Внедрение и развитие современных ИКТ в органах государственной налоговой службы

В органах государственной налоговой службы одно из приоритетных направлений является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий. Свидетельство тому служит то, что Государственным налоговым комитетом 2011 год объявлен Годом дальнейшей модернизации налоговых органов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В целях совершенствования взаимодействия органов государственной налоговой службы с налогоплательщиками с использованием информационно-коммуникационных технологий Государственным налоговым комитетом разработаны и успешно внедрены свыше 10 видов интерактивных услуг.

В частности:
• прием и обработка электронной налоговой отчетности;
• прием и обработка электронных налоговых деклараций;
• предоставление информации о взаиморасчетах с бюджетом и внебюджетными фондами налогоплательщиков — юридических лиц;
• выдача выписки из плана-графика проверок хозяйствующих субъектов;
• предоставление информации о взаиморасчетах с бюджетом и внебюджетными фондами налогоплательщиков физических лиц;
• формирование квитанций для оплаты налогов физических лиц.

Все интерактивные услуги, оказываемые налогоплательщикам, размещены на ведомственном сайте www.soliq.uz.

gnk_4_07_2011

Кроме того, в рамках дальнейшего развития информационного обслуживания налогоплательщиков планируется размещение и постоянное обновление на веб-сайте ГНК структурированного справочника налоговых льгот для юридических и физических лиц с возможностью поиска по различным параметрам.

В июне текущего года для налогоплательщиков появилась уникальная возможность уплачивать налоги с мобильного телефона посредством системы «SMS-To‘lov».

Так, Государственным налоговым комитетом заключено двухстороннее соглашение с унитарным предприятием «SMS-Maroqand» при Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан по внедрению нового вида интерактивных услуг налогоплательщикам — физическим лицам.

Система «SMS-To‘lov» позволяет налогоплательщику с помощью мобильного приложения, без использования интернет-ресурсов, в течение нескольких секунд оплачивать платежи за различные виды товаров, услуг, а также уплачивать налоги и отчисления в бюджет.

Для подключения к системе «SMS-To‘lov» клиенту необходимо посещение коммерческого банка, в котором он обслуживается (открыта пластиковая карточка или депозитный счет). Сотрудники банка осуществят регистрацию пользователя в системе «SMS-To‘lov». В этот момент система подключается к депозитному счету клиента или к депозитному счету его банковской пластиковой карточки.

Затем сотрудник банка с помощью кабеля USВ или посредством Bluetooth загружает на мобильный телефон клиента приложение «SMS-To‘lov», в которое встроен ключ электронной цифровой подписи.

gnk_4_07_2011_1

После загрузки мобильного приложения сотрудник банка активизирует его и после регистрации клиента в системе банк на бумажном носителе предоставляет пользователю свидетельство о регистрации, уникальный логин и пароль, а также на твердом носителе — ключ электронной цифровой подписи.

В целях автоматизации процесса налогового администрирования внедренные в органах государственной налоговой службы программные продукты получили высокую оценку среди экспертов.

В рамках ежегодной Национальной выставки программных продуктов BestSoft Uzbekistan 2011, проходившей 10-12 мая 2011 года в г. Ташкенте, программный продукт ГНК «Автоматизированное рабочее место налогового инспектора» занял 1-е место среди 69 участников конкурса в номинации «Лучший проект внедрения 2010 года».

gnk_4_07_2011_2

Возможности данной программы позволили перейти на современную систему управления базами данных, а также полностью автоматизировать работу территориальных Государственных налоговых инспекций по учету налогоплательщиков — юридических лиц и их налоговых обязательств.

Запуск программного продукта «Формирование плана-графика проверок» обеспечило органам государственной налоговой службы автоматизацию процесса координации проверок.

Следует отметить, что к данной программе, разработанной в ГНК, проявило интерес представительство Международной финансовой корпорации в Узбекистане и выступило с предложением по его внедрению в других странах.

Государственным налоговым комитетом также модернизирована система, обеспечивающая обмен информацией между центральным аппаратом и территориальными налоговыми органами, за счет чего повысилось и качество обслуживания налогоплательщиков.

Создание в 1997 году спутниковой связи органов государственной налоговой службы позволило организовать систему передачи информации в электронном виде между всеми налоговыми подразделениями. Ежегодное увеличение объема налоговой информации способствовало запуску в 2010 году корпоративной сети передачи данных (КСПД) ГНК на базе оптоволоконного канала.

В результате чего, скорость передачи данных из Государственных налоговых инспекций возросла в 35 раз, обеспечивается устойчивая работа существующих программных продуктов и внедрение новых программ, включая корпоративный web-портал и интерактивные услуги.

Также в рамках корпоративной сети функционирует ведомственная современная система IP-телефонии, которая обеспечивает телефонную связь между налоговыми подразделениями.

gnk_4_07_2011_3

В целях дальнейшего внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в процесс информационного обслуживания налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, повышения информированности субъектов предпринимательства о налоговых обязательствах, Кабинетом Министров Республики Узбекистан принято Постановление от 2 мая 2011 года №125 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию информационного обслуживания налогоплательщиков органами государственной налоговой службы».

Согласно данному постановлению на Государственный налоговый комитет возложена задача по созданию в 2011-2012 г. г. единой базы данных ГНК, технической основой которой будет являться Центр обработки данных (ЦОД).

gnk_4_07_2011_4

Создаваемая единая база ГНК в первую очередь направлена на обеспечение таких приоритетных задач, как:
• оптимизация информационных потоков, ускорение обмена информацией, касающейся вопросов налогообложения и налогового администрирования, и ее обработка;
• централизованное хранение информации, касающейся вопросов налогообложения и налогового администрирования, а также повышение безопасности информационных систем органов государственной налоговой службы;
• оказание налогоплательщикам широкого спектра интерактивных услуг, включая предоставление им доступа к информации о начисленных и уплаченных ими суммах налогов и других обязательных платежей, финансовых санкций и пени, а также сумме переплаты и состоянии налоговой задолженности в режиме реального времени;
• формирование сведений о налогоплательщиках, использующих налоговые льготы и преференции.

Orphus system