Автоматизированные системы расчетов с пользователями услуг телекоммуникаций
26 мая 2011
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Андрей Крылов.

asu_26_05_2011

Автоматизация расчетов с пользователями услуг телекоммуникаций
До недавнего времени, в отсутствие или при становлении рыночных отношений, расчетам операторов с конечными пользователями за услуги телекоммуникаций уделялось недостаточное внимание, а проведение расчетов являлось внутренним делом самого оператора.

Расчеты с пользователями услуг телекоммуникаций проводились только по кредитной системе, все конфликты решались постфактум, а операторы и конечные пользователи действовали каждый в своем правовом поле. Новые условия процесса взаимодействия операторов и пользователей услуг в едином правовом поле принесли и новые формы этого взаимодействия, которые выражаются в таких основных категориях, как номенклатура услуг телекоммуникаций и формы оплаты.

Для управления предоставлением и биллингом услуг телекоммуникаций применяются автоматизированные системы расчетов. Автоматизированные системы расчетов с пользователями услуг телекоммуникаций получили название биллинговых систем или систем биллинга (также называемые конвергентными или универсальными биллинговыми системами).

Автоматизированные системы расчетов представляют собой аппаратно-программные комплексы, предназначенные: для обеспечения автоматизации расчетов с пользователями (абонентами) за любые виды оказываемых им или заказываемых ими услуг телекоммуникаций в любом сочетании, за исключением услуг, оказываемых с использованием таксофонов, услуг телеграфной связи и услуг почтовой связи; информационной поддержки проведения взаиморасчетов между операторами связи; предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах телекоммуникаций.

Использование автоматизированных систем расчетов сводит к минимуму риски оплаты некачественного предоставления услуг и необоснованного начисления оплаты за услуги.

Таким образом, автоматизированная система расчетов является инструментом расчета операторов или провайдеров услуг с пользователями за предоставляемые услуги — инструментом тарификации и учета услуг телекоммуникаций.

Инструмент тарификации и учета услуг телекоммуникаций
Автоматизированная система расчетов обеспечивает автоматизацию процесса проведения расчетов с пользователями услуг за один или несколько видов предоставляемых оператором или провайдером телекоммуникаций платных услуг в соответствии с их лицензиями и контроль поступивших оплат. (Перечень видов услуг телекоммуникаций, расчеты за которые реализованы в автоматизированной системе расчетов, приводятся в сертификате соответствия на автоматизированную систему расчетов).

С помощью автоматизированных систем расчетов выполняется регистрация, учет и авторизация пользователей услуг, тарификация, автоматическое управление доступом, учет финансовых средств, автоматизация технологических процессов управления и подключения/отключения услуг. Современные автоматизированные системы расчетов позволяют учитывать обращения пользователей в центр обслуживания и технической поддержки пользователей услуг, следить за свободными сетевыми ресурсами, информационно-коммуникационным оборудованием, а также могут интегрироваться с системами электронного документооборота и финансовыми системами. Таким образом, автоматизированные системы расчетов нацелены на весь комплекс организационно-учетных задач оператора или провайдера услуг телекоммуникаций, как основных, так и вспомогательных.

Основными особенностями автоматизированных систем расчетов являются: универсальность, гибкость и модульность.

Под универсальностью автоматизированной системы расчетов понимается поддержка практически всех распространенных видов телекоммуникаций и услуг, адаптация к широкому классу типов и видов биллинга основных и дополнительных услуг, способность работать с широким спектром информационно-коммуникационного оборудования, поддержка иерархической структуры оператора (филиалов), адаптация к разнообразным требованиям оператора телекоммуникаций. Универсальность автоматизированной системы расчетов допускает множество способов интеграции системы в существующую или планируемую инфраструктуру сети оператора телекоммуникаций.

Под гибкостью автоматизированной системы расчетов понимается возможность системы поддерживать практически любое количество тарифов (тарифных планов), кредитных и авансовых платежей, различные способы оплаты услуг (включая сервисные телекоммуникационные карты оплаты услуг) — возможность быстрой адаптации маркетинговых предложений к изменению рыночных условий.

Модульная архитектура автоматизированной системы расчетов дает возможность выбора оптимальной для оператора конфигурации системы. Автоматизированная система расчетов является модульной, иерархической системой, использующей универсальные протоколы, и работающей в едином сетевом пространстве.

К особенностям автоматизированных систем расчетов можно также отнести и высокий уровень защиты информации (соответствие законодательным актам, продуманная система прав и полномочий).

Автоматизированные системы расчетов можно классифицировать по следующим параметрам: поддерживаемая номенклатура услуг телекоммуникаций и производительность.

Современная автоматизированная система расчетов является составной частью комплексной автоматизированной системы управления сетью и услугами телекоммуникаций — системы поддержки эксплуатации и бизнес-процессов оператора (Operations [Operational] Support System/Business Support System, OSS/BSS).

Важно понять, что для автоматизированной системы расчетов OSS/BSS является одним из ключевых элементов управления компанией как в части управления взаимоотношениями с клиентами и партнерами и управления цепями поставок услуг, так и управления жизненным циклом продукции в части предоставления услуг телекоммуникаций и использования финансовых платежных инструментов. Здесь необходимо подчеркнуть, что речь идет не обо всех функциональных компонентах OSS/BSS, а только о тех, с которыми в большей мере взаимодействует автоматизированная система расчетов [1].

Примеры автоматизированных систем расчетов: RTBS Comverse, производства компании Comverse (Comverse Network Systems, LLC) (Израиль); Telcordia Real-Time Charging, производства компании Telcordia Technologies, Inc. (США); Amdocs Convergent Billing, производства компании Amdocs Ltd. (США); PETER-SERVICE BIS, производства ЗАО «ПЕТЕР-СЕРВИС» (Россия); «Билл-Мастер», производства компании Inline Telecom Solutions (Россия); NetUP UTM5, производства ЗАО «НетАП» (Россия); автоматизированные системы расчетов, разработанные самостоятельно оператором или провайдером услуг телекоммуникаций.

Биллинговое решение реального времени (Real-Time Billing Solution, RTBS) Comverse представляет собой конвергентную биллинговую платформу (определена разработчиком как инфраструктура «следующего поколения»), которая одновременно является системой биллинга и системой управления взаимоотношениями с клиентами и партнерами, обеспечивающая тарификацию в реальном времени для передачи речи и данных в фиксированных и мобильных сетях. Автоматизированная система расчетов RTBS Comverse широко используется операторами мобильной связи.

В административном отношении исполнение «функций биллинга» может быть возложено на различные структурные подразделения компании-оператора: технический отдел, отдел информационных технологий, отдел обслуживания.

Реализуемые в автоматизированной системе расчетов функции предназначены для управления услугами телекоммуникаций, учета денежных средств пользователей услуг, взаимодействия системы расчетов с сетевым телекоммуникационным оборудованием (в случае реализации единой комплексной системы OSS/BSS) и других задач.

Функции автоматизированных систем расчетов
Автоматизированная система расчетов с пользователями услуг телекоммуникаций обеспечивает автоматизацию следующих основных (целевых) функций:

1) Регистрация и учет пользователей услуг телекоммуникаций.
Функция регистрации и учета пользователей услуг телекоммуникаций обеспечивает возможность регистрации (формирования), хранения и внесения изменений в сведения о пользователях услуг, необходимые для однозначной идентификации пользователей, тарификации и расчета стоимости оказанных им услуг телекоммуникаций.

2) Сбор, первичная обработка, контроль и ввод в базу данных исходной информации об оказанных услугах телекоммуникаций.
Функция сбора, первичной обработки, контроля и ввода в базу данных исходной информации об оказанных услугах телекоммуникаций обеспечивает возможность автоматического и/или автоматизированного, и/или ручного сбора, фильтрации, сортировки, накопления и проверки достоверности и корректности исходной информации об оказанных услугах телекоммуникаций.

3) Тарификация и расчет стоимости оказанных услуг телекоммуникаций.
Функция тарификации и расчета стоимости оказанных услуг телекоммуникаций обеспечивает выполнение расчетов стоимости оказанных услуг с учетом тарифов (тарифных планов) в [определенный] расчетный период, обеспечивает возможность перерасчета и регистрации результатов корректировки и перерасчета начислений за услуги, а также хранения результатов тарификации и расчетов. Автоматизированная система расчетов обеспечивает возможность применения абонентской и повременной системы оплаты услуг телекоммуникаций.

4) Регистрация, учет и контроль платежей.
Функция регистрации, учета и контроля платежей обеспечивает возможность регистрации и учета наличных и безналичных (банковских) платежей, а также актуализации состояния баланса лицевого счета пользователей услуг телекоммуникаций.

Автоматизированная система расчетов обеспечивает возможность регистрации целевого платежа: за определенную потребленную услугу и/или вид услуги телекоммуникаций; на определенный лицевой счет (если у пользователя услуг несколько лицевых счетов); за определенный расчетный период.

В автоматизированной системе расчетов обеспечивается возможность реализации внесения платежей посредством сервисной телекоммуникационной карты, предназначенной для пополнения лицевого счета (так называемая платежная карта). При этом автоматизированная система расчетов обеспечивает выполнение таких функций, как ведение реестра выпущенных платежных карт, автоматической идентификации пополняемого лицевого счета, автоматического блокирования платежной карты (сразу после операции перечисления), платежный актив которой был перечислен полностью.

В автоматизированной системе расчетов предусматривается возможность оплаты счетов пользователями услуг телекоммуникаций через банковскую систему, пункты приема платежей оператора или провайдера услуг телекоммуникаций, а также через иные пункты приема платежей.

5) Информационно-справочное обслуживание пользователей услуг телекоммуникаций.
Функция информационно-справочного обслуживания пользователей услуг телекоммуникаций предполагает подготовку и предоставление пользователям услуг справочной информации (например, формирование счетов для наличной и безналичной оплаты физическим и юридическим лицам), формирование списков пользователей, имеющих задолженность по оплате услуг телекоммуникаций, регистрацию исполнения оповещения пользователей об имеющейся задолженности по оплате услуг.

В автоматизированной системе расчетов обеспечивается документирование формируемой информации. Информация, связанная с расчетами, сохраняется в системе и является доступной для ее просмотра и анализа.

Разные пользователи услуг должны получать разные счета и способность оператора предоставить пользователю именно такой документ, который тот хотел бы получить, является также элементом обслуживания, наравне с предоставлением услуг телекоммуникаций. Счет, который выпускается автоматизированной системой расчетов, является документом, который имеет юридическую силу.

Информация, находящаяся на руках у пользователей услуг, должна быть корректной, в любой момент времени не должно существовать никаких расхождений между этой информацией и информацией, находящейся в автоматизированной системе расчетов. Это требование справедливо не только для автоматизированных систем расчетов, но и для систем электронного документооборота.

6) Информационная поддержка проведения взаиморасчетов между операторами телекоммуникаций.
Функция информационной поддержки проведения взаиморасчетов между операторами обеспечивает возможность сбора исходной информации об услугах телекоммуникаций, оказанных при участии взаимодействующих операторов (например, услуги по пропуску трафика, роуминг), формирования информации, необходимой для автоматизации расчетов, учета и контроля взаиморасчетов с взаимодействующими операторами телекоммуникаций.

В автоматизированной системе расчетов в качестве основного реквизита для идентификации взаимодействующего оператора телекоммуникаций используется номер лицевого счета.

Автоматизированная система расчетов обеспечивает формирование платежных документов для взаимодействующих операторов телекоммуникаций по каждому виду оказанных услуг с учетом даты начала и конца расчетного периода и формирование расшифровок по начислениям за заданный период времени по каждому взаимодействующему оператору или группе взаимодействующих операторов телекоммуникаций.

7) Ведение нормативно-справочной информации.
Функция ведения нормативно-справочной информации предполагает ведение тарифов (тарифных планов), справочника тарифных зон, справочников кодов стран и кодов зон нумерации.

Инструментом рыночной политики оператора телекоммуникаций являются тарифные планы. Каждый оператор свободен в выборе своих тарифов (тарифных планов) и условий их применения. Детали начисления, для адекватного составления счета и обмена информацией о начислениях, являются объектом стандартизации.

8) Администрирование автоматизированной системы расчетов.
Функция администрирования автоматизированной системы расчетов предполагает обеспечение целостности и доступности хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации, возможность архивирования, резервного копирования и восстановления данных (базы данных), возможность восстановления работоспособности, например, в случае возникновения аварийной ситуации.

9) Взаимодействие с внешними автоматизированными системами.
Функция взаимодействия с внешними автоматизированными системами обеспечивает возможность формирования и передачи необходимой информации во внешние автоматизированные системы, приема и регистрации от внешних автоматизированных систем информации, используемой при тарификации и расчетах, проверки достоверности и корректности полученной информации.

Автоматизированная система расчетов в рамках информационной поддержки управления доступом к сети телекоммуникаций и/или услугам телекоммуникаций обеспечивает формирование информации, необходимой для активирования или ограничения доступа к сети телекоммуникаций пользователей, и/или изменения статуса доступа к услугам телекоммуникаций для пользователей услуг.

Разработчики автоматизированных систем расчетов для повышения конкурентоспособности своей продукции, кроме полного набора обязательных функций, стараются заложить дополнительные возможности в рамках предоставляемых услуг, и дополнительные функции, нацеленные на решение специализированных задач и организацию сопутствующего учета. Например, функция выявления злоупотреблений на телекоммуникационной сети оператора, функция учета сетевых ресурсов, функция сбора данных о жалобах пользователей услуг на расчет и решение спорных вопросов с пользователями (обслуживание и техническая поддержка пользователей услуг), функция управления информационно-коммуникационным оборудованием сети оператора телекоммуникаций в части активации или блокировки предоставляемых услуг.

В настоящее время получает широкое распространение реализация в автоматизированной системе расчетов функции глубокого анализа пакетов (Deep Packet Inspection, DPI). Данная функция позволяет в реальном времени отслеживать тип используемого пользователем услуг трафика и, соответственно, рассчитывать стоимость такой передачи по определенному тарифу (тарифному плану), например, тарификация и на основе потребляемого трафика, и в зависимости от типа содержимого этого трафика (контента). Функция предоставляет оператору телекоммуникаций возможность совершенствования тарифной политики и увеличения уровня доходов за счет дифференцированной тарификации услуг передачи данных, что стимулирует дальнейшее развитие бизнеса оператора, позволяя ему реализовывать новые, потенциально прибыльные направления в обслуживании пользователей услуг.

Функции автоматизированной системы расчетов находят свое отражение в ее архитектуре.

Архитектура автоматизированных систем расчетов
Системная архитектура автоматизированных систем расчетов состоит из трех взаимосвязанных компонент: технической архитектуры (аппаратные средства), прикладной архитектуры (программные средства) и архитектуры данных (базы данных). Системная архитектура определяет правила формирования компонент и взаимодействия между ними, включая распределение функций между аппаратной и програм-мной частями, и требования к аппаратным ресурсам для функционирования системы. Системная архитектура включает также описание функций системы, внешних условий ее функционирования, формирование требований к программным и информационным компонентам системы, требования к информационной структуре [1].

Техническая архитектура автоматизированной системы расчетов представляет собой совокупность следующих компонентов: «базовый» модуль (ядро системы); аппаратные подключаемые модули; серверы накопления и предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах телекоммуникаций и хранилище данных.

Некоторые производители автоматизированных систем расчетов разрабатывают и аппаратные (за исключением серверного и сетевого телекоммуникационного оборудования), и программные средства — полноценная реализация аппаратно-программного комплекса, — к таким автоматизированным системам расчетов относится, например, биллинговое решение реального времени RTBS Comverse, производства компании Comverse (Comverse Network Systems, LLC) (Израиль). Но в большинстве случаев реализация автоматизированной системы расчетов представляет собой исключительно программный продукт производства одной компании, которая, в качестве аппаратных средств, использует оборудование сторонних производителей, например, конвергентная биллинговая система PETER-SERVICE BIS, производства ЗАО «ПЕТЕР-СЕРВИС» (Россия).

«Базовый» модуль (ядро системы) или управляющее ядро системы — это основная программная компонента автоматизированной системы расчетов, выполняемая на сервере, и отвечающая за функционирование собственно биллинга. Ядро автоматизированной системы расчетов является совокупностью функциональных (например, тарификация и расчет стоимости оказанных услуг) и управляющих (например, администрирование системы расчетов) компонент, которые отражаются в основных функциях системы расчетов. Исключение могут составлять отдельные дополнительные функции автоматизированной системы расчетов (например, функция учета сетевых ресурсов, функция глубокого анализа пакетов), которые реализуются при помощи аппаратных подключаемых модулей (могут быть выполнены в виде отдельного серверного оборудования).

Как правило, аппаратные средства автоматизированной системы расчетов смонтированы в специализированном помещении — серверное помещение или технический (аппаратный) зал, — в отдельной телекоммуникационной стойке (телекоммуникационный или серверный шкаф), и обеспечены гарантированным питанием. Например, могут использоваться промышленные инверторы и/или системы бесперебойного питания производства компании Emerson Electric Co., компании Masterguard GmbH, компании Coslight Technology International Group Ltd. Источники гарантированного питания в случае прекращения подачи электропитания обеспечивают работоспособность автоматизированной системы расчетов в течение времени, необходимого для выполнения процедур, обеспечивающих сохранность информации и корректное завершение работы.

В серверном помещении обеспечиваются нормальные климатические условия, необходимые для функционирования аппаратных средств автоматизированной системы расчетов; в помещение ограничивается доступ персонала.

Аппаратные средства автоматизированной системы расчетов рассчитаны на непрерывную и круглосуточную работу без постоянного присутствия персонала технического обслуживания.

Серверы накопления и предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах телекоммуникаций выполняются в виде узлов обслуживания данных (базы данных), оснащенных системой хранения данных, например, ленточная библиотека и/или дисковый массив производства компании Hewlett-Packard, корпорации IBM, корпорации EMC.

Серверы накопления и предварительной обработки исходной информации включены в локальную сеть «центра биллинга». Автоматизированное рабочее место администратора системы расчетов находится в локальной сети «центра биллинга», и имеет прямой доступ к базам данных системы. Доступ администратора системы расчетов к серверному оборудованию обычно реализуется посредством модуля агента управления системой или модуля доступа внешних (сторонних) приложений.

Автоматизированные рабочие места пользователей системы расчетов (например, техническая служба и центр абонентского обслуживания) могут иметь удаленный доступ к базам данных системы через корпоративную/локальную сеть оператора телекоммуникаций на базе решений таких компаний — производителей сетевого оборудования, как Cisco Systems, Inc., Nortel Networks, Ltd., Huawei Technologies Co., Ltd., Juniper Networks, Inc.

Взаимодействие автоматизированной системы расчетов с информационно-коммуникационным оборудованием направлено на авторизацию пользователей услуг и на сбор сведений об оказанных услугах телекоммуникаций. Источниками этих сведений могут быть аппаратные средства (например, маршрутизаторы, сервера доступа) или другие аппаратно-программные комплексы, регистрирующие услуги по факту их предоставления. Автоматизированная система расчетов получает сведения (напрямую или опосредованно через промежуточные звенья, так называемые программы-коллекторы) об оказанных услугах непосредственно от сетевого телекоммуникационного оборудования, используя проприетарные или открытые протоколы передачи данных и сигнальной информации. Например, протокол учета сетевого трафика NetFlow, протокол дистанционной аутентификации пользователей по коммутируемым линиям (Remote Authentication Dial-In User Service, RADIUS), протокол сигнализации в архитектуре интеллектуальной сети (Intelligent Network Application Protocol, INAP), набор стандартов, реализующих интеллектуальные услуги в сетях мобильной связи (Customized Applications for Mobile network Enhanced Logic, CAMEL). Затем система расчетов сохраняет эти сведения в стандартную запись (например, детализированная запись о соединении), которая характеризует единичный факт предоставления услуги.

Структура сети оператора телекоммуникаций в части аппаратного обеспечения и взаимодействия автоматизированной системы расчетов с комплексом взаимосвязанных технических средств приведена на рисунке 1. (Схема предназначается для общего ознакомления с архитектурой сети оператора телекоммуникаций и отражает только логическую интерпретацию реальной сети).

asu_26_05_2011_1

Прикладная архитектура автоматизированной системы расчетов включает системное и прикладное программное обеспечение
Системное программное обеспечение управляет доступом к аппаратным средствам автоматизированной системы расчетов. В состав системного программного обеспечения входят операционные системы, встроенное («зашитое») системное программное обеспечение оборудования и системы управления базами данных.

На серверах накопления и предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах возможно применение следующих операционных систем: Compaq Tru64 UNIX, производства компании Hewlett-Packard Development Company, L.P. (операционная система является стандартной для серверного оборудования этого производителя); AIX UNIX, производства корпорации IBM (операционная система является стандартной для серверного оборудования этого производителя); Solaris, производства компании Sun Microsystems, Inc. (входит в состав Oracle Corporation); Red Hat Enterprise Linux, производства компании Red Hat, Inc.; Slackware Linux, производства компании Slackware Linux, Inc.; Microsoft Windows Server, производства корпорации Microsoft.

Выбор операционной системы в архитектуре системного программного обеспечения зависит от необходимой производительности и масштабируемости автоматизированной системы расчетов, а также от предпочтений оператора или провайдера услуг телекоммуникаций.

Прикладное программное обеспечение работает с аппаратным обеспечением посредством системного программного обеспечения. В состав прикладного программного обеспечения входят программные подключаемые модули автоматизированной системы расчетов, обслуживающее программное обеспечение и различные пользовательские приложения.

Прикладное программное обеспечение автоматизированной системы расчетов предназначено для регистрации, учета и авторизации пользователей услуг телекоммуникаций, тарификации, учета финансовых средств, управления доступом к данным системы расчетов.

Архитектура прикладного программного обеспечения автоматизированной системы расчетов имеет модульное решение, базирующееся на концепции «программных подключаемых модулей» — набора отдельных программных компонент (функциональных программных модулей с универсальным интерфейсом). Например, «базовый» модуль (ядро системы), модуль агента управления системой, модуль доступа внешних (сторонних) приложений, модуль логики услуг, модуль ведения/формирования отчетов и набор модулей, соответствующих различным видам основных (услуги телефонии) и дополнительных (транспортные услуги) услуг телекоммуникаций. Операторы и провайдеры услуг телекоммуникаций самостоятельно определяют состав модулей, соответствующих их текущим потребностям.

В состав программного обеспечения автоматизированной системы расчетов входят средства для резервного копирования и восстановления информации.

В автоматизированной системе расчетов пользователи системы могут подразделяться на категории (уровни полномочий): администраторы системы расчетов, операторы технической службы и центра абонентского обслуживания, конечные пользователи (клиенты и партнеры). В зависимости от категории, у пользователей есть некоторый список разрешенных в системе действий.

Доступ к пользовательскому интерфейсу автоматизированной системы расчетов для администраторов и операторов системы осуществляется при помощи программных модулей «службы администрирования» (настройка/управление параметрами системы) или «службы поддержки клиентов» (изменение детальной информации о пользователях услуг).

В некоторых автоматизированных системах расчетов реализован пользовательский интерфейс с применением веб-технологий, реализующих «виртуальный кабинет» пользователя услуг телекоммуникаций, что позволяет ему получать доступ к своему лицевому счету, статистической и аналитической информации с помощью любого браузера через Интернет.

Для связи операторов технической службы и центра абонентского обслуживания с автоматизированной системой расчетов могут использоваться внешние (сторонние) приложения, взаимодействующие с автоматизированной системой расчетов по стандартным интерфейсам с применением стандартных сетевых протоколов. Например, открытый интерфейс прикладного программирования (Application Programming Interface, API), расширяемый язык разметки (Extensible Markup Language, XML), простой протокол доступа к объектам (Simple Object Access Protocol, SOAP), набор протоколов для коммуникации во взаимосвязанных комплексах сетей (Transmission Control Protocol/Internet Protocol, TCP/IP).

Обобщенная структура прикладной архитектуры автоматизированной системы расчетов показана на рисунке 2. (Схема предназначается для общего ознакомления с архитектурой программного обеспечения автоматизированной системы расчетов и не является какой-либо конкретной реализацией системы расчетов).

asu_26_05_2011_2

Архитектура данных автоматизированной системы расчетов представляет собой базу данных, в которой хранятся все сведения о пользователях услуг телекоммуникаций, обо всех типах счетов, тарифах (тарифных планах), настройках оборудования оператора и много другой информации, которая важна для функционирования системы расчетов, но не требуется для оперативной работы.

Для работы с автоматизированной системой расчетов применяются системы управления базами данных Oracle, производства корпорации Oracle, Microsoft SQL Server, производства корпорации Microsoft.

Согласно договору о технической поддержке между оператором телекоммуникаций и разработчиком (поставщиком) системы расчетов, возможно обновление системного и/или прикладного программного обеспечения автоматизированной системы расчетов до новой версии.

Начинающим (небольшим) операторам или провайдерам услуг телекоммуникаций, испытывающим недостаток финансовых средств, необходимых для приобретения и поддержки полнофункциональной автоматизированной системы расчетов, предлагается воспользоваться услугой «аренды биллинговой системы». В этом случае оператор-заказчик устанавливает только сервер оперативного учета предоставляемых услуг, необходимый для локальной обработки данных, а обработка исходной информации об оказанных услугах телекоммуникаций и выставление счетов выполняется удаленно, на серверах оператора-арендатора.

Заключение
Индустрия телекоммуникаций — это одна из тех областей, где необходимо сочетание инноваций и опыта.
Оператору телекоммуникаций приходится действовать не в абстрактной и заранее предопределенной обстановке, а на рынке — среде, природа которой прямо противоречит любой стандартизации, поскольку любой рынок подразумевает неравенство, соревнование продуктов или технологий, где выигрывает именно тот, кто выделяется из «общей массы». С этих позиций автоматизированная система расчетов, которая, с одной стороны, должна, безусловно, соответствовать нормам, а с другой — следовать рыночной политике оператора, как раз и является инструментом, позволяющим оператору адаптироваться к условиям рынка. Да и предпочтения оператора — понятие, не поддающееся стандартизации, поскольку политику взаимоотношений с пользователями услуг любая компания определяет самостоятельно — от автоматизированной системы расчетов требуется лишь поддержка принятых решений [2].

Конечный пользователь формирует требования к предоставлению и биллингу услуг телекоммуникаций. Оператор или провайдер услуг телекоммуникаций принимает решение, в какой мере будет следовать этим требованиям. Разработчик автоматизированных систем расчетов реализует эти требования в своем продукте.

Автоматизированные системы расчетов с течением времени развиваются и совершенствуются: изменяется набор основных функций, системы расчетов становятся универсальными (конвергентными), расширяются границы глобального бизнес-процесса гарантированного предоставления и биллинга услуг телекоммуникаций. Сколько бы ни прошло времени основные технологические принципы автоматизированных систем расчетов — универсальность, гибкость и модульность — останутся неизменными.

Необходимо отметить, что на современном этапе развития телекоммуникаций важным фактором успешной работы компании-оператора является интеграция автоматизированной системы расчетов в общую систему управления компанией. Это касается поддержки как технологических процессов эксплуатации (составляющая эксплуатационной поддержки), так и процессов развития услуг (бизнес-составляющая).

Литература
1. Муссель К. М. Предоставление и биллинг услуг связи. Системная интеграция. — М.: ИТЦ «Эко-Трендз», 2003.
2. Дич Л. З. Биллинговые системы в телекоммуникациях. — М.: «Радио и связь», 2003.
3. Hunter M. Jane, Maud E. Thiebaud Telecommunications billing systems: implementing and upgrading for profitability. — N.-Y.: McGraw-Hill Professional, 2003.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте