5 лет на яркой стороне! Генеральный директор ООО “Unitel” Андрей Сафронюк подводит итоги 5 лет работы «Билайн» в Узбекистане
27 ноября 2011
Рубрика: Интервью, Мобильная связь. Тэги:
Автор: .

«5 лет вместе» – сегодня эти слова знакомы, пожалуй, всем: они горят на телеэкранах, звучат на радио, смотрят на нас с сотен билбордов и тысяч плакатов.

Шутка ли – свой первый юбилей в Узбекистане празднует одна из крупнейших телеком-компаний! А ведь и правда – уже 5 лет миновало с тех пор, как города нашей страны окрасились в желто-черные цвета нового оператора, который, как оказалось, принес с собой не только продвинутые рекламные технологии, но и новое качество привычных услуг, а также широкий спектр инноваций на любой вкус. Сегодня на наши вопросы по столь приятному поводу отвечает генеральный директор ООО “Unitel” Андрей Сафронюк.

– Андрей Владиславович, сейчас, когда основные юбилейные мероприятия уже позади, можно ли уже подвести некоторые итоги проекта «5 лет вместе»?
– Я думаю, что правильнее говорить не об итогах проекта (который, кстати, продолжится до конца года), а о промежуточных итогах работы компании в целом. За пять лет сделано немало, но поверьте: предстоит сделать гораздо больше. Тем более, что сегодня мы работаем как часть глобального телеком-гиганта, поскольку в этом году «ВымпелКом Лтд.» за счет слияний стал шестым оператором в мире с абонентской базой более 200 миллионов человек.

– Тогда давайте продолжим как раз цифрами. Буквально на днях «ВымпелКом Лтд.» подвел итоги третьего квартала, и мы видим, что Билайн-Узбекистан в очередной раз продемонстрировал двузначный рост основных показателей. Пять лет назад это было нормой, но сегодня в условиях довольно насыщенного рынка и жесткой конкуренции это можно считать почти прорывом.
– На самом деле я бы не стал называть рынок, на котором мы работаем, близким к насыщению. Опыт работы в других странах показывает, что 100% – это далеко не предел для нашей отрасли: в зависимости от конкретного рынка это может быть и 120, и 150, и 200 процентов, так что нам еще есть куда расти, не сбавляя скорости. К тому же, впечатляющими темпами растет доля data-трафика в общем объеме выручки компании, и это понятно: мы только в этом году увеличили количество населенных пунктов, охваченных сетью 3G, с 7 до 130.

– И все же: рост выручки от квартала к кварталу на 11% – это огромное достижение на общем рыночном фоне, особенно с учетом того, что доходность операций также увеличилась почти на 7%. Понятно что важную роль в этом сыграл рост MoU (англ. Minutes of Use – количество использованных минут на одного абонента в месяц), но вопрос в том, как вы добились того, что абоненты стали говорить больше.
– Мы создали для своих клиентов условия, когда они могут себе это позволить, и в этом нам помог запуск тарифа «О!» с доступными внутрисетевыми звонками. На тот момент мы уже имели в своем активе “Zo’r-Zo’r”, «Просто! Полтора!», и «О!» с его уникальными параметрами идеально вписался в ту нишу, которую раньше занимал тариф «Алло». Но поверьте, рост MoU сам по себе не способен обеспечить уверенный рост: тут имеют значение десятки ключевых параметров, на описание которых точно не хватит объема интервью. Скажу только, что мы по-прежнему сосредоточены на обеспечении качественных продаж: у нас нет цели раздать побольше SIM-карт, большая часть которых никогда не будет активирована – нам нужно, чтобы с помощью SIM-карт «Билайн» люди реально общались и выходили в Интернет, потому что все мобильные операторы Узбекистана – компании с прозрачной отчетностью, и раз в три месяца инвесторы, эксперты, а главное – потребители – видят, чего на самом деле стоят заявленные показатели абонентской базы. Тем более, что мы традиционно используем разные методики учета количества абонентов, так что сравнивать нас можно только по выручке.

– Что ж, если к концу первого полугодия было сложно определить, кто занимает второе место по доле выручки, то итоги третьего квартала не оставили места сомнениям. Позвольте поздравить Вас с возвращением рыночной доли!
– Спасибо! Это действительно значимое событие для нашей компании, и мы рады, что смогли достичь этого к юбилею. Без такой слаженной и профессиональной команды, которой является коллектив Билайн-Узбекистан, это было бы невозможно.

– К слову о команде и об увеличении доли рынка: на днях сайт www.anons.uz опубликовал статью под интригующим названием «Второе дыхание “Unitel”». Автор статьи в рамках мини-исследования говорит о том, что после не самого удачного для компании 2009 года именно Ваше назначение с последующим обновлением управленческой команды, бренд-платформы и маркетинговой политики привело «Билайн» к нынешнему успеху.
– Мне сложно комментировать выводы, касающиеся меня лично, но могу сказать, что топ-менеджмент Билайн-Узбекистан действительно был в значительной мере обновлен за последний год. Изменения, касающиеся бренд-платформы с внедрением молодежного суббренда “Zo’r-Zo’r” очевидны, думаю, абсолютно всем, как и новые направления в нашем маркетинге. Но помимо всего прочего проведенные мероприятия были подкреплены существенными инвестициями с развитие бизнеса: только за первые девять месяцев этого года капитальные затраты компании в Узбекистане составили 134 миллиона долларов. Это позволило нам провести масштабные расширение и модернизацию сети.

– Кстати о вложениях: какова общая сумма инвестиций «Билайн» за 5 лет присутствия в нашей стране?
– Пока рано говорить об итоговых цифрах этого года, так что без их учета наши инвестиции в Узбекистане составили около 345 миллионов долларов.

– «Билайн» был первым оператором в Узбекистане, осуществившим коммерческий запуск сети 3G в 2008 году. Как Вы считаете – пришло ли время сделать следующий шаг, открыв для абонентов возможности LTE?
– Не секрет, что все эти три года с момента запуска первой сети 3G в Ташкенте технология HSPA была для нас приоритетной – в первую очередь потому, что отвечала объективным рыночным условиям и технологическим реалиям. Но времена меняются, и мы видим, что емкость международного Интернет-канала увеличивается с каждым годом в разы, так что я думаю: время действительно пришло. На сегодняшний день мы выполнили свою задачу-минимум: охватили сетями 3G практически все крупные и средние города, так что LTE будет вполне логичным следующим шагом, рассчитанным на перспективу.

– По нашей просьбе на странице http://www.facebook.com/beeline.uz был организован сбор вопросов от участников Сообщества Ярких. Предлагаем Вам ответить на некоторые из них.
– С удовольствием отвечу.

@Rasul S-v:
Как Вы думаете, продолжится ли ценовая борьба за долю рынка между сотовыми операторами Узбекистана, или сегодня более эффективны неценовые методы конкуренции в этом сегменте рынка?

– Очень интересный вопрос, на который нет однозначного ответа. Если говорить о нашей позиции, то мы считаем, что время прямой ценовой конкуренции уже прошло. Мы видим, что мобильная связь в Узбекистане – практически самая дешевая в мире, так что дальнейшее снижение тарифов в этих условиях может привести лишь к снижению рентабельности и, как следствие – к сокращению объема дальнейших инвестиций, что не нужно ни нам, ни потребителям. Это не означает, впрочем, что услуги операторов не будут становиться более доступными – просто это будет достигаться при помощи более тонких маркетинговых инструментов и внедрению узконаправленных предложений.

@Bek B:
В развитых странах при подключении к сотовому оператору предлагаются различные контракты с бесплатными девайсами (например, телефон в кредит от компании с относительно высокой абонентской платой). Имеет ли компания какие-либо планы по локализации аналогичных продуктов в Узбекистане?

– Уверен, что мы к этому обязательно придем, причем даже скорее, чем это может казаться сегодня. Более того, на бизнес-рынке мы это уже делаем: например, корпоративные клиенты довольно давно приобретают в рассрочку 3G Wi-Fi-роутеры, а с недавних пор мы предоставляем им в аренду с последующим переходом в собственность и телефоны Samsung Galaxy. Собственно, для продвижения такого рода предложений на массовом рынке необходимо сотрудничество с кредитными учреждениями, готовыми разделить с нами соответствующие риски.

@Бек Хамид Асатиллайевич:
Почему у нас нельзя подключить безлимитный Интернет? Что мешает внедрить безлимит сейчас?

– Безлимит бывает разным. Согласитесь, что основное значение имеет скорость соединения, и если уж подходить к этому вопросу буквально, то безлимитные предложения существуют на рынке, и в том числе у нас (как традиционного провайдера) не первый год. Другое дело, что пока рано говорить о доступных безлимитных тарифах с хорошей скоростью, сопоставимых с теми, к которых привыкли на Западе. У нас это все еще достаточно дорого в силу ограниченной емкости международного Интернет-канала. Но учитывая сегодняшние тенденции, думаю, ждать нам осталось недолго.

@Mirsaid Nasirov:
?Как известно, в Узбекистане на данный момент уровень проникновения мобильной связи уже приближается к отметке 90%. Как Вы считаете, что будет происходит с ценами на мобильную связь после преодоления 100%-й отметки? Будут ли они повышаться, как это было в Казахстане, или останутся на том же уровне?

– 100% – это разве что психологический барьер, и, как я уже говорил ранее, эта отметка вовсе не знаменует собой окончательное насыщение рынка. В телекоме 100% – далеко не предел, так что конкурентная борьба за потребителя будет продолжаться, и прогнозы о росте цен, думаю, не имеют под собой оснований.

@Rustam Mirkhaidaroff:
Почему бы в рекламе «Билайн» не сняться самим сотрудникам?

– А кто сказал, что наши коллеги не снимаются в рекламе «Билайн»? Например, тариф «Алло! 1 сум!» в свое время рекламировали с биллбордов сразу четверо сотрудников коммерческой дирекции во главе с руководителем маркетинговой службы. А сейчас все вы можете видеть одного из наших специалистов в рекламе услуги “Zo’r-Zo’r НОЧЬ”.

@Rasul S-v:
Сегодня операторы стали поставщиками не только услуг сотовой связи и Интернета, но и товаров – сотовых телефонов, планшетов и др. Как Вы считаете, какие еще товары и услуги могут стать в ближайшем будущем объектами реализации мобильных операторов?

– Мы открыты для любых предложений.

@Mirsaid Nasirov:
В России «Большая тройка» операторов имеет собственную систему мобильных платежей. У нас этот рынок считается достаточно перспективным. Можно ли ожидать в скором будущем появления системы мобильных платежей от Билайн-Узбекистан?

– Пока мы этого не планируем, но вместе с тем активно развиваем сеть собственных офисов и эксклюзивных салонов «Билайн», в которых, разумеется, предусмотрена возможность оплаты любых наших услуг, в том числе и для корпоративных клиентов.

@Талгат Гусманов:
Поделитесь, пожалуйста, со своими абонентами планами на следующий год. Какие приятные сюрпризы от компании ожидают нас в будущем году?

– С Вашего позволения и по настоянию редакции “infoCOM.UZ” я сделаю это в новогоднем номере.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте