Интернет и молодежь
28 ноября 2012
Рубрика: Интернет и сети. Тэги:
Автор: Дильбар Халикова.

В современный период сложных технологий, динамичного развития информационно-коммуникационных технологий нельзя подняться до уровня интеллектуального человека без овладения навыками выбранной профессии, без способности показать свои дарования и мастерство в данной отрасли.

Ведь во все времена основными условиями совершенства были, прежде всего, обладания знаниями и умением, мастерством и высоким достоинством. В стране созданы условия для образования, воспитания и профориентации юношей и девушек, их занятий спортом и искусством. Поэтому при проведении государственной молодежной политики, в воспитании гармонично развитого поколения в нашей стране особое внимание уделяют именно этим сторонам вопроса. На сегодняшний день в Узбекистане процессы обучения и воспитания, проводимые в школах, лицеях и колледжах, высших учебных заведениях, проводятся именно, исходя из этих требований. В современных образовательных учреждениях идет поиск эффективных форм и методов его осуществления.

За годы независимости в стране сформирована необходимая нормативно-правовая база, касающаяся молодежи. Сегодня у нас в стране принято более 100 законодательных актов, соответствующих общепризнанным нормам международного права, а также основанных на историческом опыте, национальных традициях и ценностях, духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Правовые основы законодательства направлены на защиту интересов несовершеннолетних и молодежи и служат обеспечению их способностей и дарований, духовности и нравственности, которые являются важными составляющими элементами образа жизни человека.

Что собой представляет духовно-нравственное воспитание? Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у растущего человека таких нравственных чувств, как совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм, такого нравственного облика, как терпение, милосердие, кротость, незлобливость, такой нравственной позиции, как способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, такого нравственного поведения, как готовность служения народу и Родине, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли. Эта тема затронута неспроста.

В связи с необратимым процессом глобализации и информатизации общества, наш мир охватили цифровые технологии, которые, с одной стороны, предоставили уникальную возможность проводной и беспроводной связи в любом месте и с любой точкой мира, а с другой, сделали наше общество чрезвычайно зависимым от технических устройств, таких как мобильные телефоны и персональные компьютеры.

Сегодня в мире использование информационно-коммуникационных технологий стремительно растет. Во времена так называемого «информационного века» высокие технологии, сеть Интернет охватывают весь мир. На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии считаются самыми важными средствами ускорения развития и достижения благосостояния государства.

В Узбекистане на сегодняшний день более 9 миллионов жителей пользуются Интернетом. Если в 2002 году в зоне .UZ было зарегистрировано всего 587 доменов, то в настоящее время их число превысило 15 тысяч. Надо признать, что у Интернета преимуществ достаточно.

Так, Интернет — это наиболее удобное средство информации. К примеру, если среди традиционных СМИ: по радио мы слышим только голос, газеты и журналы передают информацию через содержание в печатных строках и фото, по телевидению получаем информацию посредством голоса и изображения, то Интернет имеет возможность предоставлять информацию одновременно посредством аудиовизуального изображения, фотографиями, содержанием в виде печатной информации. Надо отметить, что в Узбекистане на 1 октября 2012 года зарегистрировано в качестве СМИ 196 интернет-сайтов.

Интернет — самая богатая библиотека. Посредством электронной библиотеки население Узбекистана имеет возможность для более облегченного доступа к разнообразной информации, и через ее эффективное использование внесет свой вклад в улучшение условий для научно-технического образования в Узбекистане.

Или же только одна организация «Интернет-Архив» с 1996 года произвела оцифровку книг, состоящих из 2,9 миллиарда текстовых листов. А Британская библиотека разместила в Интернете 4 миллиона оцифрованных страниц газет, изданных в 18-19 веках. Такие цифровые открытые собрания являются замечательным сокровищем для пользователей Интернета и специалистов.

В этом отношении и в Узбекистане проводится масштабная работа. У нас в стране в 2012 году фонды информационно-библиотечных центров увеличились на 25 тысяч экземпляров и общий фонд составил более 5 миллиона экземпляров.

Интернет сегодня является средством предоставления интерактивной услуги, что имеет огромное значение для удовлетворения экономических, политических, социальных нужд населения. Постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 марта 2012 года «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» предусмотрено расширение перечня и улучшения качества интерактивных государственных услуг, предоставляемых государственными органами субъектам предпринимательства и населению, обеспечение широкого доступа к соответствующим информационным ресурсам. На сегодняшний день в национальном домене Uz посредством официальных веб-сайтов государственных органов и ведомств хозяйствующих субъектов предоставляются 617 видов интерактивных услуг. Таким образом, в разделах «Интерактивные услуги» этих веб-сайтов посредством виртуальной приемной осуществляются ответы на вопросы, публикуются законы и другие нормативные документы, предоставляется список оказываемых услуг.

Интернет играет огромную роль в нашей повседневной жизни, являясь фундаментальным инструментом в образовании и культурном развитии молодежи, обучении подростков и их участии в исследовательской деятельности.

Интернет предоставляет бесконечные возможности для образования, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, и в этом существенное преимущество сетевых технологий по сравнению с офлайновой эпохой. Благодаря Интернету знание оказывается сегодня доступным как никогда: например, для того, чтобы прочитать редкую, больше не переиздающуюся книгу или совершить прогулку по музею в другой стране, достаточно иметь доступ в сеть.

Можно еще много и долго продолжать преимущества глобальной сети Интернет, благодаря которой можно получить колоссальный объем информации. Однако существуют также проблемы, состоящие в том, что глобальная сеть Интернета передает информацию совершенно разного содержания. И проблема заключается в том, что в отсутствии достаточного контроля дети имеют доступ к сайтам с нежелательным содержанием. Они также чрезмерно увлекаются социальными сетями, которые им совершенно не нужны. Кроме того, дети слишком много времени уделяют онлайн и офлайн играм, что препятствует полноценному получению образования в школе. Все это приводит к компьютерной зависимости у детей.

И здесь необходимо отметить, что в том случае, если использование Интернета определяется лишь сознательными целями, вряд ли имеет смысл говорить о появлении зависимости. Если же пребывание в Интернете из цели превращается в мотив, и только в сети человек чувствует себя комфортно, а информационные возможности сети позволяют человеку осуществлять погружение в виртуальную реальность — целостную, активную и автономную среду обитания — увы, это зависимость. Граница перехода сильной увлеченности в зависимость очень тонка и незаметна. Поэтому, если начинают преобладать мысли о «нете», Интернет становится основной потребностью, основным способом борьбы со стрессом и способом получения положительных эмоций, на него начинают тратиться большие деньги и меняется круг реальных друзей, меняясь на виртуальных — стоит задуматься.

Основной группой риска для развития этой патологии в мире являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Как правило, подростки знакомятся с компьютером в школе или интернет-кафе. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию интернет-зависимых. Согласно совместному исследованию Microsoft и Synovate, почти половина молодых людей в мире признается, что «не сможет жить без Интернета». Студенты старших курсов, в отличие от младших товарищей, обычно демонстрируют высокий уровень компьютерной грамотности. Однако «информационная грамотность» молодых пользователей — умение находить и впитывать качественную информацию — зачастую отстает, утверждают эксперты.

К сожалению, в условиях глобализации и либерализации информационной сферы молодежь подвергается негативному информационному воздействию. Информация, распространяемая с использованием всемирной «паутины» под маской «массовой культуры», все чаще оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, способствует появлению суицидальных элементов в их поведении, облегчает их вовлечение в преступления.

Все это приводит к ослаблению присущих нашему менталитету таких чувств, как уважение и любовь к родственникам и близким, отдалению от близких национальных менталитетов принципов коллективизма и социальной солидарности. Ведь, именно используя эти принципы, мы сможем обеспечить в молодежи высокую духовность и верность национальным традициям.

Поэтому необходимо осуществить большой объем работы по усилению идейного иммунитета молодежи, в целях противостояния чуждым нашему менталитету вредным влияниям и течениям, в том числе различным вызовам и угрозам в информационном пространстве. А именно: усилить идейное воспитание среди молодежи, основанное на принципах духовности, повысить эффективность нравственно-образовательного обучения молодежи учителями, махаллями, врачами.

Для этого, в первую очередь, с учетом того, что ребенок уже в 5–6 лет успевает узнать большую часть информации, которая необходима в его жизни, родители не должны быть безразличными к тому, какое воспитание получают дети в детском саду, в какие игрушки играют, с какими книжками с рисунками они знакомятся, какие им рассказывают сказки и рассказы.

Также надо усилить работу в рамках семьи, школы, махалли по системному проведению идейного продвижения среди молодежи духовных и нравственных устоев общества, исторической и культурной связи между поколениями узбекского народа со стороны родителей, образовательных учреждений, махалли, общественного движения молодежи «Камолот», Комитета женщин, депутатов и других организаций. Так, освоение детьми Интернета должно сопровождаться поддержкой взрослых. В свою очередь, необходимо предложить в помощь родителям современные компьютерные технологии, которые позволяют оградить ребенка от нежелательного контента и других рисков в Интернете, не ограничивая при этом его доступ к огромному количеству полезных образовательных и развлекательных ресурсов в Интернете.

Необходимо также близкое сотрудничество общественных организаций с правоохранительными органами в осуществлении в рамках законодательства контроля над деятельностью интернет-кафе, продажи аудио- и видеопродукции.

Для укрепления идейного иммунитета молодежи, конечно же, необходимо заполнение домена UZ качественным полезным контентом, привлекающим больше посетителей. Поэтому задача веб-разработчика, который создает контент для своего сайта, заключается в создании уникального, качественного, полезного контента и его оптимизации для увеличения количества посетителей.

В завершении стоит отметить, что подрастающее поколение начинает осознавать всю важность передаваемой любой информации, молодые люди более серьезно относятся к любым «выкладкам» фотографий. В этом смысле они уподобились старшему, более мудрому и опытному, поколению.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте