Это ИТ-ресно!

Мы продолжаем публиковать интересные факты из области информационных технологий. Сегодня мы посетим интернет-зоопарк, вернее расскажем о том, что такое смайлик, аватара, фотожаба и троллинг.

Точка, точка, запятая, вышла рожица смешная. Что такое смайлик?
Вспоминается считалка из нашего детства: «Точка, точка, запятая, вышла рожица смешная. Палка, палка, огуречик получился человечек». Сегодня каких только «смешных человечков» не встретишь на просторах Интернета. Мы говорим о смайликах. Их много, они повсеместно добавляют эмоций в виртуальный мир общения, а потому смайлик в англоязычных странах иногда еще называют эмотиконом (англ. emoticon).

it_18_12_2010

Само название смайлик получил от английского слова smiley (улыбка). Несмотря на то, что графические идеограммы появились еще во времена египетских фараонов (если не раньше), у современного смайлика есть создатель и даже дата рождения.

Считается, что Скотт Фалман (англ. Scott E. Fahlman) 19 сентября 1982 года первым в мире предложил смайлик в том виде, в котором он популярен сейчас, в переписке.

Скотт Эллиот Фалман (Scott Elliot Fahlman ) (Медина, штат Огайо), 21 марта 1948) является ученым в Университете Карнеги-Меллон. В своей области он является самым известным за его новаторскую работу в автоматизированном планировании, семантической сети, нейронной сети и языка программирования Common Lisp.

it_18_12_2010_1

Именно этот человек является автором первых смайликов, которые, по его мнению, должны были попасть на доску объявлений Университета Карнеги-Меллона, чтобы отличать серьезные сообщения от шуток. Он предложил использовать :-) и :-( для этой цели. Исходное сообщение, из которого эти символы возникли, было размещено 19 сентября 1982 года.

Сегодня смайлик — это идеограмма, изображающая эмоцию. Чаще всего составляется из типографических знаков. Распространение смайлик получил в Интернете и SMS, однако в последнее время используется повсеместно. С повсеместным развитием блогов и форумов приобрели популярность графические смайлики. Они удобны быстрым использованием (для вставки смайлика в сообщение достаточно пары кликов) и красивой картинкой, не ограниченной текстовыми символами.

Существует мнение, что еще до широкого распространения смайлика для обозначения шутки использовали знак #, по аналогии с зубами, которые видно при улыбке.

Также еще в 1972 году пользователи системы PLATO могли использовать специальные символы для обозначения эмоций в виде маленьких квадратных лиц. Однако независимость от используемого шрифта и кодировки была несомненным преимуществом смайлика типа :-).

В Юникоде есть символы для обозначения эмоций: ? (код 9786), ? (код 9787) и ? (код 9785). С распространением Юникода люди стали находить похожие на улыбку символы в восточных алфавитах — например, ?_? (каннада) или ? (катакана).

Американский художник Харви Болл (англ. Harvey Ball) в декабре 1963 года первым нарисовал графическое изображение улыбки в виде двух точек и дуги в желтом круге. Представители страховой компании State Mutual Life Assurance Cos. of America обратились к художнику и тот нарисовал им первую фирменную «улыбку». Первая серия смайликов вышла в качестве желтых значков, которые были подарены служащим и клиентам компании. Логотип имел успех, значков наштамповали более 10 тысяч. А в 1970-х к графическому изображению добавился такой же оптимистичный слоган «Have a Happy Day!» («Счаст-ливого дня!»).

Смайликов сегодня превеликое множество. Есть классические, есть азиатские и есть даже математические смайлики. Подробнее о смайликах можно прочитать здесь

Смайлики стали настолько популярными, что даже появился специальный язык Emoji, представляющий собой слова, выраженные с помощью картинок. Данный способ широко используется японцами при отправке SMS-сообщений. В 2009 году одна американская интернет-компания заявила о создании специального проекта «Эмоджи Дик», который заключается в том, чтобы перевести знаменитое произведение крупнейшего американского писателя-романтика Германа Мелвилла «Моби Дик» на язык смайликов. Вот такие вот дела :-)

Аватара как средство для перевоплощения
Человеку всегда хотелось маскарада, когда, скрываясь за маской, можно стать кем угодно, а собеседник может предстать в образе прекрасной дамы или злобного киборга. Сразу же вспоминаются венецианские карнавальные маски и оперетта «Летучая мышь»…

it_18_12_2010_2

Желание поиграть в прятки у нас заложено с детства. В Интернете постоянно играют в маскарад миллионы форумчан, чатлан, блогеров и прочих членов сетевого сообщества. Называется это все аватарой или юзерпиком.

Аватар, аватара, также аватарка, ава, юзерпик (от англ. user picture — «картинка пользователя») — изображение, картинка, используемая для персонализации пользователя каких-либо сетевых сервисов (напр., форумов, мессенджеров, чатов, порталов, блогов, социальных сетей, виртуальных миров и т. п.). Этот термин имеет происхождение от термина в философии индуизма, означающего на санскр. «нисхождение» (божества), на русский язык это слово обычно переводится как «воплощение» (кого-либо, в ином образе).

Цель использования аватара — отразить какие-либо специфические черты характера пользователя и помочь создать достаточно точное впечатление у собеседников о его внутреннем духовном мире и статусе (этому же служит и т. н. никнейм). Аватар является желательным (но необязательным) атрибутом участника Веб-форумов, он размещается рядом с каждым его постом (ответом) на темах форума и отражает и подчеркивает индивидуальность человека, его характер и мировоззрение.

Аватар может быть как истинной фотографией пользователя, так и произвольной картинкой, выбираемой им свободно (хотя тот или иной ресурс может накладывать ограничения на тематику, чаще по этическим соображениям), в соответствии с его пожеланием. Файл изображения аватара может быть статическими либо анимированными (как графическим, так и видеофайлом). Обычно размер аватара ограничен (на конкретном ресурсе) определенным числом пикселей (например, 64 x 64 или 100 x 100 пикселей) и/или размером файла (например, 10 Кб).

Слово «аватара» в индуизме означает существо, воплощающее бога. Считается, один бог может иметь множество воплощений, отличающихся своим видом, возможностями и характером. Например, у бога Вишну 22 аватары.

Понятие Аватар впервые было использовано в 1985 году в 4-й части компьютерной игры Ultima (Ultima IV: Quest of the Avatar). Серия приключенческих игр Ultima выпускалась с 1981 года. Стать «Аватаром» было целью четвертой части игры. Поздние игры серии подразумевали, что игрок и есть «Аватар», то есть в игровом мире представлено его Эго. Позже термин использовался в ролевой игре Shadowrun (1985) и онлайновой ролевой игре Habitat (1987). Также Аватар это самый сильный юнит NOD в Command & Conquer 3: Tiberium Wars

Бурное развитие Интернета в последующие годы привело к активному использованию термина аватар в Интернете: блогах, форумах, сервисах мгновенных сообщений. В настоящее время существуют многочисленные сайты, помогающие создать или модернизировать аватару пользователя на основе исходно задаваемого изображения. Так, например, на сайте www.coolavatar.ru мы за несколько минут сделали простенькую аватару из обложки нашего журнала.

it_18_12_2010_3

Царевна лягушка или фотожаба?
Это только в сказке про Иванушку Дурачка лягушка превращается в прекрасную царевну. А вот мир Интернета наводнен фотожабами, это когда нормального человека могут так переделать…

it_18_12_2010_4

Название «фотожаба» не очень красивое, но за ним скрывается сленговое название результата творческой переработки участниками форума, блога, имиджборда или другого ресурса некоего изображения с помощью растрового или векторного графического редактора. Название происходит от наиболее часто использующегося для создания подобных изображений редактора Adobe Photoshop, хотя для этого может быть использован любой другой графический редактор — например, Microsoft Paint, GIMP или Corel PHOTO-PAINT.

it_18_12_2010_5

В англоязычной интернет-среде это явление называют photoshopping или photoshop contest (в некоторых других языках photoshop tennis). Фотожабы являются обычным содержанием имиджбордов, где между участниками происходит своеобразное общение с помощью размещения картинок (как правило, не собственного производства).

it_18_12_2010_6

Обычно, создаваемые изображения носят карикатурный характер. Могут возникать стихийно или целенаправленно. Стихийные фотожабы могут базироваться на популярных фотографиях из новостей, чаще всего они основаны просто на забавных случайных фотографиях, иногда могут носить идеологическую окраску. Фотожабы могут становиться основой интернет-мемов.

Фотожабой могут также называть подборку разных тематических картинок, каждая из которых карикатурно изменена. Существуют популярные интернет-сообщества, посвященные фотожабам. Наиболее удачные фотожабы становятся контентом развлекательных сайтов. У нас в Узнете на www.uforum.uz есть раздел «[Лента] Давайте дружно улыбаться :-)», в котором публикуются в большом количестве фотожабы.

Не кормите, люди, тролля!
Продолжая тему Интернета и его обитателей, нельзя не вспомнить еще одного персонажа — тролля, вернее, его действий — троллинга. Представьте себе анонима, который, нацепив грозную аватарку, пишет в отношение вас всякие разности, приправляя каждое предложение провокационными смайликами. Это так называемый троллинг.

Троллинг (от англ. trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, в вики-проектах, ЖЖ и др.) провокационных сообщений с целью вызвать флейм (от англ. flame — огонь, пламя — «спор ради спора»), конфликты между участниками, взаимные оскорбления и т. п. Лицо, занимающееся троллингом, называют троллем, что совпадает с названием мифологического существа.

it_18_12_2010_7

В интернет-терминологии «тролль» — это интернет-хулиган, который размещает грубые или провокационные сообщения в Интернете, например, в дискуссионных форумах, мешает обсуждению или оскорбляет его участников. Слово «троллинг» может характеризовать либо непосредственно одно сообщение, либо в целом размещение таких сообщений. Также под «троллингом» часто подразумевается психологическая манипуляция, основанная на публичном высмеивании или уничижении убеждений (в основном заблуждений или предубеждений, радикальных взглядов и т. д.) оппонентов, приводящая к эмоциональной нестабильности последних (эмоциональным срывам в той или иной форме, проявление которых называется «заглотнул блесну» и обычно является конечной целью «троллинга»). Понятие «троллинг» также используется, чтобы описать деятельность интернет-хулиганов вообще.

В целом, подобное поведение подпадает под определение хулиганства (не обязательно в юридическом контексте), являясь одной из его форм. Некоторые люди занимаются троллингом с целью собственного развлечения, получая удовольствие от собственных действий. Бывает, что целью троллинга становятся как раз люди, пытающиеся привлечь внимание к своей персоне или фанатично верующие во что-либо. Тролли, занимающиеся подобным видом троллинга, больше наслаждаются процессом, чем результатом, и никогда не раскрывают собственных данных. Бывает, что одним человеком заводится несколько учетных записей на одном сайте, основная из которых используется по прямому назначению, а вспомогательная — для троллинга. Сами тролли делят троллинг на «толстый» и «тонкий». «Толстый» троллинг всегда виден при первом взгляде, он состоит в вызывающем поведении, прямых оскорблениях и однозначных нарушениях правил. «Тонкий» троллинг намного сложнее распознать, его удачность и степень воздействия зависят от того, насколько хорошо тролль разбирается в людях. «Тонкий» тролль отлично знает все правила, принятые в месте, где он троллит, и действует на их грани, не нарушая напрямую, зачастую вынуждая администрацию на превышение полномочий или на нарушение собственных же правил. Успешно проведенный «тонкий» троллинг может даже не быть обнаружен.

Следует также помнить, что помимо чисто субъективных проявлений, троллинг взят на вооружение бойцами информационных войн. В этом случае цель применения троллинга — это, в частности, отвод внимания от острых тем и превращение конструктивного обсуждения в перепалку. Одним из методов нападения является агрессивный выброс клеветы, компромата, слухов и т. д.

Троллинг — психологический и социальный феномен, зародившийся в 1990-х годах в Usenet. Многие люди один или два раза пробовали публиковать провокационные сообщения во Всемирной паутине просто из любопытства. Но у некоторых это переросло в привычку и даже в стиль общения в сети. Пока не существует серьезных исследований того, может ли такой стиль общения у заядлых троллей перейти в реальную жизнь и в живое общение с людьми. С начала XXI века интернет-тролли стали образовывать собственные сетевые сообщества и организации, делясь опытом по наиболее эффективному разжиганию конфликтов. Сейчас любой популярный форум, группа новостей и вики-проект рано или поздно сталкивается с троллями и троллингом. Не избежала этого и Википедия (см.: викитроллинг). Как это ни парадоксально, иногда обсуждение проблемы троллинга перерастает в собственно троллинг, или оно им изначально и являлось благодаря усилиям троллей.

В этом значении слово впервые появилось в Usenet-конференциях в конце 1980-х и происходит от ловли рыбы на буксируемую приманку.

Слово приобрело популярность вероятно из-за своего второго значения, а именно «троллей», которые часто упоминаются в фольклоре стран Скандинавии, в частности, в детских рассказах, как уродливые, неприятные существа, созданные для того, чтобы творить зло и причинять вред.

Главной целью троллинга является внесение разлада в общество каким-либо образом, и непосредственно для тролля получение удовольствия от этого. Подстрекательское, саркастическое, провокационное или юмористическое содержание сообщений тролля направлено на то, чтобы склонить других пользователей к вовлечению в бесполезную конфронтацию. Чем более бурно реагирует общество, тем вероятнее дальнейший троллинг со стороны инициатора, поскольку это утверждает его уверенность в том, что определенные действия достигают его цели вызвать хаос. Так родилась часто употребляемая в интернет-культуре фраза: «Не кормите троллей».

Бывает, что человек размещает в форуме сообщение, в котором искренне и открыто выражает свои чувства. Опытные тролли знают, что легче всего вывести его из себя, объявив его троллем. Или, например, человек не сразу понимает, как вписаться в общественные рамки какого-либо форума. В результате его действий, даже хотя бы немного не соответствующих норме (часто неумышленных и имеющих уважительные причины), ему приклеивают ярлык «тролль». Иногда бывает трудно отличить пользователя, которому просто незнакомы общепринятые нормы форума, от пользователя, который преднамеренно занимается троллингом. Многие пользователи реагируют агрессивно при первых же напоминающих троллинг действиях новичков, что иногда делает последних в итоге настоящими троллями. Термин «тролль» не является ярлыком, никому не «приклеивается», а предназначен для понимания проблемы и самообучения противостоянию такому явлению, как троллинг.

Развитие троллинга и прекрасные возможности для анонимного общения в Интернете свидетельствуют о том, что история «анонимного тролля» только начинается. Факт существования «культуры», основанной не знакомыми друг другу людьми, которых объединяет только изгнание из интернет-форумов, вызывает сомнения. Но есть те, кто действительно утверждает, что это возможно и даже уже встречается в действительности.

Этому есть убедительное свидетельство — существование форумов, участники которых утверждают, что эти форумы посвящены исключительно тому, чтобы поддерживать и развивать троллинг, обмениваться советами и искать новые цели для плодотворного троллинга.

Один из лучших примеров проявления тролль-культуры — солидарность и сотрудничество двух незнакомых друг другу ее представителей. Поскольку методы у них общие и часто являются поводом для известных в Интернете шуток, иногда один тролль в состоянии идентифицировать другого непосредственно «за работой». Их направленный якобы друг против друга троллинг часто создает огромный шум и симулирует драмы, к которым серьезно относятся сторонние наблюдатели (особенно если они поддерживают одну из сторон). В итоге совместный троллинг гораздо эффективнее уводит дискуссию от темы или сосредоточивает обсуждение вокруг инициаторов, чем если бы каждый из них занимался этим самостоятельно.

Термин «тролль» очень субъективен. Некоторые читатели могут характеризовать сообщение как троллинг, в то время как другие могут расценить то же самое сообщение как законный вклад в обсуждение, даже если высказанное в нем мнение и спорное. Это понятие часто используется, чтобы дискредитировать оппонента или его сторонника аргументом, рассчитанным на предубеждения. Аналогично, назвать кого-то троллем — значит сделать, вероятно, неверные предположения о мотивах автора. Однако, независимо от его мотивов, подобные спорные сообщения обычно вызывают поправляющий, покровительствующий или же возмущенный ответ. Ответ тех, кто не видит разницы между реальным, физическим сообществом (где люди подвергают себя некоторому риску быть телесно поврежденными в результате их действий) и сообществом виртуальным, основанным на простом обмене словами и идеями.

Ответ на троллинг неизбежно уводит обсуждение от темы, выводит из равновесия наблюдателей и снабжает тролля вниманием, которого он жаждет. Однако так как охотники (аналогично троллям) часто сами провоцируют конфликты, в итоге проигрывают только другие пользователи форума, которые предпочли бы, чтобы конфликт не появлялся вообще. Популярная мудрость учит избегать кормления троллей и игнорировать искушение им ответить. Так что, люди, не кормите тролля!

Подробнее о троллинге можно прочитать здесь

Если наш читатель думает, что мы упомянули всех обитателей интернет-зоопарка, то он ошибается. Есть еще такие понятия, как «упячка» и «кащенизм», а также многое другое. Вся наша жизнь — театр, мы же в нем актеры.

Orphus system