Мобильный Интернет ускоряет Узнет!
12 февраля 2011
Рубрика: Интернет и сети, Мобильная связь. Тэги: ,
Автор: .

muznet_12_02_2011

Согласно последним данным, озвученным на заседании Коллегии УзАСИ по итогам 2010 года, количество пользователей сети Интернет в Узбекистане достигло 7,4 млн. При этом количество абонентов мобильного Интернета превысило 4,1 миллиона.

Понятно, что какая-то часть абонентов используют и стационарный, и мобильный варианты доступа к сети Интернет, тем не менее, в течение 2010 года был отмечен резкий рост популярности мобильного Интернета в нашей стране.

Выступая на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан 21 января 2011 года Президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов отметил: «Особое значение мы придаем развитию современных видов услуг, таких как сотовая связь, Интернет, видеотелефония, цифровое телевидение, современные банковские продукты, лизинг, страхование, аудит, инжиниринг и другие.

Сегодня страна входит в первую десятку стран мира по индексу развития мобильной связи. Общее количество пользователей услугами сотовой связи в Узбекистане составляет свыше 19 миллионов абонентов, увеличившись по отношению к 2000 году в 200 раз».

Действительно, согласно Индекса Altimo, Узбекистан на протяжении последних четырех лет входит в десятку стран с самым высоким индексом инвестиционной привлекательности мирового рынка сотовой связи.

Первый Индекс Altimo был выпущен в марте 2007 года благодаря усилиям профессоров трех ведущих учебных заведений: Кембриджского университета, Лондонской школы бизнеса и Российской экономической школы (Москва). Целью исследования является регулярная практическая оценка инвестиционной привлекательности мирового рынка телекоммуникаций.

В настоящее время Индекс охватывает 92 страны. Он обновляется каждые шесть месяцев и объединяет в себе соответствующую информацию из базы данных Wireless Intelligence, отчетов по странам и интернет-сайтов, собственных рыночных источников Altimo и участвующих в составлении Индекса учебных заведений.

Индекс Altimo основан на совокупном анализе таких основных факторов для деятельности мобильных операторов, как размер рынка, средний уровень EBITDA операторов на рынке, реальный и прогнозируемый уровень расходов на мобильную связь на душу населения (ARPC), темпы роста мобильного проникновения, капитальные издержки операторов (CAPEX), ВВП страны на душу населения (GDP/capita).

Согласно 7-го издания Индекса Altimo, составленного на основе данных о рынке мобильных телекоммуникаций за 4-й квартал 2009 года и 1-й квартал 2010 года, Узбекистан занимал третье место среди 92 стран мира, после Китая и Индонезии.

Россия занимала четвертое место. Другие страны СНГ не попали в первую десятку.

muznet_12_02_2011_1

График 1. Индекс ALTIMO 7 с разбивкой по странам

В отчете 7-го издания Индекса Altimo указывалось: «Россия и Узбекистан продемонстрировали наибольшую сопротивляемость воздействию финансового кризиса и остались в первой десятке индекса.

В условиях нынешних высоких уровней проникновения перед российским рынком мобильной связи стоит задача разработки и предоставления дополнительных услуг и услуг передачи данных аналогично тому, чего добились в последнее время страны Северной Америки и Европы. Спрос на мобильные услуги остается активным благодаря значительным потребительским расходам, позволившим операторам мобильной связи сохранить высокую рентабельность и инвестиции в новые мобильные услуги. Кризис не сказался серьезным образом на расходах российских потребителей, поскольку экономика страны, опирающаяся на значительные объемы экспорта, от кризиса не пострадала.

Впрочем, кризис затронул другие страны СНГ: показатели Украины и Казахстана в индексе снизились за счет сокращения потребительских расходов и замедления темпов роста уровней проникновения».

16 декабря 2010 года компания Altimo опубликовала 8-е издание Индекса Altimo, составленного на основе данных о рынке мобильных телекоммуникаций за 2–3 кварталы 2010 года.

Услуги передачи данных как драйвер отрасли мобильных телекоммуникаций
8-й выпуск Индекса Altimo был посвящен развитию рынка услуг мобильной передачи данных и тому растущему влиянию, которое он неизбежно оказывает на тенденции мирового рынка телекоммуникаций.

В отчете, в частности, сказано: «После успешного апробирования на развитых рынках, таких как США и Западная Европа, началось активное внедрение сетей 3G и бизнес-моделей на основе передачи данных и на развивающихся рынках. В результате наблюдается повышение средних расходов на мобильную связь в расчете на одного абонента и рост уровней проникновения под влиянием услуг передачи данных. Мы уверены, что в ближайшие 3–5 лет рынок услуг передачи данных преобразует всю отрасль телекоммуникаций и придет на смену нынешней бизнес-модели, основанной на услугах голосовой связи. Этот процесс уже начался».

Согласно последнего 8-го выпуска Индекса Altimo, Узбекистан по-прежнему входит в число 10-ти стран мира с самым высоким индексом инвестиционной привлекательности и занимает 9 место.

muznet_12_02_2011_2

График 1. Индекс ALTIMO 8 с разбивкой по странам

В разделе отчета, посвященного тенденциям в регионах и странах, говорится:
«Россия и СНГ: ожидаются высокие темпы роста доходов от предоставления услуг передачи данных

В России зарождается тенденция быстрого роста рынка услуг передачи данных. Данный рост привлекает новые капиталовложения и создает новые возможности, что значительно повышает привлекательность российского рынка. Под влиянием доходов от предоставления услуг передачи данных рынок может вырасти на 10–15% в следующем году.

Экономический подъем в странах СНГ и более четкое представление о перспективах дальнейшего развития повышают привлекательность основных рынков мобильной связи в Казахстане и на Украине, в результате чего их позиции в общем рейтинге упрочились. Продолжающееся развертывание сетей 3G в Казахстане и возможная выдача лицензий 3G на Украине положительно скажутся на привлекательности этих рынков в целом. Казахстан переместился на 6-ю позицию в индексе благодаря экономическому подъему и активному развертыванию сетей 3G.

Рейтинг Узбекистана, лидера среди стран СНГ по прошлым индексам, снизился из-за более высокой привлекательности других развивающихся рынков».

Таким образом, наша страна, оставаясь в десятке лидеров по индексу инвестиционной привлекательности, в течение 2011 года будет еще более активно развивать рынок услуг мобильной передачи данных. Все сотовые операторы Узбекистана активно расширяют зоны покрытия сетей 3G, а некоторые даже планируют начало коммерческой эксплуатации сетей 4G на основе стандарта LTE. Так, например, еще в 2010 году компании МТС-Узбекистан и UСell получили лицензии и даже продемонстрировали в тестовом режиме сети 4G (LTE) в Ташкенте.

Исходя из приведенных данных, следует ожидать, что в 2011 году мобильный Интернет станет главным двигателем развития Узнета.

Восьмой выпуск Индекса Altimo (2–3 кварталы 2010 года)

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Услуги передачи данных будут оказывать все большее влияние на рост показателей проникновения и повышение конкурентоспособности операторов по сравнению с традиционной моделью, основанной на услугах голосовой связи.
Рост показателей проникновения голосовой связи замедляется по всему миру. На некоторых рынках они даже снизились. В то же время показатели проникновения мобильной передачи данных увеличиваются год от года и, как ожидается, в первой половине 2012 года достигнут уровня в 1 млрд. абонентов, что означает примерно 15-процентный рост общемирового уровня проникновения услуг мобильной передачи данных. В рамках начавшейся общемировой тенденции отмечается сдвиг в сторону новой бизнес-модели, основанной на услугах передачи данных.

Согласно оценкам, соотношение трафика данных и голосовых услуг в развитых странах в 2010 году составляет примерно 80% к 20%.
На развивающихся рынках это соотношение в среднем составляет в настоящее время 40% к 60% и достигнет уровня развитых стран в 2012 году.

Рост доходов от услуг мобильной передачи данных с 3-го квартала 2009 года по 3-й квартал 2010 года составил примерно 35% в общемировом выражении.
Эти услуги стали основной движущей силой роста доходов в 2010 году. На долю услуг мобильной передачи данных приходится в среднем 11% доходов, и ожидается, что в 2011 году этот показатель вырастет до 20%.

Показатели RoI и EBITDA в отрасли мобильных телекоммуникаций в развитых странах снизятся в 2011–2013 годах.
В 2010 году увеличение трафика данных быстро опережало рост доходов от услуг передачи данных. Ожидается дальнейшее снижение рентабельности инвестиций, поскольку для поддержания фиксированных тарифов на неограниченное использование данных требуются значительные CAPEX и OPEX в. мощности сетей.

Успех телекоммуникационных операторов будет зависеть от контроля роста трафика мобильных сетей.
Операторам следует пересмотреть свои тарифные планы и разгрузить трафик за счет переноса его на сети фиксированной связи в рамках проектов объединения возможностей фиксированной и мобильной связи. В течение ближайших 2–3 лет мы ожидаем новые сделки по слияниям и поглощениям операторов фиксированной и мобильной связи на развивающихся рынках, поскольку в условиях новых реальностей услуг передачи данных конкурировать с другими, не имея собственной инфраструктуры фиксированной связи, будет чрезвычайно сложно. Операторы, обладающие такой инфраструктурой, будут инвестировать значительные средства в дальнейшее развитие сетевых мощностей.

Коммуникационные операторы должны определиться со стратегическим направлением своего бизнеса: станут ли они не более чем «дойными коровами» потребительского рынка или же изменят сектор телекоммуникаций за счет покупки производителей различного телевизионного и интернет-контента.

МЕТОДОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДЕКСА ALTIMO
В индексе собраны шесть территориально-зависимых факторов по отдельным странам (см. таблицу 1), которые определяют перспективы рентабельности компаний мобильной связи.

muznet_12_02_2011_3

Показатель средних расходов на мобильную связь на душу населения (ARPC) измеряется как общие расходы на мобильную связь, разделенные на количество населения страны. Как вариант, он может рассчитываться как произведение средних расходов на мобильную связь на одного абонента (ARPU) и уровня проникновения. Рост ARPC определяется путем межстрановой регрессии логарифма ARPC на логарифм ВВП, которая всякий раз заново рассчитывается заново с использованием последних данных за год.

Затем шесть переменных, определяющих привлекательность рынка, сводятся в единый индекс с использованием заданных пользователем весовых значений. Совокупный индекс рассчитывается как простая линейная комбинация стандартных логарифмированных переменных (помеченных подчеркиванием) с использованием весовых значений из последней колонки таблицы 1:

INDEXi = 0.3*ARPCgrowthi + 0.3*EBITDAmi + 0.1*PENgrowthi + 0.1*CAPEX/REVi

+ 0.1*POPULATIONi + 0.1*GDPi

Переменные величины (логарифмированные) нормируются путем извлечения простого среднего и деления на простое среднеквадратичное отклонение, например:

GDPi = [log(GDPi) — mean(log(GDP))] / std(log(GDP))

Нормированные переменные в среднем равны нулю и имеют предельное среднеквадратичное отклонение.

Это означает, что любая нормированная переменная и совокупный индекс могут принимать отрицательные значения. Поэтому, для того, чтобы индекс развития мобильных телекоммуникаций принимал только положительные значения, мы рассчитываем Индекс ALTIMO как линейную функцию Индекса:

ALTIMO INDEXi = 0.5*(1 + INDEXi)

Источником квартальных данных по компаниям мобильной связи являются данные Wireless Intelligence (www.wirelessintelligence.com) и интернет-сайты самих компаний. Годовые показатели рассчитываются по имеющимся данным как средняя величина за последние четыре квартала. Показатели развития отрасли мобильной связи по отдельным странам, такие как ARPC и маржа EBITDA, рассчитываются как средневзвешенные значения данных по соответствующей компании, причем вес пропорционален количеству SIM-карт у компании. Годовые данные о ВВП стран на душу населения и количестве населения взяты из источников Всемирного банка.

Индекс рассчитывается по странам, у которых нет отсутствующих данных по пяти факторам. Если у страны нет данных по CAPEX/REV в. текущем году, мы используем данные за предыдущий год. Кроме того, мы винзоризировали экстремальные значения CAPEX/REV и EBITDAm. В случаях, когда зарегистрированный показатель CAPEX/REV принимал значение меньше 0 (больше 0,8), его заменяли на 0 (0,8). Аналогичным образом, если зарегистрированный показатель EBITDAm принимал отрицательное значение, его заменяли на 0.

Индекс рассчитывается по одиннадцати географическим регионам: Африке, СНГ, Восточной Европе, Восточной Азии, Латинской Америке, Ближнему Востоку, Северной Америке, Океании, Южной Азии, Юго-Восточной Азии и Западной Европе. Региональный индекс рассчитывается как средневзвешенное значение индексов соответствующих стран с весовыми значениями, пропорциональными количеству SIM-карт в данной стране.

Годовые значения Индекса рассчитываются по индивидуальным странам, а также регионам с 2002 года. Источник: http://www.altimofoundation.ru/expertise/science-technology/altimoindex8/

Краткая история развития сотовой связи в Узбекистане
Сотовая связь в Узбекистане является ровесницей независимого Узбекистана. В августе 1991 года при непосредственном учредительстве Министерства связи и при поддержке Правительства Республики Узбекистан было создано совместное узбекско-американское предприятие по предоставлению услуг сотовой связи — компания «Уздунробита». Это было первое предприятие сотовой связи не только в Узбекистане, но и вообще в Центральной Азии.

Первый звонок с использованием сотовой связи в нашей стране сделал Президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов в августе 1992 года, когда была торжественно открыта коммерческая эксплуатация сети сотовой связи СП «Уздунробита».

Первым мобильным стандартом, в котором работал тогда еще единственный сотовый оператор в Узбекистане, был стандарт NMT 450.

По состоянию на 1 января 1994 года, в республике насчитывалось 224 абонента сотовой связи, а в течение 1995 года это число возросло до 823.

В течение 1996 года на рынке сотовой связи Узбекистана появилось сразу пять новых операторов, которые с 1997 года приступили к коммерческой эксплуатации своих сотовых сетей.

В 2004 году был создан филиал Uzbektelecom Mobile акционерной компании «Узбектелеком», который с 2005 года приступил к оказанию услуг беспроводного радиодоступа в стандарте CDMA-450.

На 1 января 1999 года количество абонентов сотовой связи в Узбекистане составило 39191 абонент, на начало 2000 года — 66797.

Рубеж в 100 тысяч абонентов Узбекистан преодолел к концу 2000 года (100789).
Количество абонентов на 1 января 2005 года в Узбекистане составляло 544 тысячи. А в ноябре 2005 года превысило 1 миллион.

В сентябре 2006 года количество абонентов превысило 2 миллиона, а в августе 2007 года — 4 миллиона. Отметку в 5 миллионов мобильных абонентов Узбекистан преодолел в ноябре 2007 года, а 10-ти миллионный абонент сотовой связи в Узбекистане был зафиксирован в сентябре 2008 года.

На конец 2010 года в Узбекистане насчитывается более 19 миллионов абонентов сотовой связи.

Сегодня в Узбекистане работает пять операторов мобильной связи: МТС-Узбекистан («Уздунробита», стандарт GSM), Unitel (оказывает услуги под торговой маркой «Билайн», стандарт GSM), COSCOM (оказывает услуги под торговой маркой UСell, стандарт GSM), сеть Perfectum Mobile (Rubicon Wireless Communication, стандарт CDMA) и филиал «Узбектелеком мобайл» АК «Узбектелеком» (торговая марка Uzmobile, стандарт CDMA).

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте