Информатизация и библиотеки: пути взаимодействия
30 ноября 2011
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Дилором Кудратова.

Развитие библиотек определяется не только технологическими переменами. На него влияют культурные, политические, социальные и экономические изменения и многое другое. Особенно сильно сказываются на библиотеках технологические перемены.

Задачи автоматизации библиотек, начатые в отдельно взятых библиотеках, обосновывались некоторыми утилитарно — облегчение рутинного труда библиотекарей, укрепление материально-технической базы и тому подобное. В крупнейших библиотеках страны — Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои, Фундаментальной библиотеке Академии наук (ФБАН), Республиканской научно-технической библиотеке, Государственной научной медицинской библиотеке работы по автоматизации велись самостоятельно, в соответствии с внутренними планами этих библиотек, исключительно за счет средств международных фондов и организаций. Некоторые библиотеки, а именно вузовские, использовали собственный программный продукт, разработанный силами своих специалистов.

Координация работ и общий контроль за их выполнением отсутствовали. «Законодателем моды» на тот момент, если можно так выразиться, стала Фундаментальная библиотека Академии наук, в электронном каталоге которой к 2000 году насчитывалось около 26 тысяч электронных библиографических записей, где в 1998 году был реализован проект «Автоматизация библиотечных процессов и обучение навыкам работы на компьютере» бюджетом в 2,5 тыс. долларов CША, в 2000 году реализован проект «Модельная автоматизированная библиотека» с бюджетом в 43,2 тыс. долларов CША по грантам международного фонда.

Проекты были осуществлены на базе автоматизированной информационно-библиотечной системы (АБИС) «Ирбис», разработанной российскими разработчиками. В результате реализации проекта была создана первая в стране и в республиках Центральной Азии образцовая (модельная) библиотека, в которой отрабатывались и демонстрировались все функции автоматизированных библиотечных процессов, начиная с комплектования документов, ее обработки и т.д. Была создана учебная база для обучения библиотечных специалистов и возможность открытого доступа читателей к электронным информационным ресурсам Фундаментальной библиотеки Академии наук.

Естественно, что многие библиотеки ждали общих рекомендаций по выбору программно-технических средств, по организации новых библиотечных технологий, по обучению персонала и по многим другим вопросам библиотечной автоматизации. Все это означало выстраивание отношений между библиотеками, невзирая на принадлежность к другому министерству или ведомству. Особенно важно было постараться создать атмосферу, благоприятствующую обмену опытом и идеями между крупными библиотеками, вовлекая в дискуссии другие библиотеки и их руководителей. Ведь раньше отношения между библиотеками выстраивались по схеме: научные, научно-технические, медицинские, массовые со своими методическими центрами. Настало время выстраивать прямые и тесные контакты между библиотеками, лидирующими в плане внедрения информационных технологий, и библиотеками других ведомств.

В меру своих возможностей библиотека Академии наук стала плацдармом для распространения опыта автоматизации библиотек в республике. Школа «Ирбис», просуществовавшая на ее базе 8 лет, подготовила более 300 библиотечных специалистов со всех уголков республики, обучив их работе в АБИС «Ирбис». Со временем многие из обучавшихся в ФБАН сами стали обучать библиотечных специалистов.

К 2000 году многие библиотеки в стране начали процесс автоматизации. Этому способствовали финансовые вливания и поддержка международных фондов и организаций, оснащавших библиотеки компьютерным оборудованием, уже известным программным обеспечением «Ирбис», популярность которого как пионера в библиотечной сфере республики начала расти как на дрожжах (даже в Ташкентском государственном институте культуры отдано множество часов для популяризации этого программного продукта, как будто других систем не существует). Формировали свои электронные каталоги Национальная библиотека Узбекистана, Фундаментальная библиотека Ташкентского государственного технического университета, Государственная научная медицинская библиотека и некоторые вузовские библиотеки.

С 2000 по 2005 годы был реализован ряд оригинальных проектов, позволивший развиваться внедрению информационно-коммуникационных технологий в библиотеках. Это проекты на базе ФБАН «Консорциум библиотек системы Академии наук» с бюджетом 14 тыс. долларов США, позволивший библиотекам научно-исследовательских институтов Академии наук получить доступ к электронным информационным ресурсам ФБАН, формировать собственные электронные каталоги, наладить обмен научно-технической информацией и проект «Виртуальная библиотека. Консорциум библиотек Узбекистана для формирования сводного электронного каталога», в результате реализации которого был создан распределенный сводный каталог библиотек Узбекистана, доступ к которому был осуществлен на сайте ФБАН в Интернете. В ТашГИК был реализован проект «Компьютерный учебный комплекс для подготовки и переподготовки библиотечных кадров», который подготовил в этом учебном центре несколько выпусков студентов факультета «Управление библиотечно-информационной деятельностью». В областной универсальной научной библиотеке, ныне информационно-библиотечный центр Ташкентской области «Турон», был успешно реализован проект «Чор-Су-2000», в результате которого был создан информационно-консультативный центр поддержки частного предпринимательства, а также проводились обучающие семинары для предпринимателей на тему «Частный предприниматель — законодательство, налоги, социальная защита» с бюджетом в 12 тыс. долларов США. С целью обучения 64 библиотечных специалистов ведущих библиотек Ташкента компьютерной грамотности, работе с электронными базами данных и навигации в Интернете до уровня, позволяющего им выполнять свои служебные задачи на высоком профессиональном уровне с использованием современных информационных технологий, был реализован проект «Курсы компьютерной грамотности для библиотекарей». На базе Государственной научной медицинской библиотеки был осуществлен мегапроект «Пушкинская библиотека», в результате которого многие библиотеки получили возможность пополнить свои фонды различными российскими изданиями, в том числе и на электронных носителях.

С обретением независимости библиотеки вступили в новый этап своего развития. И это закономерно. В демократическом обществе, с рыночной экономикой, развитыми телекоммуникациями, со свободой доступа к информации, библиотеки решают более разнообразные и сложные задачи, имеют другие приоритеты, по-другому организуют взаимодействие между собой и с окружающим обществом. Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к национальным и мировым информационным сетям и банкам данных. Меняются традиционные библиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения.

Мировой опыт свидетельствует об усилении роли библиотек в развитии демократии и местного самоуправления, рыночной экономики, социальной сферы, формировании мирового информационного пространства. Именно на библиотеках реформы отражаются наиболее сильно, качественным образом меняя их роль в обществе, расширяя предъявляемые к ним требования. Библиотеки в наибольшей мере зависимы от изменений в окружающей их среде — состояния книгоиздания, книгораспространения, телекоммуникаций, работы транспорта, от изменений таможенных правил, но главное — от изменений в социальной структуре общества, появления новых социальных групп с новыми культурными и информационными запросами.

В этой ситуации только библиотеки стремятся отслеживать национальный репертуар печати и приобретать с возможно большей полнотой выходящие в стране издания с тем, чтобы предоставлять их в общественное пользование.

После обретения нашей республикой независимости пришло понимание того, что в нынешнее время, как никогда прежде, обществу нужна достоверная, оперативно получаемая информация, а также практические и фундаментальные знания. Потребность в этом (для большинства населения!) может быть удовлетворена только через государственные библиотеки, поскольку библиотека осталась учреждением, предоставляющим доступ к культуре и информации бесплатно.

Государство обратило внимание на библиотечную сферу. Выход Постановления Президента Республики Узбекистан от 20 июня 2006 года «Об организации информационно-библиотечного обеспечения населения республики» послужил толчком для проведения реформы в библиотечной сфере страны, в результате которой в стране начала складываться новая информационно-библиотечная система, новая система управления библиотеками. Рухнули старые административные сети с жестко обозначенными общесоюзными центрами. Новое библиотечное сообщество постепенно стало формировать новый тип межбиблиотечных отношений, построенный с учетом реалий окружающего общества и реальных перспектив для каждой отдельно взятой библиотеки. Появились новые виды информационно-библиотечных учреждений — наряду с традиционными библиотеками на базе бывших публичных библиотек были созданы информационно-библиотечные центры и информационно-ресурсные центры, что требовало пересмотра их функций с точки зрения широкого внедрения в их деятельность информационно-коммуникационных технологий.

К этому моменту информационно-библиотечная система республики насчитывала всего 11 616 информационно-библиотечных учреждений, включая крупнейшие библиотеки, библиотеки министерств и ведомств и школьные библиотеки, в том числе, Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои при Кабинете Министров Республики Узбекистан, 80 библиотек для слепых системы Министерства по делам культуры и спорта, включая Республиканскую библиотеку для слепых Министерства по делам культуры и спорта, 24 библиотеки системы Академии наук, 209 библиотек системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, 8201 библиотека системы Министерства народного образования Республики Узбекистан, 113 библиотек при воинских подразделениях и учреждениях Министерства обороны Республики Узбекистан, 14 библиотек системы Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и 132 библиотеки при предприятиях и учреждениях Совета Федерации профсоюзов Узбекистана. В системе Узбекского агентства связи и информатизации насчитывается 14 информационно-библиотечных центров Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента во главе с Республиканским информационно-библиотечным центром. При школах и учреждениях Министерства народного образования насчитывается 1228 информационно-ресурсных центров. При академических лицеях, профессиональных колледжах и учреждениях Центра среднего и специального профессионального образования насчитывается 15 389 информационно-ресурсных центров и 62 информационно-ресурсных центра функционируют при высших учебных заведениях Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

Количество читальных залов по стране составляет 281, число читательских мест в читальных залах всего 262 892 места.

На сегодняшний день в информационно-библиотечных учреждениях страны трудятся 28 496,5 информационно-библиотечных работника. Из них с высшим образованием — 4 511, или 15,8% от общего числа специалистов. В том числе с высшим библиотечным образованием — 2929, или 10,3% от общего числа специалистов. Со средним и средним специальным образованием — 21 487,5 в том числе со средним специальным библиотечным образованием — 9387,5, или 33% от общего числа специалистов. Знаниями основ ИКТ обладают 10 403 специалиста, или 36,5% от общего числа специалистов.

Общий фонд информационно-библиотечных учреждений страны составляет 156,8 млн. ед. хранения. Из них самые крупные фонды составляют: Национальная библиотека Узбекистана — 6,5 млн. ед. хранения, Фундаментальная библиотека Академии наук — 3,7 млн. ед. хранения, Фонды информационно-библиотечных центров УзАСИ — около 5 млн. ед. хранения, ИРЦ Национального университета — 3,5 млн. ед. хранения, Государственная научная медицинская библиотека Министерства здравоохранения РУз — около 1 млн.
Общее количество читателей составляет около 9 млн. человек, в год читателям выдается в среднем 194,89 млн. ед. хранения.

Основной контингент читателей составляют студенты, более 50% — учащиеся, 40% — служащие, 4% — пенсионеры и др. категории пользователей.

Количество персональных компьютеров в информационно-библиотечных учреждениях составляет 7 555 комплектов.

Парк копировальной, сканирующей и печатной техники информационно-библиотечных учреждений составляет 1412 ксерокса, 1024 сканера и 1874 принтера различной конфигурации.

Свыше 1640 информационно-библиотечных учреждений подключены к научно-образовательному порталу «ZiyoNet» и сети Интернет. К услугам пользователей интернет-центры и электронные залы. Общий объем электронных каталогов информационно-библиотечных учреждений превышает 1 млн. библиографических записей.

Накапливается опыт по созданию и формированию фонда электронных библиотек. Постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 августа 2008 года создана Электронная библиотека научно-технической литературы с привлечением гранта правительства Республики Корея. Электронная научно-техническая библиотека функционирует на основе автоматизированной информационно-библиотечной системы, поддерживающей МARC-форматы, обеспечивающей организацию и сохранность документов в электронной форме, а также предоставляющей своим пользователям возможность доступа в локальную и удаленную информационную среду посредством телекоммуникаций и вычислительной техники. Библиотека оснащена современным библиотечным компьютерным оборудованием последней модификации. Действуют электронные залы в информационно-библиотечных центрах. Только за 9 месяцев текущего года электронной библиотекой научно-технической литературы переведено в электронный вид 5 717 печатных изданий. Всего за 2,5 года электронной библиотекой сформировано электронных ресурсов (оцифровано) на основе 14 699 печатных изданий.

Сегодня на новом этапе развития информационно-библиотечной отрасли нашей республики у наших библиотек появляется реальная возможность установить взаимодействие и сотрудничество на новом уровне, позволяющем сделать его более эффективным, плодотворным и взаимовыгодным. В опубликованном 23 февраля 2011 года Постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему качественному развитию информационно-библиотечного и информационно-ресурсного обслуживания на базе информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг.» на государственном уровне поставлена задача координации взаимного использования информационных ресурсов на основе создания интегрированной информационно-библиотечной сети, которая объединит залы электронных библиотек 1815 информационно-библиотечных учреждений, создаваемых в течение 2011-2015 гг. Уже реализован ряд пунктов этого постановления — создан Республиканский центр сводного электронного каталога при Национальной библиотеке, а также сектор сводного электронного каталога в 14 информационно-библиотечных центрах регионов республики. Разработан и направлен для регистрации в Агентство «Узстандарт» библиотечный стандарт «Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления». Разработано и утверждено Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 июня 2011 года «Об утверждении Типового положения об электронной библиотеке и плана-графика создания фонда полнотекстовых информационно-библиотечных ресурсов в электронном виде в информационно-библиотечных и информационно-ресурсных центрах и библиотеках».

Ввиду очень высокого темпа технологического развития возникает необходимость в непрерывном повышении квалификации библиотечных кадров. В этих целях Узбекским агентством связи и информатизации на протяжении ряда лет проводятся различные мероприятия — видеоконференции и научно-практические семинары с участием специалистов библиотеки Конгресса США, ведущих специалистов библиотечного дела России, стажировки библиотечных специалистов Узбекистана в Республике Корея, США, России и т.д. В целях изучения зарубежного опыта и обмена знаниями в области внедрения современных библиотечных и информационно-коммуникационных технологий в библиотечные процессы в рамках государственных мероприятий, проводятся раз в 2 года Международная конференция «Информационно-библиотечные ресурсы в науке, образовании, культуре и бизнесе. Central Asia» и Республиканский научно-практический семинар «Перспективы развития информационно-библиотечной сферы» в рамках Саммита ИКТ, в работе которых принимают участие свыше 250 отечественных и зарубежных специалистов.

В конце 2008 года УзАСИ учрежден первый профессиональный печатный орган библиотечного сообщества республики «Kutubxona.Uz», предоставляющий дополнительную возможность библиотекарям (особенно это касается глубинки) узнавать об изменениях, происходящих в информационно-библиотечной сфере, получать новые знания при помощи разнообразных материалов, публикуемых в журнале.

Мы становимся свидетелями того, что информатизация информационно-библиотечных учреждений нашей страны становится стержнем библиотечной политики нашего государства, которая направлена на преодоление разрозненности информационно-библиотечных учреждений различной ведомственной принадлежности, осмысления ключевых, общесистемных задач, концентрации интеллектуальных и финансовых ресурсов на их решение, создания тем самым предпосылок и основ для реальной интеграции информационно-библиотечных ресурсов Узбекистана, провозглашая тем самым идею сетевого взаимодействия. Все это нашло свое отражение в разработанных нормативно-правовых документах — два основополагающих национальных библиотечных стандарта Oz DSt 1214:2009 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения и Oz DSt 1215:2009 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Внедрением ИКТ в библиотечную деятельность буквально пронизан новый Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-280 «Об информационно-библиотечной деятельности», принятый в апреле 2011 года. В ряду подобных правовых актов других государств наш закон является инновационным, так как в нем соединились две сферы — информатизация и библиотечное дело. Его особенность в том, что в нормах закона прописаны нормы взаимодействия информационно-библиотечных учреждений, взаимного обмена информационно-библиотечными ресурсами, а также их совместного формирования. Дается норма формирования и участия в формировании сводного электронного каталога республики.

Неплохо обстоят дела в республике с разработкой программных продуктов — начал постепенно складываться рынок программных продуктов для автоматизации библиотечных процессов. Это разработки Центра подготовки и поддержки молодых программистов, (система «КаДаТа», предназначенная для автоматизации библиотек, и программный продукт «Скандата» по формированию «Имидж-каталога» — ретроконверсии карточных каталогов информационно-библиотечных учреждений), разработка Национальной библиотеки Узбекистана (система «Кармат»), Ташкентского университета информационных технологий («ТUIT.е-Lib»).

Можно с уверенностью утверждать, что первый и самый трудный этап библиотечной информатизации, когда каждый шел своим путем — пройден. Отрадно, что государство предоставляет библиотекам реальную возможность развиваться и сотрудничать на новом технологическом уровне, позволяющем сделать его более эффективным, плодотворным и взаимовыгодным.

У информационно-библиотечных учреждений различных ведомств есть твердое намерение работать в направлении создания единой библиотечной компьютерной сети, стремление преодолеть ведомственные барьеры в целях обеспечения беспрепятственного и открытого доступа, в том числе и удаленного, пользователям нашей страны к информации. У них очень много схожего: схожие функции, традиции, проблемы, связанные с сохранностью, автоматизацией, каталогизацией, обеспечением доступности, ретроконверсией каталогов, разработкой новой законодательной и нормативной базы. Огромное поле деятельности. И сегодня, при условии взаимовыгодного сотрудничества и кооперации, мы сможем реально выполнить свою миссию в интересах нашего общества и в интересах наших пользователей.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте