Это ИТ-ресно
20 марта 2011
Рубрика: ИТ-ресно.
Автор: .

Мы продолжаем нашу рубрику «Это ИТ-ресно», в которой рассказывается о наиболее интересных фактах из мира информационных технологий.

Сегодня мы расскажем о том, что такое «капча», «интернет-мемы», вирусный маркетинг применительно к сети интернет, и зачем производители у нас «крадут» квадратные дюймы.

Человек ты или робот, индивидуум или нет?
Многие из нас по нескольку раз на дню перед публикацией своих комментариев на каком-либо сайте проходят тест на определение: «человек вы или компьютерный бот». Называется это тест капча (точнее, каптча) и вот почему.

Термин CAPTCHA (от англ. «Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart») означает «полностью автоматизированный публичный тест Тьюринга для различия компьютеров и людей». Термин является товарным знаком Университета Карнеги-Меллона (США), в котором разработали компьютерный тест, и используется он для того, чтобы определить, кем является пользователь системы: человеком или компьютером.

В русскоязычном Интернете чаще используют слово «капча». Термин появился в 2000 году. Основная идея теста: предложить пользователю такую задачу, которую с легкостью может решить человек, но которую несоизмеримо сложнее решить компьютеру. В основном это задачи на распознавание символов.

CAPTCHA чаще всего используется при необходимости предотвратить использование интернет-сервисов ботами, в частности, для предотвращения автоматических отправок сообщений, регистрации, скачивания файлов, массовых рассылок и т. п.

С появлением различных видов и методов капчи стали появляться и все более изощренные методы автоматического ее распознавания.

В наиболее распространенном варианте CAPTCHA от пользователя требуется ввести символы, изображенные на предлагаемом ему рисунке (как правило, в искаженном виде, иногда с добавлением помех или полупрозрачности).

Реже применяются CAPTCHA, основанные на распознавании речи (в основном как альтернатива первому варианту для людей с нарушениями зрения).

it_20_03_2011

Могут также применяться другие плохо алгоритмизуемые задачи, например: узнать, что находится на картинке, отметить все картинки с кошками или ответить на вопрос, связанный со знаниями или менталитетом людей (например, «висит груша, нельзя скушать»).

it_20_03_2011_1

Встречаются CAPTCHA, где предлагается ввести ответ на простое арифметическое действие и даже задачку из высшей математики.

Уже разработана технология Video-CAPTCHA, в которой фон и символы, которые необходимо распознать, постоянно двигаются.

В противовес разработчикам различных видов капчи, существуют программы, помогающие ботам их обходить (к примеру, PWNtcha), распознающие конкретные реализации CAPTCHA. Кроме того, существует возможность подключать модули из программ распознавания текста общего назначения (например, FineReader, OmniPage) в программы сторонних разработчиков для распознавания картинок CAPTCHA.

По отношению к автоматизированному распознаванию существуют понятия «слабая CAPTCHA» и «сильная CAPTCHA». В числе «слабостей» — фиксированный шрифт, фиксированное положение символов, отсутствие искажений, отделение символов от фона с использованием цветового ключа или размытия по Гауссу, легкое отделение символов друг от друга и т. д. Впрочем, иногда бывает, что сильная CAPTCHA оказывается труднораспознаваемой и для человека. Изредка встречается CAPTCHA, легко прочитываемая компьютером и с большими трудностями — человеком (например, с неконтрастной картинкой).

it_20_03_2011_2

При написании новых методов капчи и алгоритмов для ее автоматического распознавания иногда достигается обратный результат, когда человек пройти тест не может, а бот проходит без проблем. В этой связи появилось даже пророчество: «Гонка по улучшению капч приведет к созданию искусственного интеллекта». Вот тогда мы поймем, как тяжело живется настоящему человеку в Интернете:)

ИМХО баян про энциклонгов. Что такое «интернет-мемы»?
Неподготовленному пользователю, впервые оказавшемуся в сети Интернет, постоянно кажется, что форумчане, чатлане, блоггеры и прочий сетевой народ общается на своем, понятном только им, языке. Ясно, что существует сетевой сленг и определенные технические термины, но есть такие «понятия», которые непосвященный человек, не зная предыстории, осознать не может. Это интернет-мемы. Так в общем виде называют информацию или фразу (картинку, видеоролик), часто бессмысленную, спонтанно приобретшую популярность в интернет-среде посредством распространения в Интернете (по электронной почте, в мессенджерах, на форумах, в блогах и др.). Интернет-мем также обозначает само явление спонтанного распространения такой информации или фразы.

Термин «мем» происходит от греческого слова ??????, «подобие». Понятие мема и его концепция были разработаны Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». А еще мем (англ. meme) в меметике (есть такая наука) означает единицу культурной информации, распространяемой от одного человека к другому посредством имитации, поучения и др.

Понятие интернет-мем вошло в употребление в середине первого десятилетия XXI века.
Мемами могут считаться как слова, так и изображения. Словом, любые аудиальные или визуальные сегменты Интернета, высказывания, картинки или звук, который имел значение и распространился в сети Интернет.

Приведем несколько примеров Интернет-мемов.

IMHO — известное выражение, означающее «по моему? скромному мнению» (англ. In My Humble Opinion или In My Honest Opinion). Сокращение ИМХО (в русской транслитерации — Имею Мнение Хочу Озвучить) используется в основном для указания на то, что некоторое высказывание — не общепризнанный факт, а только личное мнение автора, и он его никому не навязывает. Нередко указывает также и на то, что автор не до конца уверен в верности своего заявления.

Баян (часто употребляется также эрратив боян) — слово, прочно вошедшее в жаргон Рунета, изначально имевшее значение «Старая, надоевшая шутка», но потом ставшее употребляться в отношении любого информационного материала (видеоролика, статьи, книги и т. д.), уже известного значительной части участников обсуждения. Название произошло от анекдота «Хоронили тещу. Порвали два баяна» и от историй канадского эмигранта, которые часто отправляли на сайт новые посетители (аналогия с фидошным мемом «Курочка ряба»). Также название может происходить от сокращения фразы «Было, А Я Н е знал».

Британские ученые — родился в ответ на большое количество публикаций в СМИ, для большей авторитетности снабженных вводной фразой «Британские ученые обнаружили…», «Британские ученые пришли к выводу…» и т. д. Сами факты, как правило, курьезны, нелепы или фантастичны настолько, что никто не берется их перепроверять. Например: «Британские ученые пришли к выводу, что люди начинают лгать с шестимесячного возраста». Ответом на такое стали шутки про молдавских ученых — «Молдавские ученые обнаружили, что земля не круглая и не квадратная, а черная и хрустит в зубах». Группой «Медиавирус» даже был записан трек, посвященный британским ученым.

Энциклонги — мем, причиной возникновения которого стало бездумное копирование создателями сайта http://www.enci.ru содержимого русской Википедии, при котором все вхождения строки «вики» были автоматически заменены строкой «Энцикло», а знак «—» — буквой «в». В результате викинги превратились в энциклонгов, например: «Энциклонги в название скандинавских моряков-воинов, совершавших с конца VIII века многочисленные набеги на прибрежные земли европейских государств и основывавших там свои колонии. В связи с экспансией скандинавов период с VIII по XI век некоторые историки называют „эпохой Энциклонгов“». Упоминание о данном явлении было скопировано во многие блоги. Было даже создано специальное комьюнити в Живом журнале, посвященное энциклонгам, бронеэнцикло и прочим словам, исковерканным авторами сайта.

Мемов очень много. Общайтесь в сети, и, возможно, вы станете автором очередного интернет-мема.

Вирусный маркетинг не заразен!
Какими только вирусами нас не пугают. И птичьим, и свиным, и компьютерными. Сама по себе реклама – еще та зараза, а тут появилась вирусная интернет-реклама… Радует одно: вирусная реклама, а вернее, вирусный маркетинг не опасен для здоровья человека как грипп или иной вирус:)

Вирусный маркетинг это общее название различных методов распространения рекламы, характеризующееся распространением в прогрессии близкой к геометрической (как эпидемия), где главным распространителем информации являются сами получатели информации путем формирования содержания, способного привлечь получателей информации за счет яркой, креативной, необычной идеи или с использованием естественного или доверительного послания.

Вследствие того, что у большинства населения наблюдается низкий уровень доверия к рекламе вообще, а тем более исходящей от компании-производителя, основной принцип вирусного маркетинга заключается в том, что человек, получающий информационное сообщение, должен быть уверен, что оно исходит от лица незаинтересованного, например, от знакомого, или незнакомого, но ни в коем случае не аффилированного к рекламной кампании. Человек с готовностью выслушает от «живого человека» положительные отзывы о товаре и, скорее всего, купит этот товар. И наоборот: увидев рекламный ролик этого товара, он его проигнорирует, поскольку распространено мнение, что реклама приукрашивает качества товара.

Считается, что термин «вирусный маркетинг» популяризовал в 1996 году Джеффри Рэйпорт в своей статье The Virus of marketing. Одним из первых известных примеров использования вирусного маркетинга в Интернете является акция Hotmail, когда к каждому письму, написанному пользователем, присоединялось сообщение компании, призывающее получателей e-mail заводить бесплатную почту на Hotmail’e.

Вирусный маркетинг постоянно мутирует:) Кроме сети Интернет (e-mail маркетинга), уже существуют «мобильный маркетинг» и даже «bluetooth-маркетинг».

Последний, в силу особенностей технологии Bluetooth, подразумевает работу с пользователями в непосредственной близости (от 20 см до 100 м) от получателей, что позволяет проводить точечные рекламные акции, а также активно вовлекать получателей в проводимые Bluetooth-акции.

Так что, наш совет: будьте осторожны! Несмотря на то, что вирусный маркетинг не вредит вашему здоровью напрямую, кошельки (пусть даже и электронные) он может опустошать не хуже саранчи:)

Соотношение сторон или украденные дюймы
Знаете ли вы, что количество дюймов, указанных для обозначения размера экрана дисплея вашего ноутбука или ЖК-монитора, далеко не полная информация. Важно еще учитывать соотношение сторон экрана.

it_20_03_2011_3

Современные ноутбуки выпускаются преимущественно с соотношением сторон 16/10. А это значит, что полезная площадь экрана таких ноутбуков на 11% ниже полезной площади экрана более ранних моделей с соотношением сторон 4/3.

Таким образом, экран с соотношением сторон 16/10 и диагональю 21 дюйм меньше своего предшественника с той же диагональю, но соотношением сторон 4/3 — на целую площадь экрана с диагональю 7 дюймов. Однако, экраны с соотношением сторон 16/9 и 16/10 менее удобны в тех случаях, когда ценность имеет вертикальное пространство (работа с текстом, программирование и т. п.), но более удобны при просмотре фильмов и в компьютерных играх. Конъюнктура рынка заставила производителей ноутбуков сделать именно такой выбор. Выбирая ноутбук для себя, нужно помнить, что при соотношении экрана дисплея 16:10 лучше прикупить модель с диагональю на 1 дюйм больше.

При написании данной статьи использовались открытые источники и, прежде всего, Свободная энциклопедия Википедия.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте