Информатизация обучения и самостоятельная деятельность студентов при изучении физики в ВУЗе
27 апреля 2011
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Саида Бекназарова.

Широкое распространение современных информационных технологий фундаментально изменило традиционные представления о возможностях развития человеческого интеллекта и привело к разработке принципиально новых способов организации его образовательно-познавательной сферы, в том числе и обучения дисциплины «физика».

Актуальность применения новых информационных технологий продиктована прежде всего педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского, «креативного» подхода в обучении, формирования критического мышления. В настоящее время со стремительным нарастанием объема информации знания сами по себе перестают быть самоцелью, они становятся условием для успешной реализации личности, ее профессиональной деятельности. В этой связи важно помочь студентам стать активными участниками процесса обучения и формировать у них потребность в постоянном поиске. Соответственно, стоит задача создать такую модель учебного процесса, которая позволяла бы раскрывать и развивать их творческий потенциал. Информационно-коммуникативные технологии способствуют построению подобной модели, созданию открытого информационно-образовательного пространства, в основу которого положен принцип совместной творческой деятельности обучаемого и обучающего.

В новых условиях формирование профессионально значимых качеств выпускника высшего учебного заведения должно быть ориентировано не столько на объем и полноту конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять знания, ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них.

Роль самостоятельной работы при овладении любым предметом едва ли можно переоценить. Более того, ее значение в современных условиях имеет тенденцию к возрастанию, исходя из требований к специалистам высшей квалификации, где большой удельный вес отводится умению самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации и необходимости постоянного повышения профессионального роста и самосовершенствования.

Одним из наиболее революционных достижений за последнее десятилетие, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети Интернет. Этот фактор обусловил новые требования к технической оснащенности образовательных учреждений, их доступу к мировым информационным ресурсам, а с другой стороны, дал мощный импульс к развитию содержания деятельности преподавателя, использованию новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся.

Обучение физики в неспециальных вузах является многогранным процессом, что, прежде всего, обусловлено основной целью — развитие личности учащегося, способной и желающей участвовать в познавательной деятельности и самостоятельно совершенствоваться.

Коммуникативное обучение физики посредством Интернета подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать полученные знания о тех или иных физических процессах. Программа по физике для неспециальных вузов рассматривает эту дисциплину как самостоятельный курс, основная задача которого — обеспечить будущим специалистам различных отраслей науки и техники теоретическое и практическое владение «азов» физики в объеме, необходимом для использования полученных знаний в их производственной деятельности.

Использование новых информационных технологий в преподавании физики обусловлено не только стремлением к новизне, обучение на базе инфокоммуникационных технологий позволяет реализовать личностно ориентированный подход к личности учащегося, что является основным концептуальным направлением образования XXI века.

Студентам необходимо освоить методику работы в Интернете, чтобы быть более ответственными за свое собственное обучение. Им нужно выработать способность справляться с ситуацией, когда ресурсы недостаточно адекватны; иметь хорошие учебные навыки; способность определять и разрешать учебные проблемы. Развитие самостоятельности обучаемого с помощью глобальной сети представляет собой постепенный процесс, который следует постоянно поощрять. Возможно, наиболее важной задачей, стоящей перед преподавателем дисциплины, является нахождение оптимальных способов вести обучаемых к постепенно возрастающей самостоятельности.

Компьютерные средства и сеть Интернет, которые имеют громадный потенциал образовательных услуг, делают урок привлекательным и по-настоящему современным. Набор обычных учебников, методических пособий, сборников упражнений и т. п. активно вытесняется современной информационной системой. Каждое занятие вызывает эмоциональный подъем, даже отстающие учащиеся охотно работают с компьютером, а пробелы в знаниях побуждают часть из них обращаться за помощью к преподавателю или самостоятельно добиваться этих знаний. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для преподавателей: помогает им лучше оценить способности и знания студента, понять его, побуждать искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, а также использовать мировой опыт в обучении.

Организация самостоятельной деятельности обучаемых с использованием Интернета предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого студента и одновременно способствующих формированию социальных и психологических качеств личности (уверенность в себе и способность работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая совместными усилиями подчас сложные познавательные задачи).

При формировании самостоятельной учебной деятельности в Интернете необходимо, чтобы изучаемый материал был обогащен наглядным инструментом, имел целенаправленное значение, учитывались профессиональные интересы обучаемых.

Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обученности, склонностей и т. д.

Основное внимание следует уделить формированию заданий на основе интернет-ресурсов, использование которых в учебном процессе возможно, только если преподаватель тщательно продумывает цели, поскольку бессистемное использование интернет-ресурсов вряд ли даст желаемый результат. Необходимо также оказывать сопутствующую поддержку студентам в виде тренингов, консультаций, инструктажа.

Влияние технологий Интернета на обучение переводит преподавателя из века «Учебника» в век «Информации и Коммуникаций». Осознанное изучение физических процессов и проявление самостоятельности являются необходимыми составляющими достижения хорошего результата. Студенты получают доступ к информации, не ограниченной рамками данного в учебнике текста. Они ищут, узнают, анализируют, сопоставляют, делают определенные выводы, работая с материалами Интернета. Новая роль ни в коем случае не уменьшает значение преподавателя на занятии, просто меняется сам процесс обучения, следовательно, и роль руководителя. Ведь, согласно педагогической психологии, процесс самостоятельного обучения не исключает наличие руководителя, контролирующего выполнение того или иного задания. Кроме того, обилие информации Интернета может привести студента в замешательство и повлечь за собой самые неадекватные реакции. В этом случае особенно важен фактор присутствия реального, а не виртуального преподавателя.

В работе с мультимедийными технологиями значительным образом меняется роль преподавателя. В процессе традиционного обучения он — наставник и главное лицо, а общение «студент — преподаватель» носит индивидуальный характер. В компьютерной аудитории преподаватель лишь координатор. Общение со студентами может быть охарактеризовано как опосредованное, непрямое. При компьютерном обучении значительным образом возрастает мотивированность обучаемых, их независимость, а это, следовательно, приводит к повышению самоконтроля в процессе изучения физики. Соответственно, заинтересованность студентов увеличивает количество времени, затраченного на подготовку домашнего задания, разработку проектов, создания собственных Web-страниц.

В обычной педагогической среде преобладают задания, требующие подчинения определенной схеме, часто используются повторяющиеся упражнения, весь процесс обучения идет от простого к сложному. Необходимо направить учащегося на путь создания собственных знаний и умений, дать ему понять смысл процесса обучения, «натурализовать» обучение, чего не позволяет классическая система образования. Понятие «натурализация» обучения подразумевает попытку максимального приближения учебного процесса к реальным человеческим контактам, обусловленным реальной необходимостью полноценного значимого общения.

Информационные ресурсы дают возможность для самообразования людям с разными стратегиями в обучении. Их внедрение перестраивает способ отношений между людьми в процессе общения. Важно, чтобы перед обучающимся стояла четкая цель. Применить правильную тактику управления процессом — значит правильно подобрать доступные средства для реализации конкретного задания.

Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования образовательной системы. С одной стороны, этот фактор обусловил новые требования к технической оснащенности образовательных учреждений, их доступу к мировым информационным ресурсам, а с другой стороны, дал мощный импульс к развитию содержания деятельности преподавателя, использованию им новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся.

В заключение отметим, что вопрос о том, как организовать самостоятельную работу студентов, нельзя решать, исходя только лишь из доступности последних технических достижений. Приведем замечание Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомленных родителей, а также общества, в котором подчеркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».

Литература
1. Воронина Т. П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методические аспекты). — М.: Издательство «Информатик», 1995. — 224 с.
2. Гершунский Б. С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993.-160 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; Под ред. Полат Е. С. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
4. Психологический словарь / Под. общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М., 1990.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте