Правовые основы обеспечения дальнейшего развития индустрии программного обеспечения в Узбекистане
15 мая 2012
Рубрика: Конференции, семинары и презентации. Тэги:
Автор: Дильбар Холикова.

С первыми шагами независимости в Узбекистане было уделено большое внимание обеспечению динамичного развития индустрии программного обеспечения. В первую очередь, конечно же, созданию нормативно-правовой основы в этой сфере.

В итоге на сегодняшний день в целях формирования информационного общества в нашей стране было принято 11 Законов, 3 Указа Президента Республики Узбекистан, более 40 постановлений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, а также более 670 нормативно-правовых актов. Также, в данное время действуют более 20 стандартов, описывающих требования к формированию программных продуктов, управлению документированием, методам и средствам обеспечения безопасности, требования к качеству программных продуктов и т.д. Также в республике приняты несколько межгосударственных стандартов.

Так, после принятия 13 января 1992 года Закона Республики Узбекистан «О связи», законодательно определяющем назначение связи, как составной части хозяйственной и социальной инфраструктуры Республики Узбекистан, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения, хозяйствующих субъектов, органов государства в передаче и приеме почтовой, телефонной, телеграфной, радио и других видов информации и доставки отправлений, 6 мая 1994 года было принят Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Целью данного закона было регулирование отношений, связанных с созданием, правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных.

Именно этим законом были впервые введены на законодательном уровне понятия распространения программы для ЭВМ или базы данных, как предоставления доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе для ЭВМ или базе данных, в том числе сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт для любой из этих целей. Здесь же были определены условия выпуска в свет (опубликования) программы для ЭВМ или базы данных, то есть предоставление экземпляров программы для ЭВМ или базы данных с согласия автора неопределенному кругу лиц (в том числе путем записи в памяти ЭВМ и выпуска печатного текста).

Также в нормах этого закона были даны определения понятиям база данных в качестве совокупности данных, выраженных в объективной форме и систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронных вычислительных машин (ЭВМ), программе для ЭВМ, как совокупности данных и команд, выраженных в объективной форме и предназначенных для функционирования ЭВМ, сетей ЭВМ и других компьютерных средств с целью получения определенного результата. Данный закон имеет большое значение для полноценного обеспечения авторских, личных и имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных, прав на регистрацию и порядок использования, их свободного воспроизведения и адаптации, а также свободной перепродажи экземпляра программы.

12 мая 2001 года был принят Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем», определяющий объект и условия правовой охраны зафиксированного на материальном носителе пространственно-геометрического расположения совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

В целях обеспечения необходимых условий для последовательного и свободного развития информационной сферы были приняты также законы «О радиочастотном спектре» (25 декабря 1998 года), «О телекоммуникациях» (20 августа 1999 года), «Об информатизации» (11 декабря 2003года ), «Об электронной цифровой подписи» (11 декабря 2003 года), «Об электронном документообороте» ( 29 апреля 2004 года), «Об электронной коммерции» (29 апреля 2004 года), «О защите информации в автоматизированной банковской системе» (4 апреля 2006 года) и т.д.

Согласно статьи 8 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная в продаже товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. Настоящая норма также показывает, что подобные правонарушения по отношению к программному обеспечению могут быть пресечены Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации, развитию конкуренции и предпринимательства.

Немаловажной составляющей созданной основы являются Указ Президента Республики Узбекистан УП-3080 от 30 мая 2002 года «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» и Постановление Президента Республики Узбекистан ПП-117 от 8 июля 2005 года «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационно-коммуникационных технологий».

В целях формирования национальной системы информатизации, массового внедрения и использования во всех сферах экономики и жизни общества современных информационных технологий, средств компьютерной техники и телекоммуникаций, наиболее полного удовлетворения растущих информационных потребностей граждан, создания благоприятных условий для вхождения в мировое информационное сообщество и расширения доступа к мировым информационным ресурсам Указом Главы государства от 30 мая 2002 года «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» и Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 200 от 6 июня 2002 года «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий» были поставлены приоритетные задачи по созданию современных надежных и безопасных национальных информационных баз данных, развитию рынка информационных ресурсов и услуг, последовательному поэтапному переходу к электронным формам обмена информацией. В них определены задачи по созданию эффективного механизма стимулирования развития отечественного производства качественных программных продуктов и их экспорта, а также по организации подготовки высококвалифицированного кадрового потенциала для работы в сфере информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь в сфере разработки программных средств, информационных баз данных, формирования республиканских, отраслевых и локальных информационно-коммуникационных сетей, разработки компьютерной и телекоммуникационной техники.

Указом Президента Республики Узбекистан № УП-3080 от 30 мая 2002 года были предоставлены также некоторые налоговые и таможенные льготы предприятиям, производящим программную продукцию. Эффективность, достигнутую вследствие налоговых и таможенных льгот, предоставленных хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в области ИКТ и программных продуктов, можно выразить количеством компаний, занимающихся разработкой программных продуктов. Если в 2005 году количество компаний, занимающихся разработкой программных продуктов, было около 100 компаний, то к 1 января 2012 года их число составило 235.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-4059 от 2 декабря 2008 года была создана свободная индустриально-экономическая зона (СИЭЗ) в Навоийской области, в этой СИЭЗ были созданы все необходимые условия для развития программных продуктов и промышленности ИКТ. В настоящее время в этой зоне осуществляется производство абонентского устройства (Set Top Box), принимающего сигналы цифрового телевидения.

Вопросы поддержки со стороны государства развития программного обеспечения в Узбекистане были предметом парламентского слушания 17 мая 2011 года, принятое решение по которому было направлено на ускорение разработки и принятия комплекса мер по поддержке индустрии производства программного обеспечения.

Неимоверно важное значение в обеспечении широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного и общественного строительства имеет Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-1730 от 21 марта 2012 года «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий». Так, в Программе дальнейшего внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан на 2012-2014 годы, утвержденной данным Постановлением, в целях создания системы предварительного согласования государственными органами основных технических параметров специализированных программных продуктов, выдачи разрешений на использование специализированных программных продуктов и их регистрации, а также увеличения объемов производства отечественного программного обеспечения, организации экспорта национальных программных продуктов намечено совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей использование специализированных программных продуктов в государственных органах, дальнейшее совершенствование мер стимулирования национальных разработчиков программного обеспечения и высококвалифицированных специалистов по ИКТ государственных органов.

Самым актуальным в этом плане является также конкретизация перечня информационных систем органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, интегрируемых в Национальную информационную систему в период 2012-2014 годов. Так, в 2012 году намечается проектирование и создание информационных систем в 6 комплексах, в 2013 году — в 15 комплексах, в 2014 году – в 11 комплексах. Все это, в конечном итоге, будет способствовать повышению качества и увеличению объемов производства разрабатываемого отечественного программного обеспечения, выхода конкурентоспособной и качественной инновационной продукции на внутренний и внешние рынки.

Автор: Дильбар Холикова, член Комитета по вопросам информации и коммуникационных технологий Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Данный доклад был представлен 15 мая 2012 года на Национальном форуме программистов Узбекистана

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте