Это ИТ-ресно. Патентные войны и кто такой патентный тролль?
20 декабря 2011
Рубрика: ИТ-ресно.
Автор: .

Практически каждый день мы читаем в ИТ-новостях, что компании судятся друг с другом по поводу патентов и изобретений. У всех «на слуху» многомиллионные иски и запреты на продажу, например, планшетов Samsung по обвинению в плагиате со стороны Apple.

Но одно дело, когда судятся два производителя, а совсем другое, когда на производителей нападают т. н. «патентные тролли» ничего реально не производящие. Что это за «несказочные» существа мы и расскажем в нашей рубрике «Это ИТ-ресно!».

Патентный тролль (англ. patent troll) — это физическое или юридическое лицо, специализирующееся на предъявлении патентных исков. Патентные тролли предпочитают называть себя патентными холдингами или патентными дилерами (англ. patent dealer). Применяются также другие названия: непрактикующее лицо (англ. non-practicing entity, NPE), непроизводящий патентовладелец (англ. non-manufacturing patentee или англ. non-manufacturing entity), торговец патентами (англ. patent marketer), которые в основном применяются к владельцам патентов, не ведущим самостоятельной производственной деятельности.

Термин «патентный тролль» начали использовать с 1993 года для описания компаний, агрессивно проводящих патентное преследование.

Впервые патентный тролль был изображен в «Патентном видео», представленном в 1994 году и распространенном среди корпораций, университетов и государственных учреждений. В нем ничего не подозревающие лица становятся жертвами патентного тролля, который позиционирует себя как лицо, получающее ренту с лицензионных отчислений.

Эта метафора была популяризирована Питером Деткиным (англ. Peter Detkin), работавшим в Intel. Он описал этим термином действия компании TechSearch и ее адвоката Раймонда Ниро (англ. Raymond Niro) по преследованию Intel. Ранее Деткин использовал термин патентный вымогатель (англ. patent extortionist).

Прецеденты
В октябре 1999 года в России был опубликован патент номер 2139818 на изобретение «Сосуда стеклянного», описание которого полностью соответствует обыкновенной стеклянной бутылке. Авторство изобретения «принадлежит» господам Калиниченко и Торицыну, проживающим в Московской области, а патентообладателем являлось ООО «Технополис». ООО «Технополис» пыталось потребовать от компаний, производящих пиво и безалкогольные напитки, лицензионных отчислений в размере не менее 0,5% от выручки. В настоящее время патент аннулирован по решению Палаты по патентным спорам.

В 2006 году компания Blackberry была вынуждена выплатить компании NTP Inc. 612,5 млн. долларов США под угрозой запрета распространения их товаров в США.

22 января 2008 года американская компания Minerva Industries запатентовала устройство, по описанию напоминающее смартфон, и тут же подала иски против крупных производителей мобильных телефонов: Apple, Nokia, RIM, Sprint, AT&T, HP, Motorola, Helio, HTC, Sony Ericsson, UTStarcomm, Samsung и некоторых других. Что примечательно, первый раз иски были отправлены еще до получения патента.

В декабре 2008 года компания Saxon Innovations LLC подала иски против компаний Nokia, Palm и Research in Motion. Компания утверждает, что ей принадлежат патенты на используемые этими компаниями технологии: активация клавиатуры мобильного телефона по таймеру, одной из масок прерывания мобильного процессора устройств и методологии поддержки коммуникаций между различными процессорами в многопроцессорных архитектурах.

В январе 2009 года компания Information Protection and Authentication of Texas (IPAT) подала иски против Microsoft, «Лаборатории Касперского», Symantec, Novell, McAfee, AVG, ESET, F-Secure, PC Tools, Sophos, Trend Micro, Comodo и других производителей антивирусов, ссылаясь на патенты 5,311,591 и 5,412,717 полученные в середине 1990-х изобретателем Эдиссоном Фишером и затем купленных у него. Тогда же компания Information Protection and Authentication of Texas обнаружила также, что запатентовала методику ограничения запуска компьютерных программ или выполняемых ими операций (по тем же патентам — 5,311,591 и 5,412,717) и подала иски против компаний Apple, Acer, Alienware, American Future Technology, Asus, Dell, Fujitsu, Gateway, Hewlett-Packard, Lenovo, Motion Computing и Panasonic, которые, по утверждению истца, используют эту технологию.

Источник: http://ru.wikipedia.org

Положение дел на фронтах мобильной патентной войны в августе 2011 года (схема Reuters).

Иски патентных «троллей» обошлись американским компаниям в $500 млрд.
Согласно расчетам исследователей Бостонского университета, ущерб, нанесенный, начиная с 1990 года, так называемыми патентными «троллями» — компаниями, приобретающими патенты для организации судебных тяжб с целью извлечения прибыли, составил около $500 млрд.

Особую активность патентные «тролли» развили в последнее время. В течение последних четырех лет из-за их деятельности американские компании в среднем ежегодно теряли около $83 млрд. Эта сумма составляет примерно четверть всех затрат на проведение научно-исследовательских работ в США за этот период.

Как правило, патентные «тролли» в качестве объекта атаки выбирают более крупную компанию, желательно из числа известных вендоров, которые предпочитают договариваться в досудебном порядке, нежели тратить время и силы на судебную тяжбу.

Исследователи отметили, что примерно в 62% общего числа патентных исков присутствуют обвинения по поводу нарушения авторских прав на программное обеспечение. Для сравнения, иски в связи с нарушением патентов, касающихся производства лекарств или химических продуктов, составляют всего 2% и 6% исков подано по поводу нарушения авторских прав касательно изготовления механических устройств.

Для того, чтобы повысить защищенность от атак «троллей», в последнее время компании начали приобретать пакеты патентов или даже поглощать другие компании, владеющие внушительными интеллектуальными активами. К примеру, вместе с приобретением Motorola Mobility корпорация Google получила и интеллектуальную собственность компании, содержащую 17 тысяч зарегистрированных патентов и еще 7,5 тысячи патентных заявок. Более того, только за последние несколько месяцев Google приобрела у IBM более двух тысяч патентов.

Источник: www.3dnews.ru

Тролли и антитролли
Патентные тролли внимательно следят за рынком и тщательно изучают заявки на регистрацию новых патентов. Атака чаще всего начинается не с самого иска, а с угрозы его подачи. Учитывая, что средняя стоимость рассмотрения патентного иска даже в случае признания ответчика невиновным составляет 2,5 млн. долларов, многие компании, подвергшиеся атаке патентных троллей, предпочитают договориться с ними и отделаться гораздо меньшей суммой. Предсказать исход дела трудно, а роялти могут значительно превышать не только судебные расходы, но и компенсации.

Сами тролли любят рассуждать о собственной пользе: мол, создавая вторичный рынок патентов, они повышают их ликвидность, а сосредоточивая десятки патентов в одних руках, облегчают доступ к инновационным технологиям за счет более эффективной организации продажи лицензий. Производители с этими утверждениями, конечно, категорически не согласны.

Борьбу с патентными троллями ведут и специализирующиеся на этом фирмы — своего рода антитролли. В марте 2008 года в Сан-Франциско была создана компания RPX Corp., которая скупает патенты, чтобы они не достались троллям. За ежегодный взнос (в зависимости от размера компании он варьируется от 40 тыс. до 5,2 млн. долларов) RPX выдает лицензии по фиксированным ценам на интересующие компании технологии.

Со временем Джон Амстер, один из двух исполнительных директоров RPX, надеется привлечь сотни, а может, и тысячи клиентов. Сейчас у антитролля, созданного венчурными компаниями Kleiner Perkins Caufield & Byers, Index Ventures и Charles River Ventures, 57 клиентов. Среди них немало крупных корпораций — Acer, Dell, Hitachi, LG, Microsoft, NEC, Nokia, Panasonic, Samsung, Seiko, Epson, Sharp, Sony, Symantec. RPX купила за два года более 1500 патентов в области мобильной связи, интернет-поиска, радиочастотной идентификации и проч. на общую сумму почти четверть миллиарда долларов. Деньги немалые, но на них, естественно, всех патентов не купить. Поэтому одна из главных задач, стоящих перед компанией, — отбор покупаемых патентов. Он происходит без участия клиентов. В этом главное отличие RPX от еще одного известного антитролля — Allied Security Trust, где в выборе патентов для покупки участвуют и клиенты. Их у AST меньше — 18, но среди них тоже есть очень крупные компании: Motorola, Ericsson, HP, IBM, Intel, Oracle, Philips, Verizon.

Источник: http://expert.ru/expert/2010/42/patentnue_voiny

Маркировка может стать роковой
Срок действия патентов обычно составляет 17-20 лет. Американские законы запрещают наносить на товары недействующие патенты, потому что это вводит в заблуждение покупателей. Но если раньше наказание было чисто символическим — 500 долларов, то сейчас компании, нанесшие на этикетку истекший патент, должны платить 500 долларов не за всю партию контрафактного товара, а за каждую его единицу.

Очень плохо обстоят дела у компании Solo Cup, выпускающей тару для таких гигантов, как Starbucks, Wal Mart и др. Оказалось, что просроченные патенты стоят более чем на 3 тыс. форм для отливки. В результате в разряд контрафакта попал 21 млрд. изделий — не у каждого калькулятора хватит знаков, чтобы подсчитать сумму штрафа.

Желающие заработать на невнимательности бизнесменов часами просиживают в Интернете в поисках патентов с истекшими сроками. Затем они находят в магазинах неправильно маркированные товары и готовят иск. По данным чикагского банка Ocean Tomo, за восемь месяцев этого года было подано почти 350 исков о просроченных патентах. Среди ответчиков такие известные компании, как Procter & Gamble, Bayer Healthcare LLC, Cisco Systems, Merck & Co., Pfizer Inc.

Роберт Кох, адвокат по интеллектуальной собственности, советует своим клиентам или внимательно проверять патенты, прежде чем наносить их на изделия, или вообще перестать их наносить. Конечно, это ограничит возможности в борьбе с пиратами, но обезопасит от исков, которые могут просто разорить.

Источник: http://expert.ru/expert/2010/42/patentnue_voiny

Подводя итоги нашей подборки материалов по патентным войнам и троллям, вспоминается интервью, которое в 2009 году корреспондент infoCOM.UZ взял у Евгения Касперского. Говоря о выходе компании «Лаборатория Касперского» на рынок США, он сказал, что наиболее сложной для компании являются не продукты и решения конкурентов, а борьба с патентными троллями, коих в США превеликое множество.

Есть такая интернетовская поговорка — «Не кормите тролля». Так вот, одно дело не «кормить» тролля на каком-нибудь форуме, дабы сохранить время и нервы, а совсем другое, когда каждый из нас платит псевдоизобретателям многомиллионные суммы.

Ведь, если производителю, скажем, смартфона пришлось заплатить немалую сумму патентному троллю, то, покупая смартфон, вы лично оплачиваете из своего кармана несуществующие расходы тролля. Права — правами, но и совеcть нужно иметь.

Европейские регуляторы озабочены тем, что патенты становятся инструментом нечестной конкуренции
По сообщению источника, глава регулирующего органа Европейской комиссии, рассматривающего патентный спор между Apple и Samsung Electronics, выразил обеспокоенность, что права интеллектуальной собственности могут быть использованы некоторыми фирмами нечестно в борьбе против их конкурентов.

Несколько ранее Комиссия запросила у Apple и Samsung подробные сведения о патентах на технологии, используемые в стандартах сотовой связи.

«Мы запросили информацию у Apple и Samsung. Пока мы не получили ответы. Нам необходимо разобраться, поскольку права интеллектуальной собственности могут быть использованы для искажения конкуренции, но нам нужно посмотреть на ответы», — так охарактеризовал ситуацию шеф европейских антимонопольщиков.

По его мнению, злоупотребление защитой прав интеллектуальной собственности превращает их в инструмент для ограничения конкуренции. Отметим, что руководитель антимонопольного органа Евросоюза впервые публично высказал свои опасения.

Кстати, за нарушение европейских законов Комиссия может наложить штраф в размере до 10% глобального оборота компании. Источник: Reuters

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте