Развитие дистанционных тестовых технологий в среде национального Интернет-пространства

В системе образования процесс информатизации не должен рассматриваться не только в качестве приоритетной альтернативы, но и в качестве неотъемлемой части процессов развития непрерывной системы образования и в проект, над которым ведется работа, информатизация образования, в первую очередь рассматривается как внедрение дистанционного обучения в систему образования.

Историко-педагогический анализ проблем становления и развития дистанционного образования (ДО) показал, что в настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям.1

Анализ показал, что в настоящее время в сети Интернет очень мало комплексных обучающих порталов, в частности, и тестовых. Конечно, в сети можно найти множество разрозненных электронных учебников по разным дисциплинам, но это нельзя отнести к законченному качественному интеллектуальному продукту, к тому же нет комплексности и единой системы. После проведения обзора и анализа существующих тестовых порталов дистанционного обучения, в частности, портала контроля знаний, было выяснено, что в нашей республике практически нет единой системы дистанционного образования, а имеются лишь отдельные сайты, предоставляющие разрозненную информацию по тем или иным курсам.

Вашему вниманию предлагается проект создания тестового портала, который имеет следующую структуру: база данных портала, программное ядро.

По сути база данных (БД) портала является хранилищем всей информации портала, доступ к которой осуществляется через программное ядро. БД портала является реляционной базой данных — наиболее подходящей и способной удовлетворить все задачи при написании подобного рода программных продуктов. В соответствии с правилами реляционных БД база данных делится на таблицы, в частности, и данный портал. Тестовый портал состоит из следующих таблиц, показанных на рисунке 1.

inter_31_12_2010

Из рисунка видна связь всех таблиц между собой.
Программное ядро тестового портала, в свою очередь, делится на 3 блока: администраторский, операторский, студенческий.

Администраторский блок (рис. 2). Наиболее объемная и важная часть портала с точки зрения управления информацией. К этой части имеет доступ только тот, кто знает пароль администратора.

inter_31_12_2010_1

Операторский блок. Та часть портала, которая отвечает за ведение БД портала. Именно операторы — есть основной персонал, который должен работать с системами подобного рода, т.к., согласитесь, не будет же один администратор вводить курсы, вопросы, исправлять ошибки и т.д. Для этого и создан операторский блок. Сюда имеет доступ только тот персонал, которому администратор открыл учетную запись оператора и дал доступ к тем или иным участкам портала (рис. 3).

inter_31_12_2010_2

Студенческий блок. Данный блок является тем ядром, в котором происходит весь процесс взаимодействия студентов с порталом, здесь же происходит регистрация новых студентов (рис. 4).

inter_31_12_2010_3

Созданный портал легко переносится на любую платформу, причем данное обстоятельство ни в коем случае не сказывается на повышении стоимости программного обеспечения данного портала. Наоборот, все использованные при создании портала программные средства являются бесплатными, что немаловажно в нынешних условиях переходного периода нашей страны.

Эффективность данного портала будет зависеть только от профессионально составленных тестовых заданий, что же касается программной части, то она способна реализовать самые изощренные варианты предоставления и оценивания ответов тестируемых.

Исходя из всех вышеперечисленных факторов, можно с большим процентом уверенности сказать, что решение, приведенное в предложенном проекте по созданию тестового портала, может оказаться вполне востребованным на территории нашего государства и сможет стать достойным составляющим национальной системы дистанционного образования.

Литература:
1 Прокофьева Н.О. «Методы контроля знаний при компьютерном обучении», издательство «Образование и виртуальность», 2005

Orphus system