Андрей Сафронюк: «Оставайтесь на связи!..». Генеральный директор ООО “Unitel” Андрей Сафронюк подводит итоги работы «Билайн» в 2011 году

Отшумели основные юбилейные мероприятия «Билайн» и пришло время подвести итоги непосредственно 2011 года. Забегая вперед, можно сказать, что он был одним из наиболее успешных в истории компании: столько, сколько сделано в уходящем году, не делал, пожалуй, за столь сжатый отрезок времени ни один оператор. Впрочем, обо всем по порядку…

— Андрей Владиславович, поскольку пятилетие «Билайн» мы довольно подробно обсудили в прошлом номере, эту тему мы сегодня рассматривать не станем. Единственный вопрос, который мы не можем не задать: почему было решено до последнего хранить в тайне имя «особого гостя» вашего грандиозного концерта? Ведь, по идее, имя столь актуальной звезды, как Нюша, могло создать дополнительный ажиотаж вокруг мероприятия…
— Не думаю, что это был бы тот ажиотаж, к которому мы стремились. Главным стержнем проекта «5 лет вместе» были и остаются наши отношения с абонентами — то, что было накоплено с 2006 года. Превращать концерт в бенефис одной, пусть даже очень яркой певицы, делать посещение мероприятия самоцелью для огромной армии поклонников Нюши нам точно не хотелось. В конце концов, давайте не забывать, что это все-таки день рождения — тот праздник, который принято проводить в кругу друзей, так что именно их — близких нам по духу людей — мы хотели собрать в зале Дворца искусств «Истиклол». Тех самых, кто живет на яркой стороне. И думаю, у нас это получилось на сто процентов, а появление Нюши стало приятным сюрпризом для зрителей.

— По результатам работы в третьем квартале «Билайн» в Узбекистане занял второе место по доле выручки, заработав за три месяца 73 миллиона долларов. Чего Вы ждете по итогам года?
— Мы не ждем, мы работаем — продолжаем работать, потому что те цифры и достижения, о которых Вы говорите — это прежде всего результат неустанного труда всей нашей команды. Как известно, финансовые и операционные итоги 2011 года будут подводиться уже в новом году, так что прогнозы делать все же пока рано. Но мы в любом случае ожидаем дальнейшего роста и активной абонентской базы, и MoU (англ. Minutes of Use — количество использованных минут на одного абонента в месяц), но прежде всего — data-трафика. Мы в уходящем году сделали серьезные инвестиции в этот сектор, в разы расширив сеть 3G, и на сегодняшний день видим отличные темпы роста.

— Главный, пожалуй, вопрос, который сейчас активно обсуждается в Узнете: чем объясняется повышение стоимости исходящих звонков на другие сети, которое три основных оператора анонсировали почти одновременно?
— Тут главное слово — «почти», верно? Если хорошо вспомнить, это все же произошло не за один день и даже не за одну неделю: сначала наши партнеры по рынку сделали свои — причем абсолютно разные — объявления, затем мы сообщили о том, что планируем оба шага, а уж только потом нашему примеру последовали другие игроки. Это, конечно, детали, но они, согласитесь, крайне важны. Когда я слышу про разные теории заговора, то всегда хочу спросить: а что, разве это первый случай схожих действий операторов? Мы работаем в условиях жесткой конкуренции и, разумеется, пристально следим за действиями друг друга. И это началось вовсе не вчера, просто раньше эти действия были направлены в противоположную сторону — бывали случаи, когда компании повторяли предложения конкурентов с разницей в день-два, и это почему-то никого не шокировало. Мне, скажем, очень интересно, почему никто не обвинял нас в согласованных действиях, когда на рынок практически одновременно вышли тарифы «Просто! Полтора!» и «Полтора»…

— Но ведь в том-то и дело, что сейчас тарифы скорректированы в сторону увеличения, и говорят, что это не может быть продиктовано соображениями конкуренции.
— Могу сказать, что это очень близорукая позиция. Все операторы так называемой «большой тройки» — это бизнес-структуры, и точно так же, как мы не хотим дать кому-либо преимущество в привлечении абонентов, мы не хотим и дать обогнать себя по выручке, потому что, в конечном счете, успешность компании оценивается с финансовой точки зрения. Отвечая на Ваш предыдущий вопрос: что бы там кому ни казалось, мы являемся частью не только телеком-отрасли Узбекистана, но и глобального рынка, а значит, в какой-то мере подвержены его трендам. Что это за тренды — объяснять не буду: узнать о них можно, включив телевизор и посмотрев выпуск новостей. Пусть и опосредованно, но кризис, затрагивая наших зарубежных партнеров, среди которых множество поставщиков оборудования, сказывается и на нас: вендоры пересматривают цены своей продукции, стоимость сервиса также не стоит на месте, а мы по-прежнему планируем масштабные инвестиционные проекты, которые нереализуемы без закупок новейшей техники. Отсюда и корректировка тарифов.

— Означает ли это пересмотр ставок интерконнекта?
— Спасибо за этот вопрос. Хотя я и не готов пока на него ответить, поскольку это все еще является предметом обсуждения, но, думаю, некоторым читателям журнала и сайта будет полезно узнать о наличии такого понятия, как «интерконнект» вообще. Ведь, на самом деле, мало кто из абонентов, с удовольствием пользующихся бесплатными входящими звонками, задумывается о том, что эти звонки все же оплачиваются. Только делают это не абоненты, а сами операторы. Проще говоря, мы платим партнерам за звонки, которые наши клиенты сделали на их сети, и наоборот. Так что размер и условия взаиморасчетов за трафик между операторами — это тоже актуальная тема для дискуссий, хотя и не столь публичных.

— Сказанное Вами в полной мере объясняет пересмотр тарифов на исходящие звонки абонентам других операторов. А что насчет абонентской платы? Тут дело даже не в ее размере, поскольку один цент в сутки — это символическая величина, а в самом принципе — пользователи сотовой связи в Узбекистане успели отвыкнуть от абонентской платы.
— Совершенно верно, и это хорошо заметно по такому показателю, как количество зарегистрированных SIM-карт. Ни для кого не секрет, что количество абонентских договоров, мягко говоря, не равно количеству людей, пользующихся связью. Очень многие абоненты имеют по две, три, четыре и более SIM-карты, и далеко не всегда это продиктовано объективной необходимостью. Кому-то вручили дополнительную карту в рамках акции, кто-то приобрел просто на всякий случай — в общем, причин может быть великое множество, а итог, увы, зачастую один: такие подключения не только искажают статистику, но и препятствуют нормальному развитию. К сожалению, номерная емкость — это ограниченный ресурс, и мы не хотели бы, чтобы завтрашние абоненты столкнулись с острой нехваткой прямых номеров только из-за того, что у кого-то дома или на работе пылятся ненужные ему SIM-карты. Именно для этого и вводится, как Вы правильно заметили, чисто символическая абонентская плата, которая, тем не менее, заставит кого-то задуматься, прежде чем приобрести лишнюю SIM-карту впрок.

— Не опасаетесь ли Вы, что такой шаг повлечет за собой массовые отключения этих самых лишних SIM-карт?
— Не только не опасаюсь, но и надеюсь на это. Поймите меня правильно: мы никогда не гнались за красивыми цифрами числа абонентов. Более того: мы в своей отчетности указываем активную трехмесячную абонентскую базу, а не шестимесячную. Поверьте, это большая разница: скажем, если по итогам третьего квартала количество абонентов, совершавших платные транзакции в июле-сентябре, составило 5 688 000, то наша полугодовая база на тот же момент превышала 7 000 000. Поэтому мы предпочитаем ориентироваться на выручку, которую все игроки рынка считают примерно одинаково. Знаете, я тоже слежу за обсуждением этого вопроса на форумах, а кроме того, являюсь пользователем Facebook, и вижу сообщения, в которых абоненты говорят о том, что они уже отключают «запасные» SIM-карты. И я хочу, чтобы все знали: «Билайн» приветствует эти процессы. Связь — это не крупа, не соль, и не спички, и ею нет смысла запасаться на годы вперед.

— Означает ли все это, что ценовые войны постепенно уходят в прошлое?
— Я искренне хотел бы верить в это. Уверен, что нормализация конкурентной среды предостaвит операторскому сообществу возможность вернуться к вопросу о дальнейших путях развития рынка мобильной связи. При этом даже с учетом корректировок тарифы на сотовую связь в Узбекистане по-прежнему останутся одними из наиболее доступных в мире.

— Вы говорите о новом этапе развития 3G или все же о сети LTE, строительство которой было анонсировано на недавней пресс-конференции?
— Я говорю о развитии отрасли в целом. Безусловно, у нас огромные планы по дальнейшему расширению сетей третьего поколения, так что 130 городов и районов Узбекистана, которые сейчас входят в зону покрытия 3G «Билайн» — это не предел. Но вместе с тем мы смотрим вперед, и поскольку разрешение на развитие сетей 4G нами получено, мы будем двигаться и в этом направлении. Более того — уже движемся.

— В уходящем году много информационных поводов предоставил «Beeline Business». Какое событие в корпоративном сегменте Вы считаете наиболее значимым?
— Ответ очевиден: это «Тарифный конструктор». Коллеги смогли не только сформулировать, но и воплотить в жизнь основной принцип «Beeline Business»: связь должна работать так, как надо клиенту. Используя это уникальное предложение, предприниматели Узбекистана теперь могут сами создавать тарифы, выбирая лишь те опции, которые им реально необходимы.

— Новогодние подарки «Билайн» своим абонентам уже успели стать доброй традицией. Не могли бы Вы рассказать о том, что сделано в преддверии 2012 года?
— Тут нам действительно есть чем гордиться: помимо того, что теперь при подключении к услуге «USB-модем Билайн» каждый абонент получает в подарок 5 Гигабайт трафика, мы приняли решение увеличить объем интернет-пакетов на 50 процентов до конца января за те же деньги. Иными словами, подключая тот или иной интернет-пакет, абонент получает в полтора раза больше трафика. И, разумеется, нельзя не упомянуть о Мега Акции, стартовавшей в конце ноября: каждую пятницу в 20:00 на волне FM 101 «Узбегим таронаси» проводится розыгрыш призов, среди которых множество планшетов iPad2, телефонов Samsung Galaxy S2 и Nokia X1-00, а также бонусов от компании. При этом в розыгрыше принимают участие все новые абоненты, подключившиеся на текущей неделе, а также действующие клиенты, которые за предыдущую неделю потратили на услуги связи более 2000 сумов. Как видите, условия вполне демократичны, розыгрыши — прозрачны, и у нас уже есть первые победители из разных регионов страны.

— Ваше новогоднее пожелание читателям infoCOM.UZ…
— Оставайтесь на связи с «Билайн»: 2012 год будет интересным.

Orphus system