Презентация журнала InfoCOM.UZ в молодежном медиа-лагере в Чирчике
19 августа 2010
Рубрика: Конференции, семинары и презентации.
Автор: .

chir_19_08_2010

С 13 по 23 августа 2010 года в санатории «Бустон» в Чирчике в рамках Государственной программы «Год гармонично развитого поколения» организован молодежный медиа-лагерь «Келажак овози» для молодых журналистов. Наша редакция была приглашена организаторами для проведения презентации по вопросам развития интернет-журналистики в Узбекистане.

chir_19_08_2010_1

В лагерь, организованный в сотрудничестве с Фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана», Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации Узбекистана и Центром молодежных инициатив «Келажак овози», привлечены более ста шестидесяти молодых журналистов из молодежных телестудий и региональных телерадиоканалов.

Этот традиционный летний учебный лагерь, организованный Центром молодежных инициатив «Келажак овози», дает возможность молодым журналистам повысить свои знания и квалификацию, а также принять участие в образовательных, спортивных и культурных мероприятиях, расширить круг друзей и проявить свой потенциал.

Молодые журналисты в медиа-лагере не столько отдыхают, сколько проходят обучение по направлению «Пресса и интернет-журналистика».

chir_19_08_2010_2

Для молодых журналистов в лагере была организована напряженная программа по профессиональному обучению.

chir_19_08_2010_3

В ходе семинаров, которые зачастую проходили прямо на природе под сенью деревьев, квалифицированные журналисты нашей страны и специалисты из Англии и Японии проводили теоретические и практические занятия. Молодые журналисты готовят репортажи, заметки и передачи, оттачивают свое мастерство.

chir_19_08_2010_4

Журналистам, проживающим в лагере, организован широкополосный доступ к сети Интернет.

chir_19_08_2010_5

18 августа редакция нашего журнала провела небольшую презентацию для участников медиа-лагеря, на которой были рассмотрены вопросы развития интернет-журналистики в Узбекистане.

chir_19_08_2010_6

Сотрудники редакции рассказали об опыте создания журнала InfoCOM.UZ, который вот уже почти 8 лет выходит как в печатной, так и в интернет версиях, на русском и узбекском языках. При этом, интернет-версия журнала весьма активно обновляется.

Только в 2009 году на узбекской и русской версиях сайта было размещено около 1500 материалов – или 4-5 материалов ежедневно. А ведь наш журнал пишет только об ИКТ, причем, публикуются в основном собственные материалы, рассказывающие об ИКТ в Узбекистане.

chir_19_08_2010_7

Коротко рассказав о журнале, мы перешли к обсуждению вопросов развития интернет-журналистики.

Современная журналистика переживает очень интересные времена. С одной стороны, она получила большое количество новых инструментов, а с другой стороны глобализация информационного пространства в виде сети Интернет ставит перед профессиональными журналистами новые задачи, которые до этого им не приходилось еще решать.

XXI век- это век информационных технологий, поэтому развитие журналистики в ближайшем будущем будет связано именно с ними.

Обратимся к истории журналистики. В средние века информацию до аудитории доставляли глашатаи, герольды, курьеры и вестники, которые зачитывали указы, реляции и рескрипты, иногда с авторскими комментариями. Тиражирование информации, и её распространение было рукописным или устным, а потому журналистика была в зачаточном состоянии. Но вот когда появились печатные машины, то журналистика стала развиваться настолько быстро, что уже появились ежедневные газеты. Параллельно развивалась почта, а потому интерактивность редакций и аудитории существенно повысилась.

Позже появился телеграф, и информация с разных концов света за считанные часы попадала в редакции. Позднее появились радиостанции, и родилась радиожурналистика. С появлением телевидения, журналистика обрела голос и изображение.

На каждом этапе научно-технического прогресса, журналистика получала все новые и новые инструменты, а потому видоизменялась и развивались новые направления и жанры.

С появлением глобальной сети Интернет, а также повсеместной компьютеризации и цифровизации, журналистика получила не только новые инструменты, но и вызовы. Если раньше журналистика была уделом профессионалов, то сегодня любой желающий за относительно небольшие деньги и, имея скромные навыки, может считать себя журналистом. Раньше, для публикации информации необходимо было написать материал, отредактировать его, добавить в него фотографии, сделанные профессиональными фотографами, создать макет, и сдать в печать в типографию, а затем распространить его среди аудитории. Или в случае создания радио и теле материалов, необходимо было специальное дорогостоящее профессиональное оборудование для записи, редактирования, монтажа и вещания программ. Сегодня же, сеть Интернет предоставляет такие сервисы, что каждый желающий может создать свой персональный сайт, блог или живой журнал абсолютно бесплатно. Компьютерная техника и программное обеспечение стало настолько недорогим и совершенным, что любой человек может набрать текст, вставить в него фотографии и разместить на сайте. При этом текстовый редактор его автоматически проверит на ошибки, а цифровой фотоаппарат или средства графического редактора позволяют сделать вполне сносные иллюстрации. Распространять информацию среди аудитории почти не нужно, потому что она одним кликом мышки размещается на сайте и доступна со всего мира.

В этой связи, несколько лет назад появились миллионы блогов и живых журналов по всему миру, в которых авторы рассказывают о чем угодно и постоянно. Не всегда интересно и грамотно, почти всегда необъективно (вернее субъективно) без соблюдения норм этики профессиональной журналистики, но оперативно и даже интерактивно, потому что появилась возможность публикации к статьям комментариев пользователей. В большом количестве появились так называемые информационные порталы, которые, не имея ни одного журналиста или корреспондента, просто перепечатывают информацию из разных источников или публикуют пресс-релизы компаний. В сети Интернет почти никто не соблюдает авторские права и процветает плагиат и так называемый «копипаст». Все это негативно влияет на профессиональную журналистику. Тиражи печатных изданий падают, аудитории радиостанций и телеканалов существенно сокращается. Печальным фактом является то, что основная масса отчислений за рекламу, которая является основным источником финансирования СМИ, поступает не авторам создавшим интересную информацию, а поисковикам Интернета. При помощи различных технических ухищрений по оптимизации своих сайтов для лучшей обработки поисковых запросов, даже самые никчемные источники информации, при помощи накруток, могут по посещаемости, формально опережать отдельные авторитетные издания.

Впрочем, не все так плохо. Наоборот, необходимо всячески приветствовать интернет-журналистику. Есть многочисленные примеры очень профессиональных авторских блогов. Появилось большое число профессиональных интернет-журналистов из числа блогеров с «большой буквы». К тому же большинство профессиональных СМИ уже имеют интернет-версии и осуществляют плавный переход от бумажной (эфирной) версии, к электронной версии. Ярким примером тому является сайт Национального информационного агентства УзА, который по посещаемости и индексу цитирования является одним из самых лучших в Узнете. Большинство республиканских газет имеют не только цветные печатные страницы, но и регулярно обновляемые интернет-версии. Посетив сайт Национальной телерадиокомпании Узбекистана, пользователь из любой точки мира, может просмотреть программы наших телеканалов.

У нас в стране любой владелец сайта, блога или живого журнала может легко зарегистрировать свой ресурс в качестве СМИ и пользоваться всеми правами, предоставляемыми законодательством для деятельности журналиста. В подтверждение этого, за короткий срок более 120 веб-сайтов получили лицензию средства массовой информации нашей страны, и число это растет с каждым днем.

Успешно работает в Узбекистане Национальная Ассоциация Электронных СМИ (НАЭСМИ) — профессиональное объединение негосударственных телерадиовещателей Республики Узбекистан. НАЭСМИ проводит огромную работу по повышению профессиональных навыков журналистов и обучению новым цифровым технологиям.

В Ташкентском университете информационных технологий создан специальный факультет, на котором обучаются технические специалисты в области новейшего цифрового телевидения.

В Узбекистане действует 18 FM-радиостанций, которые в полном объеме используют информационные технологии, по интерактивному общению с аудиторией.

Уже сегодня в Узбекистане насчитывается более 3 миллионов интернет-пользователей, а к 2015 году будет осуществлен переход на цифровое наземное телевизионное вещание.

Тем не менее, активное использование информационно-коммуникационных технологий, не означает отказ от основных принципов профессиональной журналистики.

В Этическом кодексе журналистов печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана, который был принят в нашей стране по инициативе общественных организаций в 2008 году, говорится, что профессиональный журналист Узбекистана — это, прежде всего, человек, полностью осознающий свой профессиональный долг перед обществом и служащий его интересам, анализирующий и вскрывающий причины того, что мешает обществу активно продвигаться вперед, признающий и изучающий менталитет, традиции и историю узбекского народа, стремящийся к развитию общечеловеческих ценностей, активно способствующий укреплению мира, развитию демократии и прогресса, живущий нуждами и чаяниями своего народа.

chir_19_08_2010_8

После презентации состоялся обмен мнениями по вопросам развития интернет-журналистики Узбекистана, а также мы провели небольшую викторину по знаниям аудитории в области информационных технологий.

chir_19_08_2010_9

Победители получили от редакции свежие номера журналов, а проект ПРООН ICTP презентовал несколько экземпляров нового толкового словаря ИКТ терминов на узбекском языке.

Подробнее о медиа-лагере и других проектах для молодых журналистов можно узнать на сайте www.kelajakovozi.uz

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте