О создании и функционировании медиаобразовательного портала

Медиа (средства массовой коммуникации) и информационно-телекоммуникационные технологии с каждым годом играют все большую роль в жизни людей, в образовательном, культурном процессах, в социально-экономических отношениях, в процессе межличностных коммуникаций.

Отсюда понятна важность интенсивного развития медиаобразования, которое «Российская педагогическая энциклопедия» трактует как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» (Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия, 1993, с. 555).

Медиаобразование в Узбекистане развивается как самостоятельное направление и приобретает все большую значимость в учебном процессе общеобразовательных заведений, при этом, оказывая влияние и на качество учебного процесса.

Сегодня перед каждым преподавателем стоит задача не ограждать подопечных от массивных потоков различной информации, а научить пользоваться ими, выбирая полезное и разумное. В конечном счете, это способствует раскрытию талантов каждого человека.

С апреля 2011 года в Узбекистане началась реализация проекта «Медиаобразовательный портал» http://mediaedu.uz, осуществляемого при поддержке Ташкентского университета информационных технологий.

Научный руководитель проекта — доктор физико-математических наук, профессор Каххар Абдурахманов, разработчик проекта — стажер-исследователь Саида Бекназарова (рис.1).

Активизация познавательной деятельности студентов занимает центральное место среди методов совершенствования обучения в вузе и подразумевает самостоятельную, осознанную, целенаправленную работу учащихся по добыванию знаний. В современных условиях будущий специалист сталкивается с необходимостью восприятия и переработки информации, передаваемой по каналам средств массовой информации, в том числе и с использованием компьютерной техники. Использование компьютерных технологий в образовании можно рассмотреть как часть медиаобразования, и определить их как совокупность приемов и методов, направленных на получение, переработку и хранение информации средствами компьютерной техники. «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того как:
• анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
• определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;
• интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;
• отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
• получить возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для продукции.

Разработчики национального медиаобразовательного ресурса поддержали посыл о том, что медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального образования и образования в течение всей жизни человека» (ЮНЕСКО). Медиаобразование представляет собой процесс образования и развития личности, направленный на формирование культуры восприятия, анализа, интерпретации и критического осмысления медиатекстов, а также обучение способам самовыражения с использованием медиатехнологий.

Таким образом, мы пришли к выводу о целесообразности разработки медиаобразовательного портала, определяющего необходимость изучения студентами образовательных учебных курсов или модулей, используя элементы медиаобразования как эффективного средства развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.

Портал содержит следующие разделы: главную страницу http://mediaedu.uz, раскрывающую суть медиаобразования, как изучение средств массовой коммуникации — прессы, телевидения и радиовещания, кинематографа, Интернета — как в рамках профессиональной подготовки работников этой сферы, так и как необходимое любому современному человеку освоение существующих информационных технологий, формирующее медиаграмотность:

• новости http://docs.mediaedu.uz;
• ресурсы http://docs.mediaedu.uz/?page_id=2;
• публикации http://docs.mediaedu.uz/?page_id=78 (рис. 2);
• конференции http://docs.mediaedu.uz/?page_id=49;
• страничка журнала «Научная перспектива» http://docs.mediaedu.uz/?page_id=66;
• медиаобразовательные курсы по различным дисциплинам (рис. 3);
• в разделе «Партнеры» http://docs.mediaedu.uz/?page_id=29 имеются в том числе ссылки на партнерские отношения с Ассоциацией кинообразования и медиапедаогики России и МОО «Информация для всех» и другие разделы.

В заключение, хотелось бы отметить, что приоритетная задача для каждого из нас — научиться оценивать качество и достоверность информации, проявлять избирательность при ее потреблении, производить отбор необходимой информации, систематизируя ее по определенным сферам науки, вписывать ее в те знания, которые дает учебное заведение, критически относиться к любой информации. Все вышесказанное окажется залогом формирования современной образованной личности.

Orphus system