Биллинг услуг телекоммуникаций
27 октября 2010
Рубрика: Обзоры и мнения, Связь и телекоммуникации.
Автор: Андрей Крылов.

Деятельность компании-оператора как коммерческой организации направлена на получение дохода от предоставления услуг телекоммуникаций. Поэтому мало предоставить услуги, необходимо рассчитать их стоимость, провести расчеты с конечными пользователями (абонентами) и получить с них деньги.

Телекоммуникации – не единственная отрасль, в которой предоставление конкурентоспособных услуг и получение денег за эти услуги являются центральными задачами компаний, концентрирующими в себе практически весь смысл их деятельности. Но ни в одной другой сфере не тратятся столь большие средства, усилия и время для того, чтобы приобрести уверенность в том, что пользователь услуг (или клиент) получит счет в таком виде, в каком он его хочет получить, и в то время, какое он предпочтет для этого.

Повышение рентабельности предоставления услуг телекоммуникаций1 лежит в двух плоскостях: в рентабельности технологии предоставления услуг и рентабельности расчетов за услуги. При этом обе плоскости пересекаются – взаимосвязаны между собой, поскольку постоянное преобразование технологии предоставления существующих и появление новых услуг требуют от операторов постоянного совершенствования технологии расчетов с конечными пользователями и партнерами. Рентабельность расчетов за услуги телекоммуникаций, в свою очередь, определяется эффективностью и оптимальностью технологии оплаты. Эффективность расчетов зависит от достоверности2 и оперативности расчетов, а технология оплаты включает в себя совокупность разнообразных средств и способов оплаты, приемлемых для большинства пользователей услуг телекоммуникаций.

Любая компания-оператор, вступающая в какие-либо отношения с клиентами (как юридическими, так и физическими лицами), предоставляющая им услуги в пределах этих отношений и получающая с них за эти услуги деньги, обязана в установленные сроки информировать клиентов о том, какие услуги были предоставлены и в каком объеме, а также о том, во что эти услуги им обошлись. Такая информация, например, необходима самим пользователям для того, чтобы контролировать свои расходы и потребление услуг. Конечный пользователь хочет иметь возможность получать единый счет за предоставленные услуги, и в то же время распределять деньги между разными сервисами по своему усмотрению.

Существенное значение для взаимопонимания операторов телекоммуникаций, разработчиков систем расчетов и конечных пользователей является используемая терминология (некоторое согласование терминологии все же будет полезным). В рамках уже устоявшейся терминологии расчеты за услуги телекоммуникаций называют «биллингом». Хотя прямой перевод фактически означает только выставление счета, под этим термином понимается процедура расчета суммы всех платежей и начислений за указанный период и формирования отчетного документа, производимая по отношению к выбранному клиенту, группе клиентов или ко всем клиентам.

Таким образом, телекоммуникационным биллингом называется весь технологический процесс3 (или бизнес-процесс) расчетов за услуги телекоммуникаций между оператором и конечным пользователем, а также между операторами.

Для большинства пользователей услуг только счет является осязаемым доказательством того, что услуги действительно были получены, что и определяет значимость выставленного счета для оператора и конечного пользователя. Однако роль биллинга выходит за пределы элементарного доказательства факта предоставления услуг.

Процесс биллинга состоит из совокупности нескольких основных технологических функций [1]: фиксирование оказанной услуги, ее тарификация4, обработка тарифицированных услуг, выставление счета и получение оплаты. Эти процессы могут видоизменяться, производиться в совокупности, идти в разной последовательности, а иногда даже отсутствовать.

Основой биллинга как глобального бизнес-процесса является его логическая информационная модель, которая описывает данные, задействованные в бизнес-процессе [1]. Все данные представляются как факты сущностей и связей. Сущность – это множество индивидуальных объектов, причем все эти объекты различны (например, услуга, тарифный план, лицевой счет, детализированная запись о соединении, транзакция, отчет). Любая сущность может ссылаться на другие сущности, обеспечивая их включение в рассматриваемый бизнес-процесс. Если между некоторыми сущностями существует связь, то факты из одной сущности ссылаются или некоторым образом связаны с фактами из другой сущности.

Биллинг – это форма взаимодействия субъектов взаиморасчетов. Основными субъектами взаиморасчетов являются оператор5 и пользователь услуг телекоммуникаций6. Кроме оператора и конечного пользователя субъектами взаиморасчетов считаются все партнеры оператора по предоставлению услуг и расчетам с конечными пользователями.

Важное место в процессе биллинга занимают расчеты оператора с другими субъектами, участвующими тем или иным образом в предоставлении услуги или во взаиморасчетах между операторами и конечными пользователями. Процесс взаимодействия оператора с конечными пользователями, а также продавцами услуг (например, провайдерами услуг телекоммуникаций7) основан на генерации отчетов по предоставленным услугам и выставлении счетов.

Процесс взаимодействия оператора с другими операторами, как оказывающими услуги данному оператору, так и получающими их от него, проводится посредством сравнения результатов отчетов и биллинга в целом у каждого из них. Такой процесс получил название кросс-биллинга. При этом обычно оператор, оказывающий услуги, выставляет счет (или направляет отчет), а оператор, получающий услуги, проводит кросс-биллинг.

Для управления предоставлением и биллингом услуг телекоммуникаций применяются автоматизированные системы расчетов. Автоматизированные системы расчетов с пользователями услуг телекоммуникаций получили название биллинговых систем или систем биллинга (также называемые конвергентными8 или универсальными биллинговыми системами).

Автоматизированные системы расчетов представляют собой аппаратно-программные комплексы, предназначенные: для обеспечения автоматизации расчетов с пользователями (абонентами) за любые виды оказываемых им или заказываемых ими услуг телекоммуникаций в любом сочетании, за исключением услуг, оказываемых с использованием таксофонов, услуг телеграфной связи и услуг почтовой связи; информационной поддержки проведения взаиморасчетов между операторами связи; предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах телекоммуникаций.

Являясь важным звеном информационной инфраструктуры компании-оператора, биллинговые системы, наряду с современными техническими средствами, помогают извлекать прибыль и добиваться успеха в конкурентной борьбе. Именно через биллинговую систему происходит интеграция оператора связи в экономическую среду государства; и именно биллинговые системы являются элементами, превращающими телекоммуникации в реальный сектор экономики.

Инновационные технологии и растущий интеллектуальный потенциал сетевых устройств приводят к появлению новых услуг телекоммуникаций. При этом особое внимание уделяется понятию универсального биллинга [1], который характеризуется расширенной совокупностью качественных характеристик (например, возможностью расчетов между оператором и пользователем за предоставление широкого спектра услуг, возможностью биллинга услуги в универсальном формате и т. д.). Наличие такой совокупности возможностей позволяет отнести биллинг к универсальному, а системы биллинга, реализующие эти возможности, – к системам универсального биллинга.

Технология взаиморасчетов

Технология взаимодействия операторов и конечных пользователей основана на пяти основных процессах [1]: предварительный этап, авторизация и аутентификация, фиксация услуги, тарификация услуги, расчет с пользователем.

На предварительном этапе осуществляется сбор информации о потенциальном пользователе и партнерах, и занесение этой информации в систему биллинга. Этот этап для различного типа систем может выполняться на основе как реальных заключенных договоров, так и «виртуальных» договоров в виде открытой оферты. При заключении договора пользователю в системе биллинга открываются лицевые и текущие счета, в которых отражаются основные атрибуты договора. В рамках договора обычно определяются атрибуты пользователя для его дальнейшей аутентификации при предоставлении услуги в целом или для каждого вида услуг (например, сетевой номер терминала для предоставления услуг фиксированной или мобильной сети). В рамках договора также определяются индивидуальные договоренности между оператором и пользователем по тарифам на предоставляемые услуги.

На этапе аутентификации (то есть определении прав пользователя по доступу к системе предоставления услуг) проверяется, есть ли у пользователя в той или иной форме договоренности с оператором на оказание услуг. На этапе авторизации определяются возможности пользователя по оплате услуги. Аутентификация и авторизация реально присутствуют всегда, однако для различных систем они могут быть реализованы непосредственно системой биллинга или оборудованием, предоставляющим услугу на основе информации из абонентской службы и системы биллинга. На данном технологическом этапе действия производятся со счетами платежных инструментов (например, сервисные телекоммуникационные карты), лицевыми и/или текущими счетами.

На этапе фиксации предоставления услуги выполняется запись о предоставленной услуге. В записи указываются данные о том, кто и когда воспользовался услугой, длительность предоставления услуги, объем информации, переданной в результате предоставления услуги, и другие параметры. В терминах традиционной телефонии можно говорить, что на этом этапе формируется запись детализации вызова (Call Detail Records, CDR). Аббревиатура CDR обычно используется в традиционной телефонии для обозначения записи о предоставленной услуге. Обобщая эту аббревиатуру для различных видов сетей, точнее говорить о реальном или виртуальном соединении. Поэтому в дальнейшем под этой аббревиатурой будем понимать детализированную запись о соединении (Connection Detail Records, CDR), в отличие от ранее использовавшегося термина – детализированная запись о вызове, поскольку под понятием «соединение» понимается более широкий класс событий, нежели «телефонный» вызов. Этап фиксации предоставления услуги может включать в себя процесс преобразования формата записи о предоставленной и зафиксированной услуге к единому формату системы биллинга.

Этап тарификации услуги для различных технологических схем (принципов взаиморасчета) может проводиться как одновременно с фиксацией услуги, так и после нее. Основанием для тарификации является детализированная запись о соединении и индивидуальные договоренности между оператором и пользователем о стоимости единицы услуги в зависимости от совокупности определенных параметров (например, дня недели, времени суток и т. д.). Совокупность этих договоренностей называется тарифным планом, а договоренность с конкретным пользователем – индивидуальным тарифным планом. Исходя из этого, на этапе тарификации на основании детализированной записи о соединении и индивидуального тарифного плана формируется транзакция – расчетная запись стоимости услуги.

Этап расчетов с пользователем за предоставленные услуги включает в себя технологический цикл обработки транзакций с отражением их сумм на лицевых и/или текущих счетах, выставление счетов и получением средств от пользователей. Таким образом, на основе транзакций, лицевых и/или текущих счетов формируются отчет, счет и счет-фактура. Этап расчетов включает в себя все дополнительные технологические процессы по обслуживанию пользователей, контролю и безопасности.

Принципы взаиморасчетов

Исторически сложилось так, что способ оплаты основных и дополнительных услуг телекоммуникаций до недавнего времени являлся кредитным (post-paid) – оплата взималась за определенный период (расчетный период) по уже предоставленным услугам. Такая форма оплаты определялась не только отражением существующих экономических отношений между операторами и конечными пользователями, но и возможностями телекоммуникационного оборудования операторов. Оплата производилась за право использования (например, абонентская плата за городской телефон) и/или за трафик (например, время использования каналов связи). Здесь единственной мерой воздействия оператора на конечного пользователя с целью убедить его оплатить свою задолженность являлось отключение его от инфраструктуры сети, в частности отключение телефона.

С появлением, наравне с фиксированной, мобильной связи операторы перешли от простой кредитной оплаты к дебетовым способам расчетов (pre-paid), в которых оператор получает оплату вперед (авансовый платеж), но при этом стоимость предоставленных услуг не может превышать величину депозита (вклада). При этом из депозита может вычитаться как величина пользовательской платы, так и плата за трафик или объем предоставленных услуг. Здесь оператор должен гарантировать, что, получив оплату вперед, он предоставит услуги по оговоренным ценам.

Существуют и комбинированные кредитно-дебетовые способы расчетов (post/pre-paid), например, при предоставлении комплекса услуг, когда один вид услуг оплачивается по кредитному способу, а другие – по дебетовому.

При кредитных способах оплаты технология начисления за услуги производится в два этапа. На первом этапе в реальном времени фиксируются длительность соединения или объем переданной и/или принятой информации, время соединения, атрибуты пользователя и назначение (направление) соединения или вид услуги. Эти данные фиксируются в некоторой стандартной записи (например, детализированная запись о соединении). На втором этапе эти данные собираются за определенный промежуток времени, тарифицируются на основании индивидуального тарифного плана и суммируются для каждого пользователя (группы пользователей) за расчетный период (обычно это десять или пятнадцать дней, но чаще месяц). Такой вид биллинга получил название отложенного (off-line) биллинга.

Чтобы как-то контролировать задолженность пользователя в реальном времени, операторы должны значительно сокращать время расчетного периода. При оперативном (on-line) биллинге первичная информация поступает в систему сразу после окончания предоставления услуги (обычно время поступления колеблется в пределах от минуты до часа).

При регулярном или «горячем» (hot-line) биллинге тарификация ведется в течение времени предоставления услуги. При этом в реальном времени сравнивается стоимость предоставляемой услуги с остатком на счете пользователя (при дебетовых принципах расчета) или с разницей между максимальной и текущей задолженностью (при кредитных принципах расчета).

Таким образом, биллинг можно разделить по виду – отложенный (off-line) биллинг, оперативный (on-line) биллинг и регулярный (hot-line) биллинг, а также по типу (форме) – кредитный (post-paid) биллинг, дебетовый (pre-paid) биллинг и комбинированный кредитно-дебетовый (post/pre-paid) биллинг. При этом отложенный биллинг может быть только при кредитных принципах расчета, оперативный биллинг – только при кредитных и дебетовых принципах расчета, а регулярный биллинг – при кредитных, дебетовых и комбинированных кредитно-дебетовых принципах расчета.

Заключение

В условиях рыночных отношений особое внимание уделяется вопросу расчетов оператора и конечных пользователей за предоставленные услуги – так называемый биллинг, который является основой коммерческого предоставления услуг телекоммуникаций. При этом достоверный и эффективный биллинг услуг становится базой взаимоотношений оператора и пользователя. Это подразумевает в себе способность операторов выставлять понятные и не содержащие ошибок счета за услуги телекоммуникаций, оперативно предоставлять эти услуги и гибко менять ценовую политику, создавать и хранить модели потребления услуг различными категориями пользователей, быстро реагировать на изменения спроса и недовольство пользователей. Таким образом, оператор вынужден больше внимания уделять продвижению и продаже услуг, а также вопросам маркетинга.

Отмечается, что стремительное развитие форм и способов финансовых взаимоотношений между членами телекоммуникационного сообщества позволяет рассматривать биллинг как одну из основ этого сообщества, что выводит биллинговые системы на более высокий уровень и позволяет рассматривать их как составную часть финансовой системы.

1 Услуги телекоммуникаций – продукт деятельности оператора и провайдера по приему, передаче, обработке сигналов и других видов информации через сети телекоммуникаций. Универсальные услуги – набор обязательных услуг установленного качества, предоставляемых всем пользователям по сети телекоммуникаций общего пользования (обеспечение доступа пользователей к этой сети, местные, междугородные и международные телефонные переговоры, отправка телеграмм и другие).

2 Достоверность расчетов – отношение количества правильно сформированных счетов к общему количеству сформированных счетов за расчетный период.

3 Технологический процесс – систематизированная последовательность операций, направленная на получение конкретного результата.

4 Тарификация – это определение или установка тарифа на основе той или иной официально установленной классификации объектов обложения, сборов или оплаты. Отметим, что тарификация – это еще не биллинг, а биллинг – это уже не тарификация; эти процессы не совпадают. Тарификация – это самостоятельная задача по идентификации и расчету стоимости предоставленной услуги, включающая все операции, связанные с загрузкой, обработкой и передачей на последующее хранение сведений о вызовах (соединениях).

5 Оператор телекоммуникаций – юридическое лицо, владеющее сетью телекоммуникаций на праве собственности или других вещных правах, обеспечивающее ее функционирование, развитие и оказывающее услуги телекоммуникаций.

6 Пользователь услуг телекоммуникаций – юридическое или физическое лицо, являющееся потребителем услуг телекоммуникаций.

7 Провайдер услуг телекоммуникаций – юридическое лицо, оказывающее на коммерческой основе услуги телекоммуникаций пользователям через сети операторов телекоммуникаций.

8 Термин «конвергентные» (сводящие воедино) означает, что сведения об услугах, поступающие из различных источников, сохраняются в общей базе данных, а обработка этих сведений выполняется универсальными алгоритмами.

Литература

1. Муссель К.М. Предоставление и биллинг услуг связи. Системная интеграция. – М.: ИТЦ «Эко-Трендз», 2003.
2. Дич Л.З. Биллинговые системы в телекоммуникациях. – М.: «Радио и связь», 2003.
3. Hunter M. Jane, Maud E. Thiebaud Telecommunications billing systems: implementing and upgrading for profitability. – N.-Y.: McGraw-Hill Professional, 2003.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте