Точки соприкосновения открытого образования и дистанционного обучения
5 июля 2011
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Саида Бекназарова.

Понятия дистанционного и открытого образования нередко смешиваются и даже отождествляются. Однако дистанционной является не форма получения образования, а технология обучения. Поэтому правильнее говорить не о дистанционном образовании, а о дистанционном обучении.

Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.

В принципе открытое образование возможно и без использования дистанционных технологий. Однако в действительности обеспечить всех желающих учиться аудиториями, оборудованием, консультациями с преподавателями в удобное для них время крайне сложно. Именно поэтому дистанционные образовательные технологии представляют собой идеальную основу для открытого образования. Вместе с тем дистанционное обучение может использоваться и в рамках любых существующих форм образования. Особенно большой выигрыш оно может дать в повышении доступности и качества специального заочного обучения. Мы видим, что открытое образование и дистанционное обучение имеют множество точек пересечения, но это все-таки принципиально разные вещи.

Важное следствие развертывания информационно-образовательной среды открытого образования — возникновение сообщества ее пользователей. Понятно, что это может стать весьма полезным и с точки зрения организации сетевого учебного процесса в вузах. Речь идет, конечно, в первую очередь о тех высших учебных заведениях, которые имеют свои виртуальные представительства в информационно-образовательной среде.

Любой вуз, осуществляющий дистанционное обучение, неизбежно сталкивается с проблемой проведения аттестации обучаемых. При этом требование явки в базовое учебное заведение на итоговую аттестацию разумно, но необходимо приезжать для сдачи зачета или экзамена.

Известно, что при использовании сетевого приема зачетов и экзаменов неизбежно возникает проблема идентификации личности студента. И лишь становление партнерских отношений между вузами, представленными в информационно-образовательной среде, позволит решить эту проблему на рациональной, а часто и взаимовыгодной основе (обучение в любом месте, но сдача экзаменов и зачетов под контролем представителей вуза-партнера).

Основными источниками учебного материала в дистанционном обучении являются электронные учебные средства (электронные учебные курсы, системы тестирования, компьютерные и видеодемонстрации и пр.). Главными достоинствами электронных учебных курсов по сравнению с традиционными печатными изданиями являются:
• возможность включения мультимедийных фрагментов и анимации;
• возможность подключения компьютерных тестовых систем;
• легкость тиражирования;
• относительная простота обновления материала или его адаптации к потребностям отдельных категорий пользователей;
• удобство гипертекстовой навигации.

Идеальный вариант требует дополнения электронного учебного курса печатными материалами. При разработке вузом большого числа курсов необходимо стандартизировать требования к структуре и оформлению электронных учебных курсов. На основе анализа существующих курсов и собственного опыта можно определить важнейшие из них1.
При создании курса должны использоваться возможности гипертекста (формат HTML, который позволяет использовать курс в сети Интернет, а также включать в его состав графику, аудио- и видеофрагменты и пр., подключать скрипты и апплеты).

Курс должен иметь модульную структуру, необходимо предусматривать различные образовательные траектории его изучения.

Должна быть обеспечена корректная работа курса при использовании основных типов браузеров, при использовании по сети Интернет, в локальных сетях, а также на отдельном компьютере пользователя без выхода в сети.

Необходимо учитывать относительно низкие скорости сетевых каналов, доступные пользователям. Поэтому нецелесообразно использование мультимедиа как самоцели. В тех же случаях, когда применение больших объемов мультимедийных фрагментов может значительно повысить качество учебных средств, необходимо иметь два варианта комплектации курса: базовый, ориентированный на использование в сети Интернет, и полный, предназначенный для записи на лазерный диск или использования в локальной сети.

Для использования курса в дистанционном обучении также необходимо предусмотреть примерные рекомендации по организации off-line взаимодействия и on-line сеансов связи обучаемого с преподавателем в процессе изучения дисциплины2.

Одной из наиболее сложных проблем дистанционного обучения, тесно связанной с электронными обучающими средствами, является организация лабораторных работ и практикумов. Эти проблемы вполне разрешимы в рамках дисциплин, связанных с разработкой программного обеспечения, изучением программных продуктов и пр. В этом случае студент получает задание и в соответствии с ним разрабатывает программу (создает базу данных, электронную таблицу, моделирует схему и пр.). Результаты работы и отчет о ней высылаются преподавателю по электронной почте (перекачиваются на соответствующий адрес в Интернете). Далее преподаватель рассматривает полученные результаты и либо засчитывает лабораторную работу, либо высылает замечания студенту по электронной почте. В последнем случае процесс повторяется.

Литература:
1. Бершадский А. М., Кревский И. Г. Выбор оптимальных способов доставки образовательной информации в дистанционном образовании // «Телематика’99»: Доклад на Всеросс. научно-методической конференции 7-10 июня 1999 г. — Санкт-Петербург, 1999. — С.161-162.
2. Кревский И. Г. К проблеме лабораторных практикумов в дистанционном обучении // Информационные технологии и системы в образовании, науке, бизнесе: Сборник материалов II Международной научно-технической конференции. — Пенза, ПДЗ, 2000. — С.24-26.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте