IX Национальный ИКТ саммит 2011
7 октября 2011
Рубрика: События.
Автор: .

Одним из главных событий прошедшей в Узбекистане Недели ИКТ — INFOCOM-2011 стал девятый ежегодный Национальный саммит по информационно-коммуникационным технологиям, состоявшийся в Ташкенте 27 сентября 2011 года.

Его организаторами выступили Комитет по вопросам информации и коммуникационных технологий Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Узбекское агентство связи и информатизации, Ассоциация предприятий и организаций информационных технологий Узбекистана и CIB GROUP.

Саммит традиционно является платформой для демонстрации достижений и возможностей внедрения ИКТ в различные сферы жизни и деятельности, на его площадках просматриваются тенденции развития ИКТ, а также их стимулирование в Узбекистане и расширение международного сотрудничества. Данное мероприятие вызывает интерес со стороны как национальных экспертов, так и международных специалистов из стран зарубежья.

В этом году в работе ИКТ Саммита приняли участие порядка 450 делегатов из Узбекистана, Швейцарии, Германии, Кореи, России, руководители и представители государственных, общественных и международных организаций, отечественных и иностранных IT-компаний, специалисты отрасли.

На открытии Саммита с приветственным словом к участникам обратились заведующий Департаментом информационных систем и телекоммуникаций Кабинета Министров Республики Узбекистан Ш. Садыков, заместитель председателя Комитета по вопросам информации и коммуникационных технологий Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан И. Абдуллаев, заместитель директора Бюро развития электросвязи Международного союза телекоммуникаций (ITU) Юрий Грин, генеральный директор УзАСИ Х. Мухитдинов, вице-президент Исследовательского института электроники и телекоммуникаций Республики Корея Хванг Сенг Ку и другие.

В ходе пленарного заседания был заслушан доклад о развитии компьютеризации и ИКТ в Республике Узбекистан, который был представлен первым заместителем генерального директора УзАСИ Х. Мирзахидовым.

Работа Саммита проходила по четырем тематическим направлениям: стратегии развития, технологии и инфраструктура, приложения и решения, информационно-библиотечные технологии. На секционных сессиях форума широко обсуждались последние достижения и разработки в сфере информационных технологий, состоялся обмен мнениями и опытом о проблемах и перспективах реализации национальных программ развития ИКТ. Были заслушаны доклады по таким темам, как регулятивная политика в области ИКТ, электронное управление, здравоохранение, электронная коммерция, информационно-коммуникационные технологии в образовании, подготовка ИТ-специалистов, доступ к информационно-коммуникационным технологиям, развитие медийного бизнеса, инновационная деятельность, информационно-библиотечные технологии, развитие индустрии программного обеспечения и другие.

По завершении мероприятия были приняты рекомендации и Резолюция Саммита.
Трансляция Саммита проходила в онлайн-режиме, так что каждый желающий мог быть в курсе всех событий.

Необходимую информацию можно получить на официальном веб-сайте ИКТ Саммита 2011: www.ictsummit.uz

НАЦИОНАЛЬНЫЙ САММИТ 2011 ПО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

г. Ташкент, Узбекистан, 27 сентября 2011 года

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ

1. Мы, участники 9-го Национального Саммита по ИКТ в Узбекистане, прошедшего 27 сентября 2011 года, вновь подтверждаем наше стремление и решимость построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, исходя из национальных условий и основываясь на принципах уважения национальных приоритетов экономического, социального и культурного развития.

2. Обсудив достижения и перспективы развития ИКТ в Республике Узбекистан в рамках Национального Саммита по ИКТ, мы признаем растущую значимость роли ИКТ для всестороннего социально-экономического развития Узбекистана.

3. Поддерживая усилия Правительства Республики Узбекистан по совершенствованию нормативно-правовой базы и достижению конкретных целевых ориентиров и программ, мы призываем, чтобы при разработке долгосрочных и краткосрочных планов и программ развития и внедрения ИКТ на национальном уровне принимались во внимание итоги работы и рекомендации по выполнению решений и обязательств Женевского и Тунисского этапов Всемирной встречи по вопросам информационного общества.

4. Мы признаем, что для реализации выгод от внедрения ИКТ в государственное управление и социальную жизнь населения ключевое значение имеют мероприятия по развитию ИТ-инфраструктуры государственных органов, формированию государственных информационных ресурсов и информационных систем, развитию Правительственного портала, веб-сайтов госорганов и интерактивных государственных услуг, совершенствованию компьютерных навыков населения, разработке и внедрению программных решений, обеспечению информационной безопасности, и приветствуем совместные инициативы государственного и частного сектора, гражданского общества и международных организаций в этих направлениях.

5. Мы признаем актуальность мероприятий по сокращению диспропорций в развитии и внедрении ИКТ в масштабе страны и необходимость расширения использования сети Интернет и популяризации ИКТ среди населения, в том числе в сельской местности, придаем особое значение и поддерживаем социальные программы Правительства, частных и международных структур, направленные на модернизацию и развитие телекоммуникационной сети, телефонизацию врачебных пунктов, детских садов, подключение образовательных учреждений к сети Интернет в сельской местности и труднодоступных районах страны; проведение региональных и специальных тренингов для людей со специальными нуждами; создание сетей филиалов столичных учебных центров в областных центрах; создание информационно-библиотечных центров и информационно-ресурсных центров во всех регионах республики; создание центров компьютеризации при органах государственного управления на местах с целью развития и внедрения ИКТ в регионах республики.

6. Мы отмечаем увеличение пропускной способности международных каналов, увеличение количества абонентов сотовой и фиксированной связи, пользователей сети Интернет, внедрение и развитие новых беспроводных технологий, в частности, внедрение технологии мобильной связи четвертого поколения (4G), создание сетей широкополосного доступа в регионах, расширение спектра и качества оказываемых услуг, развитие цифрового телевидения и мобильного и интерактивного телевидения в сети цифрового радиовещания, в том числе в регионах республики; развитие доменной зоны UZ, стремление и инициативы правительства по созданию благоприятных условий для развития национальных информационных ресурсов, стимулирование внедрения в производство субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства инновационных технологий; успешные проекты по дальнейшему развитию ИКТ, осуществленные в рамках реализации Государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства».

7. Мы приветствуем усилия государства по формированию системы электронного правительства в Узбекистане, в частности, создание современных, надежных и безопасных информационных систем государственных органов, баз и банков данных, поэтапный переход к электронным формам обмена информацией, развитие сферы информационных услуг; изучение и решение вопросов взаимодействия информационных систем государственных органов; реализацию проектов по созданию центров оказания государственных услуг по принципу «единого окна» во всех регионах страны; развитие информационных систем налоговых и таможенных органов; внедрение ИКТ в регионах республики с особым упором на повышение квалификации персонала, развертывание современных систем электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи с целью повышения эффективности управления и сокращения издержек; использование в образовании, медицине, в области охраны окружающей среды и туризме современных методов и технологий на основе широкого применения ИКТ; и подчеркиваем высокий темп прогресса во внедрении ИКТ в деятельность органов государственного управления и государственной власти на местах.

8. Мы поддерживаем проведение мероприятий по повышению осведомленности государственных служащих по различным направлениям и мировым тенденциям применения ИКТ в государственном управлении и обществе, дальнейшему внедрению системы тестирования уровня компьютерных знаний среди государственных служащих; деятельность по разработке учебных пособий, методических рекомендаций, публикаций по использованию ИКТ в государственном управлении для государственных служащих, активное сотрудничество государственных органов с ведущими мировыми вендорами и ИТ-компаниями с целью повышения эффективности государственного управления и использования самых современных ИТ-решений и инновационных технологий в деятельности.

9. Мы приветствуем усилия Правительства, направленные на экономию и рациональное использование бумаги в республике, повышение в этих целях эффективности внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий и систем, совершенствование внедрения системы электронного документооборота, повышение уровня квалификации и навыков, внедрение периодической аттестации руководителей и специалистов органов управления и производства в сфере использования ими информационно-коммуникационных технологий.

10. Мы приветствуем мероприятия по развитию индустрии программного обеспечения (ПО), дальнейшему совершенствованию национальной операционной системы, развитию рынка программных продуктов, поощрению конкуренции в этой сфере, дальнейшему развитию национальной информационно-поисковой системы WWW.UZ, общественной образовательной информационной сети ZiyoNET; запуску комплекса электронной библиотеки научно-технической литературы с целью организации информационно-библиотечного обеспечения населения республики; развитию интернет-СМИ в Узбекистане и усилению освещения вопросов внедрения ИКТ в повседневную жизнь в рамках теле- и радиопередач.

11. Мы поддерживаем усилия всех партнеров в вопросах обеспечения информационной безопасности, противодействия и нейтрализации кибератак в информационном пространстве Узбекистана, повышения устойчивости информационных систем государственных органов.

12. Мы также отмечаем усилия по разработке нормативно-правовой основы и инфраструктуры для внедрения паспортов с биометрическими данными, совершенствованию деятельности центров регистрации ЭЦП и указываем на необходимость принятия мер по усилению защиты персональных данных.

13. Мы приветствуем дальнейшее развитие свободной индустриально-экономической зоны в Навои и усилия по привлечению структур, специализирующихся в сфере информационных технологий и телекоммуникаций; мы также отмечаем увеличение инвестиций как со стороны государства, так и частных местных и зарубежных компаний в сектор ИКТ и подчеркиваем роль Ассоциации предприятий и организаций информационных технологий Узбекистана в развитии рынка ИКТ в Узбекистане и налаживании партнерских отношений с зарубежными компаниями.

14. Мы, участники 9-го Национального Саммита по ИКТ в Узбекистане, рекомендуем следующие приоритетные направления действий:

14.1. Усиление роли органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития:
• разработка и принятие стратегий и программ развития и внедрения ИКТ в Узбекистане на национальном уровне на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом местных, региональных и национальных потребностей и проблем; для получения максимальных преимуществ эти программы должны определять конкретные целевые ориентиры и механизмы по их достижению, а также включать принцип устойчивости;
• углубление и развитие на национальном уровне организованного диалога с участием всех заинтересованных сторон, в том числе в рамках партнерских отношений между государственным и частным секторами, относительно разработки программ развития ИКТ и обмена лучшим опытом;
• содействие осуществлению ряда связанных с этим мер, в том числе созданию схем бизнес-инкубаторов, предоставлению венчурного капитала (на национальном уровне), учреждению государственных инвестиционных фондов, в том числе для микрофинансирования малых, средних и микропредприятий (МСМП), реализации стратегии привлечения инвестиций, проведению мероприятий в поддержку экспорта программного обеспечения, поддержке сетей для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и парков программного обеспечения;
• расширение внедрения систем электронного документооборота с целью экономии и рационального использования бумаги в республике;
• совершенствование системы критериев и оценки внедрения и развития ИКТ в органах управления, банковской и финансовой системах, в отраслях и сферах экономики, на крупных производствах, а также обеспечение периодического мониторинга этих критериев.

14.2. Развитие и поддержка информационной и коммуникационной инфраструктуры:
• развитие и укрепление инфраструктуры национальных, региональных и международных сетей широкополосной связи для обеспечения надежного доступа и пропускной способности, отвечающей потребностям населения, а также создающей условия для предоставления новых ИК-услуг;
• дальнейшее расширение универсального, устойчивого, повсеместного и приемлемого в ценовом отношении доступа к информационной и коммуникационной инфраструктуре, в том числе к сети Интернет для всех, особенно для удаленных и сельских регионов, с учетом соответствующих решений, в том числе беспроводных технологий;
• дальнейшее развитие цифрового телевидения в регионах республики;
• поощрение использования неиспользуемых мощностей беспроводной связи для обеспечения доступа к сети Интернет в отдаленных районах;
• разработка регламентов взаимодействия информационных систем государственных органов, предприятий и учреждений в рамках отраслевых, территориальных и национальных информационных систем;
• содействие развитию индустрии производства программного обеспечения (ПО), дальнейшее совершенствование национальной операционной системы, развитие рынка программных продуктов, поощрение конкуренции в этой сфере, увеличение доли экспорта ПО из Узбекистана, развитие в стране различных моделей ПО, включая свободное и открытое ПО, с тем чтобы обеспечить оптимальный выбор надлежащего ПО для пользователей с учетом ценовых и качественных характеристик;
• организация оказания услуг Доверенной третьей стороны в Узбекистане, а также обеспечение унификации требований по ее функционированию.

14.3. Совершенствование национальных информационных ресурсов и обеспечение доступа к информации и знаниям:
• обеспечение органами государственного управления посредством различных интернет-ресурсов надлежащего доступа к официальной информации, являющейся публичным достоянием;
• развитие веб-сайтов государственных органов, переход от предоставления информационных услуг на предоставление двухсторонних интерактивных услуг, исходя из потребностей и запросов населения;
• стимулирование создания местного контента, в том числе ориентированного на детей и подростков;
• поощрение инициатив по содействию доступу, в том числе свободному и приемлемому в ценовом отношении, к находящимся в открытом доступе журналам и книгам и открытым архивам научной информации;
• дальнейшее развитие информационно-библиотечных ресурсов и информационно-ресурсных центров в сельских регионах в целях преодоления разрыва в знаниях и содействия распространению культурного контента; создание единого сводного электронного каталога информационно-библиотечных центров и библиотек научных учреждений;
• совершенствование деятельности органов загса в деле создания электронного реестра населения;
• развитие программно-технических и лингвистических средств поддержки национального языка, электронных словарей, терминологических справочников и тезаурусов, многоязычных поисковых машин, инструментов машинного перевода;
• создание устойчиво функционирующих многоцелевых пунктов коллективного доступа, прежде всего в сельской местности, в библиотеках, учебных заведениях, почтовых отделениях, предоставляющих для граждан по приемлемым ценам или бесплатно доступ к различным информационным ресурсам, в первую очередь к сети Интернет.

14.4. Развитие человеческого потенциала в области ИКТ:
• реализация эффективной и рациональной системы профессиональной подготовки и обучения специалистов в сфере ИКТ посредством разработки комплексного и динамичного механизма планирования и прогноза подготовки специалистов на государственном уровне, учитывающем мировые, региональные и национальные тенденции спроса и предложения специалистов в области ИКТ, в том числе менеджеров проектов;
• совершенствование организации целевых краткосрочных курсов повышения квалификации ИКТ-специалистов в рамках специализированных центров послевузовской подготовки, обеспечение связи обучения с производством за счет организации стажировок студентов в компаниях-разработчиках ПО Узбекистана; дальнейшее развитие обучения специалистов по ИКТ в зарубежных учебных заведениях;
• совершенствование системы повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров по ИКТ высших и средних специальных образовательных учреждений в соответствии с мировыми стандартами;
• принятие комплекса мер по организации подготовки и переподготовки государственных служащих по применению ИКТ в государственном управлении с внедрением системы сертификации компьютерной грамотности;
• усиление роли ИКТ в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях и увеличении количества факультативных курсов по ИКТ;
• повышение уровня компьютерной грамотности населения путем организации курсов в библиотеках, общественных пунктах доступа, махаллинских комитетах, в первую очередь в удаленных и сельских регионах, с учетом нужд местного населения;
• поощрение создания информационных, учебных и педагогических ресурсов для подготовки специалистов в области применения ИКТ в конкретных областях человеческой деятельности и повышения компьютерной грамотности населения;
• активное привлечение молодежи, продвижение движения добровольцев для повышения навыков использования и реализации выгод от использования ИКТ;
• поощрение международного и регионального сотрудничества в области подготовки специалистов по ИКТ;
• дальнейшее поощрение усилий по проведению тренингов для детей, воспитывающихся в домах милосердия, а также для людей со специальными нуждами, созданию моделей обучения основам компьютерных знаний для слабовидящих и незрячих людей.

14.5. Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ:
• развитие нормативной базы и инфраструктуры по обеспечению защиты личной информации и личных сведений при использовании ИКТ;
• оказание содействия в вопросах защиты авторских прав разработчиков программного обеспечения и баз данных, активизация мер по борьбе с «пиратством» и усиление степени ответственности за нарушение авторских прав разработчиков ПО и баз данных;
• разработка единых требований по обеспечению информационной безопасности в государственных органах, внедрение системы аудита аттестации информационных систем и компьютерных сетей государственных органов;
• дальнейшее развитие Службы реагирования на компьютерные инциденты UzCERT в целях обеспечения безопасности национальных информационно-коммуникационных систем, а также широкое освещение деятельности Службы среди населения и хозяйствующих субъектов в целях своевременного предотвращения угроз информационной безопасности, повышения надежности и защиты целостности данных, защиты от спама;
• поощрение развития инфраструктуры открытых ключей и внедрения электронной цифровой подписи с целью ликвидации препятствий для эффективного использования документов и осуществления сделок в электронной форме;
• развитие безопасных и надежных программных средств для упрощения осуществления сделок в режиме онлайн.

14.6. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и создание благоприятной среды в области ИКТ:
• совершенствование благоприятных, прозрачных, содействующих развитию конкуренции правовых и регламентарных рамок, обеспечивающих развитие рынка ИКТ, внедрение инноваций и привлечение инвестиций;
• разработка и внедрение национальных стандартов, согласование (унификация) стандартов и алгоритмов, организация взаимодействия различных платформ (алгоритмов) и информационных систем, повышение информированности о значении международных стандартов в сфере ИКТ, содействие применению открытых стандартов, введение норм по применению ЭЦП юридическими лицами и разработка условий признания в Узбекистане ЭЦП и сертификатов ключей ЭЦП иностранных граждан;
• рассмотрение вопросов оптимизации ставок таможенных пошлин, процедур при импорте и экспорте аппаратного и программного обеспечения, системы налогообложения для экспортеров ПО;
• создание специализированных систем кредитования для компаний малого бизнеса и частного предпринимательства в сфере ИКТ;
• стимулирование развития ИКТ в сельской местности путем предоставления различных форм льгот, преференций, создания механизма льготного кредитования населения при приобретении ИКТ-продуктов и услуг.

14.7. Всестороннее применение ИКТ, в частности:
• дальнейшее развитие инфраструктуры электронного правительства, заключающееся в разработке стратегии и реализации мероприятий в области электронного правительства; разработке и внедрении приложений в области электронного правительства, основанных на открытых стандартах, с целью повышения уровня развития и взаимодействия систем электронного государственного управления на всех уровнях по предоставлению государственных услуг; обеспечении формирования, использования, своевременной поддержки и обновления государственных информационных ресурсов и интерактивных услуг посредством развития портала органов государственной власти «GOV.UZ»; дальнейшее развитие системы приема от хозяйствующих субъектов налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме; развитие систем электронных государственных закупок товаров и услуг через сеть Интернет; критический анализ состояния внедрения и эффективности использования электронного документооборота и разработка конкретных мер по резкому сокращению внутриведомственной переписки; разработка типовых требований к системам электронного документооборота и стандарта межведомственного обмена электронными документами;
• всестороннее развитие электронной коммерции, заключающееся в совершенствовании инфраструктуры и нормативно-правовой базы и обеспечении государственной поддержки электронной коммерции в стране для широкого взаимодействия населения и бизнес-структур; развитии он-лайновых платежных систем и внедрении систем дистанционного управления банковскими счетами (интернет-банкинг, мобильный банкинг); дальнейшем развитии электронной экспортной площадки Узбекистана; стимулировании инвестиций со стороны частного сектора, поощрении создания новых приложений и разработки контента;
• дальнейшее развитие электронного образования, заключающееся в обеспечении дальнейшей разработки нормативно-правовых документов, нацеленных на регулирование отношений в сфере электронного образования, развитии электронных учебников, создании образовательных он-лайн ресурсов и электронных библиотек;
• дальнейшее развитие электронного здравоохранения, заключающееся в развитии единой интегрированной информационной системы управления здравоохранением и внедрении ИКТ в практику здравоохранения, стимулировании развития телемедицины, обеспечении доступа населения к медицинским он-лайн ресурсам и услугам, оказании содействия профессиональной подготовке, образованию и исследованиям с помощью ИКТ;
• развитие электронной системы трудоустройства, заключающееся в развитии электронной системы вакансий рабочих мест, в том числе государственных вакансий; обеспечение доступа к этой системе посредством сети Интернет и через терминалы, установленные в публичных местах;
• развитие ИКТ в системе охраны окружающей среды, заключающееся в применении ИКТ как инструмента для охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов, развитии геоинформационных систем, создании системы контроля на базе ИКТ для прогнозирования и мониторинга воздействия на окружающую среду стихийных и антропогенных катастроф, реализации проектов по экологически безопасной утилизации из употребления аппаратного обеспечения и деталей оборудования на базе ИКТ;
• развитие ИКТ в сельском хозяйстве, заключающееся в обеспечении систематического распространения на базе ИКТ информации по сельскому хозяйству с целью предоставления свободного доступа к комплексным, актуальным и подробным знаниям и информации, особенно в сельских регионах; расширение использования ИКТ как инструмента для совершенствования сельскохозяйственного производства;
• развитие внедрения геоинформационных систем;
• развитие ИКТ в сфере науки, заключающееся в обеспечении всех научно-исследовательских учреждений приемлемым в ценовом отношении, надежным высокоскоростным подключением к сети Интернет; обеспечение систематического и эффективного сбора, распространения и сохранности важнейших научных данных в цифровой форме; содействие взаимодействию научно-исследовательских учреждений посредством сети Интернет на национальном, региональном и международном уровнях.

14.8. Использование ИКТ в средствах массовой информации:
• повышение роли современных ИКТ в деятельности традиционных СМИ;
• укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала электронных СМИ, оказание содействия в развитии навыков и умений интернет-журналистов;
• поощрение дальнейшего развития теле- и радиопередач, печатных и электронных изданий по пропаганде и внедрению ИКТ-технологий в повседневную жизнь, по искоренению компьютерной и интернет-безграмотности.

14.9. Расширение и дальнейшее укрепление регионального и международного сотрудничества:
• поощрение проектов в области ИКТ на региональном и международном уровнях;
• развитие партнерских отношений между государственным и частным секторами, проведение совместных мероприятий на национальном, региональном и международном уровнях;
• активное привлечение средств и эффективная консолидация усилий международных донорских организаций для развития ИКТ.

15. Мы, участники ИКТ Саммита в Узбекистане, убеждены в том, что наши цели могут быть достигнуты с помощью участия, сотрудничества и партнерства государственных органов, частного сектора, гражданского общества и международных организаций на национальном, региональном и международном уровнях.

16. Мы убеждены, что ИКТ Саммит предоставляет хорошую возможность для повышения уровня информированности о развитии ИКТ, улучшения сотрудничества, обмена идеями и совместного решения проблем, и считаем необходимым проведение подобных регулярных мероприятий по вопросам развития ИКТ в Узбекистане с дополнением новых секций и продлением на 2 дня.

17. Мы вновь подтверждаем нашу решимость осуществлять меры, направленные на создание условий для реализации преимуществ ИКТ и построения информационного общества в Узбекистане.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте