Абонентская плата в тарифах «Билайн» подросла на 1 цент
10 января 2013
Рубрика: Мобильная связь. Тэги:
Автор: .

Постановлением Президента Узбекистана «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2013 год» размер ежемесячных платежей мобильных операторов за каждого абонента с 1 января составляет 500 сум, что на 100 сум больше по сравнению с прошлым годом.

Сегодня последовала ожидаемая новость от операторов: на сайте «Билайн» опубликована информация об увеличении ежедневной абонентской платы на основных тарифах на 1 цент. По сложившейся традиции жители республики спокойно относятся к росту потребительских цен почти во всех сегментах экономики, но аналогичные явления в телекоммуникационной среде вызывают у них же беспокойство. Объясняется это тем, что ведущие игроки мобильного рынка за годы работы приучили граждан к регулярному удешевлению стоимости своих услуг, а потому малейшие ценовые колебания вызывают болезненную реакцию у части абонентов, порой забывающих о том, что стоимость сотовой связи в Узбекистане – одна из самых низких в мире.

Чем же продиктована корректировка абонентской платы? Кто-то на основании вышеприведенной информации может сделать вывод, что это – прямое следствие увеличения налога на абонента, но журналисты www.gazeta.uz попытались понять и другие мотивы «Билайн».

Во-первых, с 1 декабря 2012 года размер минимальной заработной платы в Узбекистане был увеличен на 10% – до 79590 сум. На первый взгляд, это событие мало связано с ростом абонентской платы, если не считать того, что «Билайн» прямо или косвенно обеспечивает рабочие места тысячам людей, у каждого из которых есть семьи, и которые также заинтересованы в росте зарплат. Однако в данном случае речь о другом, а именно – о ежегодных лицензионных выплатах компании государству, а также о платежах за радиочастотный ресурс. По данным редакции, эти затраты исчисляются миллионами долларов в год, и что важнее всего – их размер привязан к минимальному размеру оплаты труда в Узбекистане. Вывод: повышается МРЗП – растут и издержки операторов. А если учитывать, что декабрьское изменение зарплат – не первое в 2012 году, а предыдущее августовское повышение составило в среднем 15%, все становится еще понятнее.

Во-вторых, с 1 января в стране выросли цены на топливо. В некотором плане тарифы на ГСМ и GSM связаны неразрывно: ни для кого не секрет, что сотни базовых станций мобильных операторов в труднодоступных районах оборудованы дизель-генераторными установками (ДГУ), обеспечивающими их бесперебойную работу. Схожую задачу выполняют мобильные ДГУ, используемые для экстренного запуска других базовых станций в случае аварийного отключения электропитания. Учитывая масштабы сетей, их динамичное расширение, а также необходимость обслуживания и доставки топлива в места, нередко удаленные от населенных пунктов на сотни километров, данную статью расходов также стоит считать весьма существенной.

Третья составляющая видимых издержек – растущие инвестиции. Увеличение капитальных затрат в прошлом году позволило «Билайн» переломить ситуацию с качеством услуг: компания безболезненно пережила пиковые нагрузки новогодней ночи, а также существенно повысила уровень связи, снизившийся в связи с непредвиденным притоком абонентской базы. Ожидается, что инвестиционные планы «Билайн» в 2013 году будут как минимум не ниже прошлогодних, что говорит само за себя.

Ну и напоследок – собственно сам налог как наиболее очевидная причина. Стоит напомнить, что 70% этих средств будут направлены в Государственный бюджет Узбекистана, а 30% – в Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий с целевым использованием их для реализации инвестиционных проектов и программ информатизации и развития телекоммуникационных сетей. Другими словами, таким образом абоненты вносят личный вклад в технологическое развитие республики, а 1 цент все же является величиной скорее символической – особенно на фоне одновременно опубликованной на www.beeline.uz новости об акции «Байрам!», позволяющей получать в подарок 10% от пополнения счета.

Итог: мы видим незначительное и вполне закономерное удорожание услуг «Билайн» на фоне впечатляющих усилий оператора по обеспечению населения качественной связью. Более того: предыдущий опыт дает основания предполагать, что примеру первопроходца в ближайшее время последует и второй оператор – Ucell, к которому все вышеперечисленные факторы также относятся в полной мере.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте