Повышение квалификации преподавателей в применении информационных коммуникационных технологий в учебной деятельности

Сегодня необходимость ускоренной информатизации отечественного образования не вызывает сомнений. Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебные и административные процессы вуза является ключевым фактором, обеспечивающим конкурентоспособность вуза на образовательном рынке.

Информатизация вузов это не просто слепое следование мировым тенденциям всеобщей информатизации, а возможность взаимодействия с мировым научным сообществом, общения на равных с ведущими мировыми вузами, которые давно используют ИКТ в работе преподавателей, сотрудников вуза и студентов. Не стоит забывать, что применение последних информационных решений в области портальных и образовательных технологий позволяет привлекать больше абитуриентов и доказывать собственную инновационность и готовность к постоянному развитию в современных экономических и политических условиях.

Однако зачастую вузы в погоне за быстрой реализацией проекта по внедрению программно-аппаратных комплексов забывают о преподавателях, которым и предстоит освоить и начать использовать внедренные программные решения. Внедрение современных инструментов ИКТ и создание вузами собственных информационных пространств сделали владение ИКТ необходимым качеством современного преподавателя независимо от его специальности. Информационная компетентность преподавателя является основой повышения качества образования. Именно поэтому необходимость в курсах повышения квалификации преподавателей по применению информационных технологий в учебной деятельности так высока сегодня.

Кроме этого не стоит забывать и о том, что к обучению преподавателей эффективному использованию ИКТ в своей работе необходимо подходить комплексно. Именно комплексный подход несет в себе ключ к успешному формированию ИКТ-компетенций преподавателей. Суть комплексного подхода заключается в преодолении следующих «барьеров» в освоении современных информационных технологий преподавателями:

Незнание возможностей современных ИКТ — зачастую преподаватели даже не знают о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи современных программных продуктов и интернет-сервисов.

Отсутствие навыков эффективного использования инструментов ИКТ — нехватка времени на самостоятельное освоение продуктов, сложность изучения некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала при возникновении трудностей (или неумение эффективно использовать справочные программы) — все это мешает отрабатывать навыки работы с программными продуктами. К тому же очень часто возникает ситуация когда, натолкнувшись на ряд трудностей и не получив результата, преподаватель решает не тратить время на изучение нового, кажущегося сложным, программного продукта.

Отсутствие методики применения ИКТ в учебном процессе — однако, знания о возможностях современных ИКТ и умения работать с ними все равно недостаточно для эффективного применения ИКТ в учебном процессе. Для этого нужны методические материалы: по разработке мультимедийных материалов, по использованию ИКТ на семинарских занятиях, по разработке УМК и т.д.

Преодоление всех барьеров позволит преподавателям существенно повысить собственную эффективность, улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать собственный научно-педагогический потенциал.

Для проведения комплексного подхода к обучению преподавателей современным информационным технологиям необходимо организовывать курсы повышения квалификации преподавателей по формированию ИКТ-компетенций. Одной из основных задач организации такого рода мероприятия, является отработка методики использования инструментов ИКТ в обучении и навыков их практического использования преподавателями.

Слушателям курсов необходимо получить представление о возможностях современных информационных технологий, научиться экономить собственное время при помощи инструментов ИКТ, узнать множество примеров использования новейших программных продуктов в учебном процессе, научиться применять на практике наиболее распространенные и доступные приложения и интернет-сервисы.

Внедрение и использование новых подходов, технологий, новейших инструментов информационных технологий в учебном процессе, формирование ИКТ-компетенций преподавателей является приоритетной задачей в повышении качества отечественного образования.

Orphus system