Это ИТ-ресно. Мини-терменвокс для любителей оригинальных музыкальных инструментов
2 января 2013
Рубрика: ИТ-ресно.
Автор: .

Новогодние праздники все ближе и на рынке появляется все больше небольших гаджетов, которые могли бы стать отличным новогодним подарком. Понятно, что лучшим подарком может стать небольшой, но очень необычный электронный музыкальный инструмент. Особенно если он компактный и стоит относительно недорого.

Электронный музыкальный инструмент «Терменвокс мини» продается на сайте

На сайте интернет-магазина ThinkGeek всего за $39,99 можно приобрести необычный во всех отношениях музыкальный инструмент — терменвокс мини.

Несколько слов для тех, кто еще не сталкивался с подобными музыкальными инструментами. Терменвокс — электромузыкальный инструмент, которого даже не надо касаться. Все, что вам нужно для извлечения звука — подключить инструмент и поместить руки рядом с его антеннами. Тон и громкость звука регулируются положением вашей руки относительно антенны.

Гаджет скорее интересен как подарок или игрушка, ведь эта модель гораздо меньше настоящих инструментов. Но если вы любите оригинальные гаджеты, то этот терменвокс вам придется по душе. Как работает инструмент можно посмотреть на видеороликах по адресу http://onegadget.ru/og/23110#more-23110. Несмотря на необычность данного устройства, как оказалось, у него очень длинная история. Это очень ИТ-ресно!

Рекламный постер «терменвокс мини»

Что такое терменвокс?
Терменвокс (лат. theremin или thereminvox) — электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, только полагаясь на свой слух.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса — «Вокализ» С. Рахманинова.

Лев Термен

Его называют отцом электронной музыки, резидентом советской разведки в Америке, миллионером и гениальным изобретателем. Его биографию можно вначале поделить на несколько частей, а затем на основе содержания каждой из этих частей сочинить отдельный приключенческий роман. О нем написано много книг, но мало что доподлинно известно. Его звали Лев Термен.

Термен Лев Сергеевич (1896-1993 гг.) – русский изобретатель, физик, музыкант.

Создатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс (1919 г.); одной из первых телевизионных систем дальновидения (1925 г.); первой в мире ритм-машины ритмикон (1932 г.); систем охранной сигнализации, автоматических дверей и освещения; первых и самых совершенных подслушивающих устройств и т.п.

С биографией Льва Термена можно ознакомиться здесь или здесь

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нем.

Дальнейшее развитие идея терменвокса получила в инструменте под названием терпситон, где частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя.

Терменвокс Etherwave, собранный из деталей Роберта Муга

Инструменты классической схемы Классический терменвокс
В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.

Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена — американка Клара Рокмор и дочь Льва Термена Наталья Термен.

Терменвокс Etherwave
Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.

Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.

Терменвокс Classic

Терменвокс Classic, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надежностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента — 6 октав. Плавная регулировка тембра.

Терменвокс «T-vox tour»
Терменвокс «T-vox tour» разработан мужем российской исполнительницы на терменвоксе Лидии Кавиной, Джорджем Павловым был выпущен ограниченным тиражом. Инструмент отличает оригинальный тембр, диапазон 8 октав.

На «T-VOX» играют Барбара Бухгольц, Лидия Кавина, Олеся Ростовская.

Олеся Ростовская, знаменитый исполнитель на терменвокс

В 2006 году российский исполнитель Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Бухгольц совместно создали международный проект Touch! Don’t Touch!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса.

Альтернативная схема Терменвокс системы Ковальского
В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский (1890–1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К. Ковальского — Л. Королеву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королев (1930–2012) в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент — разновидность терменвокса — «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью. Л. Королев создал оптический индикатор текущей ноты терменвокса — визуализатор.

Современный вариант терменвокса

Терменвокс виртуальный
Существуют также виртуальные аналоги терменвокса, в виде приложений, которые встречаются преимущественно на смартфонах и КПК оборудованных сенсорными дисплеями. Программа российского программиста Александра Золотова SunVox имеет данную функцию как дополнительную для быстрой проверки (удобно задать несколько, например, пять–восемь октав на экране) фильтров и других частотнозависимых элементов создаваемых инструментов. Использовать этот инструмент в самой композиции, создаваемой в SunVox, к сожалению, нельзя. Виртуальный терменвокс представляет собой подобие графика координат, перемещая стило или палец по которому, можно извлекать звуки. Аналогично использованию настоящего терменвокса, перемещение по горизонтали экрана меняет высоту звука, а передвижение по вертикали изменяет его громкость.

Однако, пользуясь данным режимом на КПК с достаточно высоким разрешением экрана (640 x 480), можно, в случае разбиения экрана на 1 или 2 октавы, играть и не только для забавы. Практика показывает, что можно играть вокальные партии. Используется амплитудное и частотное вибрато, которое, кстати, и придает выразительность звучанию реального терменвокса. Два вида вибрато удобно вводить, делая стилусом непрерывные движения по окружности или эллипсу.

Подобному использованию SunVox способствует и наличие формантных фильтров.

Несмотря на свою почти столетнюю историю терменвокс и сегодня весьма актуальный музыкальный инструмент, который можно применять абсолютно в любых музыкальных направлениях и даже на современных планшетах в виде программного приложения. Терменвокс является прародителем современных синтезаторов. Не поленитесь найти в Интернете (например, в этой статье) образцы звучания этого легендарного инструмента. Поверьте, ваши новогодние каникулы пройдут в самой душевной и лирической обстановке.

Матремин — терменвокс в матрешке.

Матремин получен путем скрещивания матрешки и терменвокса (в местном звучании «теремин»).

Изоретатель Masami Takeuchi — профессиональный музыкант, исполнитель на терменвоксе. Учился в России у Лидии Кавиной ведущей мировой исполнительницы на терменвоксе и дальней родственницы самого Льва Термена, изобретателя инструмента.

Матремин был создан в 2000 году, а в 2003 фирма «Мандарин Электрон» начала выпуск и продажу инструмента в Японии. Такэучи-сэнсей — официальный представитель компании по вопросам матремина и лично продал за это время больше 1600 штук.

В 2004 году Такэучи Масами организовал из своих учеников и последователей ансамбль матреминов «Мабуру».

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте