Решения NIHOL для создания информационных систем и SaaS — ориентированных приложений
26 апреля 2011
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Рафида Зарипова.

nihol_26_04_2011

Говоря о высокопроизводительных серверных комплексах, нельзя обойти вниманием вопрос о том, что все новейшее серверное оборудование в первую очередь предназначено для обеспечения бесперебойной работы бизнес-приложений заказчиков.

Работая на рынке Узбекистана с 1989 года, компании группы NIHOL направляют свои силы на разработку и внедрение новых решений в области информационных технологий. Специалистами компаний накоплен большой опыт реализации комплексных проектов автоматизации деятельности государственных и коммерческих организаций.

В первую очередь мы ориентируемся на решении проблем корпоративных заказчиков, системы которых характеризуются территориальной распределенностью, многоуровневой структурой, набором разнородных технических и программных средств, а также особыми требованиями к надежности и безопасности функционирования систем.

Основными объектами автоматизации являются предприятия, деятельность которых связана с большими объемами данных и рутинных операций, выполняемых одновременно на нескольких рабочих местах. Внедрение информационных систем рассматривается нами как способ повышения производительности, создающий возможность для более эффективного решения вопросов меньшими силами.

Бурное развитие интернет-технологий определило необходимость применения в NIHOL новых подходов к разработке автоматизированных бизнес-систем.

Большой опыт разработки информационных систем, автоматизирующих многообразный круг задач организаций заказчиков, позволил специалистам NIHOL разработать на базе Web-технологий Прототип информационно-управляющего ядра распределенных защищенных информационных систем, обеспечивающий ввод, проверку, хранение и агрегацию данных, работу аналитического блока и сервиса системы в режиме реального времени. Безопасное подключение к системе обеспечивается технологией использования электронных ключей.

Прототип разработан на базе программных продуктов и технологий компании IBM мирового лидера на рынке промышленных СУБД, позиционирующего все свое программное обеспечение как SOA-платформу.
Проектирование новых решений базируется на сервисно-ориентированной архитектуре (SOA):
• уровень представления информации (WEB);
• уровень прикладной бизнес-логики (сервер приложения WebSphere Application Server);
• уровень транспортировки сервисов (WebSphere ESB);
• уровень хранения и обработки данных (сервер базы данных DB2).

На каждый из уровней возложены свои задачи с обеспечением эффективного взаимодействия между уровнями.

Говоря об уровне представления информации, хочется подчеркнуть, что доступ к системам обеспечивается средствами Web-браузера. Динамически самонастраивающийся универсальный графический пользовательский интерфейс отображает только те инструменты, функции и методы, которые могут быть востребованы пользователем с данным конкретным уровнем доступа.

При создании крупных корпоративных систем может быть организовано портальное решение (на базе IBM WebSphere Portal Server).

К привычным для разработчиков Web-приложений трем уровням архитектуры, в SOA добавляется новый: уровень транспортировки сервисов Enterprise Service Bus (ESB).

ESB — ключевая часть инфраструктуры при создании решений на основе SOA.

ESB — основа интеграции сервисов, предоставляющая возможность подключения внешних программных приложений, обеспечивая контроль и управление взаимодействиями между ними.

IBM WebSphere Application Server, используемый нами на уровне прикладной бизнес-логики, предоставляет механизм обмена сообщениями, обладающий большими функциональными возможностями, необходимыми для построения Enterprise Service Bus.

Использование сервисно-ориентированной архитектуры позволяет специалистам NIHOL не только реализовать быстро и качественно на высоком уровне любой проект, но и при необходимости организовать прием-передачу сервисов для внешних систем, ориентированных на работу с сервисами со стандартизированными интерфейсами.

Доступные сервисы могут использоваться по мере возникновения необходимости, позволяя поэтапно наращивать возможности и решения проекта.

nihol_26_04_2011_1

Почему мы говорим о новых решениях NIHOL не только для создания распределенных информационных систем, но и для SaaS-ориентированных приложений?

Ключевым моментом концепции Software as a Service («софт как сервис») является отказ от традиционной модели установки программного обеспечения (ПО) у заказчика. За его инсталляцию, обеспечение высокой готовности, своевременное обновление версий отвечает компания, предоставляющая клиентам услугу доступа к программному продукту.

Бизнес-модель Software as a Service востребована заказчиками, у которых нет возможностей для развертывания соответствующей ИТ-инфраструктуры, но при этом есть потребность в решении актуальных для них задач.

В Узбекистане 2011 год объявлен Годом малого бизнеса и частного предпринимательства. Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в промышленных отраслях, организация современных высокотехнологичных инновационных производств в сферах нанотехнологий, фармакологии и фармацевтики, информационно-коммуникационных и других сферах народного хозяйства не могут быть эффективны без использования средств автоматизации.

Главное достоинство предлагаемых NIHOL SaaS-решений — низкая стоимость за счет отсутствия расходов на инфраструктуру, быстрое внедрение, простота организации работы. Ведь модель SaaS изначально ориентирована на применение интернет-технологий.

На базе прототипа в короткие сроки может быть развернута вновь создаваемая информационная система для организаций любой сферы деятельности и любой формы собственности.

Технологии прототипа, принципы организации хранения данных и обеспечения доступа к ним позволяют безболезненно проводить развитие разрабатываемых нами систем, с расширением как перечня вводимой и хранимой в базе данных информации, так и функциональных их возможностей.

Ключевыми особенностями предлагаемого решения являются:
• проектирование систем — осуществляется с позиции системного анализа и объектного программирования и базируется на сервисно-ориентированной архитектуре (SOA);
• организация обработки данных — базируется на концепции базы данных;
• наличие апробированных технологий и готовых программных компонентов;
• возможность функционирования системы на различных платформах;
• размещение клиентских рабочих мест в пределах локальной и/или глобальной сети (Intranet, Internet);
• возможность поэтапного наращивания функциональных возможностей системы в соответствии с потребностями заказчика;
• возможность организации информационного взаимодействия системы с существующими и вновь создаваемыми прикладными задачами заказчика независимо от особенностей их реализации;
• возможность постепенного накопления в системе разнородной информации для последующего анализа и представления ее в различных видах как для внутреннего, так и для внешнего использования;
• производительность и надежность (включая целостность и безопасность данных);
• ограничение на доступ к информации, определяется правами доступа;
• простота установки и сопровождения, качественная документация по решениям.

В зависимости от потребностей заказчика и его технологических ограничений могут быть предложены различные варианты развертывания предлагаемых решений:
Внедрение решений на серверах заказчика:
• Программное обеспечение используется предприятием для предоставления услуг внешним пользователям — ПО устанавливается на один или несколько серверов на одной территории заказчика.
• Все сотрудники работают в единой локальной сети или в филиалах есть высокоскоростной доступ к серверу — ПО устанавливается на один мощный сервер в центральном офисе.
• Скорость передачи данных между сетями филиалов и центрального офиса недостаточна для оперативного доступа к центральному серверу системы для сотрудников филиалов — сервера устанавливаются в центральном офисе и в каждом филиале. База данных системы является распределенной, включает в себя базы филиалов и центрального офиса.
Внедрение решений на серверах NIHOL:
• Программное обеспечение устанавливается на один или несколько серверов на территории NIHOL.
• Заказчик при апробации и проведении опытной или промышленной эксплуатации системы работает с ПО, используя Web-интерфейс.
• Специалисты NIHOL ведут техническое, системное, прикладное и информационное обслуживание системы, обеспечивая высокую ее готовность и, при необходимости, своевременно проводят обновление версий.
• Браузер — единственное клиентское программное средство, которое потребуется пользователю, а это означает смягчение требований к конфигурации его персонального компьютера.

В настоящее время на базе решений Прототипа специалисты NIHOL ведут разработку систем для объектов энергетической отрасли Узбекистана.

Завершается проект разработки и внедрения в ОАО «Toshkent elektr tarmoqlari» автоматизированной системы управления сбытом и потреблением электроэнергии предприятиями территориальных электрических сетей, обеспечивающий автоматизацию деятельности энергослужб в части реализации электроэнергии юридическим лицам.

Автоматизированная система управления услугами сбыта электрической энергии юридическим лицам — АСУ СЭЮЛ — это современная, соответствующая мировой практике система, обеспечивающая качественно новый уровень оперативного информационного взаимодействия энергослужб для получения, учета и хранения данных по реализации электроэнергии в единой системе в рамках отдельного предприятия или нескольких энергослужб.

АСУ СЭЮЛ — программная база для своевременного обеспечения заинтересованных лиц и организаций достоверной и актуальной информацией на основе комплексной автоматизации процессов сбора, обработки, распределения и выдачи информации по сбыту и потреблению электроэнергии.

Принципы построения системы обеспечивают ее функционирование в режиме реального времени и отвечают современным мировым стандартам и требованиям, предъявляемым к разработке современных автоматизированных систем по степени защищенности и сохранности информации, уровню управляемости и масштабируемости.

АСУ СЭЮЛ — решение, автоматизирующее процессы:
• всех этапов оформления и ведения договоров, заключенных между предприятием территориальных электрических сетей и потребителем;
• оформления доп.соглашений по изменению договора;
• контроля договорных условий и лимитов электропотребления;
• организации ввода, учета, обработки и хранения данных о текущем потреблении электрической энергии потребителем;
• процедуры финансовых расчетов (предоплаты по договору; текущее потребление; штрафы; пени);
• формирования счетов, счетов-фактур, платежных документов;
• загрузки данных по оплатам из баз данных банковских систем;
• разноски поступивших оплат на договора;
• определение дебиторской и кредиторской задолженности, выявление неплательщиков;
• процедуры прекращения, ограничения и возобновления поставки электрической энергии;
• создания и ведения нормативно-справочной информации;
• формирование отчетности и др.

АСУ СЭЮЛ призвана обеспечить возможность:
• создания централизованной базы данных предприятия, консолидирующей сведения по филиалам;
• автоматизации всех этапов ведения договоров, заключенных между предприятиями и потребителями;
• ведения нормативно-справочной базы;
• ведения расчетов с потребителями за реализованную электроэнергию;
• контроля договорных условий и лимитов электропотребления;
• оперативного учета реализуемой электрической энергии;
• сводного учета реализации электрической энергии;
• работы с дебиторской задолженностью;
• организации контроля над операциями, проводимыми при работе с АСУ СЭЮЛ;
• работы территориально удаленных предприятий с общей консолидированной базой;
• повышения достоверности информации и оперативности принимаемых решений за счет обеспечения своевременного ввода в БД информации;
• обеспечения информационной прозрачности и юридического соответствия всех действий сотрудников, занимающихся учетом и контролем сбыта и потребления электрической энергии и т. д.

Одним из факторов, определяющих достоверность проводимых расчетов, является организация оперативного ввода, учета, обработки и хранения данных о текущем потреблении электрической энергии потребителями.

Специалистами NIHOL подготовлено решение по созданию Автоматизированной системы консолидации измерений приборов учета электроэнергии (АКИП_Э), позволяющее создать централизованное хранилище, обеспечивающее консолидацию данных измерений разнотипных приборов учета, полученных в автоматическом режиме от систем ЦО ПУ различных производителей, осуществляющих сбор и хранение данных однотипных приборов учета.

Основной функционал АКИП_Э обеспечивает выполнение следующих задач:
• создание централизованной системы, обеспечивающей хранение и консолидацию измерений приборов учета;
• гибкая организация сбора данных учета с настраиваемым периодом опроса;
• мониторинг целостности, полноты и достоверности загружаемой информации;
• мониторинг процедур загрузки данных, ведение журналов загрузки;
• преобразование загружаемой информации к виду, удобному для просмотра пользователям;
• итоговая обработка по всем приборам учета;
• контроль работоспособности системы в целом.

В настоящее время специалистами NIHOL ведется разработка новых систем для энергетиков: система управления услугами сбыта электроэнергии бытовым потребителям (АСУ СЭБП) и учет объемов транспортируемой ПТЭС электроэнергии (БАЛАНС).

Все наши разработки для энергетической отрасли Узбекистана объединены в решение последовательного создания АСУ ПТЭС — единой системы предприятий территориальных электрических сетей.

nihol_26_04_2011_2

Внедрение АСУ ПТЭС обеспечивает возможность одновременного оперативного доступа всех служб ПТЭС к единой базе данных договоров и приборов учетов в режиме реального времени с целью ввода, получения, обработки, изменения и анализа необходимой информации.

Поэтапное внедрение АСУ ПТЭС обеспечит автоматизацию основных процессов энергосбытовой деятельности предприятий территориальных электрических сетей любой формы собственности.

АСУ ПТЭС — новый программный продукт для предприятий электроэнергетики Узбекистана, разработанный на базе интернет-технологий.

АСУ ПТЭС — базовое ядро для разворачивания проекта на все энергослужбы Республики Узбекистан и готовая платформа для реализации проекта создания АСУ «ЭНЕРГО_УЗ».

На базе разработанных и апробированных технологий специалисты NIHOL предлагают решение последовательного создания единого информационного пространства энергослужб Узбекистана (АСУ «ЭНЕРГО_УЗ»).

Экономический эффект внедрения обеспечивается как сокращением миллионных убытков, образуемых из-за отсутствия полного учета и своевременного контроля исполнения договоров, так и сокращением объемов ручного труда при работе с информацией, при одновременном повышении ее полноты, достоверности и актуальности, и, как следствие, высвобождением рабочего времени специалистов, занятых объединением сведений по всем энергослужбам и формированием отчетов.

Группа компаний NIHOL, являясь системным интегратором с большим опытом работы на рынке ИТ-технологий Узбекистана, специализируется на комплексном решении вопросов проектирования, поставки, запуска в эксплуатацию, технического и сервисного обслуживания инженерных, информационных и коммуникационных систем. NIHOL комплексно решает задачи создания систем: от построения локальных сетей и инсталляции серверов до автоматизации ключевых бизнес-процессов.

На базе идеологии Прототипа специалистами компании NIHOL за последние годы разработаны и внедрены следующие крупномасштабные проекты:
• базовая подсистема Единой автоматизированной информационной системы ГТК РУз, предназначенная для организации с помощью Web-технологий передачи, обработки и хранения данных на основе электронных деклараций в централизованной базе данных ЕАИС;
• межведомственная Единая электронная информационная система внешнеторговых операций (ЕЭИС ВО), обеспечивающая информационное взаимодействие между министерствами и ведомствами Республики Узбекистан, ответственными за регистрацию, сопровождение и контроль выполнения контрактов внешнеторговых операций. На второй Национальной выставке программных продуктов Best Soft Uzbekistan 2008 за реализацию проекта ЕЭИС ВО компания ООО «NIHOL-KOMTEX» одержала победу в номинации «Лучший проект внедрения»;
• информационно-поисковая система «Мониторинг пассажиров», предназначенная для автоматизации проведения проверок по контрольным спискам пассажиров, выполняющих авиаперелет посредством любой авиакомпании и любого аэропорта, для которых установлена данная система;
• информационная система страхования автотранспорта (ИССА), обеспечивающая качественно новый уровень оперативного информационного взаимодействия между головным офисом и филиалами страховых компаний, предоставляющими страховые услуги по виду страхования «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Создание трехуровневых систем (Центр — филиалы — пользователь) показало действенность использованного подхода к проекту создания любой информационно-аналитической системы.

В процессе эксплуатации нами разработанных систем проведена апробация основных технических возможностей для реализации проекта создания Электронного государства Республики Узбекистан.

Министерство или государственное агентство, используя у себя подобные разработки, сможет организовать электронную систему сбора ежедневной отчетности из регионов, систему оперативного информирования своих подразделений о принятых решениях или систему контроля документов и постановлений. Это позволит решить одну из главнейших задач — информативность, оперативность сбора и обработки информации во всех разветвленных структурных подразделениях со сведением к минимуму ошибок на основе так называемого «человеческого фактора».

Обеспечение оперативности и достоверности формирования данных, возможность он-лайн доступа к ресурсам систем разных министерств и ведомств способствуют не только повышению эффективности государственного управления, но и позволяют обеспечить взаимодействие органов государственной власти с гражданами и хозяйствующими субъектами. Ведь основной целью е-правительства Узбекистана является повышение эффективности деятельности государственных органов власти и управления на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий, а также перевода взаимоотношений государства с обществом на уровень, соответствующий требованиям информационного общества.

Компания NIHOL выбрала для себя стратегию работы на опережение потребностей рынка.
Сегодня мы имеем возможность транслировать свой многолетний опыт разработок, внедрения и сопровождения систем для развертывания распределенных информационных систем и SaaS-ориентированных приложений любого уровня сложности для всех сфер деятельности.

Мы готовы не только качественно и в срок разработать системы, но и предоставить своим заказчикам услуги аутсорсинга по апробации разработок программного обеспечения удаленно через Web-интерфейс на имеющемся у NIHOL серверном оборудовании: IBM eServer i5 520 и 7779-BCS BladeCenter.

Простота использования, высокая степень надежности и достаточно информативная документация разрабатываемого нами программного обеспечения позволяет в сжатые сроки освоить и внедрить наши системы любыми структурами Республики Узбекистан.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте