Развитие системы «Электронное правительство» и интерактивных государственных услуг
27 марта 2013
Рубрика: Интернет и сети, Конференции, семинары и презентации.
Автор: .

Наиболее развитые страны мира сегодня активно внедряют национальные системы «Электронного правительства», что позволяет не только управлять государственными структурами, эффективно развивать бизнес-процессы, взаимодействуя между государством и предпринимателями, а также предоставлять государственные услуги своим гражданам в наиболее доступной интерактивной форме через сеть Интернет.

18 марта в Национальном пресс-центре состоялась пресс-конференция Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан, на которой было рассказано о развитии системы «Электронное правительство» и интерактивных государственных услуг в Узбекистане.

«Электронное правительство» — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

У нас в стране уже давно и целенаправленно внедряются информационно-коммуникационные технологии для предоставления интерактивных государственных услуг населению и юридическим лицам через веб-сайты госорганов и Правительственный портал Республики Узбекистан. Еще в 2007 году был утвержден Реестр базовых интерактивных государственных услуг (БИГУ) в количестве 49 единиц. В 2009 году он был расширен до 94 единиц, а в настоящий момент он включает в себя более 195 видов.

На сегодняшний день, в качестве эффективных элементов «электронного правительства», реализовано более 20 проектов. В их числе:
• Правительственный портал Республики Узбекистан — gov.uz, являющийся системообразующим элементом инфраструктуры электронно-информационного взаимодействия организаций, а также между юридическими и физическими лицами.

egov_27_03_2013

Любой гражданин или представитель предприятия, организации, учреждения может получить полную информацию по всем элементам государственной власти в Узбекистане, а также направить официальный запрос в тот или иной орган власти в электронном виде, непосредственно через портал gov.uz На данном портале также опубликован полный реестр интерактивных базовых государственных услуг.

egov_27_03_2013_1

• Портал «E-Kommunal.uz» общей информационной инфраструктуры в сфере ЖКХ, который упрощает обмен информацией между населением, контролирующими органами и товариществами собственников жилья, а также коммунальными службами. На данном портале в удобной форме размещена информация по всем вопросам жилищного и коммунального хозяйства Узбекистана, а также информер тарифов и даже интерактивный калькулятор всех коммунальных услуг. Каждый желающий может разместить на портале информацию, фотографию о той или иной проблеме в области коммунального хозяйства, которая будет рассмотрена соответствующими органами государственной власти для принятия мер по исправлению выявленных проблем.

egov_27_03_2013_2

• Система автоматизации сбора и обработки статистической, налоговой и другой финансовой отчетности от субъектов предпринимательства в электронном виде (stat.uz, soliq.uz). На сайте Государственного налогового комитета любой налогоплательщик, как юридическое, так и физическое лицо, может получить целый перечень услуг от консультации, сдачи налоговой отчетности или декларации о доходах в электронном виде, или подтвердить свой ИНН.

egov_27_03_2013_3

Через сайт Государственного комитета по статистике каждый субъект предпринимательства может сдать статистическую отчетность в электронном виде, а при создании новой фирмы, каждый гражданин может воспользоваться Системой электронного резервирования фирменных наименований. В настоящее время 101 форма (из 141 действующей формы) государственной статистической отчетности доступна для сдачи в электронном виде через сеть Интернет. По состоянию на 1 февраля текущего года в электронном виде зарезервировано более 103 тыс. фирменных наименований.

• Национальная база законодательства Узбекистана, содержащая в себе более 25 тыс. нормативных актов в открытом доступе (lex.uz). Основная цель национальной системы Lex.Uz — повышение правовой культуры населения путем обеспечения широкого доступа юридических и физических лиц к нормативно-правовым актам, совершенствование работы в деле обеспечения населения правовой информацией.

egov_27_03_2013_4

В этой базе данных на узбекском и русском языках размещены Конституция Республики Узбекистан, принятые с 1990 года по настоящее время законы, кодексы страны, постановления палат Олий Мажлиса, указы, постановления и распоряжения Президента, постановления, распоряжения Кабинета Министров, нормативно-правовые акты и другие документы министерств, государственных комитетов и ведомств, постановления Конституционного суда, Верховного суда и Высшего хозяйственного суда, международные договора Республики Узбекистан. Следует отметить, что национальная база Lex.Uz является единственной информационно-правовой системой в Узбекистане, предоставляющей бесплатный доступ через Интернет к нормативно-правовым актам.

egov_27_03_2013_5

• Персональный кабинет для потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступ к своим личным данным каждого потребителя электроэнергии (uzbekenergo.uz). Каждое предприятие, организация или семья являются потребителем электроэнергии. Данный проект позволит в удобной интерактивной форме контролировать учет использования электроэнергии всеми потребителями страны.

egov_27_03_2013_6

• Онлайн-анкета для оформления виз для получения иностранными гражданами визы в Узбекистан(evisa.mfa.uz). Система является частью веб-сайта МИД Узбекистана как отдельная веб-страница, которая в настоящее время работает на узбекском, английском и русском, а в перспективе также на других языках мира. Примечательно, что Узбекистан стал 9-й страной мира, внедрившей у себя систему eVisa, что, несомненно, повысит туристический и бизнес-потенциал нашей страны.

egov_27_03_2013_7

• Единый портал лицензиата, позволяющий получить информации о перечне лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур, требуемых документах для получения лицензий и разрешений (license.uz) и другие. В Узбекистане постоянно сокращается перечень видов лицензируемой деятельности и упрощаются процедуры их получения. Данный проект позволяет получить всю информацию и снизить уровень бюрократической нагрузки при получении необходимых лицензий.

Необходимо понимать, что Базовые интерактивные государственные услуги являются только частью полноценной системы «Электронное правительство».

egov_27_03_2013_8

egov_27_03_2013_9

egov_27_03_2013_10

На заседании Кабинета Министров 18 января 2013 года, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год, Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отметил важность разработки Концепции и комплексной программы формирования системы «Электронное правительство» в стране.

Специально созданной рабочей группой из числа руководителей и специалистов государственных органов с учетом передового опыта мирового лидера в данной сфере Республики Корея и других ведущих зарубежных стран в области «электронного правительства» осуществляется разработка Концепции и Комплексной программы по формированию системы «Электронное правительство», а также Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы в Республике Узбекистан на период 2013–2017 годы.

Что такое «Электронное правительство»?
Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

Таким образом, электронное правительство имеет следующие основные цели:
оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
• поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
• рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
• снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете, это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Виды взаимодействия электронного правительства
• Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
• Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
• Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
• Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).
Источник: http://ru.wikipedia.org

При разработке проектов активно участвуют корейские и другие иностранные эксперты, проводятся «круглые столы», встречи, семинары и совещания по данному направлению со специалистами различных министерств и ведомств Узбекистана.

Разрабатываемые проекты Концепции и Комплексной программы формирования системы «Электронное правительство» в Республике Узбекистан на период 2013–2017 годы, определяют основные задачи по формированию и развитию системы «Электронное правительство» с учетом текущего состояния и направлений взаимодействия государственных органов между собой, с населением и субъектами предпринимательства. Для оценки эффективности предлагаемых мер по внедрению системы «Электронное правительство» разработаны целевые показатели и индикаторы по различным сферам и направлениям интерактивных услуг государственных органов.

В результате внедрения системы «Электронное правительство» ожидается переход к полностью транзакционным услугам, которые исключают необходимость посещения разных инстанций и непосредственного общения с госслужащими для получения государственных услуг населением и представителями бизнеса, что, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных удобств населению и улучшению условий ведения бизнеса.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте