Семинар для СМИ стран СНГ и Грузии в Ташкенте
22 декабря 2010
Рубрика: Интернет и сети, Конференции, семинары и презентации.
Автор: .

В преддверии Нового года между компаниями и организациями идет интенсивный обмен поздравительными открытками, брендированными подарками и онлайн поздравлениями. Прекрасный Новогодний подарок для журналистов стран СНГ и Грузии сделала компания «Билайн», которая провела в Ташкенте однодневный семинар для прессы. В нем принимали участие в качестве докладчиков такие известные журналисты как: Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, Анна Александрова, главный редактор журнала «Бизнес в странах СНГ и Балтии» и Рустем Адагамов, известный Российский блогер, который более известен в Сети под ником Drugoi.

beeline_22_12_2010

В качестве участников семинара были приглашены многочисленные журналисты из стран СНГ и Грузии. Были приглашены на семинар преставители СМИ ( в т.ч. и блогеры) Узбекистана, а также корреспондент нашего журнала.

Семинар проходил в течение дня и был разбит на три секции:
1. «Телеком журналистика: сегодня и завтра», которую прекрасно вел Эльдар Муртазин
2. «Взаимодействие бизнеса и прессы», докладчик и модератор Анна Александрова
3. «Социальные медиа», докладчик и модератор Рустем Адагамов.


Эльдар Муртазин,
ведущий аналитик Mobile Research Group

beeline_22_12_2010_1

— основатель и главный редактор Mobile-Review.com. Ресурс посвящен мобильным телефонам, а также другим устройствам, которые ассоциируются с мобильным образом жизни. Среднесуточная аудитория сайта составляет порядка 175 тысяч человек. Ресурс является самым авторитетным и цитируемым источником информации в своей области.

— с 2003 года ведущий аналитик Mobile Research Group – исследовательской компании, которая разрабатывает стратегии для компаний производителей, операторов, дистрибьюторов. Первая компания вне компаний-производителей, которая участвует в разработке нескольких телефонов для глобальных рынков.

— член союза журналистов, кандидат экономических наук, мастер спорта по плаванию, автор нескольких книг.

Блог: http://mrmurtazin.com


Анна Александрова,
Главный редактор журнала «Бизнес в странах СНГ и Балтии»

— окончила юридический факультет МГУ им. Ломоносова с отличием.

— с 2002 года адвокат Адвокатской палаты города Москвы. С 2005 года возглавляет международную юридическую компанию «АЛПС енд ЧЕЙС». Обладает значительным опытом консультирования по вопросам структурирования международных сделок, сопровождения иностранных инвестиций и ведения бизнеса в странах СНГ и Балтии.

— с 2010 года главный редактор делового журнала «Бизнес в странах СНГ и Балтии: новости, аналитика, интервью».

— владеет русским, английским, французским, итальянским языками.

Сайт журнала: www.business-sng.ru


Рустем Адагамов, Drugoi, российский блогер

beeline_22_12_2010_3

Фото E.Скляревского

— По данным статистических сервисов Живого Журнала на 4 декабря 2010 года блог Рустема Адагамова имеет 59164 подписчика и возглавляет рейтинг по количеству подписчиков. Агентство «Интерфакс» в 2009 году называло его «блоггером № 1 Рунета», превосходящим всех остальных по количеству пользователей Живого Журнала, внесших его блог в «список друзей».

— 22 марта 2002 года по предложению Антона Носика создал свой блог в Живом Журнале, где он выступает под ником Drugoi, благодаря которому его имя стало широко известно. Свой блог он озаглавил как «иллюстрированный журнал обо всем на свете».

— Первоначально в блоге Адагамова размешено лишь одно стихотворение Даниила Хармса, и до 2003 года в нем не было никаких других записей. Затем он стал размещать у себя в Живом Журнале переводы интересных статей из норвежских газет, а также собственные небольшие рассказы о своей жизни в Норвегии.

— 3 сентября 2009 года Адагамов впервые был приглашен на мероприятие с участием президента Дмитрия Медведева в Кремль и после этого визита несколько раз сопровождал Президента в составе «кремлевского пула» журналистов.

— По мнению директора Издательского дома «КоммерсантЪ» Демьяна Кудрявцева блог Рустема Адагамова составляет реальную конкуренцию электронным версиям ведущих российских газет, таких как «Ведомости», «Известия» или «КоммерсантЪ».

— Не отрицает собственную Интернет-зависимость, сравнивая её с алкоголизмом и другими дурными пристрастиями, и счел бы за благо избавиться от неё.

Блог: http://drugoi.livejournal.com

Я лично больше всего ждал встречи с Эльдаром Муртазиным, с которым был уже хорошо знаком, потому как мы часто встречаемся на различных мероприятиях в разных городах и странах. Последний раз мы с ним виделись в апреле этого года в Астане, где компания «Билайн», демонстрировала возможности сетей 4G (LTE). Еще тогда Эльдар мне сказал, что давно мечтает приехать в Узбекистан, и как журналист, и как блогер, и как просто турист. В какой-то степени его мечта сбылась, хотя его пребывание в Узбекистане на этот раз ограничивалось всего двумя днями и только Ташкентом + «горы».

Свое выступление Эльдар начал с того, что задал всем присутствующим провокационный вопрос: Кто такой журналист? Понятно, что прозвучали стандартные определения, что это, мол, профессионал, который должен быть принципиальным и олицетворять, и т.д. Прозвучали, также, нелицеприятные определения, что зачастую журналист, это продажный представитель желтой прессы, который обременен самоцензурой, и готов за деньги писать, что угодно для рекламодателей, учредителей и для тех, кто больше заплатит.

Развязалась жарская полемика, которая завершилась тем, что Эльдар дал свое определение журналиста, который должен писать объективно и честно, только то, что считает нужным. Это сложно, но возможно. Он рассказал о своих не простых отношениях с компанией Nokia, которая, по сути, могла бы быть еще одним крупным рекламодателем для его издания. Тем не менее, увидев недоработки и промышленный брак в производстве отдельных моделей телефонов, он и его коллеги по изданию, вложив большое количество редакционных средств и времени, смогли объективно доказать, что такой дефект имеет место, и даже сама компания Nokia, которая объявила Эльдара «персоной нонграта», была вынуждена это признать. Данный пример показал, что в итоге выиграли все. Прежде всего, читатели, сама компания- производитель, потому что брак в крупных размерах, это еще хуже, чем хороший имидж, а редакция онлайн издания подтвердив свой высочайший класс, выполнила самое главное предназначение СМИ – нести читателям достоверную информацию. Что касается читателей, то Эльдар дал неожиданно резкий «Вредный совет»: «редакции никогда не должны общаться со своими читателями». Как же так? Ведь редакции должны в первую очередь прислушиваться к мнению читателей.

По мнению Эльдара, редакция должна иметь собственную редакционную политику и концепцию развития. Безусловно, мнения читателей, партнеров и рекламодателей должны как-то учитываться, но общение с читателями не должно быть доминирующим или решающим при публикации материалов. Данный « вредный совет» был не единственным, и по каждому велась ожесточенная полемика с участниками семинара.

Еще одной интересной темой, которую поднял Эльдар в своем мастер-классе, был вопрос о том, должна ли редакция платить источникам за эксклюзивную информацию или «жаренные факты», и, вообще, должна ли редакции стремиться к публикации сенсаций, разоблачений и т.п. для увеличения своей популярности.

Эльдар Муртазин заявил, что его редакция никогда, ни при каких обстоятельствах, в никакой форме не платит за любую даже самую интересную информацию, которую им иногда присылают. Это принципиальная позиция издания.

В качестве примера он привел случай, когда незадолго до ребрендинга компании «Билайн», анонимный источник прислал им по электронной почте предложение купить за определенное количество средств проект брендбука компании, который только планируется к внедрению. Понятно, что это была бы сенсация и т.п. Издание ответило отказом. Тем не менее, используя вполне открытые источники и определенный алгоритм поиска, через несколько дней, сама редакция нашла нужную информацию, не прибегая к услугам инсайдерского источника. Таким образом, редакция первой опубликовала интересную для очень многих читателей информацию о предстоящем ребрендигне «Билайна», но используя только открытые источники и настойчивость сотрудников самой редакции по поиску нужной информации. Представитель компании Билайн, прямо на семинаре подтвердил, что он, работая в одном из подразделений компании, впервые узнал о предстоящем ребрендинге из публикации на Mobile-Review.com, а не от руководства. Эта информация была ему очень полезна.

Что касается погони за сенсациями, то Эльдар считает, что этого делать не нужно ни при каких обстоятельствах. В погоне за сенсациями не нужно «раздувать из мухи слона». Если редакция издания работает хорошо, и не ленится получать, обрабатывать, анализировать и публиковать актуальную информацию, то эти материалы и так будут интересными для читателей.

Перед началом своего выступления Эльдар, особо подчеркнув, что это не самореклама, рассказал о том, что он стоял у истоков создания своего издания www.Mobile-Review.com. Сегодня этот он-лайн ресурс посещает около 400 тысяч посетителей в день. Сам он пишет ежемесячно не менее 300-400 тысяч знаков, плюс ко всему с 2003 года является ведущим аналитиком Mobile Research Group – исследовательской компании, которая разрабатывает стратегии для компаний производителей, операторов, дистрибьюторов. Он подчеркнул, что его аналитическая и журналистская деятельность пересекается только на нём, а сами компании Mobile-Review.com и Mobile Research Group, это полностью независимые друг от друга организации. Эльдар также ведет собственный блог (Лично/общественный дневник Эльдара Муртазина ) http://eldarmurtazin.livejournal.com/ , который посещает около 4 тысяч посетителей в сутки. В своем блоге он старается не писать про «телеком», так что информация на блоге не дублируется с Mobile-Review.com. Вот , что он оперативно написал в своем блоге про мастер-класс в Ташкенте


«Устал, но доволен. Итого 2 часа утром, потом обед и еще два часа. Журналисты из всех стран СНГ (Армения, Грузия, Киргизия, Туркменистан и так далее). Вопросы были интересными, слушали также не без интереса. Повторять все рассказанное долго, да и не нужно. Коротко постараюсь выделить несколько моментов, которые мне бросили в глаза.

Инопланетяне. Мы остаемся для журналистов из столиц СНГ, своего рода пришельцами с другой планеты. Они по-прежнему не воспринимают то, что мы говорим, как руководство к действию или серьезным размышлениям. Оправдывают жизнь в сложившихся условиях бизнеса, как примету своего города или страны, которую они никак не могут изменить. Но хорошо, что все чаще задумываются о том, что в наших словах есть что-то, раз наши издания успешны. Надеюсь, что эти размышления дадут свои всходы.

Пытался донести простые вещи – что работа эта часть жизни, надо дружить с людьми и не ради информации, а ради себя самих, так как работая на все сто, завести друзей вовне не получится. Надеюсь, что меня услышали. Давал вредные советы. Например, рекомендовал никогда не слушать читателей, как развивать свой проект и не делать никаких встреч редакции с читателями ради выслушивания их предложений. Нужен обычный, налаженный канал связи, а также встречи тематические (в нашем случае покрутить новую железку, обсудить ее, но не просто болтать обо всем). Этот вредный совет был почему-то многими понят, как то, что необходимо вовсе не общаться с читателями. Воистину вреднейший совет. Надо общаться, как в статьях, так и на форумах, блогах, во всех местах, где только можно. Но не всегда на это хватает времени и сил. У меня последнее время так точно нет, так как живу в постоянном цейтноте.

Впервые рассказал историю, как к нам попал брендбук Билайн и какие плюсы принес материал за месяц с небольшим о том, что будет ребрендинг. Девочка пиарщица из одной из стран назвала это погоней за сенсациями, желтой журналистикой и так далее. Потом в кулуарах возмущалась, что это принесло вред для компании, никому было не нужно и так далее. При этом Минаев говорил, что напротив тогда этот материал был интересен для Билайн и сыграл в общем-то позитивную роль. Но позиция у девушки забавная, по ней получается, что любая неконтролируемая пиаром информация это зло. Все должно быть в свое время, в своем месте, четко предопределенным компанией. Не пойдет. Эти представления осколок прошлого, в Москве они отошли на второй план уже лет пять-шесть как. И слава богу.

Тезис о том, что рост посещаемости сайта или тиража издания не означает того, что вы будете привлекать больше денег, также вызвал живейшее обсуждение. Многие журналисты ставят целью иметь некую большую посещаемость. На вопрос для чего, они ответить не могут или отвечают, что ради больших доходов. Но ведь проблема в том, что выбрав всю критическую массу партнеров, рекламы, вы не сможете расти. И имея больший тираж, просто будете тратить на него больше денег. Это выучивают многие издания, когда ограничением роста становится именно размер доходов, который не может расти линейно.

Пару слов о выступлении Рустема Адагамова aka drugoi. Очень хорошее, спокойное, взвешенное выступление. Мне понравилось. О блогах, ЖЖ, некоторых подковерных штуках. Было интересно.

Традиционно собрал отзывы о выступлении, некоторыми поделюсь:

«Весьма интересно. Особенно про ненужность количества пользователей. Многие ваши мысли витали в воздухе, но не удавалось их четко сформулировать».

«Спасибо понравилось, особенно фразы, которые отличаются от общепринятых».

«Спасибо, все интересно и с пользой для дела. Не упустили возможность завязать полезные контакты. Поняли, что далеки от совершенства, будем стремиться! Спасибо за практические рекомендации»

«Интересно касаемо методов и технологий интернет-издания, такие встречи необходимы и полезны, в плане обмена опытом, мнениями…»

«Хороший спикер. Интересное изложение. А самое главное реально применимая информация. Честный рассказ опытного человека».

«К сожалению, в настоящий момент редко встретишь человека, фаната своего дела. Эльдар, профессионален и информативен, в чем сегодня и убедились в очередной раз».

«Слишком много «вредных» советов »

«Эльдар доказал, что чтобы быть профессионалом, не нужно быть за 60?

«Теоретически все верно, так должно быть, но не везде так на практике. Вы идеализируете журналистику. Очень доступное и интересное изложение материала».

«Много неожиданных тезисов, спасибо»

Ну и так далее. Все не стал писать, тут много приятных слов. Еще забронзовею, а ведь сам говорил, что тешить свое самолюбие журналисту невозможно и нельзя. Это первый шаг к собственному самоубийству в профессии. День прошел с пользой, надеюсь, что найду силы написать о мастер-классе в Екатеринбурге, который был раньше».

Во второй половине дня Эльдар провел вторую часть своей секции, на которой он провел мастер-класс о том , как и что нужно писать сегодня в сети, используя личный опыт.

По итогам семинара и мастер-калсса мы взяли небольшое видеоинтервью у Эльдара, которое он нам дал на берегу Чарвакского водохранилища. Видеоролик можно скачать здесь.

beeline_22_12_2010_4

На фото Эльдар Муртазин, как истинный «технократ», тестирует квадроцикл на Чимгане.

beeline_22_12_2010_5

В то время как другие участники семинара, «тестировали» на Чимгане лошадей.

Говоря о других докладчиках, можно отметить, что их выступления были не менее интересными, просто нас больше интересует тематика ИКТ.

С Рустемом Адагамовым мне удалось кратко переговорить на следующий день. Он очень доволен общением во время семинара с нашими местными блогерами. Он очень был огорчен тем, что 20 декабря в Ташкенте был такой отвратительный внешний интернет-канал, а без интернета он жизнь себе не мыслит. Он так же посетовал, что практически ничего не увидел в Узбекистане, а ведь так хотелось бы посетить Самарканд, Бухару, Хиву…. Во всем остальном, семинар и общение с коллегами по цеху из стран СНГ, ему очень даже понравились.

Более подробно о семинаре «Социальные медиа», который представил Рустем Адагамов, можно прочитать здесь.

С Анной Александровой, мы ближе познакомились в автобусе, когда ехали с короткой экскурсией на Чимган. Я рассказал о том, как развиваются ИКТ Узбекистане, а она о своих впечатлениях об Узбекистане.

Как сообщил мне Ораз Абдураззаков, PR-менеджер компании Билайн в Узбекистане, по итогам семинара планируется сделать диск с выступлениями всех участников, так что у нас будет возможность рассказать более подробно, и по каждой теме семинара.

На юфоруме открыта тема, в которой обсуждается данный семинар.

Огромное спасибо Билайну за такой «информативный» Новогодний подарок для нас журналистов! Нет ничего более ценного, чем общение, да еще и с такими опытными, именитыми коллегами по цеху :)

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте