Как «стимулировать» пользователей Facebook «работать» на ваш бизнес
31 декабря 2011
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: Елена Селезнева.

Социальность — тенденция, стремительно охватывающая «серьезный» мир бизнеса. За рубежом для любой компании хорошим тоном считается общаться со своими потребителями неформально, и на «их территории». Так почему же компаниям Узбекистана не последовать этому примеру? И именно иностранный Facebook наилучшим образом приспособлен для взаимодействия представителей бизнеса и широкой общественности.

Статистика и аудитория
По данным сайта Socialbakers.com, количество зарегистрированных Facebook-пользователей из Узбекистана составляет 90 960 человек (по состоянию на 05.12.2011). Пусть это и не 3 000 000 зарегистрированных узбекистанских любителей сети «Одноклассники.ру», о чем с гордостью сообщают представители проекта в Узбекистане (ежемесячно, кстати, «Одноклассников» посещают около 550 000 локальных юзеров) и не 249 000 зарегистрированных пользователей «В контакте», за такую аудиторию нашим локальным брендам и компаниям уже можно бороться.

По нашему мнению, в Facebook — наиболее качественная и, что немаловажно, платежеспособная аудитория, в сравнении с другими социальными сетями. Например, здесь можно найти людей следующего статуса:
• бизнесмены (руководители, менеджеры);
• высокообразованная молодежь со средними или высокими доходами;
• «офисный планктон»;
• журналисты печатных СМИ и онлайн-изданий;
• люди из Интернета (руководители сайтов, блогеры) и многие другие.

Разумеется, безоговорочно кидаться и продвигать себя в Фейсбуке не стоит — для начала надо подумать, а в какой социальной сети обитает целевая аудитория вашей компании. Домохозяек можно найти в «Одноклассниках», школьников и студентов — в «Одноклассниках» и «В контакте». Наилучшим для компании решением будет присутствовать во всех социальных сетях одновременно.

Для каких компаний это может быть интересно?
Практически для любых, если только вы не производитель мелких деталей к гусеничным тракторам :) А если серьезно — то выйти в соцсети катастрофически необходимо всем производителям товаров и услуг потребительского назначения (FMCG):
• продукты питания, напитки, одежда, косметика;
• магазины, интернет-магазины;
• сфера услуг (салоны красоты, кафе, рестораны, клубы, службы доставки, детские сады, школы танцев и т.п.);
• туристические агентства;
• дизайн-студии, мебельные/интерьерные салоны;
• сотовая связь;
• электронные СМИ, блоги и многое другое.

Но очень важно не иметь завышенных ожиданий и помнить о том, что присутствие в соцсетях — не гарантия мгновенного успеха и миллионных прибылей и 100% акцент на продвижение только в соцсети делать не стоит однозначно. Это всего лишь один из способов продвижения брендов.

• Это — инструмент «зарабатывания» лояльности.
• Это — получение обратной связи.
• Это — НЕ инструмент продаж.

Правило 90:9:1
Это правило характерно для пользователей практически любых социальных сетей.
• 90% подписчиков не будут совершать активных действий с вашим контентом, в лучшем случае, просто прочитают.
• 9% способны на действие, которое не требует особых усилий, например, нажать кнопку Like или Share.
• Оставшийся 1% — наиболее лояльная и активная аудитория, которая готова комментировать, обсуждать и даже самостоятельно генерировать контент. Именно эта аудитория помогает «продвигать» ваш бизнес.

Дополнительные выгоды от присутствия в Facebook
Это — хороший источник целевого трафика на сайт (43% пользователей узнают новости от своих друзей по соцсети):
• Так как Facebook — «самораскручивающийся» механизм, он обладает отличным вирусным потенциалом. При правильной подаче контента вы мгновенно увидите приток новых читателей/посетителей/френдов (друзья друзей и т.п.).
• Диалог с читателями, не покидая «их привычной территории».
• Фан-страницы Facebook хорошо индексируются поисковиками и при запросах выходят в топы (плюс для SEO).

Локальные истории успеха
Рассмотрим 3 примера успешного Facebook — продвижения компаний из Узбекистана:
1. Крупная компания — Beeline Uzbekistan

Взглянув на статистику в левом нижнем углу скриншота, мы увидим, что билайновцы «перевыполнили план» вышеозвученного правила 90:9:1 – из 17 781 «лайкнувших» страницу пользователей активно обсуждают бренд 1 419 человек (почти 10%). Так что вполне заслуженно компания занимает первое место в рейтинге TOP 5 brands in Uzbekistan, присутствующих на Facebook.

Придется признаться, что страничка «Билайн Узбекистан» — моя любимая среди страниц локальных брендов, с наилучшей подачей информации. Здесь всегда доброжелательные администраторы (реальные люди, хорошо известные в Узнете) с отличным чувством юмора, отвечающие на любые, даже самые негативные комментарии пользователей. Отвечают, что немаловажно, очень быстро и всегда готовы разъяснить малейший нюанс по поводу продукта/услуги компании.

Интересный факт — админы странички зачастую постят информацию, никак не относящуюся к бренду (информацию о государственных праздниках, выходных, другие интересные новости), и такие общие оффтоп-обсуждения привлекают пользователей не меньше профильных новостей. Ведь мечта любого SMO-специалиста, чтобы на его странице было как можно больше фидбэка от пользователей, и если это не совсем злостный оффтоп — почему бы и нет?

Большой плюс в «карму» компании «Билайн Узбекистан» — постоянные конкурсы для фанатов, странички, не дающие людям «расслабиться» и соскучиться. К сведению компаний меньшего, чем «Билайн», размера — больших бюджетов для конкурсов и не нужно, главное — постоянно держать людей в тонусе. В итоге вы получите лояльных пользователей, рекомендующих вашу страничку всем своим друзьям. Это ли не прекрасно?

2. Небольшая компания — Human Wear (бутик «Человеческая одежда»)

Страничка бутика «Человеческая одежда» — замечательный пример классического «вирусного» продвижения. Именно рекомендациями менее чем за два года (могу ошибаться в датах) они набрали почти 3 500 друзей. Особенно старалась прекрасная половина пользователей соц.сети — к примеру, я «лайкнула» любимый шарфик, он моментально понравился как минимум половине моих подруг, подругам моих подруг и т.п.

Единственный минус этой странички — она создана как личная страница пользователя, а не как страница компании. Да, так удобнее предлагать людям дружбу, но необходимо помнить о том, что лимит на количество друзей у Facebook — 5 000 человек, и примерно через полгода сотрудникам Human House все-таки придется мигрировать на страницу компании. При этом немаленькая часть пользователей может «потеряться по дороге». Но мы искренне желаем любимому бутику пережить эти трансформации с наименьшими потерями.

Хотя есть еще один выход — пользователи могут не «добавляться в друзья», а «подписываться», но об этом, опять же, надо будет объявлять дополнительно, так как не все юзеры используют эту относительно новую функцию.

3. Туристическая компания Magic Asia и группа X-places

Создание группы X-places — отличный пример нестандартного продвижения в Facebook. Для тех, кто не в курсе — для участников группы проводятся интереснейшие экскурсии по Ташкенту (проводит их, кстати, не абы кто, а сам Борис Анатольевич Голендер), люди обсуждают небанальные виды отдыха. Вроде бы ничего особенного, но, как оказалось впоследствии, это проект не отдельных энтузиастов, а туристической компании Magic Asia. Компания себя не афиширует, не рекламирует ежедневно свое название капслоком в каждом посте, так что пользователи особо и не почувствовали разницы. А экскурсии действительно интересные, рекомендуем. Наверное, именно поэтому менее чем за полгода существования участников группы стало немногим более 1000 человек.

Итак, что же нужно помнить, собираясь создавать страницу своей компании?

Создание страницы «с нуля»
«Идеологическая» концепция страницы (то, что люди смогут обсуждать)

Например, если вы производите памперсы, обсуждать можно аспекты здорового роста и воспитания детей. Если продаете фотоаппараты — устраиваете фотоконкурсы и обсуждаете фотографию, как жанр, в целом, а не только свойства последней модели. Обсуждать только ваши продукты не будет никто, кроме ваших сотрудников. Хотя нет, фанаты Apple могут обсуждать и продвигать в массы продукты компании бесплатно 24 часа в сутки.

• Дизайн страницы (привлекательный, яркий и стимулирующий на «лайки»).
• КОНТЕНТ.
• Реальные люди — «хозяева» странички.
• Чувство юмора.
• Страница должна быть «живой». То есть, если страница регулярно не обновляется — все о ней забудут.

Помним о том, что ГЛАВНОЕ — КОНТЕНТ
• Регулярное обновление.
• Диалог с пользователями на их языке (а не на казенном, сухом языке многих корпоративных сайтов Узнета)
• Мгновенная реакция на негатив (это не значит, что негатив надо удалять — на такие комменты надо максимально подробно отвечать, извиниться, если проблема действительно в вашем продукте, и предложить пути решения проблемы).
• Уникальность контента (а не rss-трансляция новостей, как просят делать многие наши клиенты). Даже если реально не хватает времени на обновление — разбавляйте рсс-посты собственными мыслями. Иначе вашим френдам будет очень скучно, и они вас, скорее всего, покинут.
• КОНКУРСЫ (постоянные, не разовые). Интерес людей к вашей компании надо постоянно подогревать. Да, всегда есть лояльные клиенты, но нам же нужен приток «свежих сил»? Именно конкурсы помогают получить новых френдов, лишний раз напоминают постоянным клиентам, что им тоже всегда рады, и подарки есть для всех.
• UGC (User Generated Content) — организуйте опросы, фотоконкурсы и т.п. Подобный фотоконкурс (на то, чья фотография соберет больше лайков) сейчас на Facebook проводит Torg.uz). Ради желанного приза участники стараются созвать на страницу как можно больше своих френдов.

Не забываем про ПЛАГИНЫ и ВИДЖЕТЫ
• Like (мне нравится).
• Share (поделиться).
• Виджет комментариев.

По статистике, трафик с Facebook при внедрении кнопки Like и «расшаривании» новостей составляет около 30% (при наличии интересного контента). Так что не лишайте себя постоянного притока посетителей, и дайте людям возможность поделиться новостями о вашем продукте с друзьями. Новость уйдет на стену пользователя, и там ее будут ждать все его друзья.

По собственному опыту — плагины действительно работают, и поток посетителей (на интересную новость) зачастую превышает упомянутые выше 30%.

Справедливости ради стоит отметить, что ставить социальные плагины необходимо не только от Facebook, но и Twitter, и других социальных сетей. Нужно быть во всеоружии для пользователей всех социальных сетей, и пусть человек отправляет новость туда, куда ему удобно.

Реклама на Facebook
• Выбираем аудиторию (возможность географического и демографического таргетинга, а также таргетинга по интересам).
• Составляем текст объявления, оптимизируем его.
• Составляем разные объявления для различной целевой аудитории.
• Выбираем CPС или CPM (цену за 1 клик или цену за 1000 показов).

Средняя стоимость CPC для Узбекистана — $0,75, средняя стоимость CPM — $0,1. На самом деле, цены определяются системой аукционных торгов и могут меняться в зависимости от присутствия других рекламодателей.

Ориентировочные бюджеты начинаются от 1 млн. сумов в месяц. Все это, конечно, условно и зависит от каждого конкретного случая.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте