Социальные сети Узбекистана: развитие и проблемы

social_16_12_2010

Сегодня писать про социальные сети, это все равно, что изобретать велосипед, или подавать заявку на изобретение вечного двигателя. Даже наш журнал написал впервые про социальные сети еще в 2006 году, а январская обложка 2008 года вообще была посвящена им и вышла под заголовком «Внимание! Социальные сети!».

Извиняюсь за тавтологию, но в сети Интернет про социальные сети накоплено столько информации, статей и публикаций, что выдавать еще один опус не представляет никакой пользы.

Тем не менее, это такая «долгоиграющая тема», что про нее нужно писать и писать. Я постарался сделать акцент на развитии социальных сетей в Узбекистане. Правда, мои исследования показали, что у нас пик моды на социальные сети похоже проходит, многие местные социальные сети попросту «отмерли», но есть и такие, что наращивают свой потенциал. Но обо всем по порядку.

По правде сказать, я пока не пользуюсь активно ни одной социальной сетью (в это сложно поверить, но это чистейшая правда), если не считать регулярного участия в работе нашего юфорума, который отдельные юфорумчане относят к разновидности социальной сети. Я считаю, что это даже плюс, потому как могу писать не предвзято и без ангажированности в сторону «своей любимой соцсети». Писать статью я решил начать с того, что обратился непосредственно к части Узнетовского сообщества, создав тему на www.uforum.uz в разделе нашего журнала, которую так и озаглавил «Помогите в написании статьи про социальные сети Узбекистана». Ниже я напишу, как юфорумчане помогли мне в написании этой статьи.

Немного общей информации, истории и статистики о социальных сетях
Первое, что я сделал — зашел на сайт самой, на мой взгляд, полезной социальной сети в мире — Свободной энциклопедии Википедии и открыл статью http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_ сеть_(Интернет). То, что Википедия является ярким примером самой что ни на есть социальной сети, наверное, ни у кого нет сомнений. Тысячи авторов со всего света на сотнях языках пополняют в режиме Web 2.0 эту мировую сокровищницу знаний, так что в моей статье не будет ни слова про вред от социальных сетей, а будет только маленький раздел про опасности, которые могут подстерегать пользователей социальных сетей.

Итак. Согласно статье в Википедии: «Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п. В таких сетях обычно используется фолксономия.

Фолксоно?мия (англ. folksonomy, от folk — народный + taxonomy таксономия, от гр. расположение по порядку + закон) — народная классификация, практика совместной категоризации информации (ссылок, фото, видеоклипов и т. п.) посредством произвольно выбираемых меток, называемых тегами.

Другими словами, это понятие относится к спонтанному сотрудничеству группы людей с целью организации информации, которое интересно тем, что оно полностью отличается от традиционных формальных методов фасетной классификации. Как правило, это явление возникает только в неиерархических сообществах, таких как общедоступные веб-сайты, а не в многоуровневых коллективах. Так как организаторы информации обычно являются ее же основными пользователями, фолксономия производит результаты, более точно отражающие совокупную концептуальную модель информации всей группы.

Обычно на сайте социальной сети можно указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники. Различаются открытые и закрытые социальные сети. Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей» и «групп».

С развитием технологий Web 2.0 социальные сети обрели осязаемую основу в виде порталов и веб-сервисов. Так, найдя на одном из таких сайтов совершенно незнакомого для себя человека, можно увидеть цепочку промежуточных знакомств, через которую вы с ним связаны.

Победное шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com (Одноклассники являются его русским аналогом). Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.

И если LinkedIn создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь, в соответствии с пирамидой Маслоу, именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение. Социальные сети стали своего рода интернет-пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.

social_16_12_2010_1

В разных регионах популярность социальных сетей различна. Так, сети MySpace, Facebook, Twitter и LinkedIn более популярны и распространены в Северной Америке. Другие сети: Nexopia (Канада); Bebo (Великобритания); Facebook, Hi5, dol2day (Германия); Tagged.com (англ.), XING (англ.) и Skyrock (в разных странах Европы); Public Broadcasting Service, Orkut, Facebook и Hi5 (Южная и Центральная Америки) (55% бразильских пользователей сетей предпочитает Orkut); Friendster, Multiply, Orkut, Xiaonei и Cyworld (Азия).

По числу пользователей лидируют Facebook (более 500 000 000), MySpace (255 000 000), Windows Live Spaces (120 000 000), Habbo Hotel (121 000 000), В Контакте (более 100 000 000), Friendster (Филиппины, Малайзия, Индонезия, Сингапур, 90 000 000), Hi5 (80 000 000), Tagged.com (70 000 000).

social_16_12_2010_2

У нас в Узбекистане наиболее популярны русскоязычные сети: В Контакте, Мой Круг, Мой Мир@mail.ru, Одноклассники.ru и ЖЖ. Есть, конечно же, и социальные сети Узбекистана, такие как: www.vgorode.uz, http://www.sinfdosh.uz, http://bool.uz, www.vsetut.uz, www.doira.uz, www.sevgi.uz и другие. Однако, пользователи Узбекистана по-прежнему в большинстве своем регистрируются в наиболее популярных русскоязычных сетях.

По этой ссылке можно даже найти Рейтинг социальных сетей СНГ. Но он далеко не полный, а потому не будем концентрировать внимание на статистике, а поговорим о том, какие подвиды социальных сетей бывают. Опять же на Википедии мы находим:

social_16_12_2010_3

Помимо перечисленных социальных сетей имеются следующие типы ресурсов в формате Веб 2.0:
Социальные закладки (social bookmarking). Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов. Такие сайты также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами. Пример: Delicious.
Социальные каталоги (social cataloging) напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей. Примеры: Academic Search Premier, LexisNexis Academic University, CiteULike, Connotea.
Социальные библиотеки представляют собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т. п., доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т. п. Примеры: discogs.com, IMDb.com.
Социальные сети вебмастеров используются для анонсирования полезных материалов, позволяющих авторам оставлять ссылки на их посты, общаться, голосовать за интересные анонсы и т. п. Часто имеют рейтинги или рекомендации.
Многопользовательские сетевые игры (Massively Multiplayer Online Games) имитируют виртуальные миры с различными системами подсчета очков, уровней, состязательности, победителей и проигравших. Пример: World of Warcraft.
Геосоциальные сети позволяют налаживать социальные связи на основании физического положения пользователя. При этом используются различные инструменты геолокации, например, GPS, которые дают возможность определить нынешнее местоположение пользователя, а также создавать профайлы мест, которые пользователи посещают.
Профессиональные социальные сети создаются для общения на профессиональные темы, обмена опытом и информацией, поиска и предложения вакансий, развития деловых связей. Примеры: LinkedIn, Профессионалы.ру.

Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в он-лайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые сайты предоставляют сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа персональную информацию, необходимую для поиска партнеров. Примеры: LinkedIn, В Контакте.

Коммерческие социальные сети ориентированы на поддержку бизнес-транзакций и формирование доверия людей к брендам на основе учета их мнений о продукте, о том, как сделать его лучше, и т. п., тем самым, позволяя потребителям участвовать в продвижении продукта и расширяя их осведомленность.

Как видим, подвидов социальных сетей превеликое множество, и я уверен, что можно еще назвать большое количество Веб 2.0-проектов, которые можно смело отнести к социальным сетям.

Не вред, а опасности
Мир разделился на два непримиримых лагеря. Одни с пеной у рта доказывают, что социальные сети это исключительно вред, а другие в полном восторге от них, и перечисляют их полезности, приводя многочисленные аргументы.

Как мне представляется, от социальных сетей изначально не может быть вреда, как, скажем, от камня, кухонного ножа или огня, а вот опасности от них могут исходить.

К самым распространенным опасностям, исходящим от социальных сетей, обычно относят следующие факты:
• Многие люди не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.
• Информацию об участниках социальных сетей могут найти их работодатели, родители, дети, бывшие или настоящие жены или мужья, сборщики долгов, преступники, правоохранительные органы и так далее.
• Сборщики долгов иногда используют социальные сети, чтобы найти неплательщиков или получить сведения об их имуществе.
• Некоторые работодатели запрещают пользоваться социальными сетями — не только ради экономии, но и чтобы воспрепятствовать утечке информации.

Интересный факт. Президент США Барак Обама в сентябре 2009 года во время встречи с учениками средней школы из города Арлингтон в штате Вирджиния по случаю начала нового учебного года, общаясь с 14-летними подростками, неожиданно предостерег их от использования социальных сетей.

Отвечая на вопрос, как он стал президентом, Барак Обама ответил: «Позвольте мне дать вам несколько практических советов. Прежде всего, я хочу, чтобы вы были осторожны при размещении информации в Facebook, потому что в эру YouTube, все, что вы делаете, рано или поздно опять всплывет в вашей жизни» , — заявил президент (источник: www.gazeta.ru).

А вот мнения наших юфорумчан по поводу вреда или пользы социальных сетей.

Иван Корнейчук: «Вред: Соцсети очень губительны для рабочего времени. И чем больше соцсетей у тебя, тем больше времени теряешь, хотя бы на удаление уведомлений с почты :)

Польза: Никогда не потеряешь контакт со знакомыми при утере телефона или переезде. Общение с близкими на расстоянии».

Евгений Скляревский: «Две трети россиян (данные были по России) сидят в соцсетях, то есть доказывать уже нечего, все там. Это тут на юфоруме несколько человек пытаются выделиться (довольно неоригинально), ругая соцсети, причем я регулярно вижу их в Одноклассниках и Фейсбуке».

Максим Копытов: «Как и у любого творения есть две стороны, у творения рук человеческих тем паче…
То же самое с Интернетом и соцсетями, можно круглые сутки раздавать розовые сердечки, играть во всевозможные фазенды и фермы, тратя при этом время и деньги (причем немалые!), а можно поддерживать связь с родственниками, близкими, друзьями. При помощи социальных сетей можно искать работу, сотрудников, организовывать как дружеские, так и деловые встречи, вести полезные обсуждения, участвовать в совместной работе, получать оперативно необходимую информацию о деловых контактах, компаниях, учреждениях и пр.

В общем, я за то, чтобы соцсети помогали людям, а не становились сплошными центрами развлечений и удовольствий, вытягивающих из людей жизненные силы и их финансы. В любом случае все зависит от нас, пользователей.
Как говорится, во всем должно быть чувство меры, в пользовании соцсетями также, чтобы в один прекрасный момент соцсеть не стала твоим хозяином, а ты ее рабом».

Лерида Фаткулина: «Я бы здесь сделала поправку на возраст. Взрослый человек это делает осознанно, и если он находит на это время, желание и деньги — что в этом плохого? Если человек не может себя контролировать — это уже проблема не социальных сетей. А вот дети и подростки, действительно, могут нанести себе вред».

Евгений Скляревский: «Минусов у соцсетей нет. Ни единого! Есть недалекие юзеры, которые проблемы свои и своего воспитания пытаются, не напрягая мозг, переложить на кого угодно, кто близко и на слуху — сейчас это будут соцсети».

Максим Копытов: «Любое творение имеет свойство приобретать положительные или отрицательные черты. У социальной сети есть создатель и есть аудитория пользователей. Так что перекладывать вину на «недалекого юзера» не совсем верно. Помимо «недалекого юзера» есть вполне себе хитрые и лукавые создатели, которые используют человеческие страсти себе в угоду. Как насчет порнографических сетей с открытым доступом?».

На данный пост я ответил, что и кухонным ножом можно не только резать хлеб, и что с распространением плохого контента нужно бороться во всем Интернете и через соцсети тоже.

В этом номере мы публикуем статью «Опасности на пути пользователей социальных сетей», которую написал Георг Вишерски, эксперт «Лаборатории Касперского». Статья очень полезна в плане ограждения себя от опасностей, которые могут исходить от соцсетей.

Социальные сети Узбекистана: развитие и проблемы
Переходя к главной части моей статьи, хотелось бы отметить, что социальных сетей в Узнете не так уж и много, но не так уж и мало. Выше я уже перечислил наиболее известные.

Некоторые социальные сети Узнета, такие как privet.uz, уже практически не работают. Развитие соцсетей в Узбекистане идет не так интенсивно, как в России, например, или в США. Одной из причин называют низкий уровень проникновения Интернета в нашей стране, а также отсутствие недорогого хостинга. Нет также отлаженной работы системы интернет-рекламы, а потому проекты по созданию социальных сетей в Узнете пока не дают дохода своим создателям и держатся на энтузиазме.

В качестве положительного примера можно привести социальную сеть www.doira.uz, которая ориентирована на узбекистанских пользователей. Программное обеспечение для этой сети создано в отечественной компании Mirada Software и, несмотря на недоработки первых версий, сеть www.doira.uz постоянно развивается и совершенствуется. Данная социальная сеть относится, по мнению одного из создателей — Евгения Скляревского, к контентным сетям, когда пользователи сети создают свои сайты и сообщества. Уже есть примеры, когда пользователи www.doira.uz создавали сайты на движке сети и даже занимали призовые места на Интернет-фестивале национального домена UZ 2010.

У многих из тех, с кем я беседовал, бытует мнение, что возможно и не стоит создавать собственные социальные сети в Узнете. Я с этим не согласен. Приведу мнение Лериды Фаткулиной, которая очень хорошо отписала на юфоруме в теме, о которой я упоминал выше:

«Развитие узнетовских сообществ было бы большим плюсом для местных компаний. Надеюсь, вскоре соцсети и у нас станут очень даже востребованы для ведения собственных корпоративных блогов и сообществ. Ведь в нашем домене аудитория в основном местная и гораздо более целевая, чем в каком-нибудь фэйсбуке. Соответственно, легче организовать нормальную обратную связь, продавать, проводить исследования(!) и т.п.

Пожалуй, в какой-то мере uforum тоже можно отнести к списку социальных сообществ Узнета. Реальные люди, «тусовочность», направленная тематика, даже принцип получения real id напоминает соцсети — взять хотя бы функционал «друзья друзей»/ «подсказать друзьям» и т.д. Вообще, эдакое «сообщничество» здесь точно присутствует. Вот, например, Евгений Скляревский и некоторые компании ведут здесь собственные разделы и поддерживают обратную связь.

Может быть, это и не совсем нужно в контексте данной статьи, но если говорить про социальные сообщества в Узнете, нельзя обойти стороной знакомства на сайтах, которые, скорее всего, у нас еще долго будут очень популярны. Возможно, я и ошибаюсь, но подозреваю, что большая часть сегодняшней аудитории наших сетей преследует в основном эту цель. Быть может, это как-то по-своему повлияет на развитие наших соцсетей?».

Подводя итог данной статьи, хотел бы отметить, что проектов Веб 2.0 в Узнете с каждым днем становится все больше. Только за последнее время появились такие проекты, как www.140.uz, www.fikr.uz, www.otvet.uz (javob.uz) и другие. Развиваются и некоторые проекты социальных сетей. Отдельные сотовые операторы создали сообщество на www.doira.uz, правда, пока не очень активное :-). По мере роста числа интернет-пользователей в Узбекистане, потребность в социальных сетях, особенно с интерфейсом на узбек-ском языке, будет только расти.

Завершить статью хотел бы примером интересной метаморфозы, которая произошла с нашим постоянным автором и интернет-обозревателем Евгением Скляревским. В 2008 году была опубликована его статья «Социальные сети — приятная ловушка для посетителей», в которой, подводя итоги, он пишет: «Может, я отстал или «не въехал», но писать в блоги и общаться в Живых журналах мне намного интереснее, чем торчать часами в этих сетях. Может, не родилась еще такая социальная сеть, которая меня привлечет — а ведь у меня много запросов, которые я мог бы через нее реализовать. И я не один такой. Ждем». Прошло два года. Социальные сети настолько развились, что Евгений Семенович сегодня уже работает в компании Mirada Software и является одним из создателей и самым ярым пропагандистом социальных сетей в Узнете. По всей видимости, социальные сети настолько изменились и в них заложен такой потенциал развития, что мнения миллионов людей по всему миру изменились настолько же радикально.

Продолжить обсуждение статьи на юфоруме можно здесь

Orphus system