Из опыта проектирования и внедрения медицинской информационно-коммуникационной системы
5 сентября 2011
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

med_5_09_2011

В статье представлены результаты изучения современного состояния вопроса проектирования медицинских информационных систем.

Выделены основные задачи проектирования медицинских информационных систем и их решение с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и формализованных баз данных. Описана разработанная авторами медицинская информационная система «ExterNET» для комплексной автоматизации лечебно-диагностического процесса и управления лечебным учреждением.

Будущее любой страны неизбежно связано с его вхождением в мировое информационное сообщество. Этот процесс основывается на общем для всех стран технологическом фундаменте. Именно поэтому выявление закономерностей развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и главное ее приложение и применение представляют собой в высшей степени актуальную проблему.

Дальнейшее развитие здравоохранения связано не только с самой медициной, а также с использованием информационно-коммуникационных технологий для предоставления безопасных и эффективных информационных услуг, ориентированных на пациента.

med_5_09_2011_1

Кардинальной задачей любой развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры является обеспечение взаимного соединения абонентов вне зависимости от их географического местоположения.

Телемедицинские технологии призваны повысить эффективность работы в лечебно-профилактических учреждениях. Реализовать преимущества, приносимые использованием телемедицины, возможно лишь в рамках медицинской системы, обладающей развитой инфраструктурой: комплексными информационными системами лечебных учреждений, основанными на автоматизированных рабочих местах, локальных вычислительных сетях, базах данных и базах знаний, системами оперативной связи с необходимой пропуск-ной способностью и возможностью выхода в глобальные коммуникационные сети.

В рамках работ, проводимых нами в настоящее время, наряду с решением вопросов электронного медицинского документооборота и автоматизации аналитической деятельности для эффективного управления, предполагается рассмотреть возможности дистанционного доступа к медицинской информации, получаемой при обследовании больных на различных диагностических приборах и аппаратах, используемых в функциональной диагностике, оценить качество и объем получаемой информации с целью ее использования в диагностических целях.

med_5_09_2011_2

Отметим, что проектирование комплексной медицинской информационной системы (КМИС) требует тщательного выбора базы данных (БД), используемой в медицине для различных целей. Например, для хранения всех данных о пациентах. Эти базы данных могут быть доступны с любого компьютера внутренней сети больницы. В связи с улучшениями алгоритмов сжатия изображения, результаты рентгеновских и ультразвуковых обследований также могут храниться в медицинских базах данных и быть доступными тем же способом.

Многопользовательские базы данных управляются программами, которые называют системами управления базами данных (СУБД). В этом отличие баз данных от обычных компьютерных файлов. СУБД связывает пользователей и физическое представление данных (т.е. то, как данные реально хранятся). Все пользовательские запросы, независимо от того, от человека или компьютерной программы они исходят, обрабатываются СУБД.

med_5_09_2011_3

Выбор конкретной СУБД представляет собой сложную многопараметрическую задачу и является одним из важнейших этапов в разработке медицинской информационной системы. Выбранный программный продукт должен удовлетворять как текущим, так и будущим потребностям лечебно-профилактического учреждения, при этом следует учитывать финансовые затраты на приобретение необходимого оборудования, самой системы, разработку необходимого программного обеспечения на ее основе, а также обучение персонала.

Информация, циркулирующая в рамках информационной сети, является критически важной. Сеть позволяет пользователям разделять программы и данные, это увеличивает риск. Следовательно, каждый из терминалов, входящих в сеть, нуждается в более сильной защите, чем отдельная машина. Эти повышенные меры безопасности и являются предметом политики безопасности.

med_5_09_2011_4

Отметим, что решение вопроса о разработке эффективной политики информационной безопасности (под политикой информационной безопасности понимается совокупность документированных управленческих решений, направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов) в современном ЛПУ обязательно связано с проблемой выбора критериев и показателей защищенности, а также эффективности корпоративной системы защиты информации. Целью защиты является предотвращение уничтожения, хищения, искажения и подделки информации, несанкционированное копирование и блокирование потоков информации, обеспечение целостности, доступности и конфиденциальности данных, а также их полноты и актуальности.

Вследствие этого, в дополнение к требованиям и рекомендациям стандартов, Конституции, законам и иным руководящим документам приходится использовать ряд международных рекомендаций. В том числе адаптировать к отечественным условиям и применять на практике методики международных стандартов, таких как ISO 9001, ITIL, HL7, DICOM, SNOMED, RCC и другие, а также использовать методики управления информационными рисками в совокупности с оценками экономической эффективности инвестиций в обеспечение защиты информации медицинских учреждений.

В сферу действия данной политики попадают все аппаратные, программные и информационные ресурсы, входящие в сеть медицинских информационных систем. Политика ориентирована также на людей, работающих с сетью, в том числе на пользователей, субподрядчиков и поставщиков.

При создании медицинских информационно-коммуникационных систем требуется поддержка всеобъемлющей и полной коммуникации для всех пользователей. Важно при этом обеспечить стабильное снижение стоимости этих услуг. Вне зависимости от последующей эволюции медицинских информационных систем (МИС) и реализации в ней тех или иных новых функций или услуг, ее технологическая основа обязательно должна, по мнению европейских экспертов, поддерживать три варианта структуры, в зависимости от потребностей пользователей:

• высоконадежную широкополосную коммуникационную сеть, которая должна обеспечивать связь между абонентами, нуждающимися в широком спектре сетевых услуг, в отдельных регионах, больших городах, индустриальных центрах, государственных учреждениях, корпорациях и предприятиях, университетах, медицинских центрах и других институтах;
• коммуникационную сеть для пользователей, которые имеют умеренные потребности (и возможности). Эта сеть должна объединять локальные участки, местные органы власти и управления, ЛПУ и т. д.;
• наконец, обычную телефонную связь, обеспечивающую равный для всех домашних пользователей взаимный коммуникационный доступ, и системы мобильной связи.

Реальность решения этой задачи зависит от многих факторов, в частности, от разработки информационно-программного обеспечения приложений, от уровня инвестиций в развитие МИС, от использования современных и новых методов передачи данных для средств массовой информации, особенно через волоконно-оптические кабели, от применения новых высокоскоростных коммутационных технологий, использующих цифровые методы.

med_5_09_2011_5

При создании комплексной медицинской информационной системы (КМИС) имелись специфические требования к ЛВС.

В разработанной и внедренной нами в клинике Ферганского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи системе [1-3] передача данных обеспечивается локальной сетью, в которую объединены все подразделения.

Все это обеспечивает целостную работу системы в учреждении экстренной медицины.

Отметим, что в Узбекистане создана уникальная система бесплатного оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП), включающая в свой состав Республиканский научный центр экстренной помощи в г. Ташкенте и его филиалы (13) во всех областных центрах и субфилиалы (171) во всех городах и районных центрах. Для внедрения КМИС необходимо организовать в каждом областном учреждении экстренной медицины локальную сеть, в которую будут интегрироваться локальные сети всех его субфилиалов, и которая, в свою очередь, будет интегрироваться в единую корпоративную сеть Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи.

Рекомендуемая иерархия республиканской сети и структура сети объектов — корпоративная сеть, объединяющая все областные филиалы с республиканским центром и все районные субфилиалы с областным центром ЭМП.

Локальная сеть объединяет все административные, клинические и вспомогательные отделения областного центра ЭМП, участвующие в организации и осуществлении лечебно-диагностического процесса. На уровне районных филиалов — объединяет все отделения районного центра ЭМП.

При проектировании национальных медицинских информационных систем встают несколько методологических проблем.

Во-первых, выработка четкой национальной политики в области развития медицинских информационных систем и сетей, для того, чтобы избежать в регионах фрагментированных, дублированных и несовместимых систем, которые полагаются на различные стандарты и протоколы.

Во-вторых, проблема секретности информации о пациентах, которая подразумевает, согласно Brannigan, выполнение трех компонентов, участвующих в обеспечении секретности данных: общественно-политический, юридический, технический.

В-третьих, проблема перегрузки сети данными, которая начинает проявляться и снижать эффективность ее работы при расширении передачи графической информации.

Накопленный международный опыт и опыт использования нами средств и методов автоматизации в здравоохранении указывают на необходимость и своевременность разработки единой интегрированной системы информационной поддержки здравоохранения города, обеспечивающей комплексное решение организационно-управленческих, диагностических, лечебно-профилактических и других задач.

В настоящее время в странах СНГ и за рубежом [4-8] используются многочисленные медицинские информационные системы (МИС), а в Узбекистане впервые нами создана КМИС «ExterNET» и было проведено ее клиническое испытание.

Наш опыт по разработке и внедрению медицинских информационных систем и технологии в практическом здравоохранении позволяет сделать следующие выводы:
• улучшение информационного обеспечения врача с помощью КМИС влечет за собой значительное повышение эффективности его работы;
• все большее значение в информационном обеспечении врача приобретает информация в электронном виде;
• телекоммуникационный доступ к электронной информации в настоящий момент является наиболее привлекательным. Особую актуальность он приобретает для сельских, географически удаленных и труднодоступных местностей;
• в отличие от глобальных задач международной компьютерной сети Интернет, решение задач практического здравоохранения эффективно осуществлять на базе региональных компьютерных сетей и информационных ресурсов;
• выявляется насущная необходимость обязательной координации и интеграции работ по информационному обеспечению системы здравоохранения.

Таким образом, создание и использование комплексной информационной системы, спроектированной с учетом требований системы здравоохранения, позволяет проводить автоматизацию и оптимизацию организации лечебно-диагностического процесса и управление деятельностью лечебного учреждения, а также экономический анализ лечебно-диагностического процесса, создает условия для повышения эффективности медицинских услуг.

Литература:
1. М. К. Карабаев, А. В. Морозов, А. А. Абдуманнонов, В. Г. Хошимов, Р. Б. Шаджалилов, А. А. Калачёва, Р. Э. Алиев, А. Д. Халилов. Разработка и формирование единого стандартизированного информационного пространства в учреждениях экстренной медицины. // VII Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы организации экстренной медицинской помощи». Ташкент, 2007.
2. М. К. Карабаев, А. В. Морозов, А. А. Раимжанов, В. Хошимов, А. Абдуманнонов, Р. Алиев, Р. Шоджалилов, А. Калачёва, А. Хасанов. Комплексная информационно-коммуникационная технология для оптимизации, организации и управления ЛДП в многопрофильных лечебных учреждениях экстренной медицины. // Национальный Саммит по информационно-коммуникационным технологиям. Ташкент, 2007. http://summit.ictp.uz
3. Шаджалилов Р. Б., Хошимов В. Г., Карабаев М. К., Абдуманнонов А. А., Алиев Р. Э., Морозов А. В. / Комплекс автоматизированных рабочих мест ИКТ «ExterNET» для оптимизации организации и управления лечебно-диагностическим процессом в учреждениях экстренной медицины.// Национальный Саммит по информационно-коммуникационным технологиям. Ташкент, 2008. http://summit.ictp.uz
4. Гусев А. В., Романов Ф. А., Дуданов И. П. Опыт разработки медицинской информационной системы.// Медицинский академический журнал. 2001. №1
5. Назаренко Г. И., Гулиев Я. И., Ермаков Д. Е. Медицинские информационные системы: теория и практика. // ФИЗМАТЛИТ — Москва — 2005.
6. Дуданов И. П., Гусев А. В., Романов Ф. А., Воронин А. В. Информационные системы в здравоохранении // Медицинский академический журнал. 2002. №1.
7. Аносов А. /Критерии выбора СУБД при создании информационных систем. — Режим доступа: http://www.citforum.ru/database/articles/criteria
8. Курбатов В. А., Ковалев Г. Ф., Иванова М. А., Белица Е. И., Рогозов Ю. И., Соловьев А. Б./ Комплексная система автоматизации деятельности медицинского учреждения. — Режим доступа: http://diamond.ttn.ru/clause1.htm

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте