица. Увы, лгать мы умеем плохо, и из 60 мышц, которые управляют нашим лицом, сознательно контролировать и управлять мы можем от силы половиной, ну а некоторые люди, в некоторых ситуациях и на четверть не способны. И сделать что-либо очень трудно. Но если очень надо, то можно. Правда, для этого надо научиться работать не с лицом, а с ситуацией, которая на это лицо влияет.

Впрочем, проблема здесь еще и в фотографе. Некоторые просто не видят разницы между фальшивым и настоящим выражением чувств. Чтобы понять, о чем это я, создайте ситуацию, при которой портретируемый будет смеяться хотя бы полчаса кряду, а потом попросите на секунду серьезности и сделайте снимок в этот момент. И через некоторое время снимите его, когда он серьезный по жизни. Если вы не заметите разницу между этими снимками, то до слов «что не надо делать» — лучше не читать. Даже если вы и сделаете такой снимок, то отличить его от других вряд ли сможете.

Итак, что необходимо знать
Наиболее красив человек, когда он:
1. Счастлив.
2. Расслаблен.
3. И то и другое одновременно.

Наиболее интересен человек, когда ему самому интересно. Расслаблен человек бывает в первые секунды отдыха, после напряженной физической работы. Состояние же счастья добиться трудно, но можно просто попросить его вспомнить самые счастливые моменты своей жизни и очень, очень внимательно его слушать. Для интересного снимка поступаете так же. Не рассказываете ему что-то интересное, а просите его рассказать то, что интересно ему. Ну и поддакивать и снимать, поддакивать и снимать. Иногда помогает музыка. Но нужна та, которая ему нравится и не надоела. А с этим проблемы. Человека можно заставить полюбить определенную мелодию, и он будет ее слушать, но при этом выражение его лица будет такое, что испортите не только снимок, но и свои отношения с портретируемым. И разочаруетесь во всем человечестве полностью и безвозвратно.

Что не надо делать
Ну, вот эти: «сделай так, а теперь вот так…» Если человек профессиональный артист, то, конечно, пройдет — их этому учат. Для большинства людей, если что-то и выйдет, то разве что случайно. Конечно, есть стопроцентные приемы, но их знают в любом фотоателье, и портреты, что получаются, очень правильные, но все одинаковые и банальные до невозможности. 5-10 таких снимков еще посмотреть можно, а потом хоть вой от скуки.

Ну и еще. Лицо очень часто портит «невыспанность» и слабое кровообращение. Насчет кровообращения — контрастные ванны, можно растереть виски, уши, щеки, промассажировать крылья носа, долго и сильно тереть глаза. Хорошо, если лицо обветрилось и немного сгорело на солнце, то это тоже идет ему, кровообращению, на пользу.

Как убрать шум матрицы и издержки JPG-формата
Программ для этого более чем достаточно, да и на фотошопе есть необходимые средства, но проблема здесь в том, что большинство просто ни разу не видело фотографии без шума и без издержек. И не знают, что надо убрать. Они или убирают лишнее, или, попросту, размывают этот самый шум, вместо того, чтобы выкинуть его. Поэтому показываю к чему надо стремиться.

Исходный снимок

foto_30_06_2010_7

Фрагмент с шумом увеличение в 10 раз

foto_30_06_2010_8

Тот же фрагмент без шума

foto_30_06_2010_9

Ну и в заключение
Конечно, очень верно сказано, что «на вкус и цвет товарища нет». Но это не может служить оправданием для плохих и банальных снимков. Жизнь она очень красивая и интересная, а фотография должна отражать лучшее из нее.

Orphus system