Интерактивные государственные услуги для населения и юридических лиц

Многие из нас уже слышали об электронном правительстве и прекрасно понимают, что это не просто электроника, которая управляет государством, а намного более емкое и глобальное понятие.

Электронное правительство (англ. e-Government) — это способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Как видим, главным звеном электронного правительства являются государственные услуги, «при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии». Сегодня мы расскажем о государственных интерактивных услугах для населения и бизнеса.

В нашей стране уже давно и целенаправленно внедряются интерактивные государственных услуги населению и юридическим лицам через веб-сайты госорганов и Правительственный портал Республики Узбекистан. Координатором данного направления является Государственное унитарное предприятие Центр UZINFOCOM. Мы обратились к специалистам центра за справкой о состоянии и перспективах развития данного вида услуг.

Комментирует Ильдар Яушев, ведущий специалист центра UZINFOCOM:
«Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №181 от 23 августа 2007 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с юридическими и физическими лицами с использованием информационно-коммуникационных технологий» был утвержден Реестр базовых интерактивных государственных услуг (БИГУ) в количестве 49 единиц.

В 2009 году в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №239 от 20 августа 2009 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан» перечень БИГУ был расширен до 94 единиц.

Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан №24 от 1 февраля 2012 года «О мерах по созданию условий для дальнейшего развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на местах», перечень БИГУ увеличился до 197 единиц.

На данный момент согласно утвержденному перечню БИГУ, интерактивные государственные услуги (ИГУ), оказываемые госорганами через веб-сайты пользователям, насчитываются в количестве 617 единиц.

В ходе мониторинга предоставления государственными органами ИГУ, а именно ИГУ «Рассмотрение обращений граждан», всем госорганам через веб-сайты были направлены обращения для проверки оперативности реагирования и рассмотрения электронных обращений. По результатам проведенного анализа на период до 1 августа 2012 года из 111 госорганов, которые предоставили на сайтах адреса электронной почты или форму обратной связи, на обращение ответили 36.

С целью предоставления широкого доступа пользователям к ИГУ на Правительственном портале созданы специальные возможности и сервисы. На портале по принципу «единого окна» представлены базовые интерактивные государственные услуги.

На Правительственном портале имеется раздел «Реестр базовых интерактивных государственных услуг», где представлены электронные формы и бланки государственных органов, перечень государственных реестров, доступных в сети Интернет, реестры базовых интерактивных государственных услуг, штрафов за нарушение правил дорожного движения, «телефонов доверия» государственных органов и графики приема граждан в государственных органах, а также имеется раздел медиатека, где размещены фото- и видеоматериалы, отражающие развитие всех отраслей жизнедеятельности страны в целом.

Специалистами Группы информационного обеспечения и развития Правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет Центра UZINFOCOM разработан и запущен Персональный кабинет гражданина, который доступен по адресу my.gov.uz.

Персональный кабинет гражданина на Правительственном портале Республики Узбекистан предназначен для создания условий по предоставлению возможности реализации прав и гарантий граждан при обращении в государственные органы на основе использования современных информационных технологий и создан для взаимодействия граждан с государственными органами в едином информационном пространстве через единую точку доступа, что ранее было невозможно.

Созданный Персональный кабинет гражданина предусматривает, в частности, достижение следующих целей:
• повышение открытости и прозрачности деятельности органов государственного управления, а также интерактивности при обращении граждан в органы государственного управления;
• повышение эффективности взаимодействия органов государственного управления и граждан с использованием информационных технологий;
• реализация прав граждан на внесение в электронном виде запроса и обращения ко всем видам открытой государственной информации, имеющей индивидуальную и общественную значимость;
• предоставление широкого спектра качественных информационных и интерактивных услуг по рассмотрению обращений граждан с единой точки доступа.

Согласно Закону Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи» к электронному обращению, в Персональном кабинете имеется возможность прикрепления электронной цифровой подписи обращающегося лица. Использование электронной цифровой подписи в отправляемом обращении позволяет обеспечить сохранность и целостность электронного документа.

Также созданы условия для подачи электронных обращений пользователями (гражданами) в государственные органы, по заполнению общедоступных электронных форм, бланков и других форм отчетностей, по просмотру реестра государственных интерактивных услуг, а также создана возможность хранения поданных электронных обращений и инструмент для пользователей по оценке качества процедуры рассмотрения обращений со стороны государственных органов.

В рамках выполнения Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №181 от 23 августа 2007 года специалистами Центра UZINFOCOM в начале 2011 года запущена платформа для организации услуг и сервисов через СМС (SMSG) как компонент услуг Дата-центра. Платформа позволяет вывести имеющиеся интерактивные сервисы на пользователей мобильной связи, которых в несколько раз больше, чем стационарных пользователей сети Интернет, обеспечивая тем самым больший охват общества.

На сегодняшний день посредством СМС-платформы Центра UZINFOCOM уже работают такие СМС-сервисы, как:
• выписка по запросу из реестра лицензий в сфере связи и информатизации;
• уведомления об окончании домена UZ».

С тем, чтобы каждый читатель мог лично ознакомиться с каждым видом интерактивных государственных услуг, что они из себя представляют и в каком объеме должны оказываться, мы предлагаем посетить специальный сайт www.reestr.uz. На этом сайте есть большой объем информации по законодательству Узбекистана в данной сфере, и, в частности, опубликованы «Требования по оказанию интерактивных государственных услуг через официальные веб-сайты государственных органов». Процитируем общие понятия и определения из данного документа.

Государственная услуга — деятельность органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах по исполнению запроса или требования граждан и организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, а также получении материальных и финансовых средств для их реализации в случае и в порядке, предусмотренных законодательством, установлении юридических фактов или предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию ведомства.

Формат государственной услуги — обязательные для исполнении правила, устанавливающие в интересах получателя государственной услуги, требования к оказанию государственной услуги, включающие характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания данной государственной услуги.

Реестр государственных услуг — база данных, включающая в себя краткие основные сведения о порядке предоставления государственных услуг.

Интерактивные государственные услуги — услуги, оказываемые ведомствами физическим и юридическим лицам через сети телекоммуникаций посредством информационных систем ведомств.

Официальный сайт ведомства — совокупность объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного органа, имеющая уникальный адрес в сети Интернет и обеспечивающая доступ граждан и организаций к информации о деятельности соответствующего ведомства, а также к информационным и иным услугам (сервисам).

Базовые интерактивные государственные услуги — услуги, установленные законодательством, которые являются обязательными и оказываются ведомствами на бесплатной основе, за исключением услуг, за оказание (оформление) которых в соответствии с законодательством предусмотрена оплата в виде сборов, пошлин и др.

Дополнительные интерактивные государственные услуги — услуги, определяемые ведомствами самостоятельно, и могут оказываться на платной основе.

Как видим, требования очень понятные и конкретные. На этом же сайте (www.reestr.uz) в разделе «Реестр БИГУ» можно узнать, какие именно базовые интерактивные государственные услуги должны оказываться, кем и на каком сайте. Ниже мы приводим Реестр 49 базовых интерактивных государственных услуг — БИГУ, утвержденных еще в 2007 году.

Наименование услуг

Ответственные организации

1

Предоставление информации о структуре, составе, функциях, задачах, полномочиях и основной деятельности, порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах.

КМ, госорганы
www.gov.uz

2

Рассмотрение обращений граждан.

3

Предоставление информации по порядку регистрации рождения, смерти, регистрации брака, расторжения брака, установления отцовства, усыновления (удочерения), перемены фамилии, имени и отчества.

Минюст
www.minjust.uz

4

Предоставление перечня территориальных органов ЗАГС Республики Узбекистан

5

Предоставление информации о системах дошкольного образования, общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования. Перечень ВУЗов, академических лицеев, профессиональных колледжей и школ Республики Узбекистан.

МВССО
www.edu.uz,
МНО
www.uzedu.uz

6

Предоставление информации о порядке поступления в учебные заведения Республики Узбекистан.

7

Предоставление информации по вопросам занятости

Минтруд
www.mintrud.uz

8

Предоставление информации по вопросам оформления пенсии и пособий в органах социального обеспечения

9

Предоставление информации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности

МВД
www.mvd.uz

10

Предоставление информации о регистрации и техническом осмотре транспортных средств

11

Прием заявлений на регистрацию транспортных средств юридических и физических лиц

12

Предоставление информации о ходе реализации экономических реформ в коммунальном обслуживании Республики Узбекистан

«Узкоммунхизмат»

13

Предоставление информации о порядке и организации предоставления медицинских услуг гражданам.

Минздрав
http://www.minzdrav.uz/services/

14

Предоставление информации о порядке оказания бесплатной медицинской помощи государственными учреждениями системы Министерства здравоохранения.

15

Предоставление информации о зарегистрированных лекарственных средствах.

16

Предоставление информации о порядке проведения государственного санитарно — эпидемиологического контроля.

17

Предоставление информации об учебных учреждениях системы Министерства здравоохранения.

18

Предоставление информации о порядке поступления в учебные заведения системы Министерства здравоохранения и предоставлении государственных грантов на обучение

19

Предоставление информации о порядке переподготовки и повышения квалификации персонала учреждений здравоохранения.

20

Предоставление информации о взаиморасчетах с бюджетом и внебюджетным фондом по запросу налогоплательщика

ГНК
www.soliq.uz

21

Выдача выписки из плана-графика проверок хозяйствующих субъектов контролирующих органов на соответствующий период по запросу налогоплательщика

22

Прием заявлений на регистрацию, выдача индивидуальных номеров налогоплательщика и изменение регистрационных данных налогоплательщика (только для регистрирующих органов при хокимиятах городов и районов, а также региональным органам юстиции)

23

Предоставление информации о нормативно-правовых актах по налогообложению

24

Прием и обработка электронной налоговой отчетности, предоставление услуги по отправке электронной налоговой отчетности

25

Предоставление информации о фактически сложившихся основных макроэкономических показателей социально — экономического развития Республики Узбекистан

Госкомстат
www.stat.uz

26

Предоставление информации по Государственному регистру предприятий и организаций

27

Прием и обработка электронных копий деклараций от декларантов

ГТК
www.customs.uz

28

Предоставление информации по вопросам планирования и управления бизнесом, финансово-кредитной поддержки развития предпринимательства

Хокимияты, Госкомдемонополизации, ЦБ
www.antimon.uz

29

Предоставление информации по вопросам лицензирования и государственного регулирования предпринимательства

30

Информация о несостоятельных хозяйствующих субъектах, имущество которых подлежит реализации

Госкомдемонополизации
www.antimon.uz

31

Предоставление информации о рынке ценных бумаг, банковском и страховом секторах

Госкомимущество, Минфин, ЦБ
www.gki.uz
www.cbu.uz

32

Предоставление информации о порядке формирования и утверждения тарифов на коммунальные услуги

33

Предоставление информации по статистике внешней торговли

МВЭС
www.mfer.uz

34

Предоставление информации об инвестиционных проектах, прием инвестиционных предложений

35

Предоставление информации об организации электронных государственных закупок

36

Предоставление информации о транспортно-коммуникационном комплексе страны: автомобильные и железные дороги, гражданская авиация

УзААРТ
www.uzaart.uz ,
НАК «Узбекистон хаво йуллари»
www.uzairways.com,
ГАЖК «Узбекистон темир йуллари»
www.uzrailway.uz,
ГАК «Узавтойўл»
www.uzavtoyul.uz

37

Предоставление расписания движения пассажирского железнодорожного и авиатранспорта, перечня справочных служб вокзалов

38

Предоставление информации по тарифам на универсальные услуги телекоммуникаций, перечню почтовых индексов Республики Узбекистан, кодам зон телефонной нумерации Республики Узбекистан, кодам стран, перечню и адресам сайтов государственных органов

УзАСИ
www.aci.uz

39

Предоставление информации о зарегистрированных Государственных информационных ресурсах и системах.

40

Прием заявлений на получение лицензий

41

Предоставление информации по вопросам миграции и выхода из гражданства Республики Узбекистан

МИД
www.mfa.uz,
МВД
www.mvd.uz

42

Предоставление информации по процедурам выдачи виз, временной прописки и продление временной прописки прибывающих иностранцев, получения разрешения на постоянное проживание, вида на жительство, гражданства Республики Узбекистан, предоставление информации об ограничениях въезда на территорию Республики Узбекистан

43

Предоставление перечня иностранных посольств в Республике Узбекистан, дипломатических миссий и представительств международных организаций, аккредитованных в РУз, списка посольств Республики Узбекистан за границей

МИД
www.mfa.uz

44

Предоставление информации из фондов Государственного архива

Агентство «Узархив»
www.archiv.uz

45

Предоставление информации по информационному-библиотечному обслуживанию населения на основе современных информационных технологий, направленных на оперативное удовлетворение научных, образовательных, информационных и культурных интересов. Перечень информационно-ресурсных и информационно – библиотечных центров, а также специализированных библиотек Республики Узбекистан

Минкультуры
www.madaniyat.sport.uz,
МВССО
www.edu.uz,
МНО
www.uzedu.uz,
УзАСИ
www.aci.uz

46

Предоставление информации по земельным ресурсам

Госкомземкадастр
www.gkz.uz

47

Предоставление информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество

48

Предоставление информации о природно-географических условиях и историко-культурном наследии Республики Узбекистан

Минкультуры
www.madaniyat.sport.uz,
Госкомземкадастр
www.gkz.uz

49

Расписание и наличие мест на рейсах, тарифы, перечень оказываемых авиакомпанией услуг, табло прилета и вылета воздушных судов из Международного аэропорта «Ташкент».

НАК «Узбекистон хаво йуллари»
www.uzairways.com

Необходимо отметить, что данный реестр далеко не полный. Это те самые первые интерактивные государственные услуги в количестве 49 ед., утвержденные еще в 2007 году. Выше специалистом центра UZINFOCOM уже было сказано, что на данный момент, согласно утвержденному перечню БИГУ, интер-активные государственные услуги (ИГУ), оказываемые госорганами через веб-сайты пользователям, насчитываются в количестве 617 единиц.

Наиболее полный реестр базовых интерактивных государственных услуг с указанием наименования услуги и органа, ее представляющего, на узбекском и русском языках опубликован на Правительственном портале Республики Узбекистан по адресу http://www.gov.uz/ru/services/reestr_base.

Как видим, базовых государственных услуг для населения и юридических лиц становится с каждым днем больше. Самое главное, чтобы эти услуги оказывались именно в интерактивной форме, непосредственно через сайт государственного органа.

Orphus system