Дильшод Музаффаров: Вся правда об интернет-рекламе
3 апреля 2012
Рубрика: Интервью, Интернет и сети. Тэги: ,
Автор: .

Во всем мире интернет-реклама — это давно освоенный и коммерчески успешный сегмент, но в Узбекистане появился он относительно недавно. Куда и как лучше всего инвестировать деньги в интернет-рекламе?

Реально ли с ее помощью увеличить продажи компании, или все это бессмысленная трата денег? Какие плюсы и минусы нужно знать начинающему рекламодателю в Интернете? На эти и многие другие интересные вопросы Коммерсант.Уз отвечает Дильшод Музаффаров, руководитель компании «Ledokol Group».

— Миллионы людей в мире рассуждают о рекламе, о ее необходимости, эффективности. По Вашему мнению, может ли современный бизнес обойтись без рекламы?
— Реклама – производная часть маркетинга, а маркетинг – это комплексный анализ, как внешнего потребительского рынка, так внутреннего корпоративного состояния, т.е. в зависимости от результатов маркетингового анализа делаются выводы о выборе тех или иных видов продвижения компании, в том числе с использованием рекламы. Учитывая, что продвижение необходимо практически любой компании, а реклама – это наиболее простой и оптимальный способ, можно с уверенностью сказать: реклама нужна если не всем, то подавляющему большинству бизнеса однозначно.

Мы каждый день работаем и встречаемся с потенциальными клиентами, и часто слышим от руководителей компаний фразы о том, что их не интересует или им не нужна реклама. К сожалению, в большинстве случаев подобная реакция основана на неправильном и исковерканном восприятии рекламы. Представители малого и среднего бизнеса представляют себе рекламу исключительно в виде наружной рекламы, радио или ТВ, т.е. для большинства наших предпринимателей реклама – это большие затраты и большая рекламная кампания. Хотя сам рекламодатель иногда и не осознает, что он рекламируется. Реклама начинается с визитки, фирменного ежедневника, регистрации в справочнике, даже просто с того, как представитель компании рассказывает о возможностях компании своему собеседнику.

Интересно также, слышать фразы местных представителей крупных компаний, например банковской сферы: «Нам не нужна реклама, у нас и так все хорошо / плохо / и т.д.». Отсутствие сильной конкуренции на нашем рынке дает о себе знать. Думаю в течение 5 лет ситуация по крайней мере в Ташкенте кардинально изменится и компании начнут закладывать хорошие бюджеты в свою рекламную активность, начнут измерять эффективность и бороться за каждого клиента. Тогда и уровень сервиса поднимется, но это уже отдельная тема для разговора.

— Какой вид рекламы, на Ваш взгляд, наиболее эффективный? Почему?
— Видов рекламы масса. Сказать, какой из них наиболее эффективный, значит сказать, что в рекламе мы совершенно не разбираемся. Каждому отдельному товару или услуге необходим индивидуальный подход. Для товаров массового потребления эффективна будет реклама масс-медиа (наружная реклама, радио, ТВ и т.д.) т.е. реклама, имеющая массовый охват целевой аудитории. Напротив, для узкоспециализированного бизнеса идеальным вариантом будет размещение рекламы исключительно на целевую аудиторию, начиная от подачи, учитывающую психологию этой аудитории до мест компактного скопления этой аудитории. В последнее время, много спорят об эффективности наружной рекламы. Дело в том, что эффективна она далеко не для всех сфер. К тому же и качество подачи отечественной наружной рекламы оставляет желать лучшего. Здесь проблем несколько. С одной стороны не хватает новых и смелых дизайнерских решений. Не хватает и специалистов-дизайнеров, готовых не только делать качественную и продуманную работу, но и уметь ее обоснованно отстаивать и защищать перед клиентом. В то же время не хватает доверия и смелости со стороны заказчиков, многие, к сожалению, действуют по принципу «если понравилось руководству, значит, реклама будет эффективной». Только после запуска рекламной кампании начинают жаловаться рекламным агентствам, мол, результата нет. А откуда взяться результату, если то, что было предложено изначально, кардинально отличается от того, что утвердили в конце. Здесь проблема, как и бюджетов, так и подачи имиджей. Плюс ко всему, существует еще и третий фактор: контролирующий наружную рекламу государственный орган — «Ташкент Реклама Сервис». Далеко не каждая предлагаемая реклама соответствует нормам и требованиям этой организации.

Поэтому к каждой рекламной кампании – надо подходить индивидуально.

— На рынке компания «Ledokol Group» около четырех лет. Предоставляя целый ряд услуг в сфере маркетинга и рекламы, Вы делаете акцент именно на сегменте Интернет. Почему Вы сделали ставки на интернет-рекламу?
— Я считаю интернет-рекламу самым перспективным сегментом отрасли. Если мы говорим о тенденциях, то бизнес и вся наша жизнь постепенно уходит в интернет. Подумайте над тем, сколько часов в день вы проводите в виртуальном пространстве? Думаю для многих людей в Ташкенте сегодня это от 2 до 3 часов как минимум. Тенденция будет расти, а время, проводимое в сети, увеличиваться и компаниям надо уже сейчас заботиться о своем присутствии в Интернете. Это вопрос завтрашнего дня, это перспектива. На сегодняшний день, я полагаю, свыше 95% зарубежных компаний полноценно присутствуют и зарабатывают в Интернете. У нас это всего лишь вопрос времени, я полагаю через 2-3 года, большая часть рекламодателей при составлении рекламной кампании будут начинать именно с online активности.

На сегодняшний день мы являемся опытной компанией в сегменте интернет-рекламы. Активно ею мы занимаемся уже два года. Все началось с одного клиента. И, сделав первый проект, начали поступать новые предложения. Мы проанализировали и поняли, что, действительно, это довольно интересное направление, которое мы активно развиваем и по сей день.

— Какие виды интернет-рекламы Вы предлагаете своим клиентам?
— На сегодняшний день, наиболее востребованным видом интернет-рекламы остается классическая баннерная реклама. Она может дать клиенту максимальный охват аудитории в самые сжатые сроки. Мы работаем на эксклюзивных условиях с самыми эффективными и качественными Интернет площадками Узнета. Также набирает обороты и PR направление: публикация интервью, коммерческих статей и новостей компании. Данный вид рекламы предназначен в основном для более информативных рекламных кампаний. Более продвинутые рекламодатели интересуются рекламой в Facebook и у нас большой опыт в этом направлении. Мы рады разрабатывать для наших клиентов комплексные решения.

— Какие явные преимущества интернет-рекламы, Вы могли бы выделить?
— Преимуществ на самом деле не мало, а в отличие от традиционной рекламы они кардинальные. Во-первых, это оперативность: рекламную кампанию практически любых масштабов можно подготовить и запустить в Интернете в течение 2-3 дней. Во-вторых, нет необходимости что-то производить, конструировать, печатать. Все что производится, делается на компьютерах программистов и веб-дизайнеров. Явным преимуществом перед прочими видами рекламы является система анализа эффективности и мониторинга. Сегодня мы можем просчитать точное количество привлеченных рекламой пользователей, их возраст, пол, географическое место нахождения вплоть до районов и улиц города, время, проведенное на этом или ином сайте, какая часть вашего сайта их интересует больше всего, показывать рекламу аудитории исходя из их личных интересов, привычек и предпочтений т.д.

Ни одна компания сегодня, используя любой другой вид рекламы, не может точно просчитать, сколько она тратит денег в пустую, а сколько целенаправленно. Интернет же позволяет это сделать, потому что в момент запуска нами четко обозначаются цели и задачи. И уже, исходя из этого по результатам рекламной кампании просчитывается процент конверсии, т.е. процент превращения привлеченных посетителей в покупателей, или пользователей, совершивших конкретную потребность рекламодателя (звонок, покупка, регистрация, подписка, активность на сайте и т.д.).

— Есть ли недостатки у интернет-рекламы?
— Недостатки конечно есть. Если говорить про Узнет, то основным минусом является отсутствие массового охвата. Даже самые посещаемые ресурсы ограничены из-за низкого проникновения сети Интернет. К примеру, в Рунете есть ресурсы, которые посещают миллионы людей в день. Вот это массовость. У нас интернет-сегмент не настолько массовый. Но это, я считаю, дело времени. Даже за последние два года ситуация изменилась. Выросла потребность в интернет- рекламе среди отечественных рекламодателей. Мы регулярно отслеживаем статистику, за это время выросло во много раз и число интернет-пользователей в стране. В первую очередь, это связано с количеством пользователей мобильного и беспроводного интернета. Это проще, чем иметь персональный компьютер и точку доступа. Особенно это оптимальное решение для регионов. Аудитория растет. Но в то же время наша аудитория массово уходит в Рунет и Дот Ком. Это в основном социальные сети и почтовые сервисы. На мой взгляд, Узнету нужно больше качественных интересных площадок с уникальным контентом. Это в разы увеличит посещаемость местных ресурсов и, конечно же, привлечет новых рекламодателей.

— Какие сферы бизнеса выбирают рекламу в интернете и с чем это связано?
— Пионерами рекламы в интернете были сотовые компании. Они и до сих пор остаются лидерами в этом сегменте. В свое время операторы сотовой связи признали это направление перспективным. И они не ошиблись. Кроме сотовых компаний активистами в интернет-сегменте можно считать производителей и дистрибьюторов разного рода аппаратуры, бытовой техники, сотовых телефонов, а также ADSL интернет-провайдеров, но, в принципе, интернет-реклама универсальна для всех бизнес направлений.

— Развейте миф: реально ли повысить продажи компании с помощью интернет-рекламы? Какова отдача от инвестиций?
— Абсолютно реально. Существует термин «тематическое ядро» — это конечная точка сайта, или место принятия решения пользователем в сторону рекламодателя. Можно провести аналогию с обычным магазином. Скажите, когда вы заходите в магазин, что для вас является положительными факторами, влияющими на принятия решения о покупке? Во-первых, это фасад магазина – в нашем случае это внешнее вид оформление сайта, он должен быть привлекателен. Во-вторых, приветливые продавцы-консультанты, которые вас встречают – в нашем случае это информация, ради которой мы пришли. В-третьих, интерьер и чистота магазина внутри, удобство расположения витрин – это юзабилити, удобство работы и использования сайта пользователем, его функционал. И, конечно же, «тематическое ядро» — сам товар или продаваемая услуга должны быть на самом видном месте, с максимально подробной графической и текстовой информацией, с указанием контактов администрации, для того, чтобы пользователи могли элементарно куда-то позвонить и договориться о сделке. При соблюдении всех этих позиций, используемая интернет-реклама будет наиболее эффективной и действительно повысит продажи компании.

— Как вы отбираете целевую аудиторию из общей массы пользователей Интернета? Ведь в Интернете очень много людей, а тем, кому действительно нужен рекламируемый товар или услуга намного меньше. Получается, рекламодатель вынужден переплачивать за ненужную ему аудиторию?
— Нет, не нужно. При наличии четкой задачи по поиску целевой аудитории, скажем, клиенту нужны только те пользователи, которые планируют купить билет до Москвы, или хотят заказать пиццу. Мы используем инструменты Google Adwords и Яндекс Директ, и показываем рекламу клиента только тем пользователям, кто ищет эту информацию в Интернете. Получается, мы даем пользователям то, что они ищут в поисковых системах, переходя по рекламе на сайт нашего клиента, пользователи совершают покупку. Надо отметить, что работать и находить целевую аудиторию мы можем не только в пределах Узбекистана, но также и в любой точке земного шара, в любой стране, где присутствует Интернет. Это предложение может показаться интересным для местных компаний, занимающихся экспортом услуг на другие страны. Можно найти любого клиента в любой стране.

— Сегодня активно развивается реклама в социальных сетях. Насколько это эффективно и насколько это востребовано среди отечественных рекламодателей?
— Если мы говорим про Odnoklassniki.ru, рекламу в там нужно размещать тогда, когда нужен большой охват аудитории, большой трафик посетителей, т.к. это один из самых посещаемых сайтов в Узбекистане. На этом, основная ценность этого ресурса как рекламной площадки исчерпывается. Если мы говорим про Facebook – здесь можно сделать более широкий и качественный подход, но для этого желательно зарегистрировать корпоративную группу компании в этой социальной сети. Размещая рекламу в Facebook, вы не только информируете широкую аудиторию о своем продукте или услуге, но и параллельно продвигаете свою группу, ежедневно увеличивая число ее поклонников. При этом, ни в коем случае не следует воспринимать рекламную кампанию в социальных сетях основной альтернативой остальным видам интернет-рекламы, в каждом случае необходимо стараться подойти комплексно, используя маркетинг-микс рекламных возможностей Интернета. Хотя, с другой стороны, если компания больше нигде не рекламируется, только ведет страницу, скажем в Facebook и довольна отдачей, то почему бы и нет.

— Какие социальные сети наиболее популярны в Узбекистане?
— На сегодняшний день, в Odnoklassniki.ru насчитывается более 500 тысяч зарегистрированных пользователей из Узбекистана. При этом ежедневное количество уникальных посетителей из Узбекистана в рабочий день превышает 120 тысяч пользователей. То есть примерно активной является примерно 20% пользователей из общего количества зарегистрированных. Эта сеть существует давно и у нас по праву занимает первое место по посещаемости.

Следом идет Facebook, который насчитывает около 130 тысяч человек зарегистрированной аудитории. У нас нет точной информации о дневной посещаемости, но предположительно это около 70% от общего числа зарегистрированных пользователей (свыше 90 тысяч человек) заходят на Facebook ежедневно. Аудитория Facebook растет очень быстро и динамично. За последние 6 месяцев процент прироста аудитории составил около 30%. Мы считаем, что наиболее популярной и перспективной социальной сетью в Узбекистане является именно Facebook. По нашей оценке, интерес к Odnoklassniki.ru постепенно снижается, и эта аудитория уходит в Facebook, аудитория Одноклассников постепенно концентрируется в регионах. Замыкает тройку лидеров Мой Мир, который своей популярностью обязан почтовому серверу Mail.ru. Дневная аудитория этой сети, около 90 тысяч человек в день. Если говорить о сети VKontakte.ru или Vk.com, то, по нашим подсчетам, дневная аудитория социальной сети составляет не более 5 тысяч в день. Эта социальная сеть не прижилась у нас в Узбекистане, несмотря на то, что пришла в Узбекистан раньше, чем Facebook. Узбекские социальные сети мы в расчет не берем – за их не привлекательность и отсутствие открытых показателей роста числа активной аудитории.

— На сегодняшний день интернет – это площадка для творческого самовыражения. Осознание этого подтолкнуло многих для создания собственных блогов. Есть ли сегодня спрос на рекламу в блогах?
— В Узбекистане есть блоги, но мы не рассматриваем их как удачное место для размещения рекламы. Контент отечественных блогов не настолько популярен и «читабелен», чтобы привлекать рекламодателей. Подчеркну, это мнение сугубо нашей компании. И у нас это пока еще не так распространено, как, скажем, в России, где очень популярен ЖЖ и многие другие блоги. Блоги в Узбекистане не подают никаких признаков рекламной перспективы. Возможно, потому что у нас не самая читающая нация в мире. В то же время, если бы блог вел какой-нибудь авторитетный и узнаваемый человек: политик, деятель культуры, науки и т.д., думаю эффект был бы. Яркий пример – популярные российские и западные телеведущие, политики, актеры, у которых масса сторонников, поклонников, фанатов. Эти люди и составят целевую аудиторию этих блогов, численность которой порой доходит до миллионов. Вот тогда стоит задуматься о размещении рекламы.

— Каковы планы у «Ledokol Group» на будущее?
— Недавно мы провели так называемый «ребрендинг» компании: освежили логотип компании и набрались новых сил. Буквально в течение недели запустим обновленный корпоративный сайт, думаю, он приятно удивит аудиторию Узнета. Об этом мы сообщим дополнительно в средствах массовой информации. Во второй половине этого года, планируем провести вторую Профессиональную Интернет Конференцию USENET//2012, думаю, будет весело и даже местами познавательно, постараемся пригласить международных гостей для обмена опытом.

В общем, план один: работать и развивать наш рынок!

Беседовала Евгения Грандэ
Фотография Сардора Шаахмедова
Источник: http://www.kommersant.uz/intervyu?mode=view&post_id=572202&mode=view&post_id=572202

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте