Сертификация автоматизированных систем расчетов с пользователями услуг телекоммуникаций
31 августа 2011
Рубрика: Обзоры и мнения, Связь и телекоммуникации.
Автор: А. Крылов.

«Операторы и провайдеры имеют право: оказывать услуги пользователям; приостанавливать оказание услуг пользователям в случае нарушения ими установленных правил пользования телекоммуникациями; на возмещение убытков, возникших по вине юридических и физических лиц; обжаловать незаконные действия юридических и физических лиц в соответствии с законодательством» (Закон Республики Узбекистан «О телекоммуникациях»).

Использование автоматизированных систем расчетов сводит к минимуму риски оплаты некачественного предоставления и необоснованного начисления оплаты за услуги телекоммуникаций.

«Пользователи имеют право: на своевременное и качественное обслуживание со стороны операторов и провайдеров в соответствии с установленными правилами; на возмещение убытков, компенсацию морального вреда в результате неоказания или оказания услуг телекоммуникаций ненадлежащего качества» (Закон Республики Узбекистан «О телекоммуникациях»).

Одновременно автоматизированные системы расчетов должны исключать и возможность преднамеренного нарушения пользователями услуг телекоммуникаций существующего законодательства.

«Пользователи обязаны: соблюдать установленные правила пользования услугами телекоммуникаций; своевременно осуществлять плату за оказанные им услуги» (Закон Республики Узбекистан «О телекоммуникациях»).

От качества, надежности, универсальности и гибкости автоматизированных систем расчетов непосредственно зависит рентабельность оператора и провайдера услуг телекоммуникаций. В связи с этим, вопросы, связанные с сертификацией автоматизированных систем расчетов как эффективной формы подтверждения качества предоставляемых услуг и гарантии стабильности расчетов с клиентами, должны приобретать все большее значение.

Для чего необходима сертификация автоматизированных систем расчетов?
Сертификация автоматизированных систем расчетов — это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (разработчика), исполнителя (оператора, провайдера) и потребителя (пользователя) организация удостоверяет в письменной форме, что автоматизированная система расчетов соответствует установленным требованиям. Эта процедура дает возможность изготовителю (разработчику) и исполнителю (оператору, провайдеру) подтвердить соответствие своей автоматизированной системы расчетов законодательным основам сертификации, а также нормативным документам сферы связи и информатизации.

Сертификация автоматизированных систем расчетов должна осуществляться в целях «защиты потребителя (пользователя) от недобросовестности изготовителя (разработчика) или исполнителя (оператора, провайдера)» и для подтверждения «правильности» проведения расчетов.

Операторы и провайдеры услуг телекоммуникаций «обязаны оказать услугу (обеспечить нормальное предоставление) в срок, в объеме и качестве, установленные правилами оказания отдельных видов услуг или договором» (Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей»).

Итак, целями сертификации автоматизированных систем расчетов являются: защита прав пользователей услуг телекоммуникаций, подтверждение «третьей стороной» «правильности» работы и соответствия автоматизированной системы расчетов установленным требованиям законодательства.

Каковы же основания для проведения сертификации автоматизированных систем расчетов?
«Объектами сертификации являются продукция (включая программную и другую научно-техническую продукцию), услуги, а также системы качества» (Закон Республики Узбекистан «О сертификации продукции и услуг»).

Сертификация автоматизированных систем расчетов это не только подтверждение применения и исполнения обязательных требований к безопасности (например, электрической безопасности, электромагнитной совместимости) разработчиком, оператором и провайдером.

«Безопасность продукции, работ и услуг — состояние продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполняемых работ, оказываемых услуг, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с вероятностью причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц и государства» (Закон Республики Узбекистан «О техническом регулировании»).

Речь идет, например, о гарантированном обслуживании, предоставлении услуг телекоммуникаций, списании стоимости предоставленных услуг — ответственности иного характера.

«Операторы и провайдеры обязаны: предоставлять пользователям своевременную подробную информацию об условиях и порядке оказания услуг, в том числе об изменении тарифов на услуги телекоммуникаций; возмещать пользователям убытки за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров об оказании услуг телекоммуникаций, а также неоказание или оказание услуг ненадлежащего качества в соответствии с законодательством» (Закон Республики Узбекистан «О телекоммуникациях»).

Операторы и провайдеры услуг телекоммуникаций «несут ответственность за вред, причиненный потребителю недоброкачественной услугой, и за нарушения законодательства о защите прав потребителей» (Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей»).

Обычным основанием для проведения сертификации в системе сертификации технических средств телекоммуникаций (система сертификации однородной продукции) служит следующая статья законодательного акта.

«Технические средства телекоммуникаций, в том числе оконечное (терминальное) оборудование, используемые на сетях телекоммуникаций в Республике Узбекистан, подлежат сертификации на соответствие установленным стандартам, техническим условиям и иным нормам в соответствии с законодательством» (Закон Республики Узбекистан «О телекоммуникациях»).

Что за «оборудование» автоматизированная система расчетов?
«Средства телекоммуникаций — технические устройства, оборудование, сооружения и системы, позволяющие формировать, передавать, принимать, обрабатывать, коммутировать электромагнитные или оптические сигналы и управлять ими» (Закон Республики Узбекистан «О телекоммуникациях»).

Определение «средства телекоммуникаций» хотя отчасти способно охарактеризовать техническую архитектуру (аппаратные средства) автоматизированной системы расчетов, оставляет без внимания прикладную архитектуру (программные средства) и архитектуру данных (базы данных).

И здесь встает проблема определения термина «автоматизированные системы расчетов».

Автоматизированные системы расчетов следует относить к категории сложного телекоммуникационного оборудования (также используется неформальный термин «системы операторского класса», но который определяет системы поддержки эксплуатации и бизнес-процессов оператора в целом). Под сложным телекоммуникационным оборудованием необходимо понимать комплекс информационно-коммуникационного оборудования, имеющего высокие показатели надежности, безопасности, производительности и управляемости.

Необходимое основание для проведения сертификации автоматизированных систем расчетов можно найти в следующей статье законодательного акта.

«Технические средства, составляющие информационные системы, подлежат сертификации в порядке, установленном законодательством.

Обязательной сертификации подлежат технические средства информационных систем государственных органов, отраслевых и территориальных информационных систем, информационных систем юридических и физических лиц, предназначенные для обработки информации, содержащей государственные секреты или конфиденциальную информацию, а также средства защиты этих систем» (Закон Республики Узбекистан «Об информатизации»).

Таким образом, автоматизированная система расчетов рассматривается как «система информационная».
«Система информационная — организационно-упорядоченная совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и средств связи, позволяющая осуществлять сбор, хранение, поиск, обработку и пользование информацией» (Государственный стандарт Узбекистана «Информационные технологии. Термины и определения»).

Сертификация и испытания (сертификационные испытания) автоматизированных систем расчетов операторов и провайдеров услуг телекоммуникаций, действующих и вводимых в эксплуатацию, должны проводиться на соответствие требованиям, установленным в соответствующем нормативном документе на автоматизированные системы расчетов. Но существующий отраслевой стандарт на автоматизированные системы расчетов — и хотя «обложка» его кажется «новой» — давным-давно устарел, и на смену ему необходимо подготовить другой документ.

«Сертификация имеет обязательный и добровольный характер» (Закон Республики Узбекистан «О сертификации продукции и услуг»).

В перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, который утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан, автоматизированные системы расчетов явно не указываются, а используется общее определение «технические средства телекоммуникаций».

Кто проводит сертификацию и осуществляет испытания автоматизированных систем расчетов?
«Аккредитованные органы по сертификации однородной продукции: организуют и проводят сертификацию; оформляют, выдают национальные или признают зарубежные сертификаты соответствия; осуществляют контроль сертифицированной продукции» (Закон Республики Узбекистан «О сертификации продукции и услуг»).

«Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы для целей сертификации» (Закон Республики Узбекистан «О сертификации продукции и услуг»).

Будучи «третьей стороной», аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит оценку и формирует свое заключение о функционировании автоматизированной системы расчетов. Далее орган по сертификации на основании результатов испытаний (протокола сертификационных испытаний) формирует свое заключение, в котором будет сформулирован вывод о возможности выдачи (отказа в выдаче) сертификата соответствия на автоматизированную систему расчетов. Отрицательные результаты испытаний являются основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия. На основании положительных результатов испытаний орган по сертификации оформляет сертификат соответствия.

Сертификационные испытания служат основой для повышения эффективности и стабильности работы автоматизированной системы расчетов. Это достигается благодаря выявлению каких-либо недостатков или автоматизированной системы расчетов, или непосредственно в самом процессе эксплуатации системы расчетов. При этом важно помнить, что ни орган по сертификации, ни испытательная лаборатория (центр) не являются карающими инстанциями, которые предпринимают к разработчику систем расчетов, оператору и провайдеру услуг телекоммуникаций какие-либо санкции в связи с этими недостатками. Их цель — оказать содействие в их устранении.

Но сертификация автоматизированных систем расчетов существует только в виде пункта в области аккредитации органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра), оговаривающего только возможность проведения сертификационных испытаний, но не сами испытания.

Кто осуществляет государственное регулирование и управление в сфере телекоммуникаций?
Складывается впечатление, что эта самая «третья сторона» фрондирует против интересов и операторов, и пользователей услуг телекоммуникаций, соблюдая только свои собственные интересы, которые заключаются в однобоком слепом соблюдении законодательства, и порой неспособностью выполнять предписанные им работы.

И оплата работ по сертификации от случая к случаю может оказаться несоизмеримо высокой.

Да и кто из операторов и провайдеров услуг телекоммуникаций может предъявить сертификат соответствия на автоматизированную систему расчетов?
«Государственное регулирование в сфере телекоммуникаций осуществляется путем сертификации, формирования единой научно-технической политики, а также другими, предусмотренными законодательством средствами.

Государственное управление в сфере телекоммуникаций осуществляется специально уполномоченным органом в сфере телекоммуникаций.

Специально уполномоченный орган проводит государственную политику в сфере телекоммуникаций, защищает права и законные интересы пользователей, рассматривает вопросы взаимоотношений между операторами, провайдерами и пользователями услуг телекоммуникаций» (Закон Республики Узбекистан «О телекоммуникациях»).

Функцией государственной инспекции связи как органа государственного контроля является обеспечение выполнения требований действующих законодательных и нормативных актов, государственных и отраслевых стандартов, условий лицензий и установленного порядка сертификации в сфере телекоммуникаций всеми предприятиями, учреждениями и организациями, предоставляющими услуги телекоммуникаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Заметим, однако, что в данном случае фразу «установленного порядка сертификации в сфере телекоммуникаций» нужно воспринимать как эвфемизм.

Практика проведения сертификации в сфере телекоммуникаций показывает, что операторы и провайдеры практически не знакомы с нормативной базой, в соответствии с которой будет проводиться сертификация. А ведь незнание законодательных основ сертификации и нормативных документов сферы связи и информатизации — это основная причина несоответствий, выявляемых в процессе сертификационных испытаний. Нужно внимательно изучать требования нормативных документов и при необходимости обратиться за консультацией непосредственно к специалистам органа по сертификации и/или испытательной лаборатории (центра).

Сертификация автоматизированных систем расчетов необходима. Но должна проводиться на добровольной основе разработчиками, операторами и провайдерами с целью продемонстрировать свою заинтересованность; должна проводиться компетентными специалистами (необязательно эксперт-аудиторами по качеству) органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра); и должна проводиться с использованием актуальных нормативных документов.

«Добровольной сертификации по инициативе юридического и физического лица может подвергаться любая продукция для подтверждения ее соответствия требованиям нормативных документов» (Закон Республики Узбекистан «О сертификации продукции и услуг»).

Разработчиков автоматизированных систем расчетов, операторов и провайдеров услуг телекоммуникаций необходимо немного «подтолкнуть» в сторону организации работ по сертификации.

Следует отметить, что развитие и усовершенствование автоматизированных систем расчетов требуют от процедур сертификации систем расчетов (при наличии таковых) непрерывных изменений, направленных в сторону расширения, углубления и усложнения осуществляемых проверок, необходимых для гарантированной, объективной и надежной оценки систем расчетов.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте