Оценка качества электронных образовательных ресурсов
28 февраля 2012
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

Быстрое развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования. Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в частности, на интернет-технологиях.

С использованием интернет-технологий появилась возможность неограниченного и очень дешевого тиражирования учебной информации, быстрой и адресной ее доставки. Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса и т. д. Эти преимущества обусловили активизацию работы коллективов многих вузов по внедрению информационных технологий в традиционную модель учебного процесса.

Новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами, поэтому анализ качества электронных образовательных ресурсов (ЭОР) заслуживает отдельного внимания. Ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при этих условиях.

Можно разделить критерии оценки ЭОР на традиционные и инновационные.
К традиционным относятся:
• соответствие программе обучения;
• научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);
• соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);
• отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;
• оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии).

Хорошо отработаны традиционные критерии оценки ЭОР (пример — учебники), поэтому разумно вынести эти оценки за рамки и сосредоточиться на инновационных качествах ЭОР и соответствующих критериях оценки.

Основные инновационные качества ЭОР следующие:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
• получение информации;
• практические занятия;
• аттестация (контроль учебных достижений).

Можно отметить, что книга обеспечивает только получение информации.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Чтобы утвердиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубляться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т. д.
3. Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.

Здесь полноценность приведена не случайно. Речь идет не о поиске и получении текстовой информации из удаленного источника. В конце концов книги выписывали и в XVIII веке.

В данном случае полноценность подразумевает реализацию «дома» (в интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге — вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, а также многое другое, вплоть до коллективной учебной работы удаленных пользователей.

Хороший электронный образовательный ресурс обладает представленными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает:
• интерактив;
• мультимедиа (аудиовизуальное представление фрагмента реального или воображаемого мира);
• моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качества объекта);
• коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями);
• производительность (в данном случае — производительность труда пользователя).

Конечно, оценить качество ЭОР можно по степени использования новых инструментов, однако на деле это не так просто — слишком трудно определиться в пятимерном пространстве.

Нужно максимально формализовать процедуру, резко уменьшить размерность задачи. Для этого можно воспользоваться зависимостью всех других инструментов от первого. Дело в том, что интерактив является передовым, всегда (но в разной степени) присутствующим инструментом. Все другие новые педагогические инструменты используются только вместе с первым, создавая ему среду применения.

Тогда можно ввести единственную шкалу измерения инновационных качеств ЭОР по уровню интерактивности.

Весь мир приходит к пониманию, что для эффективного использования ЭОР, информатизации образования в целом требуется развитие новых образовательных технологий. Доминирующими тенденциями в этом процессе являются расширение возможностей учащегося в самостоятельной учебной работе (аудиовизуальная информация, практика, аттестация — «дома») и рост творческого компонента в деятельности педагога в аудитории. Предполагается постепенный переход в деятельности педагога от вещания к дискуссии с учениками и перенос многих традиционно аудиторных видов занятий во внеаудиторную (самостоятельную) часть учебной работы.

Для реализации исследовательских форм взаимодействия контент ЭОР должен представлять собой интерактивную многосвязную аудиовизуальную среду с многомодельной поддержкой. По существу такая среда близка к виртуальной реальности, максимально использующей новые педагогические инструменты: интерактив, мультимедиа, моделинг.

Литература:
1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Захарова И. Г. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 192 с.
2. Трайнев В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (Обобщения и рекомендации): [Учеб.пособие] / Трайнев В. А., Трайнев И. В. — 3-е изд. — М.: Дашков И. К., 2007. — 279 с.
3. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч-ся по пед. спец. / Хуторской А. В. — М.: Академия, 2008. — 255 с.
4. Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие/ Отв. редактор Солдаткин В. И. — М.: Высшая школа, 2003. — 792 с. 6.
5. Туличкина Е. А. Проблемы педагогического процесса с информационной точки зрения // Педагогическая информатика, 2003. — № 3. — С. 64–70.
6. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Коджаспирова Г. М., Петров К. В. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2005.– 351 с.
7. Никонова Н. В. Принципы формирования комплексного программного средства учебного назначения, основанные на интеграции традиционных и инновационных подходов // Информатика и образование, 2007. №1.
8. Иващенко М. В., Игнатов А. В. Проблемы автоматизированного оценивания качества электронных изданий образовательного назначения на основе положений теории квалиметрии // Информатика и образование, 2007. №3.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте