Новогоднее блиц-интервью с Джалолатдином Рахимовым, директором Центра UZINFOCOM
26 декабря 2011
Рубрика: Интервью. Тэги:
Автор: .

Прежде всего, хочется отметить, что уходящий 2011 год стал знаковым для нашей страны. В этом году весь наш народ торжественно отметил 20-летие Независимости нашей республики, во всех отраслях экономики, в том числе и в отрасли связи и информатизации достигнуты высокие результаты, реализованы целый ряд инновационных ИТ-проектов, которые, несомненно, будут способствовать развитию экономики страны и улучшению качества жизни населения республики.

И нам особенно приятно чувствовать свою причастность к тем успехам и достижениям, которые сегодня демонстрирует отрасль.

Одной из основных задач Центра является реализация ИТ-проектов, определенных правительственными решениями. Среди них информационная поддержка и техническое сопровождение Правительственного портала Республики Узбекистан (www.gov.uz). В целях развития данного информационного ресурса, а также в рамках реализации правительственных решений за текущий год был осуществлен целый ряд работ, направленных на развитие информационной составляющей портала, расширение информационных услуг и предоставление дополнительных электронных сервисов. В частности, в настоящее время пользователям доступны реестры форм и бланков госорганов, интерактивных услуг, государственных информационных ресурсов, ЗАГСов, нотариусов, штрафов за нарушение правил дорожного движения, реестр графика приема граждан и телефонов доверия в государственных органах. В настоящее время завершаются работы по запуску Персонального кабинета для юридических и физических лиц на Правительственном портале Республики Узбекистан с предоставлением различных сервисов и услуг, а также интеграции модуля персонального кабинета в единую государственную систему электронного документооборота.

Для развития информационных ресурсов государственных органов специалисты Центра проводят мониторинг доступности и экспертизу сайтов госорганов на соответствие установленным требованиям. В результате осуществленных работ в настоящее время практически все государственные органы имеют свои сайты, повысилась функциональность сайтов госорганов, улучшился дизайн и расширился контент информационных ресурсов. В результате осуществленных работ и принятых мер доступность сайтов государственных органов повысилась и на сегодняшний день составляет почти 95,0%.

Как известно, развитие ИКТ в регионах является одним из самых актуальных направлений государственной политики в сфере ИКТ. В этой связи, Группой по оказанию содействия Центрам компьютеризации при областных хокимиятах Центра UZINFOCOM организованы и проведены рабочие встречи и учебные семинары для руководителей и специалистов Центров компьютеризации в городах Ташкент и Навои, разработан целый ряд внутренних нормативно-правовых актов, необходимых в работе, а также оказаны различного рода консультационные услуги. На сегодняшний день во всех областях ведутся работы по созданию Центров единого окна. В рамках Недели ИКТ в сентябре 2011 года был организован и проведен конкурс «Лучшие Центры компьютеризации-2011». По итогам конкурса Центры компьютеризации города Ташкент, Навоийской, Сурхандарьинской и Сырдарьинской областей были награждены нетбуками и памятными грамотами.

В развитии информационных технологий большое значение уделяется разработке современных нормативно-правовых документов, к настоящему времени Центром разработаны 13 положений, 5 рекомендаций, 6 руководящих документов, 2 государственных стандарта и 1 право в сфере компьютеризации и развития ИКТ, а также проведено 7 научно-исследовательских работ.

В результате реализации правительственных решений по широкому внедрению и использованию ИКТ в государственном управлении с каждым годом растет количество интерактивных государственных услуг, предоставляемых государственными органами через свои сайты. В настоящее время количество базовых интерактивных услуг составило уже 94 ед., а количество государственных информационных ресурсов увеличилось до 186 ед.

Как известно, Центр UZINFOCOM является администратором верхнего уровня доменной зоны UZ (www.cctld.uz). С целью развития рынка доменных имен Центром UZINFOCOM предпринимаются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию конкурентной среды на рынке и повышению качества предоставляемых услуг. К примеру, в текущем году был запущен ряд сервисов с использованием СМС-уведомлений, предоставляющих возможность администраторам (владельцам) доменных имен в зоне «UZ» получать СМС-уведомления о состоянии своих доменов, а также возможность получения WHOIS-информации о домене всем желающим.

В результате предпринятых усилий и реализации правительственных решений по развитию национальных информационных ресурсов в Узбекистане с каждым годом растет количество национальных доменов. На 1 декабря 2011 года количество активных доменов составляет более 13,2 тысячи единиц, а прирост с начала года составил 19,1%.

В 2011 году, в честь празднования 20-летия Независимости нашей республики, Администрация доменной зоны «UZ» запустила ряд новшеств, таких как регистрация и продление доменных имен на 4 и 5 лет, трансфер с возможностью новой регистрации домена, а также изменение даты окончания регистрации домена. Все услуги осуществляются через регистраторов доменных имен или через предоставляемые регистраторами электронные сервисы управления доменом.

Напомним, что в 2009 году Центр UZINFOCOM одним из первых в республике запустил Дата-центр, а в текущем году в целях удовлетворения возрастающих требований к услугам Дата-центра и запуска целого ряда социально значимых ИТ-проектов осуществлена модернизация оборудования, в ходе которой проведена замена оборудования на современное высокотехнологичное оборудование, построенное на базе Blade-систем.

В начале текущего года была запущена услуга VPS (Virtual Private Server) по аренде виртуальных серверов, разработаны гибкие тарифные планы, а также запущена новая услуга Backup.uz. В настоящее время также ведутся работы по развитию «облачных» технологий с использованием решения VMware vSphere. Кроме этого, Центр UZINFOCOM запустил собственную СМС-платформу для организации СМС-услуг и сервисов.

Потребность в услугах Дата-центра постоянно растет и, если обратиться к цифрам, то можно увидеть, что только в этом году количество пользователей услуги хостинга увеличилось на 81% по сравнению с началом года, а объем оказанных дополнительных услуг вырос почти в 3 раза. Стоит отметить, что для государственных органов услуги хостинга предоставляются на безвозмездной основе.

В настоящее время обеспечение информационной безопасности является одним из ключевых вопросов для любой организации, в том числе и для государственных органов. В этой связи Службой реагирования на компьютерные инциденты UZ-CERT, являющейся структурным подразделением Центра UZINFOCOM, в целях обеспечения информационной безопасности государственных информационных ресурсов и систем осуществляется целый ряд работ, направленный на повышение уровня информационной безопасности и устранение выявленных недостатков.

Только в этом году, для участия в программе UZ-CERTified, разработанной Службой UZ-CERT, было получено около 500 заявок, по программе SiteAdvisor было проверено около полутора тысяч сайтов, а также обработаны и даны рекомендации по более 100 обращениям национальных пользователей.

В целях оперативного реагирования на инциденты Служба UZ-CERT в этом году запустила также услугу СМС-уведомления. Пользователи услуги SiteAdvisor и программы UZ-CERTified теперь могут получать уведомления на свои мобильные телефоны о наличии угроз информационной безопасности на интересующих их сайтах.

Кроме того, в рамках расширения международного сотрудничества в области информационной и компьютерной безопасности Службой UZ-CERT ведутся завершающие работы по подготовке к подписанию Меморандума о взаимопонимании с Индийской службой реагирования на компьютерные инциденты (CERT-In). Также были проведены мероприятия по осуществлению взаимодействия с KZ-CERT (CERT-служба Казахстана).

Одним из главных событий 2011 года является запуск нового варианта проекта ID.UZ. Теперь, наряду с единым центром авторизации для ИТ-проектов, появились элементы социальной сети, такие как статусы с комментариями (микроблоггинг), фотоальбомы, отслеживание активности контактов, получение статусов для доступа к разным проектам.

Ранее в прессе было сообщено о разработанном специалистами Центра проекте Desk.uz, представляющим собой сервис управления информацией. В 2011 году выросла популярность данного ресурса, и началось массовое его использование не только в государственных органах, но и в частном секторе и бизнес-структурах. Так, на 1 декабря т.г. более 900 пользователей установили на своих персональных страницах Desk.uz более 2,5 тысячи виджетов.

Также развивается сервис персональных и коллективных блогов Fikr.uz, разработанный в прошлом году специалистами Ресурсного центра общественно-образовательной сети ZiyoNET. Созданы и поддерживаются 80 коллективных блогов и 320 персональных. Для привлечения участников проведены множество акций и викторин по литературе, науке и интересам пользователей.

Одним из самых популярных ресурсов сети ZiyoNET является Образовательный видеопортал uTube.uz. Многие блоггеры и владельцы сайтов обращаются к нему для организации он-лайн просмотра видеоматериалов. На 1 декабря 2011 года с данного ресурса всего закачано для просмотра более 4 тысяч информационных ресурсов в сфере образования, художественных фильмов и интересных видеоматериалов. Более 1,3 тысячи пользователей активно участвуют в жизни портала, дают свои комментарии, оценивают ресурсы и одновременно добавляют в него новые видеоресурсы.

Центр UZINFOCOM также уделяет особое внимание развитию и совершенствованию Национальной информационно-поисковой системы WWW.UZ. Это, в первую очередь, отсортированный, постоянно обновляемый и дополняемый каталог существующих информационных ресурсов в национальном сегменте сети Интернет. Основу WWW.UZ составляет каталог национальных ресурсов в сети Интернет, отсортированный по тематике и категориям с возможностью осуществления поиска по содержанию сайтов. Имеющаяся система сводной статистики позволяет анализировать состояние и отслеживать развитие национального сегмента сети Интернет.

С помощью ТОП-рейтинга WWW.UZ можно получать статистические отчеты по посещаемости сайта, популярности той или иной веб-страницы ресурса, по тематическим направлениям и многим другим параметрам как в виде цифровых данных, так и в графическом виде.

Кроме того, следует отметить, что в настоящее время Центром ведутся работы по разработке таких ИТ-проектов, как «Разработка и внедрение информационной системы ТЧСЖ», «Разработка и внедрение информационной системы «Национальная электронная почта», а также «Электронное лицензирование в сфере связи и информатизации».

Если говорить о планах на будущее, то это, во-первых, реализация на высоком уровне и с полной отдачей проектов, определенных правительственными решениями. К их числу можно отнести дальнейшее развитие Правительственного портала РУз, информационно-образовательной сети ZiyoNET, а также службы UZ-CERT. Кроме того, планируем расширить работы по предоставлению новых услуг пользователям Дата-центра, повышению качества предоставления услуг на рынке доменных имен, развитию информационных ресурсов государственных органов, внедрение новых электронных сервисов и разработки социальных ИТ-проектов. В планах на ближайшую перспективу также внесены вопросы дальнейшего развития работ по интеграции деятельности Центров компьютеризации, повышения уровня знаний и навыков госслужащих по использованию ИКТ в государственном управлении, разработка решений по обеспечению ИБ государственных органов, разработка информационных систем для органов государственного и хозяйственного управления и многое другое.

Я уверен, что все наши планы выполнимы, т.к. в настоящее время Центр UZINFOCOM обладает достаточным кадровым и техническим потенциалом, соответствующим самым высоким требованиям и поэтому мы смотрим в будущее с уверенностью.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте